Мастер-класс "Формирование читательской грамотности с помощью технологии продуктивного чтения"
учебно-методическое пособие по чтению

Шатило Ирина Геннадьевна

В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя, у которого есть стойкая привычка к чтению, знающий книги, умеющий их самостоятельно выбирать.

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:                                 

1. Формирование техники чтения и приемов понимания и анализа текста; Одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;                                                                                                                       

2. Введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; формирование эстетического вкуса;                                                     

3. Развитие устной и письменной речи, овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;           

4.  Приобщение к литературе как  искусству слова.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Слайд 1. Тема мастер-класса: «Формирование читательской грамотности с         помощью технологии продуктивного чтения»

Цель: Ознакомить участников мастер-класса с технологией продуктивного чтения, заинтересовать этой технологией, показав, как она воплощается на практике.

Слайд 2.        «Все должно быть изложено так просто,

как только возможно, но не проще.»

Альберт  Эйнштейн

Проблема

Простота изложения очень важное качество для педагога, однако, чрезмерное упрощение чревато упущением важных деталей. Зачастую детей отпугивает сложность, которая заключается в незнакомых терминах, непонятных таблицах, огромных текстах. Сегодня мы остановимся на  проблеме восприятия текста. Основная задача педагога настроить детей на позитивное восприятие новой информации пробудив интерес. Один из способов в достижении данной цели является технология продуктивного чтения, разработанная профессором, доктором педагогических наук  Натальей Николаевной Светловской.

Технология универсальна, может применяться на уроках любого цикла. Она направлена  на формирование всех универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных, регулятивных, личностных.

Теоретическая часть.

Слайд 3 Цель технологии: формирование читательской грамотности школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя, у которого есть стойкая привычка к чтению, знающий книги, умеющий их самостоятельно выбирать.

Слайд 4 Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:                                  1. Формирование техники чтения и приемов понимания и анализа текста; Одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;                                                                                                                       2. Введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; формирование эстетического вкуса;                                                      3. Развитие устной и письменной речи, овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;            4.  Приобщение к литературе как  искусству слова.

Слайд 5  В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. (Екатерина Валерьевна Бунеева – говорит, что грамотный читатель это тот, кто:

  • любит и хочет читать,
  • умеет выбирать книги,
  • умеет читать, то есть воспринимать и понимать текст, владеет приемами смыслового чтения (одно из важнейших требования современного государственного образовательного стандарта).
  1. Так что же такое технология?

(Последовательность этапов работы).

  1. Что значит продуктивное чтение?

(Продуктивное – от слова «продукт»).

  1. Что может быть продуктом чтения?

(Результат)

  1. А какой результат может быть у чтения?

(Понимание смысла прочитанного).

Понимание – это действительно результат продуктивного чтения. Но не только это. Понимание невозможно без другого результата чтения.

  1. Что же является вторым результатом чтения?

(Восприятие прочитанного текста)

Восприятие – это включение человека в чтение.

Слайд 6      А что значит включиться в чтение?

 Читаем – и представляем картины, героев.

Читаем – и ставим себя на место героев,

Читаем – и переживаем,

Читаем - участвуем в действии.

Читаем – задумываемся над содержанием,

Читаем – предполагаем конец истории,

Читаем  - и реагируем на прочитанное: смеемся, грустим,

Читаем - удивляемся, радуемся – испытываем эмоции.

При этом неважно, как мы читаем: вслух, про себя, читаем сами или слушаем чтение другого. То есть настоящий читатель воспринимает текст через эмоции, воображение и содержание.

Слайд 7  Чем же традиционный урок отличается

от продуктивного чтения

Цель: учим самостоятельно понимать текст.

Средство: приемы освоения текста до чтения, во время чтения или после чтения.

Традиционный урок:

До чтения: учитель готовит к восприятию текста. Например: «Сейчас       узнаем      о писателе и прочитаем…»

Во время чтения: текст читает учитель или хорошо читающие дети, остальные слушают.

