Технологии читательской грамотности
статья (1 класс)
В данной статье рассмотрены модель функционально грамотного человека и понятие читательской грамотности, как одного из базовых навыков функциональной грамотности. Основное внимание автор уделяет технологиям читательской грамотности, применяемым на уроках литературного чтения у младших школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologii_chitatelskoy_gramotnosti.docx | 15.57 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИИ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ.
Вашурова М.А.
Учитель начальных классов, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Гимназия №30 имени Железной Дивизии.
Аннотация: В данной статье рассмотрены модель функционально грамотного человека и понятие читательской грамотности, как одного из базовых навыков функциональной грамотности. Основное внимание автор уделяет технологиям читательской грамотности, применяемым на уроках литературного чтения у младших школьников.
Ключевые слова: литературное чтение, функциональная грамотность, читательская грамотность, проблемная технология, проектная технология, игровая технология, личностно-ориентированная технология.
В современном мире активно развиваются информационные технологии. И, если раньше информацию нам приходилось с трудом добывать из газет и телевидения, то теперь каждому из нас приходится воспринимать её буквально с любого уголка нашей планеты, благодаря активной сети Интернет. Поэтому важным качеством современного человека является умение воспринимать, анализировать и использовать любую информацию, которая ему доступна, иначе говоря, человек должен стать функционально грамотным. Такой человек более самостоятелен, инициативен, готов обучаться новому всю свою жизнь, способен принимать нестандартные решения, уверен в своих силах. Задача педагога воспитывать в детях именно эти качества.
Одним из базовых навыков функциональной грамотности является читательская грамотность, которая также имеет свои технологии. Вот именно об этом мне хотелось бы поговорить более подробно.
В начальной школе закладывается «фундамент» читательской грамотности, где формируются базовые навыки, такие как смысловое чтение, говорение слушание и письмо. В основном это происходит на уроках литературного чтения, где педагог ставит цель не только научить детей чтению литературы, но и восприятию полученной информации. А также прививает любовь к самому предмету «литературное чтение».
В современной методике обучению смысловому чтению можно выделить несколько технологий: проблемная, проектная, игровая и личностно-ориентированная.
Выбор технологий зависит не только от жизненного опыта и уровня знаний учащихся, но и от уровня познавательных интересов, готовности к самообучению и самовоспитанию.
При использовании проблемной технологии педагог создаёт проблемную ситуацию, где задействует активную познавательную деятельность младших школьников в решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умений видеть явления за отдельными фактами.
При использовании проектной технологии используется творческая деятельность, где учащимся предлагается написание собственных стихов, басен, песен, а также пользуется популярностью составление кроссвордов. Ребёнок сам выбирает тему и создаёт свой проект, а в дальнейшем его защищает. У ребёнка развиваются навыки самопрезентации и рефлексии.
При использовании игровой технологии педагог даёт возможность детям почувствовать себя героями того или иного произведения. Ребёнок «входит» в роль и встаёт перед выбором: пойти путём героя или выбрать свой. Эта технология интересна тем, что у каждого ребёнка своё видение на поступки героя, кто-то может их поддерживать, а кто-то с ними категорически не согласен. Главное, учитывать личное мнение каждого.
Актуальной технологией на данный момент остаётся личностно-ориентированная технология, при использовании которой педагог создаёт ситуацию успеха для каждого ученика, даёт ему возможность поделиться своими мыслями, задавать вопросы друг другу. Здесь отслеживается не только уровень полученный знаний, но и отслеживаются личностные особенности школьников.
Данные технологии одни из многих, которые обеспечивают развитие у младших школьников навыки мышления и рефлексии, которые являются важнейшими составляющими понятия «читательская грамотность».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль технологии развития критического мышления в формировании читательской грамотности учащихся начальных классов
Описание опыта работы....
Мастер-класс: «Формирование читательской грамотности с применением приёмов технологии критического мышления на уроках литературного чтения»
Цель: совершенствование методического мастерства педагогов по развитию критического мышления....
Мастер-класс "Формирование читательской грамотности с помощью технологии продуктивного чтения"
В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя, у которого есть стойкая привычка к чтению, знающий книги, умеющий их самостоятельно выбирать.Достижение этой цели предпол...
Развитие читательской грамотности в начальной школе, как одного из компонентов функциональной грамотности учащихся, с применением современных технологий.
Базовым навыком функциональной грамотности младших школьников считается читательская грамотность – это умение человека понимать и использовать письменные тексты, анализировать, изучать их д...
Читательская грамотность, как одна из технологий формировании функциональной грамотности учащихся начальной школы
Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность....
Технология формирования читательской грамотности у учащихся как одного из компонентов функциональной грамотности.
Представление опыта работы по использованию технологии продуктивного чтения, разработанной профессором Н.Н. Светловской....
ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ, ДИАГНОСТИКИ И ОЦЕНКИ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ, ДИАГНОСТИКИ И ОЦЕНКИ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ...