РЕЛАКСАЦИОННАЯ ПЕРЕМЕНА С ПРИМЕНЕНИЕМ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ И КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ТЯЖЕЛЫМИ МНОЖЕСТВЕНННЫМИ НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ
статья

Семко Наталья Сергеевна

Одним из моментов работы воспитателя с детьми ТМНР является организация перемен. Во время перемен используются разные виды деятельности: игровые, двигательные, релаксационные.

Особое внимание уделяется организации релаксационных перемен в связи с особенностями развития детей ТМНР: повышенная утомляемость, раздражительность,  истощенность всех психических процессов, высокий уровень психомышечного напряжения, отсутствие всякого интереса к чему-либо, нарушение поведения.

Целью релаксационной перемены является - восстановление функционирования центральной нервной системы, снятие утомляемости, напряжения, возбуждения, вызвать положительные эмоции.

В  своей работе с детьми ТМНР мы применяем один  из способов организации релаксационной перемены - песочную терапию с классической музыкой.

Принцип “терапии песком” был предложен еще Карлом Густавом Юнгом, замечательным психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Быть может, естественная потребность человека “возиться” с песком, и сама его структура подсказали великому Юнгу эту идею. Ведь песок состоит из мельчайших крупинок, которые только при соединении образуют любимую нами песочную массу. Многие психологи видят в отдельных крупинках символическое отражение автономности человека, а в песочной массе воплощение Жизни во Вселенной. Формирование концепции «песочной терапии» (или «sand-play») занимались, в основном, представители юнгианской школы. Например, швейцарский аналитик Дора Калфф. Однако для обучающих целей уникальные возможности песка до недавнего времени практически не использовались. Чтобы заполнить этот пробел, создана система песочных игр, направленных на обучение и развитие личности в целом.

К. Д. Ушинский писал: "Самая лучшая игрушка для детей ― кучка песка!" Песок - универсальное средство для творчества и терапии, которое оказывает не только развивающее действие на детей, но  расслабляющее. Песок - это натуральный материал, он не только наполняет природной энергией, но и успешно забирает в себя негативную энергию, более того, трансформирует агрессию в положительные заряды. Так как песок состоит из мельчайших песчинок, в процессе взаимодействия с ним активизируются чувственные точки на кончиках пальцев и нервные окончания на ладони, что положительным образом сказывается на работе всех внутренних систем человеческого организма. Игры с песком позитивно влияют на эмоциональное состояние человека, способны стабилизировать его эмоциональное самочувствие. Во многих случаях игра с песком выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия. Этим вопросом обширно занимались: Зинкевич - Евстигнеева Т. Д, Сакович Н. А., Ратникова Е. В., Гаврик А. В. и другие.

Также при организации релаксационной перемены с применением песочной терапии, мы используем музыкальное сопровождение с записью классической  музыки. Такие произведения, как «Мазурка» Шопена, вальсы Штрауса, «Мелодии» Рубенштейна, «Кантата № 2» Баха, «Лунная соната» Бетховена; «Колыбельная» Брамса и другие, которые уменьшают чувство тревоги и неуверенности, снимают раздражительность, влияют на расслабление. Согласно последним исследованиям, классическая музыка благотворно влияет на физические процессы организма, способствует развитию памяти, внимания, воображения, развивает духовные и душевные качества личности. Она обладает высокой степенью воздействия на эмоциональную сферу ребенка. Это происходит в силу влияния музыки на центральную нервную систему. Слушание музыки помогает ребенку войти в нужное эмоциональное состояние.

Современные методы работы с песком описаны в различной литературе, но мы хотим рассказать про новый вид игр с песком - "игры с песочным пластилином". Современный материал для игр - кинетический песок (Kinetic Sand), напоминающий по консистенции мокрый, но текучий, движущийся песок: на самом же деле эта масса сухая и очень приятная на ощупь, рассыпчатая, воздушная, не засыхает, не оставляет пятен, не прилипает к рукам, пластичная, словно пластилин; умеет сохранять форму, его легко убирать, гипоаллергенен. Прикосновение к песку вызывает бурю эмоций, дотрагиваясь до него, дети испытывают приятные тактильные ощущения, успокаиваются, расслабляются. Это невероятно удивительная субстанция, способная надолго занять и  заинтересовать ребенка. Состав песка прост: 98% — натурального песка и 2% — полимера, который не дает песку застывать. Кинетический песок удачно объединяет в себе свойства двух материалов - песка и пластилина.

Преимущества песочной терапии с использованием кинетического песка:

  1. Доступность материала;  
  2. Отсутствие необходимости специального оборудования и помещения.
  3. Экономия профессиональных ресурсов специалиста за счет переноса вербальных форм взаимодействия в мануальные.
  4. Песок  легко хранить в пластиковых контейнерах с крышкой, чтобы смесь не пылилась.

В своей работе мы используем игры с кинетическим песком, направленные на развитие тактильно - кинестетической чувствительности, мелкой моторики рук, снятие мышечной напряжённости:

  • Упражнение "Знакомство с песком" (рассматривание песка, ощупывание рыхление);
  • Упражнение "Необыкновенные следы" (ребёнок кулачками и ладонями, с силой надавливает на песок);
  • Упражнение "Тропинки на песке" (дети рисуют прямые, волнистые линии на песке одним или двумя пальцами);
  • Упражнение "Нарисуй улыбку" (дети рисуют улыбку на песке);
  • Упражнение "Добрый песок" (дети учатся собирать песок в кучку с помощью ладоней, лопатки);
  • Упражнение "Лепим - сыпем" (дети лепят куличики);
    • Упражнение "Песочные прятки" (педагог предлагает детям спрятать предмет, а потом его найти или закопать руки ребенка).

Таким образом, манипуляции с кинетическим песком оказывают благотворное влияние на эмоциональное состояние ребенка, помогает раскрепоститься, расслабиться, оказывают успокаивающие воздействие, снятие телесных, мышечных зажимов, улучшению психологического самочувствия. Игра с кинетическим песком полезна и увлекательна. Играйте с детьми, и вы увидите хорошие, положительные результаты. Улучшается настроение и эмоциональное состояние. Применение кинетической песочницы непременно принесет  видимые результаты.

Источники:

  1. Баженова. О.В. Детская и подростковая релаксационная терапия. Практикум.- Москва.: Генезис, 2016.
  2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. - СПб.: Речь, 2005 
  3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. - СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998.
  4. Петрушин В. И. Музыкальная психотерапия. Теория и практика. М., 1999.
     

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx23.6 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

РЕЛАКСАЦИОННАЯ ПЕРЕМЕНА С ПРИМЕНЕНИЕМ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ И КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ТЯЖЕЛЫМИ МНОЖЕСТВЕНННЫМИ НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ

Одним из моментов работы воспитателя с детьми ТМНР является организация перемен. Во время перемен используются разные виды деятельности: игровые, двигательные, релаксационные.

Особое внимание уделяется организации релаксационных перемен в связи с особенностями развития детей ТМНР: повышенная утомляемость, раздражительность,  истощенность всех психических процессов, высокий уровень психомышечного напряжения, отсутствие всякого интереса к чему-либо, нарушение поведения.

Целью релаксационной перемены является - восстановление функционирования центральной нервной системы, снятие утомляемости, напряжения, возбуждения, вызвать положительные эмоции.

В  своей работе с детьми ТМНР мы применяем один  из способов организации релаксационной перемены - песочную терапию с классической музыкой.

Принцип “терапии песком” был предложен еще Карлом Густавом Юнгом, замечательным психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Быть может, естественная потребность человека “возиться” с песком, и сама его структура подсказали великому Юнгу эту идею. Ведь песок состоит из мельчайших крупинок, которые только при соединении образуют любимую нами песочную массу. Многие психологи видят в отдельных крупинках символическое отражение автономности человека, а в песочной массе воплощение Жизни во Вселенной. Формирование концепции «песочной терапии» (или «sand-play») занимались, в основном, представители юнгианской школы. Например, швейцарский аналитик Дора Калфф. Однако для обучающих целей уникальные возможности песка до недавнего времени практически не использовались. Чтобы заполнить этот пробел, создана система песочных игр, направленных на обучение и развитие личности в целом.

К. Д. Ушинский писал: "Самая лучшая игрушка для детей ― кучка песка!" Песок - универсальное средство для творчества и терапии, которое оказывает не только развивающее действие на детей, но  расслабляющее. Песок - это натуральный материал, он не только наполняет природной энергией, но и успешно забирает в себя негативную энергию, более того, трансформирует агрессию в положительные заряды. Так как песок состоит из мельчайших песчинок, в процессе взаимодействия с ним активизируются чувственные точки на кончиках пальцев и нервные окончания на ладони, что положительным образом сказывается на работе всех внутренних систем человеческого организма. Игры с песком позитивно влияют на эмоциональное состояние человека, способны стабилизировать его эмоциональное самочувствие. Во многих случаях игра с песком выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия. Этим вопросом обширно занимались: Зинкевич - Евстигнеева Т. Д, Сакович Н. А., Ратникова Е. В., Гаврик А. В. и другие.

Также при организации релаксационной перемены с применением песочной терапии, мы используем музыкальное сопровождение с записью классической  музыки. Такие произведения, как «Мазурка» Шопена, вальсы Штрауса, «Мелодии» Рубенштейна, «Кантата № 2» Баха, «Лунная соната» Бетховена; «Колыбельная» Брамса и другие, которые уменьшают чувство тревоги и неуверенности, снимают раздражительность, влияют на расслабление. Согласно последним исследованиям, классическая музыка благотворно влияет на физические процессы организма, способствует развитию памяти, внимания, воображения, развивает духовные и душевные качества личности. Она обладает высокой степенью воздействия на эмоциональную сферу ребенка. Это происходит в силу влияния музыки на центральную нервную систему. Слушание музыки помогает ребенку войти в нужное эмоциональное состояние.