После чтения: ученики отвечают на вопросы учителя, работа с текстом сводится к бесконечной беседе и вызывает скуку на уроке и не любовь к чтению.

Продуктивное чтение:

До чтения: ученики прогнозируют содержание текста, предполагают о чем текст по его названию, иллюстрации, портрету писателя. Возникает мотивация к чтению.

Во время чтения: читаем и ведем диалог с автором, задаем вопросы, прогнозируем ответы, проверяем себя по тексту. Возникает читательская интерпретация.

После чтения: беседуем и уточняем позицию автора.

        Слайд 8           Технология включает в себя три этапа работы с текстом.

1 этап. Работа с текстом до чтения.

Цель – развитие читательского умения, как антиципация  (умение предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации)

Главная задача – вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать книгу, рассказ.

Слайд 9   2 этап. Работа с текстом во время чтения.

Цель – понимание текста и создание его читательской интерпретации (истолкования, оценки).                                                                                                 Главная задача  – обеспечить полноценное восприятие текста.

Слайд 10    3 этап. Работа с текстом после чтения.

Цель – корректировка читательской интерпретации в соответствии с

авторским смыслом.

Главная задача – обеспечить углублённое восприятие и понимание текста.

Знакомство с творчеством автора, его биография.

        Практическая часть

1 этап.  Работа с текстом до чтения.

Сегодня уважаемые коллеги, вы на время ученики начальных классов и мы попробуем с вами разобрать одно из произведений с помощью технологии продуктивного чтения.

Слайд 11

По названию давайте попробуем предположить, о чём  будет произведение?

  1. (Слайд 12) Кавот и Камут

Может, иллюстрация нам поможет разобраться, кто герой этого произведения? Высказывают предположения. (щелчок)

Все произведение мы читать сразу не будем, будем читать с остановками.

2 этап.  Работа с текстом во время чтения. Осмысление содержания. 

Цель – понимание текста и создание его читательской интерпретации.

Изучающее чтение вслух. Приём «Диалог с автором». Диалог с автором имеет условное обозначение – ребёнок с книгой.

(Слайд 13) Мне с постели вставать не охота:

              (Почему неохота вставать с постели?) – заболел, хочется еще поспать, ленивый

(щелчок) Я боюсь наступить на Кавота, -

                (Кто такой Кавот?)

                (Почему он боится наступить?) – он колючий, страшный

(щелчок) У меня под кроватью живёт

                (Почему живет под кроватью?)

                (Какого он размера?)

(щелчок) Симпатичнейший в мире Кавот.

               (Сам автор поясняет, что герой боится наступить на Кавота потому что он симпотичный)

(щелчок) И еще с ним такая забота:

              (Какая забота может быть с Кавотом?)- надо выгуливать, кормить, чесать, играть с ним, учить, лечить……

(щелчок) Накормить невозможно Кавота,

                (Почему невозможно накормить?) – он не все есть, герой не знает чем кормить

(щелчок) Так как каждый кусок почему-то

                 Попадает в желудок Камуто.

                 (Кто такой Камут?)

3 этап. Работа с текстом после чтения.

  1. Беседа по стихотворению

- Прочитайте стихотворение выразительно и скажите, - Кто такие Камут и Кавот? – (выдуманные существа)

- А кто их придумал?

- О чем эти стихотворение? – о детской фантазии, которая безгранична.

- Какие иллюстрации вы бы сделали к стихотворению?

  1. Посмотрите, пожалуйста,  на портрет писателя – знаком ли вам этот писатель?
  2.  Прочитайте его фамилию. Вам что-нибудь известно об этом авторе? (щелчок)

Такую работу вы можете проводить с учениками на любом уроке, и даже веселые стихотворения Бориса Заходера они будут воспринимать по другому.

Слайд 14  А под конец мастер класса я хочу рассказать вам сказку «Курочка Ряба»

- Вы все слушали эту сказку в детстве и сами читали своим детям. Кто-нибудь из вас может объяснить смысл данной сказки?

