Проектные технологии как фактор повышения качества обучения
статья

Выступление на ШМО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zamoreva_proektnoe_obuchenie-_vystuplenie_shmo.docx43.85 КБ

Предварительный просмотр:

1.Настоящее время – это время перемен, когда государству нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить, интегрировать полученные знания. Кроме того, система образования должна подготовить людей, приспособленных к жизни в условиях информатизации и развития новых технологий. Всё чаще приходится задавать себе не только  вопрос "чему учить?", "зачем учить?", "как учить?", но и вопрос "как учить результативно?" Поиски ответов на этот вопрос привели ученых и практиков к попытке  превратить обучение всвоего рода производственно-технологический процесс с гарантированным результатом, и в связи с этим в педагогике появилось направление - педагогические технологии.

2.Технология проектного обучения не является принципиально новой в мировой педагогике. Она  возникла в самом начале XX века.

В 20-е и начале 30-х годов в российских школах широко использовался метод проектов для реализации выдвигаемых задач – развития ученика. В 1928 годуамериканский ученый Джон Дьюи, побывав в Советском Союзе написал книгу «Впечатления о революционном мире». В ней Дьюи высоко оценил философию школы: ее общую направленность на ребенка, ценности и принципы деятельности учителей и руководителей школы.Он был восхищен интеллектуальной смелостью советских педагогов, которые в те годы решали проблемы не стереотипными способами: для каждой проблемы искалось решение, соответствующее ее ценностям. Учителя уже тогда правильно считали, что педагогическая техника вторична, она – инструмент. Главное – это ценности и идеалы учителя и школы.Это еще раз подтверждает, что для всякого реформирования важны исходные философские подходы.

Однако этот метод не давал возможности учащимся овладевать системой знаний в области конкретных учебных курсов, поэтому был изъят из школы.

Китайская пословица  гласит:

«Расскажи – и я забуду,

  Покажи – и я запомню,

  Дай попробовать – и я пойму»

3.Это иллюстрирует результаты исследований психологов.

При применении каких методов обучение наиболее эффективно?

10%- словесных,

50% - наглядных

90%-практических!

4.Главная цель введения Федеральных Государственных образовательных стандартов начального общего образования– повышение качества образования. В информационном обществе главными стали не знания, а умения ими пользоваться!В программы и учебники второго поколения внесены Проекты как неотъемлемая составнаячасть обучения.А один из параметров нового качества образования – способность проектировать.

Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

Это объясняет интерес педагогов-практиков к технологии проектного обучения.

Умение пользоваться методом проектов – показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития учащихся. Недаром эти технологии относятся к технологиям XXI века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека.

5.В чем же суть проектного обучения?

Чаще всего можно услышать не о проектном обучении, а о проектном методе. Этот метод более четко оформился в США к 1919 году. В России он получил широкое распространение после издания брошюры В.Х.Килпатрика «Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе» (1925 г.).

В основе этой системы лежат идеи Дьюи, Лая, Торндайка и др. американских ученых. "…С точки зрения ребенка самый большой недостаток школы -это  невозможность для него свободно, в полной мере использовать опыт, приобретенный вне школы, в самой школе. И, наоборот, с другой стороны он оказывается неспособным применить в повседневной жизни то, чему научился в школе"

6.Метод проектов- совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи - решения определенной проблемы,значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.

7.Главные их идеи состоят в следующем:

  • с большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая им выбрана свободно самим;
  • деятельность строится не в русле учебного предмета;
  • опора на сиюминутные увлечения детей;
  • истинное обучение никогда не бывает односторонним, важны и побочные сведения др.

8.Исходный лозунг основателей системы проектного обучения – «Все из жизни, все для жизни». Поэтому проектный метод предполагал изначально использование окружающей жизни как лаборатории, в которой и происходит процесс познания. Карл Фрей в своей книге «Проектный метод» (изд-во «Бельц», Германия, 1997) под этим понятием подразумевает путь, по которому идут обучающие и обучаемые, разрабатывая проект.

Он выделяет 17 отличительных черт проектного метода, например, такие как:

  • участники проекта подхватывают проектную инициативу от кого-либо из жизни;
  • участники проекта договариваются друг с другом о форме обучения;
  • участники проекта развивают проектную инициативу и доводят ее до сведения всех;
  • участники проекта организуют себя на дело;
  • участники проекта информируют друг друга о ходе работы;
  • участники проекта вступают в дискуссии и т.д.

Все это говорит о том, что автор под проектным методом имеет в виду систему действий педагога и учащихся по разработке проекта.

9.Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:

  1. самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
  2. учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
  3. приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
  4. развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
  5. развивают системное мышление.

10.Исходные теоретические позиции проектного обучения:

  • в центре внимания – ученик, содействие развитию его творческих способностей;
  • образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении;
  • индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития;
  • комплексный подход а разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ученика;
  • глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.