Современные методы работы с песком описаны в различной литературе, но мы хотим рассказать про новый вид игр с песком - "игры с песочным пластилином". Современный материал для игр - кинетический песок (Kinetic Sand), напоминающий по консистенции мокрый, но текучий, движущийся песок: на самом же деле эта масса сухая и очень приятная на ощупь, рассыпчатая, воздушная, не засыхает, не оставляет пятен, не прилипает к рукам, пластичная, словно пластилин; умеет сохранять форму, его легко убирать, гипоаллергенен. Прикосновение к песку вызывает бурю эмоций, дотрагиваясь до него, дети испытывают приятные тактильные ощущения, успокаиваются, расслабляются. Это невероятно удивительная субстанция, способная надолго занять и  заинтересовать ребенка. Состав песка прост: 98% — натурального песка и 2% — полимера, который не дает песку застывать. Кинетический песок удачно объединяет в себе свойства двух материалов - песка и пластилина.

Преимущества песочной терапии с использованием кинетического песка:

  1. Доступность материала;  
  2. Отсутствие необходимости специального оборудования и помещения.
  3. Экономия профессиональных ресурсов специалиста за счет переноса вербальных форм взаимодействия в мануальные.
  4. Песок  легко хранить в пластиковых контейнерах с крышкой, чтобы смесь не пылилась.

В своей работе мы используем игры с кинетическим песком, направленные на развитие тактильно - кинестетической чувствительности, мелкой моторики рук, снятие мышечной напряжённости:

  • Упражнение "Знакомство с песком" (рассматривание песка, ощупывание рыхление);
  • Упражнение "Необыкновенные следы" (ребёнок кулачками и ладонями, с силой надавливает на песок);
  • Упражнение "Тропинки на песке" (дети рисуют прямые, волнистые линии на песке одним или двумя пальцами);
  • Упражнение "Нарисуй улыбку" (дети рисуют улыбку на песке);
  • Упражнение "Добрый песок" (дети учатся собирать песок в кучку с помощью ладоней, лопатки);
  • Упражнение "Лепим - сыпем" (дети лепят куличики);
  • Упражнение "Песочные прятки" (педагог предлагает детям спрятать предмет, а потом его найти или закопать руки ребенка).

Таким образом, манипуляции с кинетическим песком оказывают благотворное влияние на эмоциональное состояние ребенка, помогает раскрепоститься, расслабиться, оказывают успокаивающие воздействие, снятие телесных, мышечных зажимов, улучшению психологического самочувствия. Игра с кинетическим песком полезна и увлекательна. Играйте с детьми, и вы увидите хорошие, положительные результаты. Улучшается настроение и эмоциональное состояние. Применение кинетической песочницы непременно принесет  видимые результаты.

Источники:

  1. Баженова. О.В. Детская и подростковая релаксационная терапия. Практикум.- Москва.: Генезис, 2016.
  2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. - СПб.: Речь, 2005 
  3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. - СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998.
  4. Петрушин В. И. Музыкальная психотерапия. Теория и практика. М., 1999.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития

Сегодня акцентируется внимание на необходимости поиска гуманистического подхода к ребенку и соответствующей психологической основы построения образовательного процесса. Задачи здоровьесбережения и здо...

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития

Сегодня акцентируется внимание на необходимости поиска гуманистического подхода к ребенку и соответствующей психологической основы построения образовательного процесса. Задачи здоровьясбережения и здо...

Статья "Использование элементов арт-терапии на уроках и во внеурочное время для развития мелкой моторики кистей и пальцев рук у детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью, тяжелыми множественными нарушениями развития."

Сегодня проблема развития мелкой моторики младших школьников с нарушением интеллекта является актуальной, поскольку на уроках и во внеурочной деятельности необходимо регулярно выполнять задания, требу...

"Проектная деятельность с применением арт-технологий (музыкальной терапии) в работе с обучающимися с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью, тяжелыми множественными нарушениями развития"

Педагоги, работающие с обучающимися с умеренной, тяжёлой умственной отсталостью, тяжелыми множественными нарушениями развития (далее – ТМНР), часто сталкиваются с проблемой подготовки к различны...

Методические рекомендации по работе с детьми имеющими множественные нарушения развития 3-18 лет.

Разработана программа "Я хочу с вами говорить" для детей от 3 до 18 лет.  Срок реализации программы 1 год....

Методические рекомендации по работе с детьми с множественными нарушения развития 3-18 лет.

Программа логопеда социально-реабилитационного центра "Я хочу с вами говорить"...

Статья «Применение мультимедийного оборудования на занятиях с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития»

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что перспективным направлением развития коррекционного образования сегодня является использование возможностей информационных технологий, помогающих педаго...