Статья "Формирование основ тестовой культуры у младших школьников во внеурочной деятельности по хакасскому языку"
статья (2 класс)

Миначева Анна Андреевна

В данной статье информация о формировании основ тестовой культуры у младших школьников во внеурочной деятельности по хакасскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_minacheva_a.a.docx25.15 КБ

Предварительный просмотр:

А.А. МИНАЧЕВА

Учитель начальных классов и внеурочной деятельности по хакасскому языку,

МБОУ «СОШ №29» г. Абакана,

Педагог-наставник Ефремова Р.М.

«ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ТЕСТОВОЙ КУЛЬТУРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ХАКАССКОМУ ЯЗЫКУ»

Разнообразие видов и методов тестирования существует не только в школьной программе, но и в повседневной жизни. В наше время тесты практикуются не только для контроля знаний учащихся. Они нашли свое применение в различных областях жизнедеятельности человека. В условиях законодательного введения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  как основной формы итоговой аттестации выпускников начальной школы учителя оказались перед необходимостью осмысления особенностей нового вида контроля и содержания подготовительной работы, способной обеспечить его оптимальные результаты. В статье описывается организация этой работы в образовательном процессе начальной школы.

Современный урок нуждается в технологиях, позволяющих детям самим влиять на то, что и как они изучают. Одним из важных звеньев учебного процесса должно быть обучение детей правильному выполнению и решению тестовых заданий. Необходимо не только объяснять детям, зачем они проходят те или иные формы контроля, но и как правильно их проходить,  на что в первую очередь обращать внимание для безошибочного решения поставленных задач.

Интерес образовательной общественности к достижениям классической и современной тестовой теории, к методам разработки качественных педагогических тестов, к оценке их надежности огромен. Эта проблема в ее современном и историческом аспектах исследуется известными российскими и зарубежными учеными: В.С. Аванесов,  В.М.Кадневский, М.О.Гулюгина, Б.А. Ашарин, В.П. Беспалько, В.Г. Кузнецов, А.Н. Майоров, А.И. Огорелков, С.С. Степанов, И.А. Цатурова, М.Б. Челышкова, Д. Вилфорд, Д. Гласс, К. Ингенкамп, Дж. Стенли.

Формирование базовой культуры младшего школьника является неотъемлемой частью начального школьного образования, цель которого – вооружить младшего школьника необходимым минимумом знаний, умений, навыков, позволяющим ему овладевать различными видами учебной деятельности, культурой общения и учебного труда. Составляющим компонентом базовой культуры младшего школьника является и формирование тестовой культуры, как универсального учебного действия.

Тестовая культура исследователями В. С. Аванесовым, М. О. Гулюгиной, В. М. Кадневским, понимается как  высокий уровень овладения определенными универсальными учебными действиями, позволяющий определить личностные характеристики испытуемого на основе стандартизированного задания – теста. Тестовая технология, как природосообразная и здоровьесберегающая технология контроля над качеством учебных достижений учащихся, снижает уровень психологической тревожности, стрессовое состояние. Тесты способствуют решению учебных задач по овладению программными знаниями, умениями и навыками. От учителя, использующего на уроке и внеурочных занятиях тесты, требуется переход от привычной роли наставника и контролёра к позиции наблюдательного помощника, который меньше учит и воспитывает, а больше помогает детям учиться самостоятельно, фиксировать и анализировать индивидуальную траекторию учения каждого ребёнка.

