Критерии здоровьесберегающей технологии
статья (2 класс)

Гулина Лариса Валерьевна

Статья содержит подробный анализ здоровьесберегающей технологии 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья24.12 КБ

Предварительный просмотр:

                             КРИТЕРИИ    ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ

Говорить о целенаправленном и последовательном применении в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий можно в том случае, если  здоровьесберегающим станет каждый урок.

     Перечислю кратко, на что следует обращать внимание при рациональном процессе обучения с позиции критериев здоровьесбережения:

1.   Гигиенические условия в классе (кабинете);

чистота, температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных раздражителей и т. п.

Следует отметить, что утомляемость школьников и риск аллергических расстройств в немалой степени зависят от соблюдения этих простых условий.

2.   Число видов учебной деятельности, используемых учителем;

Нормой считается 4-7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомляемости школьников. Вместе с тем  необходимо помнить, что частая смена одной деятельности на другую требует от учащихся дополнительных адаптационных усилий. Это также способствует росту утомляемости.

  • опрос учащихся,
  • письмо,
  • чтение,
  • слушание,
  • рассказ,
  • рассматривание наглядных пособий,
  • ответы на вопросы,
  • решение примеров, задач,
  • практические занятия и т. д.

3.  Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности;

Ориентировочная норма: 7-10 минут.

4.   Число использованных учителем видов преподавания;

  • словесный,
  • наглядный,
  • аудиовизуальный,
  • самостоятельная работа и др.

5.   Чередование видов преподавания;

не позже чем через 10-15 минут.

6.   Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся;

- методы свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, его способа, выбор приемов взаимодействия, свобода творчества и т.д.);

- активные методы (ученики в роли учителя, чтение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар и др.);

- методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и

взаимооценки) и др.

7.   Умение учителя использовать возможности показа видеоматериалов;

Для инсценирования дискуссии,  обсуждения, привития интереса к познавательным программам,  т.е. для взаимосвязанного решения как учебных, так и воспитательных задач.

8.   Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы;

-  Степень естественности позы школьников на уроке может служить хорошим индикатором психологического воздействия учителя, степени его авторитаризма: механизм здоровьеразрушающего воздействия авторитарного учителя состоит, в частности, в том, что дети на его уроках избыточно напряжены.

-  Эта изматывающая ситуация не только резко повышает уровень невротизации школьников, но и губительно отражается на их характере.

9.   Физкультминутки и физкультпаузы;

Физкультминутки и физкультпаузы являются обязательной составной частью урока. Необходимо обратить внимание на их содержание и продолжительность (норма - на 15-20 минут урока по 1 минуте из трех легких упражнений с 3-4 повторениями каждого), а также эмоциональный климат во время выполнения упражнений и наличие у школьников желания их выполнять.

10.   Включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни;

11.   Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке;

интерес к занятиям ,стремление больше узнать ,радость от активности,

интерес к изучаемому материалу и т.п.

 Оценивается уровень этой мотивации и методы ее повышения, используемые учителем.

 12.   Благоприятный психологический климат на уроке;

Благоприятный психологический климат на уроке служит одним из показателей успешности его проведения: заряд положительных эмоций, полученных школьниками и самим учителем определяет позитивное воздействие школы на здоровье.

13.   Преобладающее выражение лица учителя;

Урок неполноценен, если на нем не было эмоционально-смысловых разрядок:

-  улыбок,

-  уместных остроумных шуток,

-  использования поговорок,

-  афоризмов с комментариями,

-  музыкальных минуток и т.д.

14.   Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности;

15.   Темп и особенности окончания урока;

Желательно, чтобы завершение урока было спокойным:

       учащиеся имели возможность задать учителю вопросы,

       учитель мог прокомментировать задание на дом, попрощаться со   школьниками.

 16.   Состояние и вид учеников, выходящих с урока.

 Интегральным показателем эффективности проведенного занятия можно считать состояние и вид учеников, выходящих с урока.  Стоит обратить внимание  и на состояние учителя.

Упражнения для использования на уроке с целью сохранения физического, психического, духовно-нравственного здоровья обучающихся:

 -«растирание ушных раковин и пальцев рук» - активизирует      все  системы   организма;

 разогреть руки, потирая их, помассировать мочки ушей, всю ушную раковину; в конце упражнения растереть уши ладонями;

-«перекрестные движения» - активизирует оба полушария головного мозга;

под спокойную музыку выполняются перекрестные координированные движения, одновременно с правой рукой движется левая нога, и наоборот, ставится рука и нога вперед, в сторону, назад;

-«качание головой» - улучшает мыслительную деятельность и мозговое кровообращение;

головой медленно покачивать из стороны в сторону, подбородок «вычерчивает» на груди слегка изогнутую линию, дыхание глубокое, плечи опущены вперед;

-«ленивые восьмерки» - активизируют структуры, обеспечивающие запоминание, повышают устойчивость внимания;

в воздухе в горизонтальной плоскости рисуется цифра восемь по три раза сначала одной рукой, потом другой, затем сразу обеими руками;

-«симметричные рисунки» - улучшают зрительно-моторную координацию;

в воздухе обеими руками рисуются симметричные фигуры;

-«медвежьи покачивания» - расслабляют позвоночник, мышцы шеи и глаз;

покачиваться стороны в сторону, изображая медведя;

-«поза дерева» - снимает статическое напряжение с позвоночника;

сесть за парту, ноги вместе, стопы прижаты к полу, руки опущены, спина прямая, сделать глубокий вдох и выдох, руки плавно поднять вверх ладонями друг к другу, потянуться, представить себя деревом, удерживать позу 15-20 секунд;

-«медуза» - снимает психофизическое напряжение;

сидя на стуле, совершать плавные движения руками, подражая медузе, плавающей в воде.

                   Результат  здоровьесберегающих  технологий:

  •  сохранение здоровья школьника в ходе всего периода обучения;
  •  сформированность необходимых знаний, умений и навыков по ЗОЖ;
  •  умение использовать полученные знания в повседневной  жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Содержание учебного материала как средство реализации здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.

Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организ...

Статья "Здоровьесберегающие технологии, как методологическая основа педагогики здоровья. Программа «Разговор о правильном питании» в системе здоровьесберегающих технологий".

Статья определяет понятие здоровьесберегающей педагогики и её отличие от валеологии. Даны классификации здоровьесберегающих технологий,  определены условия, при которых технологии являются здоров...

Здоровьесберегающие технологии. Голобородько Н. В. «Здоровьесберегающие технологии в образовании»

Стремительное ухудшение состояния здоровья детей стало общепризнанным фактом. Ни медицина, ни образование не успевают адекватно реагировать на эти изменения. Поэтому особую актуальность приобретают лю...

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 4 КЛАССА «РЕБУСЫ» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ, ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ технологии и ТЕХНОЛОГИИ ИГРОВОГО ОБУЧЕНИЯ

⦁ Познакомить учащихся с понятием “числовой ребус”.⦁ Накопление практического опыта владения логическими приёмами: сравнение, обобщение, классификация, аналогия.⦁ Вырабатывать навыки после...