- Тогда начнем….

Слайд 15 «Жили-были дед да баба,

- Как жили дед да баба?

- Видимо жили бедно, потому что у них была только Курочка Ряба…

Слайд 16  Снесла курочка яичко не простое, а золотое.

- То есть случилось счастье!!!!

- И как постают люди?

Слайд 17 Дед бил-бил – не разбил.

                 Баба била-била – не разбила.

(пытаются его разбить)

- Зачем?

- Почему? Неизвестно.

- А ведь автор сказки (русский народ) прекрасно понимает, что этого делать не надо. Он просто рассказывает о событии, а вывод из него должны делать мы сами.

Слайд 18  Технология продуктивного чтения с одной стороны, не настолько сложна, как кажется (даже с учетом ее многоэтапности), а с другой – не настолько проста, чтобы ее не стоило изучать, совершенствовать и обмениваться опытом ее применения.

Формирование УУД

Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;

3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника;

7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) формируем умение работать в паре.

Регулятивные УУД:

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД:

1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной

деятельности;

3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Формирование читательской грамотности с помощью технологии продуктивного чтения» Шатило Ирина Геннадьевна

Слайд 2

«Все должно быть изложено так просто, как только возможно, но не проще.» А. Эйнштейн

Слайд 3

: Цель технологии: - формирование читательской грамотности школьника.

Слайд 4

Задачи : 1.Формирование техники чтения и приемов понимания и анализа текста; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать; 2. Введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; формирование эстетического вкуса; 3. Развитие устной и письменной речи, овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей; 4. Приобщение к литературе как искусству слова.

Слайд 5

Грамотный читатель: любит и хочет читать, умеет выбирать книги, умеет читать, то есть воспринимать и понимать текст, владеет приемами смыслового чтения

Слайд 6

Включение в чтение Читаем – и представляем картины, героев. Читаем – и ставим себя на место героев, Читаем – и переживаем, Читаем - участвуем в действии. Читаем – задумываемся над содержанием, Читаем – предполагаем конец истории, Читаем - и реагируем на прочитанное: смеемся, грустим, Читаем - удивляемся, радуемся – испытываем эмоции.

Слайд 7

Отличия Традиционный урок До чтения: учитель готовит к восприятию текста. Например: «Сейчас узнаем о писателе и прочитаем…» Во время чтения : текст читает учитель или хорошо читающие дети, остальные слушают. После чтения : ученики отвечают на вопросы учителя, работа с текстом сводится к бесконечной беседе и вызывает скуку на уроке и не любовь к чтению. Продуктивное чтение До чтения: ученики прогнозируют содержание текста, предполагают о чем текст по его названию, иллюстрации, портрету писателя. Возникает мотивация к чтению. Во время чтения : читаем и ведем диалог с автором, задаем вопросы, прогнозируем ответы, проверяем себя по тексту. Возникает читательская интерпретация. После чтения : беседуем и уточняем позицию автора.

Слайд 8

Этапы работы с текстом I этап. Работа с текстом до чтения До чтения Предполагают Прогнозируют

Слайд 9

II этап. Работа с текстом во время чтения Во время чтения Комментированное чтение Вопросы Беседа Словарная работа Составление плана Ключевые слова Диалог с автором

Слайд 10

III этап. Работа с текстом после чтения После чтения Знакомство с автором Вопрос Беседа

Слайд 11

« Кавот и Камут »

Слайд 12

Мне с постели вставать не охота: Я боюсь наступить на Кавота , - У меня под кроватью живёт Симпатичнейший в мире Кавот . И ещё с ним такая забота: Накормить невозможно Кавота , Так как каждый кусок почему-то Попадает в желудок Камуто .

Слайд 14

Курочка Р яба

Слайд 15

Ж или-были дед и баба. И была у них курочка ряба.

Слайд 16

С несла курочка яичко, не простое, а золотое.

Слайд 17

Дед бил-бил - не разбил . Баба била-била - не разбила.

