Аналитическая справка соответствия программного содержания НОО 2021ГОДА
статья

Федяева Любовь Михайловна

В статье приводится сравнительный анализ действующей РП  ФГОС 2009г. и примерной  РП (проект) по математике 1-4 классов.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аналитическая справка соответствия программного содержания НОО 2021ГОДА

Примерная рабочая программа (проект) начального общего образования предмета «Математика»

Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол 3/21 от 27.09.2021 г. 

Примерная рабочая программа по предмету «Математика» на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, а также Примерной программы воспитания.

Программа по учебному предмету «Математика» (предметная область «Математика и информатика») и содержание учебного предмета для 1—4 классов начальной школы, распределённое по годам обучения, планируемые результаты освоения учебного предмета «Математика» на уровне начального общего образования и тематическое планирование изучения курса.

Сравнительный анализ действующей РП  ФГОС 2009г. и примерной  РП (проект)

Действующая Р ПФГОС 2009г.

Примерная  РП (проект)

Предметная область

«Математика» УМК «Школа России»

М.И.Моро, С.И.Волкова, С.В.Степанова Математика. 1 класс.- М. «Просвещение»,

2019-2021

Моро М. И., Бантова М. А., Бельтюкова Математика. 2-4 класс.- М. «Просвещение»,2019-2021

«Математика»

Цель изучаемого предмета

-   Математическое развитие младших школьников.

 -  Формирование системы начальных математических знаний.

- Воспитание интереса к математике, к умственной деятельности

1.Обеспечение личностного развития обучающихся, включая становление их российской идентичности, формирование представлений о месте Российской Федерации в мире, её исторической роли, культурном и технологическом развитии.

2. Освоение начальных математических знаний — понимание значения величин и способов их измерения; использование

арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций; формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики; работа с алгоритмами выполнения арифметических действий.

3.Формирование функциональной математической грамотности младшего школьника, которая характеризуется наличием у него опыта решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, построенных на понимании и применении математических отношений («часть-целое», «больше-меньше», «равно-

неравно», «порядок»), смысла арифметических действий, зависимостей (работа, движение, продолжительность события).

4. Обеспечение математического развития младшего школьника — формирование способности к интеллектуальной деятельности, пространственного воображения, математической речи;

умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения, вести поиск информации (примеров, оснований для упорядочения,

вариантов и др.).

5. Становление учебно-познавательных мотивов и интереса к изучению математики и умственному труду; важнейших качеств интеллектуальной деятельности: теоретического и пространственного мышления, воображения, математической речи, ориентировки в математических терминах и понятиях; прочных навыков использования математических знаний в повседневной жизни.

Образовательные  и  воспитательные  задачи обучения математики  решаются  комплексно.  

Вывод

Цели изучаемого курса  Примерной РП (проект) и Рабочей программы и УМК «Школа России» не совпадают.    В Примерной РП (проект) цели изучения предмета более конкретные и четкие, одной из целей является формирование функциональной математической грамотности младшего школьника

Место курса в учебном плане

Количество часов

Математика

Общее число, отведенное на изучение математики в каждом классе начальной

 ( 4 часа в неделю в 1 классе —132 часа, 2-4 классы-136часов. Количество часов совпадает. 

В Федеральном базисном образовательном  плане на изучение математики в каждом классе начальной школе отводится 4 часа в неделю, всего 540 часов.

Содержание учебного предмета

Содержание обучения представлено разделами:

1.Числа и величины.

2.Арифметические действия.

3.Работа с текстовыми задачами.

4. Пространственные отношения.

Геометрические фигуры. Геометрические величины.

5.Работа с информацией.

 Содержание обучения в примерной программе представлено разделами:

1.Числа и величины

2. Арифметические действия.

3.Текстовые задачи.

4.Пространственные отношения и геометрические фигуры.

5.Математическая информация.

Вывод

Разделы различаются.

1.В примерной РП (проект): «Числа и величины »-новое Доля величины (половина, треть, четверть, десятая, сотая, тысячная).

2.Арифметические действия. -новое Способы проверки правильности вычислений ( алгоритм, обратное действие, оценка достоверности, прикидка результата, вычисление на калькуляторе). 

3. В примерной РП (проект):Текстовые задачи -новое (таблица, схема, диаграмма и другие модели). Зависимости между величинами, характеризующие процессы: движения, работы, купли – продажи и др. Знакомство с задачами логического характера и способами их решения.

4. В примерной РП(проект): «Пространственные отношения и геометрические формы в окружающем мире»- распознавание и называние (тела): шар, куб, цилиндр, конус, пирамида; различение, называние;

5. В примерной РП (проект): «Математическая информация» -направлено на Поиск информации в справочной литературе, сети Интернет. Доступные электронные средства обучения, пособия, тренажёры, их использование под руководством педагога и самостоятельно. Правила безопасной работы с электронными источниками информации (электронная форма учебника, электронные словари, образовательные сайты, ориентированные на детей младшего школьного возраста). Чтение, заполнение. интерпретация таблиц, чтение столбчатых таблиц.

В программе по «Школе России»: «Работа с информацией»-направлено на анализ готовых таблиц, на заполнение таблицу по установленному правилу недостающими элементам.