Выполнение тестов вырабатывает навыки критического мышления: умение самостоятельно анализировать поставленный вопрос, оценивать предлагаемые варианты ответов, делать выбор правильного ответа. Формируется тестовая культура на протяжении долгого периода времени, это зависит от частоты и количества выполнения тестовых заданий. Сформированность тестовой культуры выражается в приобретении ребенком следующих умений: понимать формулировку задания; соблюдать форму записи ответа; полностью выполнять задание (все его части); рассчитывать время выполнения каждого задания; дисциплинированно себя вести во время выполнения теста. Внеурочная деятельность по хакасскому языку ввиду разнообразия своих видов, методов и форм деятельности отлично подходит младшим школьникам. Это многообразие вариантов проведения занятий не даст ученикам заскучать и потерять интерес к изучению хакасского языка и культуре этого народа. Внеурочные занятия по хакасскому языку значительно расширяют круг тем, на основе которых учитель может составлять и давать учащимся тесты. Благодаря обилию информации, которую педагог может дать детям в рамках этих внеурочных занятий, учителем возможно использование тестирований разных форм: индивидуальные и групповые; устные и письменные; бланковые, предметные, аппаратурные и компьютерные; вербальные и невербальные (практические).

На основе работы В. М. Кадневского «Генезис тестовой культуры» нами был модифицирован комплекс упражнений на формирование тестовой культуры у младших школьников во внеурочной деятельности по хакасскому языку. Данные упражнения направлены на развитие познавательных процессов младших школьников, таких как внимание, мышление, его логичность, а также на умение ребенка рационально использовать время при выполнении тестовых заданий. В рамках нашей работы данная программа была использована с детьми 2-го класса на базе МБОУ «СОШ №29» города Абакана. Проведенные исследования сформированности тестовой культуры младших школьников на констатирующем и контрольном этапе нашей работы показали существенные изменения в формировании тестовой культуры детей. Все это подводит нас к мысли, что именно непрерывная работа над развитием познавательных процессов и постоянная отработка решения тестовых заданий являются эффективным средством в решении поднимаемой нами проблемы. Важно научить ребенка быть не просто образованным, но и умеющим применять полученные знания, умения и навыки в жизни. В младшем школьном возрасте закладываются основные знания и умения. А от того, каким образом они будут заложены, зависит развитие личности ребенка.

Библиографический список

1. Аванесов В. С. Методологические и теоретические основы тестового контроля. Дисс… д-ра. пед. наук. СПб.: Госуниверситет, 1994. 339с.

2. Гулюгина М. О. Формирование тестовой культуры. Практическая методика обучения учащихся работе с тестами. 1–4 классы. Волгоград: Учитель, 2008. 154 с.

3. Кадневский В. М. Тестовая культура как феномен человеческой цивилизации // Культурологические исследования в Сибири. 2003. №1(9). С. 54-67.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Воспитание эстетической культуры у младших школьников во внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС»

Внеурочная деятельность - составная часть учебно-воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени обучающихся. В Федеральных государственных образовательных ста...

Воспитание нравственных и этических основ культуры младших школьников во внеурочной деятельности

Проблема нравственного воспитания и духовного развития детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед школой, родителями и обществом в целом.Проблема нравственного воспитания и духовного разв...

Формирование основ гражданской идентичности младших школьников во внеурочной деятельности.

Сегодня Россия переживает сложный период своей истории. Одна из са-мых больших опасностей, подстерегающих наше общество – это размываниенравственных ориентиров личности. У современных детей искажены п...

Воспитание основ гражданской идентичности младших школьников во внеурочной деятельности

Представленная статья раскрывает актуальность и необходимость воспитания основ гражданской идентичности в начальной школе. В сттатье описаны этапы работы педагога по формированию основ гражданской иде...

«Опыт работы по формированию основ нравственного воспитания у младших школьников во внеурочной деятельности с применением дистанционных технологий»

Статья посвящена вопросу обучения правилам этикета как средства по формированию основ нравственного воспитания у младших школьников во внеурочной деятельности. Данный материал заинтересует учител...

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ И ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОГРАММЕ «ЭКОЛОГИЯ И ОБЖ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

Педагогический проект «Формирование личностного потенциала младших школьников через научно- обоснованную систему понятий       экологической культуры и основы безоп...

«Формирование основ духовно-нравственной культуры младших школьников через внеурочную деятельность».

В статье отражено обоснование необходимости разработки и опыт создания программы курса внеурочной деятельности "Моя малая Родина"....