Слайд 18

М я ч и к Наша Таня громко плачет:

Слайд 19

Уронила в речку мячик. - Тише, Танечка, не плачь: Не утонет в речке мяч.

Слайд 21

Технология продуктивного чтения с одной стороны, не настолько сложна, как кажется (даже с учетом ее многоэтапности), а с другой – не настолько проста, чтобы её не стоило изучать, совершенствовать и обмениваться опытом ее применения .



Предварительный просмотр:

Наша Таня громко плачет

- Понятно кто герой произведения?

- А знакома ли она автору?

 - Известен ли возраст героини из этой строки.

- Что происходит с Таней?

 - Предположите причину слез маленькой Тани?

- Таня плачет громко, а можно ли плакать тихо?

- А почему же она плачет громко?

Уронила в речку мячик

 - Что становится понятно? – (Агния Барто спрятала информацию между строк, а я сейчас помогу ее понять)

- Где происходит действие?

- Когда происходят события? (Итак, нам становится понятно, что маленькая Таня ,знакомая автору, гуляла на берегу реки играла в мячик и уронила его в воду).

-Ну, а почему же она плачет?

- Тише, Танечка, не плачь

- Кому могут принадлежать эти слова?

- Скажите из этих слов понятно как автор относится к девочке?

 - Как он ее называет?

Давайте обратим внимание на слово ТИШЕ

- Что оно значит: Ты плачь, но не громко или совсем не плачь?

 - Если человек хочет ее успокоить значит он что знает?

- Давайте проверим предположение.

Не утонет в речке мяч 

- Как автор, помог девочке?

 - А что мы узнаем о человеке, который пришел на помощь Тане?

Итак, мы с вами провели диалог с автором и подходим к вычитыванию концепта этого произведения, главной мысли.

- В чем по вашему заключается главная мысль этого произведения? Как вам кажется? (Каждый человек конец произведения понимает по своему в силу своего духовного мира в силу своей эмоциональности).

- Я этот концепт поняла так: Не будь равнодушен к детям к их слезам к их радости не проходи мимо них и открывай для них удивительный окружающий мир. Этот концепт становится чисто педагогическим.

Наша Таня громко плачет

Уронила в речку мячик

Тише, Танечка, не плачь

Не утонет в речке мяч

- Всего 4 строчки и 17 слов, а на них выросла вся Россия. Мы прочитали это произведение как будто первый раз, а помогла нам в этом технология продуктивного чтения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология продуктивного чтения или формирование типпа правильной читательской деятельности.

Выступление перед учителями и воспитателями детских садов на тему "Технология продуктивного чтения"...

Технология продуктивного чтения (формирования типа правильной читательской деятельности).

В данной работе представлена единая для всех уроков технология чтения текста, основанная на природосообразной технологии формирования типа правильной читательской деятельности....

Развитие речи учащихся начальной школы при помощи использования современных образовательных технологий (технологии критического мышления, технологии продуктивного чтения, метода проектов)

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками... Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием, в руках умелых оно в состоя...

Выступление на районном вебинаре «Формирование читательской компетентности младших школьников» с опытом работы «Формирование читательской компетентности младших школьников через технологию продуктивного чтения на уроках ОРКСЭ»

Учитель высшей квалификационной категории МБОУ Междуреченская СОШ Кондинского района ХМАО-Югра В.В.Ворошилова. Выступление с опытом работы «Формирование читательской компетентности младших школь...

Формирования функциональной грамотности младших школьников. Технология продуктивного чтения

Технология продуктивного чтения направлена на формулирование собственной позиции, умения адекватно понимать собеседника (коммуникативные УУД), умения извлекать, интерпретировать, использовать текстову...

Формирование читательских компетенций на уроках литературного чтения через использование технологии продуктивного чтения

Методическая разработка содержит теоретическое обоснование выбора темы по формированию читательских компетенций и использованию технологии продуктивного чтения, а так же фрагменты уроков с использован...