11. Вывод:

Таким образом, суть проектного обучения состоит в том, что ученик в процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы, объекты и т.д. Оно предполагает п р о ж и в а н и е учеником конкретных ситуаций, п р и о б щ е н и е его к проникновению вглубь явлений, процессов и конструированию новых объектов.

12.Чтобы постичь, прожить, приобщиться к раскрытию, конструированию нужны особые формы обучения. Ведущей среди них является имитационная игра.

Игра – это самая свободная, естественная форма погружения человека в реальную (или воображаемую) действительность с целью ее изучения, проявления собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности, самореализации. Именно в игре каждый выбирает себе роль добровольно, причем познавательные действия ученика выполняются в структуре деятельности, которая для него имеет личностный смысл. Все это говорит о том, что имитационная игра в школе является основой личностно-ориентированного обучения.

Игра несет на себе функции:

  • психологические, снимая напряжение и способствуя эмоциональной разрядке;
  • психотерапевтические, помогая ребенку изменить отношение к себе и другим, изменить способы общения; психическое самочувствие;
  • технологические, позволяя частично вывести мышление из рациональной сферы в сферу фантазии, преображающей реальную действительность.

В игре ребенок чувствует себя в безопасности, комфортно, ощущает психологическую свободу, необходимую для его развития.

13. Системы действий учителя и учащихся.

С целью выделения систем действий учителя и учащихся предварительно важно определить этапы разработки проекта. К настоящему моменту сложились следующие стадии разработки проекта:

разработка проектного задания,

разработка самого проекта,

оформление результатов,

общественная презентация,

рефлексия.

Системы действий учителя и учащихсяна разных стадиях работы над проектом

Стадии

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Разработка проектного задания

1.1. Выбор темы проекта

Учитель отбирает возможные темы и предлагает их учащимся.

Учащиеся обсуждают и принимают общее решение по теме.


Учитель предлагает учащимся совместно отобрать тему проекта.

Группа учащихся совместно с учителем отбирает темы и предлагает классу для обсуждения.


Учитель участвует в обсуждении тем, предложенных учащимися.

Учащиеся самостоятельно подбирают темы и предлагают классу для обсуждения.


1.2. Выделение подтем в теме проекта

Учитель предварительно вычленяет подтемы и предлагает учащимся для выбора.

Каждый ученик выбирает себе подтему или предлагает новую.


Учитель принимает участие в обсуждении с учащимися подтем проекта.

Учащиеся активно обсуждают и предлагают варианты подтем. Каждый ученик выбирает одну из них для себя (т.е. выбирает себе роль).


1.3. Формирование творческих групп

Учитель проводит организационную работу по объединению школьников, выбравших себе конкретные подтемы и виды деятельности.

Учащиеся уже определили свои роли и группируются в соответствии с ними в малые команды.


1.4. Подготовка материалов к исследовательской работе: формулировка вопросов, на которые нужно ответить, задание для команд, отбор литературы

Если проект объемный, то учитель заранее разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности и литературу.

Отдельные учащиеся старших и средних классов принимают участие в разработке заданий.

Вопросы для поиска ответа вырабатываться могут в командах с последующим обсуждением классом.


1.5. Определение форм выражения итогов проектной деятельности

Учитель принимает участие в обсуждении.

Учащиеся в группах, а затем в классе обсуждают формы представления результата исследовательской деятельности: видеофильм, альбом, натуральные объекты, литературная гостиная и т.д.


2. Разработка проекта

Учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность.

Учащиеся осуществляют поисковую деятельность.


3. Оформление результатов

Учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность.

Учащиеся вначале по группам, а потом во взаимодействии с другими группами оформляют результаты в соответствии с принятыми правилами.

4. Презентация

Учитель организует экспертизу (например, приглашает в качестве экспертов старших школьников или параллельный класс, родителей и др.

Докладывают о результатах своей работы.

5. Рефлексия

Оценивает свою деятельность по педагогическому руководству деятельностью детей, учитывает их оценки.

Осуществляют рефлексию процесса, себя в нем с учетом оценки других. Желательна групповая рефлексия.

24.Результат. Если цели проекта достигнуты, то мы можем рассчитывать на получение качественно нового результата, выраженного в развитии познавательных способностей ученика и его самостоятельности в учебно-познавательной деятельности.
На последних этапах проектирования и учащиеся и педагог анализируют и оценивают результаты деятельности.

25 Критериями оценки является достижение и цели проекта, и достижение надпредметных целей (что представляется более важным), которые обеспечивают проектное обучение.

Вполне понятно, что обычная пятибалльная оценка при этом не подходит. Иногда оцениваются отдельно и полученный результат, и защита проекта, и оформление. В качестве экспертов могут выступать педагоги, одноклассники и сам проектант.

На практике существует много подходов к оценке проектов. Форма рейтинговой оценки представляет собой анкету, предлагаемую в виде таблицы. Она раздается всем участникам.

26. Для старшеклассников предлагается более сложный рейтинговый подход, где выделены и оцениваются 10 критериев на 4 уровнях (0, 5, 10, 20 баллов). Сама рейтинговая оценка складывается из суммы среднеарифметической величины коллективной оценки, самооценки и оценки преподавателя.

  • 1. Актуальность темы и предлагаемых решений, реальность, практическая направленность и значимость работы.
  • 2. Объем и полнота разработок, самостоятельность, законченность, с подготовленность к опубликованию.
  • З. Уровень творчества, оригинальность раскрытия темы, подходов, 
    предлагаемых решений.
  • 4. Аргументированность предлагаемых решений, подходов, выводов, полнота библиографии, цитируемость. 

  • 5. Качество записки: оформление, соответствие стандартным требованиям к подготовке рукописи, рубрицирование и структура текста, 
    качество эскизов, схем, рисунков; качество и полнота рецензий. 
  • . Качество доклада: композиция, полнота представления работы,
    подходов, результатов; аргументированность, объем тезауруса, убедительность 
    и убежденность.
  • 7. Объем и глубина знаний по теме (или предмету), эрудиция, межпредметные связи
  • 8. Педагогическая ориентация: культура речи, манера, использование наглядных средств, чувство времени, импровизационное начало, удержание внимания
  • 9. Ответы на вопросы: полнота, аргументированность, убедительность и убежденность, дружелюбие, стремление использовать ответы для успешного раскрытия темы и сильных сторон работы. –
  • 10.Деловые и волевые качества докладчика: ответственное решение, 
    стремление к достижению высоких результатов, готовность к дискуссии, 
    способность работать с перегрузкой, доброжелательность, контактность. 

27.Преимущества персональных проектов:

  • план работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной точностью,
  • у учащегося формируется чувство ответственности,
  • учащийся приобретает опыт на всех без исключения этапах выполнения проекта,
  • формирование у учащегося исследовательских, презентационных навыков

28.Преимуществагрупповыхпроектов:

  • в проектной группе формируются навыки сотрудничества,
  • на каждом этапе работы, как правило, есть свой ситуационный лидер; каждый, в зависимости от своих сильных сторон, включается в работу на определенном этапе,
  • в рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения; элемент соревновательности повышает мотивацию.

29. Роль учителя.

  • Не столько преподавать, сколько создать условия для проявления у детей интереса к познавательной деятельности, самообразованию и применению полученных знаний на практике.
  • Учитель перестает быть "предметником", а становится педагогом широкого профиля.
  • Как руководитель проекта должен обладать высоким уровнем культуры и творческими способностями.
  • Список ролей, которые предстоит "прожить" по ходу реализации проекта:
  • Энтузиаст, вдохновляющий и мотивирующий учащихся на достижение цели
  • Специалист, обладающий знаниями и умениями в нескольких (не во всех!) областях
  • Консультант, помогающий организовать работу
  • Руководитель, помогающий планировать работу по времени
  • "Человек, задающий вопросы", помогающие увидеть ошибки и недочеты работы
  • Координатор группового процесса
  • Эксперт, анализирующий результаты выполненного проекта

30.Школабудущего – школа проектов?

Проект - это метод обучения

  • Может применяться на уроке и во внеурочное время
  • Ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален
  • Проект формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен
  • Проект дает ученикам опыт деятельности, и поэтому он незаменим

Проект - это особая философия образования:

  • Философия цели и деятельности
  • Философия результатов и достижений

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Современный урок: факторы повышения качества обучености»

Школа School8.centerstart.ru была и остаётся обучающим учреждением, именно в обучении лежит сфера её зримой ответственности. От уровня подготовки человека зависит в конечном итоге, как его собственное...

Статья Современные педагогические технологии как фактор повышения качества образования.

Принципы гуманизма и общедоступности образования, предусмотренные Законом РФ «Об образовании», реализуются в образовательном процессе, направленном на развитие индивидуальности ребенка.Статья, которую...

«Современные образовательные технологии как фактор повышения качества образования»

Образование является одной из важнейших сфер человеческой деятельности, обеспечивающей формирование интеллектуального потенциала общества. В стандарте нового поколения четко обозначены требования к ре...

Статья "Современные обучающие педагогические технологии как фактор повышения качества образования"

   В статье, из опыта работы, педагог выделяет три основные группы технологий: технологию личностно-ориентированного обучения, направленную на перевод обучения на субъективную основу ...

Исследовательская технология как фактор повышения качества образования младших школьников в области краеведения

В данной статье приводятся примеры использования игровой технологии, технология Web Quest, геокешинг в области краеведения...

Современные педагогические технологии как фактор повышения качества образования. Проектно-исследовательская технология. Практические аспекты организации исследовательской деятельности учащихся.

Данная презентация подготовлена на ГМО учителей начальных классов. Ее задачи: выявить преимущества уроков, проектируемых с опорой на современные педтехнологии; определить особенности проектно-исследов...