Мастер класс "Интерактивный читательский дневник и другие бумажные хитрости"
учебно-методическое пособие

Больбух Ирина Анатольевна

«Что толку в книжке, если в ней нет картинок!» - восклицала кэрролловская Алиса. У учащихся начальных классов превалирует наглядно-образное мышление. Иногда нашим учащимся для более целостного восприятия литературного произведения не хватает красочности и динамики.

В практике ведения уроков литературного чтения я применяю такую форму литературно-творческой деятельности, как создание интерактивных читательских дневничков. Действующие лица в таких читательских дневниках «оживают» при открытии благодаря механизмам в технике pop-up.

«Что толку в книжке, если в ней нет картинок!» - восклицала кэрролловская Алиса. У учащихся начальных классов превалирует наглядно-образное мышление. Иногда нашим учащимся для более целостного восприятия литературного произведения не хватает красочности и динамики.

В практике ведения уроков литературного чтения я применяю такую форму литературно-творческой деятельности, как создание интерактивных читательских дневничков. Действующие лица в таких читательских дневниках «оживают» при открытии благодаря механизмам в технике pop-up.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер класс

«Интерактивный читательский дневник и другие бумажные хитрости».

Ув. коллеги, я рада приветствовать вас на своем мастер-классе, который я назвала «Интерактивный читательский дневник и другие бумажные хитрости.»

Начать хочу с фотографии Вадима Погодина и спросить Какие ассоциации у вас вызывает этот почтовый ящик? Совершенно верно, эта фотография ассоциируется с произведением Сент-Экзюпери «Маленький принц». Это удав, который проглотил слона. Почему же я решила начать свой мастер  класс с этой фотографии? Потому что читательский дневник своего рода ящик, куда ребята складывают свои мысли, чувства, творческие работы, игры, тесно связанные с  произведениями, которые прочитали. 

 Как же учителю надо познакомить с литературным произведением, что бы оно «Зацепило» юных читателей, чтобы не ускользнуло от их внимания все самое важное? Для этого необходимо привнести в урок немного волшебства. Чтобы произошло переплетение эмоционального и интеллектуального в процессе работы над произведением.

«Что толку в книжке, если в ней нет картинок!» - восклицала кэрролловская Алиса. У учащихся начальных классов превалирует наглядно-образное мышление. Иногда нашим учащимся для более целостного восприятия литературного произведения не хватает красочности и динамики.

В практике ведения уроков литературного чтения я применяю такую форму литературно-творческой деятельности, как создание интерактивных читательских дневничков. Действующие лица в таких читательских дневниках «оживают» при открытии благодаря механизмам в технике pop-up.

Pop-up – это техника создания объемных подвижных конструкций из бумаги.

Создавая с учениками pop-up конструкции, вырезая и склеивая бумажные детали, учитель помогает своим учащимся сделать чтение зримым и осязаемым. Это своеобразный «крючок», который цепляет каждого из учащихся и является залогом дальнейшего успеха работы над произведением.

Предлагаю одному из участников попробовать свои творческие способности и создать такую конструкцию по шаблону.

Очень важно не уйти в оформительство, в работу с бумагой. Важно провести сначала большую работу по анализу произведения. В этом нам помогут интерактивные приемы и игры, с которыми мы сегодня познакомимся.

Первый прием Анаграммы

Расширяют словарный запас, кругозор, развивает внимание, прививает интерес к знаниям, приносит положительные эмоции и помогают оживить уроки

Кути

Крупные дикие питцы

Обитают на лоботах и ёдовомах

На лапах есть перопенки

Питаются лезенью.

Литературная игра «Пятерочка» помогает нарисовать в своем воображении образ главного героя.   Для игры нужны 2 участника. Вам будет известно произведение, и вы даете 5 подсказок в определенном порядке по плану, а вы отгадывает главного героя. За задание отгадывающий может получить 5 балов, если отгадает с первого вопроса, 4 – если со второго и так далее. Ответ зачитывается после последней подсказки. Раньше вы не признаетесь кто главный герой.

Вам

Живет на болоте

Страшная, зеленая, скользская

Любопытная и сообразительная

Придумала свой способ передвижения

Летала с помощью уток и прутика

Давайте дадим характеристику лягушке используя слов из облака слов

Облако слов – это форма визуализации данных, набор ключевых слов и словосочетаний.

Работа с облаком слов захватывает маленьких учеников, вызывает интерес, концентрирует внимание, побуждает к поиску, учит анализировать и выделять основное, мотивируя слабоуспевающих учеников к учебной деятельности. Такие уроки всегда яркие и запоминающиеся.

Мы разоюради образ гл.героии. Что же наша рор-up кнструкция  готова?

Чтобы выяснить насколько (хорошо вы знаете) внимательно вы читали сказку «Лягушка-путешественница»,  предлагаю вам сыграть  в интерактивную игру «крестики-нолики»

Цель игры – проверить знание содержания рассказа.

Я зачитаю несколько утверждений. Если вы согласны с утверждением поставьте плюс, если нет – минус. Обратите внимание на поле 9 клеточек. Сверху клеточки подписаны буквами, а с лева цифрами. Кто первый соберет крестики или нолики по горизонтали, вертикали или диагонали, тот и выиграл.

Начнем. Найдите ячейку А1.

Ну что ж, я вижу сказку вы знаете хорошо, значит можем перейти к приему  «5 кадров».

Этот прием дает возможность учащимся сосредоточится на главной идее произведения и пятью словами описать посыл автора к читателям. Ваши варианты, чему учит сказка.

Данные приемы универсальны, их можно использовать на различных предметах, а так же во внеурочной деятельности. Ведение интерактивного читательского дневника побуждает к активной познавательной деятельности, носит игровой и творческий характер обучения, помогает организовать урок так, чтобы он был современен, динамичен и интересен современным учащимся. Позволяет вовлечь в образовательный процесс учащихся с разным уровнем учебной мотивации.

Благодарю вас, ув. Коллеги, за вашу работу на нашем мастер классе. Я надеюсь, мой мастер класс был вам полезен , и вы сможете использовать данные интерактивные приемы и игры на своих уроках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Читательский дневник

Ребёнку, который не умеет читать, очень трудно выполнять домашние задания. Ему не интересно на уроках, он неусидчив, он не посещает библиотеку, потому что читать книги при низкой технике чтения ...

Читательский дневник

Инструкция по ведению читательского дневника поможет и вам и вашим родителям видеть уровень развития ребенка...

Роль «Читательского дневника» в жизни младшего школьника

После просьбы одной мамы на нашем последнем родительском собрании о том, можно ли просто читать книги, а родители будут писать списки, я задумалась: а понимают ли они всю пользу так...

Читательский дневник "Читаем сказки Вильгельма Гауфа"

Отзывы детей прочитанных сказок в стихотворной форме....

Читательский дневник как средство формирования читательской культуры младшего школьника

В статье описаны составляющие читательский культуры, возможности читательский дневника в их формировании, описан опыт использования дневника в первом классе...

Читательский дневник как средство формирования читательской компетенции младших школьников. (из опыта работы)

В материале рассматривается применение на уроках и во неурочной деятельности читательского дневника как средства формирования читательской компетенции младших школьников....

Применение технологии «Мой читательский дневник» как средство формирования читательской самостоятельности младших школьников

Актуальность работы заключается в увеличении людей, способных творчески мыслить, обладающих гибкостью ума, а также умеющих делать правильный выбор. Кроме этого учитывая, что наш филиал считается малок...