Тема по самообразованию
статья

Радченко Елена Валерьевна

Данный материал позволит педагогу начальных классов повысить мастерство

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_po_samoobrazovaniyu.docx21.37 КБ

Предварительный просмотр:

Тема по самообразованию: Формирование УУД в ходе решения проектных задач.

Цель: научить составлять проектные задачи, создать условия для овладения учащимися навыков проектной деятельности.

Работа по самообразованию «Формирование УУД в ходе решения системы проектных задач», работа находится на начальном этапе, я буду работать над ней следующие 5 лет. 

Актуальность этой темы определяется тем, что с внедрением Федеральных образовательных стандартов начального общего образования произошли кардинальные изменения в представлении о целях, задачах и результатах образовательной деятельности. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования пришло понимание обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, формирования у них готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе. А для этого у учащихся на достаточном уровне должен быть сформирован комплекс универсальных учебных действий (УУД) из четырех блоков: личностного, регулятивного, познавательного, коммуникативного.

Овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умение учиться. В связи с этим особое внимание заслуживает рассмотрение способов формирования УУД и обоснование возможностей их оценки  с помощью измерительных средств.

   Личный опыт работы в начальных классах школы позволяет говорить о методе проектных задач как эффективном пути формирования УУД в начальных классах

Основную цель своей работы я вижу в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала через решение проектных задач.

Для достижения поставленной цели считаю необходимым решить следующие задачи:

  • изучить информацию по проектным задачам;
  • мотивировать учащихся на работу над проектными задачами;
  • внедрить данную работу в классно-урочную деятельность;
  • разработать проектные задачи;
  • апробировать проектные задачи.

Приступая к решению задач для себя я проранжировала ценностные ориентиры образования:

  • формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе;
  • формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей.
  • развитие познавательных интересов;
  • развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;

  • формирование доброжелательности, доверия и внимательности  к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе;
  • формирование способности к организации учебной деятельности;
  • умение слушать и слышать партнёра;

И считаю, что именно использование проектных задач наилучшим образом формирует и развивает ценностные ориентиры. А  использование проектных задач в образовательном процессе способствовало появлению новой  образовательной  технологии, которая  называется  «проектно -  задачная технология обучения» (ПЗТО). В этой технологии проектная задача выступает содержательным ядром  (ведущим компонентом) данной технологии. Реализация технологии проектно задачного обучения  должна вывести школьников на функциональный уровень разных видов грамотности, повысить эффективность образовательного процесса  при одновременном усилении учебной мотивации учащихся в обучении. Авторы этой технологии А.Б. Воронцов, В.М. Заславский, С.В. Клевцова, О.В. Раскина и др.

А теперь конкретно о проектных задачах, что они из себя представляют:

Проектные задачи - это тот материал, на котором наиболее естественным образом могут быть построены уроки в начальной школе для решения этой проблемы. Под проектной задачей понимается задача, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение ещё никогда не существовавшего в практике ребёнка результата ("продукта"), и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей. Проектная задача принципиально носит групповой характер.

Цели проектных задач зависят от возрастных особенностей обучающихся и нацелены в 1-3 классах – на формирование разных способов учебного сотрудничества;

В 4 классах  - на  выявление у школьников способности к переносу известных способов действий в новую модельную ситуацию.

         Отличие проектной задачи от проекта заключается в том, что для решения этой задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора (или системы) заданий и требуемых для их выполнения данных.

Результат решения задачи может быть представлен в виде различных тестовых, знаковых, графических средств, так как нет установки на жестко определённую форму ответа. Часто учителя используют проектные задачи после изучения большой темы для того, чтобы составить полное и ясное представление об уровне усвоения школьниками учебного материала, формирования коммуникативных навыков.

       Решая проектные задачи, мы учим школьников деятельности - не просто действовать, но и ставить цели, уметь контролировать и оценивать свои и чужие действия. А это ничто иное, как ценностные ориентиры начального образования. Образование не сводится к знаниям: без развития умений и формирования навыков (осмысленных, ситуативно-направленных действий и автоматизированных операций) представить себе обучение невозможно. Обучение

деятельности предполагает на определённом этапе совместную учебно-познавательную деятельность коллектива (группы) учащихся под руководством учителя. Ведь это одно из важнейших положений психолого-педагогической теории Л.С. Выготского, который писал: "То, что сегодня ребёнок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он становится способен выполнять самостоятельно"

.Таким образом групповая работа позволяет:

обучающимся:

  •  получить   эмоциональную   и   содержательную   поддержку;
  •  попробовать свои силы в ситуации, где нет давящего авторитета учителя и внимания всего класса;
  • приобрести опыт, составляющих основу умения учиться (контроль и оценка, целеполагание и планирование);

учителю: 

  •  использовать дополнительные  средства вовлечения детей в содержание обучения;
  •  органически сочетать на уроке «обучение» и «воспитание», строить личностно-эмоциональные и деловые отношения детей;
  • вести систематическое  наблюдение (мониторинг)  за формированием учебного сотрудничества в классе.

Одной из важнейших целей использования проектных задач является - формирование универсальных учебных действий. В ходе решения системы проектных задач у младших школьников формируются следующие универсальные учебные действия:
Личностные УУД:

-желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся; 

-осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;

-осваивать новые виды деятельности.

Регулятивные УУД:

-рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

-целеполагать (ставить и удерживать цели);

-планировать (составлять план своей деятельности);

Познавательные УУД:
-моделировать (представлять способ действия в виде схемы модели, выделяя все существенное и главное);

Коммуникативные УУД:
-проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

-вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Проектные задачи можно использовать на разных этапах изучения темы. На этапе введения новых знаний, и на этапе отработки практических умений, и на этапе систематизации и обобщения знаний. ПЗ могут быть стартовые и итоговые: Например ПЗ «Введение числа»1кл., где дети выявляют основные свойства числового ряда, ПЗ Зоопарк»1кл, итоговая по русскому языку, дети демонстрируют умение грамотно записывать слова; ПЗ «Путешествие в Зимнее царство» 2кл межпредметная (литературное чтение, художественный труд, музыка, классный час), проводила в начале третьей четверти, задача - понять картину жизни, настроение в музыке,  стихотворениях и колядках.

 На мой взгляд, очень значимым является использование ПЗ   на этапе введения новых знаний. Объясню почему:

Для того, чтобы ребёнок желал учиться, необходимо   вызвать устойчивый познавательный интерес, когда внешняя мотивация переходит во внутреннюю, ученик понимает, ЗАЧЕМ ему учиться. У  меня возникла проблема, как вызвать интерес к обучению написания изложения, помогла мне проектная задача. Перед новым годом я предложила ребятам по группам

создать новогоднюю газету, причём материал нужно было запомнить из интервью, поработать в роли корреспондентов, потом редакторов, меняясь работами. Ребята очень заинтересовались и с удовольствием учились писать изложение.

Приведу пример проектной задачи по русскому языку «Работа слов», в ходе решения этой задачи дети знакомятся  с членами предложения. Сначала на основе имеющегося опыта рассказывают о своей семье (приносят фото всех членов семьи и любимой игрушки), потом применяют эти знания для изучения нового материала.

Работа по составлению проектных задач насколько трудна (занимает много времени, нужно корректировать тематическое планирование…), настолько и интересна. В дальнейшем я планирую систематизировать проектные задачи по разным предметам и выпустить небольшой сборник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема по самообразованию:"Организация поэтапной работы над словом с непроверяемым написанием как средство развития навыка грамотного письма младших школьников".

- научить младших школьников работать над словами с непроверяемыми написаниями; - развивать наблюдательность, умение находить причинно-следственные связи, сопоставлять и сравнивать, делать вы...

Тема по самообразованию: " Решение задач с использованием графических задач."

Материал содержит описание того как научить решать задачи с использованием графических схем....

ТЕМА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ: Творческие игры на уроках русского языка

В начальных классах современной школы одним из эффективных приемов, активно воздействующих на познаватель­ную деятельность учащихся, на их эмоци­ональную сферу, является творческая иг­ра....

Краткий план работы над темой по самообразованию

Работа по теме самообразования "Деятельностный подход в обучении"...

Тема по самообразованию"Развитие познавательных способностей младших школьников"

В моей работе определена актуальность развития познавательных способностей младших школьников. Выделены этапы работы над ней. И формы отслеживания результатов....

Тема по самообразованию "Проектная деятельность в начальной школе".

Рекомендации учителю, как правильно организовать проектную деятельность в классе....

тема по самообразованию

Тема по самообразованию:«Изложения и сочинения в начальных классах»(2008 – 2011 гг) Изложения и сочинения  формируют и совершенствуют связную речь учащихся....