Кейс-технология
методическая разработка

Тимашова Ирина Викторовна

В статье изложен анализ опыта применения кейс-технологий в начальной школе как средство развития мотивации к учению на примере урока литературного чтения. Целью работы является повышение уровня развития мотивации к учению у младших школьников. Рассматривается примерная характеристика методики работы по кейс-технологиям; методическое сопровождение структуры и содержания кейсов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл keys-tehnologiya.docx34.71 КБ

Предварительный просмотр:

Ирина Викторовна Тимашова,

Учитель начальных классов, высшая квалификационная категория,

ГБОУ СОШ № 511, г. Пушкин, Северо-западный регион, РФ

Применение кейс-технологий в начальной школе как средство развития мотивации к учению младших школьников

  1. Краткая аннотация к работе:

 В статье изложен анализ опыта применения кейс-технологий в начальной школе как средство развития мотивации к учению на примере урока литературного чтения. Целью работы является повышение уровня развития мотивации к учению у младших школьников. Рассматривается примерная характеристика методики работы по кейс-технологиям; методическое сопровождение структуры и содержания кейсов.

Ключевые слова: кейс-технология, мотивация, учение, младший школьник.

  1. Содержание
  1. Введение

Образовательная технология кейс-метода означает изучение предмета школьниками путём рассмотрения ситуаций или задач. Кейс – это своеобразный учебный пакет, в котором рассматриваются конкретные ситуации, случаи, факты, решения. Данную технологию называют еще методом ситуаций или прецедентов. Суть метода в следующем: для организации обучения используются описания конкретных ситуаций (от английского «case» - случай). Учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений.

  1. Изложение основного материала статьи.

Использование данной технологии на уроках литературного чтения будет способствовать формированию у детей универсальных учебных действий, в основном познавательных и коммуникативных. Умению анализировать ситуацию, оценивать альтернативы и выбирать пути решения.  За счёт ориентации на конкретные проблемы повышает мотивацию учения у школьников, т.к. им становится понятно, в какой ситуации им может это пригодиться тот или иной учебный материал, как можно применить его в деятельности. Коммуникативные навыки: умение вести дискуссию, убеждать, защищать свою точку зрения.

Вырабатываются определенные социальные навыки: оценка поведения людей, умение слушать, поддерживать в дискуссии или аргументировать противоположное мнение, контролировать себя и т.д.

Обучение при помощи кейс-технологии является сложным процессом, который не поддается полной алгоритмизации. В связи с этим предложенная ниже схема описывает только лишь те операции, которые «формально представимы». Творческие же действия алгоритмизировать достаточно сложно.

  1. Структура и содержание кейса:
  • предъявление темы урока, проблемы, вопросы, задания;
  • подробное описание спорных ситуаций;
  • сопутствующие факты, положения, варианты, альтернативы;
  • учебно-методическое обеспечение: наглядный, раздаточный или другой иллюстративный материал;
  • литература основная и дополнительная;
  • режим работы с кейсом;
  • критерии оценки работы по этапам (табл. 1).

Таблица 1

Учитель

ученик

задача учителя – подбор материала, направление беседы или дискуссии

задача ученика – разрешение поставленной в этом материале проблемы и получение реакции окружающих.

Оказывает помощь в спорах, но не навязывает свое мнение

Осознание того, что риск принятия решений лежит на них

Формирует межпредметное знание, использует методы активного обучения

Должны обладать базовыми теоретическими знаниями по учебному предмету,  умениями участия в групповой дискуссии.

Исходя из вышеизложенного материала, рассмотрим примерную характеристику методики работы по кейс-технологиям в каждом этапе.

1. Работа ученика с кейсом

I этап — знакомство с ситуацией, её особенностями;

II этап — выделение основной проблемы (проблем), выделение персоналий, которые могут реально воздействовать на ситуацию;

III этап — предложение концепций или тем для «мозгового штурма»;

IV этап — анализ последствий принятия того или иного решения;

V этап — решение кейса — предложение одного или нескольких вариантов последовательности действий, указание на важные проблемы, механизмы их предотвращения и решения.

2.  Действия учителя в кейс - технологии

- создание кейса или использование уже имеющегося;

- распределение учеников по малым группам (4-6 человек);

- знакомство учащихся с ситуацией, системой оценивания решений проблемы, сроками выполнения заданий;

- организация работы учащихся в малых группах, определение докладчиков;

- работа с кейсом;

- организация презентации решений в малых группах;

- организация общей дискуссии;

- обобщающее выступление учителя, его анализ ситуации;

- оценивание учащихся преподавателем.

  1. Пример работы по кейс-технологиям-срез урока во 2 классе:

Леонид Пантелеев. Сказка «Две лягушки» (2 класс)

     Жили-были две  лягушки.  Были они  подругами  и  жили вместе. Только одна лягушка была храбрая, упорная, веселая, а  другая – трусливая и ленивая.        

     Один раз ночью пошли лягушки погулять. Идут по лесу и  вдруг видят: стоит дом.  А  около дома погреб.  И пахнет от погреба очень вкусно. Забрались они в  погреб и стали  там  играть и  прыгать. Прыгали, прыгали и попали в горшок со сметаной. И стали тонуть.

     Тогда они стали барахтаться, стали плавать. Но у этого горшка были очень высокие стенки. И лягушки оттуда никак не могли выбраться. Трусливая, ленивая лягушка подумала: "Все равно мне отсюда не выбраться.  Уж лучше я сразу утону". Перестала барахтаться - и утонула.

     А другая лягушка была храбрая и упорная. Она подумала: "Нет, утонуть я всегда успею. Лучше я еще побарахтаюсь, еще поплаваю. Может быть, у меня что-нибудь и выйдет".

    Плавает, плавает, барахтается, барахтается и вдруг  чувствует  под ногами уже не сметана,  а  твердое масло.  "Что такое? - думает лягушка. - Откуда здесь взялось масло?"  Удивилась она,  а потом догадалась: ведь это она сама лапками своими из жидкой сметаны твердое масло сбила.  "Ну вот,  -  думает лягушка,  -  значит, я хорошо сделала, что сразу не утонула".

      Выпрыгнула из горшка  и  поскакала к себе домой - в лес. А вторая лягушка осталась лежать в горшке!   Ну что ж! Сама виновата. Не падай духом! Не умирай раньше смерти...

  1. Работа над текстом.

-  Читаем несколько раз. Сначала чтение про себя, затем вслух один человек. После первого прочтения начинаем выделять героев и события.

-  Как вы думаете, какая сегодня тема? Цель?

  1. Вопросы по кейсу  «Чему учит эта история?»

Для решения этого кейса необходимо ответить на следующие вопросы и выполнить задания:

1. Выявите основную проблему сказки Леонида Пантелеева «Две лягушки». Сформулируйте её.

2. Каково ваше отношение к содержанию этой истории?

3. Дайте оценку этой ситуации сегодня в современной жизни?

4. Выскажите своё мнение по отношению к выбору  первой и второй лягушки.

5. Продолжите предложение  ,описывающее характер второй лягушки.

Она была упорная, ……………………………………………………………….

6. Выберите пословицы и высказывания, в которых отражена мудрость этой сказки:

Упорство и труд рядом идут!

Сила духа делает человека непобедимым!

Сам погибай, а товарища выручай!

Преодоление трудности учит нас побеждать, а бездействие - убивает нас.

Сильный духом в воде не тонет, в огне не горит!

Твоя решимость не сдаваться, позволит тебе не сломаться даже тогда, когда рушится всё.

В этом мире каждый сам способен управлять своей судьбой!

7. Предложите ваши варианты решений этой ситуации.

8. Подумайте и сделайте вывод.

 Какие чувства вызвала у вас работа над кейсом?

Что нового вы узнали?

 Чему научила вас данная работа?

  1. Заключение

Данный метод ориентирован на принципиальное изменение характера образования, на замещение стиля «преподавание» стилем «обучение». Эта особенность стимулирует поисковую активность участников. Обращенность в будущее - ориентация не на изучение «чего-то», а на научение «чему-то». Обучение на своих ошибках.

Задача преподавания отклоняется от классической схемы и пере ориентируется на получение не единственной, а многих истин при полной ориентации в их проблемном поле.

Результатом применения метода являются не только знания, но и компетенции, которые могут пригодиться независимо от избранной и по лученной профессии.

При использовании кейс-метода преодолевается классический дефект традиционного обучения и воспитания, связанный с сухостью, отсутствием эмоциональности в изложении материала.

Кейс-технология позволяет активизировать различные факторы: теоретические знания по тому или иному курсу, практический опыт обучаемых, их способность высказывать свои мысли, идеи, предложения, умение выслушать альтернативную точку зрения, и аргументированно высказать свою.

С помощью этой технологии обучающие получают возможность проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, научиться работать в команде, применять на практике теоретический материал и испытать успех, что способствует эффективному развитию мотивации к учению.

Использование этого метода необходимо ещё и потому, что он позволяет увидеть неоднозначность решения проблем в реальной жизни, быть готовым соотносить изученный материал с практикой - этому нужно учить с помощью активных методов обучения, в том числе включая кейсы в учебный процесс.

  1. Список использованныхисточников и литературы
  1. Диагностические методы мониторинга универсальных учебных действий учащихся 1 – 7 классов при реализации ФГОС / Составитель Шамаева С.Г., методист ГМК. - 2014. URL: http://guo- chernogorsk.ru/docs/fgos-psiholog_metodiki.pdf (Дата обращения: 03.03.2017).
  2. Case-study. Режим доступа: http://koshechkin.narod.ru/case.html.
  3. Михайлова Е.А. Кейс и кейс-метод: процесс написания кейса. Режим доступа: http://www.hr-training.net/statya/mihajlova_1.shtml.
  4. Новиков А.М. Методология образования. М.: Эгвес, 2006. 488 с.
  5. Смолянинова О. Дидактические возможности метода case-study в обучении учащихся. Режим доступа: http://www.lan.krasu.ru.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.

План-конспект урока  по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий....

«Новые образовательные стандарты: Творческие поиски, методические находки – кейс-технологии, учебный диалог»

В связи с реформами образования в нашей стране, происходит постоянный поиск эффективных методов обучения, одним из них являются так называемые кейс-технологии....

Конспект урока с применением кейс-технологий

"Как помочь будущему хозяину выбрать свою собаку"...

«Применение современных педагогических технологий в начальной школе. Методическая находка - кейс-технология».

Применение современных педагогических технологий в начальной школе. Использование кейс-технологии на уроках....

«Применение современных педагогических технологий в начальной школе. Кейс-технология».

МАОУ СОШ № 64, г. Улан-Удэ            Сегодня школа нацелена на достижение нового, современного качества образования, на решение жизненно важных ...

Кейс технологии. Исследовательский кейс.

Пример исследовательского "кейса" для начальной школы...