Тематическое планирование

1 класс (132 ч)

1.Подготовка к изучению чисел. Пространственные и временные представления (8 ч)

2. Числа от 1 до 10. Нумерация (28 ч)

3.Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание (56 ч)

4.Числа от 1 до 20. Нумерация (12 ч)

5.Числа от 1 до 20. Табличное сложение и вычитание (22 ч)

6.Итоговое повторение (6 ч)

1 класс (132 ч)

 1. Числа (20ч).

2. Величины 7ч.

3. Арифметические действия (40ч.)

4.Текстовые задачи (16ч.)

5.Пространственные отношения (20ч.)

6.Математическая информация (15ч.)

7.Резерв (14ч.)

Вывод по 1 классу

1.По программе «Школа России» в теме «Величины» (см.) изучается в 1 части учебника, (дм.) во 2 части учебника, а по РП(проект) изучается после чисел сразу вместе.

2. По программе «Школа России» в теме «Числа» сначала числа от 1до10, а  во 2 полугодии от 1до 20. В ПР(проект) числа от 1до 9 и в пределах 20.

3. По программе «Школа России» в теме «Арифметические действия» счёт от 1до 10, а во 2 полугодии в пределах 20 сложение и вычитание, а в РП(проект) сразу.

4. По программе «Школа России»  тему текстовые задачи не выделяют, а по РП(проект) выделяют тему «Текстовые задачи» 16 часов.

5. По программе «Школа России» в теме «Пространственные отношения» есть ломаная, а по РП(проект) эта тема появляется только во 2 классе.

6.  По программе «Школа России» в теме «Математическая информация»  задания идут по всему учебнику, а по РП(проект) идут отдельным разделом, где изучают схемы, таблицы верные и истинные высказывания.

7. . По программе «Школа России» повторение 7часов, а по РП(проект) предусмотрен резерв 14 часов.

Названия, последовательность изучения тем в  учебниках  по программе «Школа России» отличаются от Примерной РП (проект).

2 класс (136 ч)

1.Числа от 1 до 100. Нумерация (18 ч)

2.Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание (75 ч)

3.Числа от 1 до 100. Умножение и деление (43 ч)

2 класс (136 ч)

 1. Числа (10ч).

2. Величины (11ч.)

3. Арифметические действия (58ч.)

4.Текстовые задачи (12ч).

5.Пространственные отношения( 20ч.)

6.Математическая информация-(15ч).

7.Резерв (10ч.)

Вывод по 2 классу

1.По программе «Школа России» сначала идут темы «величины» 11ч.

Но темы изучаются по обоим программам.

2. Арифметические действия

По России тема умножения изучается до3

3. Пространственные отношения изучаются одинаково и материал идентичен.

4.Математическая информация по программе «Школа России» нет работы с электронными средствами обучения.

5.Резер часов -отсутствует

По проекту числа 10ч.

2.По проекту тема умножения изучается до 50.

4.По проекту появляется работа с электронными средствами обучения

5.Резерв 10 часов.

3 класс (136 ч)

1.Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание (8 ч)

2.Табличное умножение и деление (56 ч)

3.Внетабличное умножение и деление (27 ч)

4.Числа от 1 до 1000. Нумерация (13 ч)

5.Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание (10 ч)

6.Числа от 1 до 1000. Умножение и деление (12 ч)

7.Итоговое повторение (10 ч)

3 класс (136 ч)

 1. Числа (10ч.)

2. Величины (10ч).

3.Арифметические действия (48ч.)

4.текстовые задачи 23ч.

5.Пространственные отношения (20ч.)

6.Математическая информация-(15ч).

7.Резерв (10ч).

Вывод по 3 классу

1. По программе «Школа России»  тему «числа до 100» изучают  во 2 части учебника т.е 2 полугодие

2. Арифметические действия изучают в обоих программах и содержание материала одинаково

3. По программе «Школа России» деление на однозначное число изучают в конце апреля.

4. Математическая информация

нет задач со столбчатой диаграммой (можно изучать по учебникам программы «Школа 21 века!

По проекту числа от 1 до 1000 в начале учебника

2. Арифметические действия изучают в обоих программах и содержание материала одинаково

3. По проекту деление на однозначное число изучают в начале т.в 1 полугодии

4.Математическая информация по проекту входят задачи со столбчатой диаграммой

4 класс (136 ч)

1.Числа от 1 до 1000. Повторение (12 ч)

2.Числа, которые не больше 1000

3.Нумерация (11 ч)

4.Числа, которые больше 1000. Величины (17 ч)

5.Числа, которые больше 1000. Сложение и вычитание (10 ч)

6.Числа, которые больше 1000. Умножение и деление (73 ч)

7.Итоговое повторение (13 ч)

4 класс (136 ч)

 1. Числа (11ч.)

2. Величины (12ч.)

3.Арифметические действия (37ч.)

4.текстовые задачи (21ч.)

6.Пространственные отношения (20ч.)(

7.Математическая информация-15ч.)

8.Резерв (20ч.)

Вывод общий

Вывод по 4 классу

Названия, последовательность изучения тем в  учебниках  по программе «Школа России» отличаются от Примерной РП (проект).

1.В примерной РП (проект): «Числа и величины »-новое Доля величины (половина, треть, четверть, десятая, сотая, тысячная).

2.Арифметические действия. -новое Способы проверки правильности вычислений ( алгоритм, обратное действие, оценка достоверности, прикидка результата, вычисление на калькуляторе). 

3. В примерной РП (проект):Текстовые задачи -новое (таблица, схема, диаграмма и другие модели). Зависимости между величинами, характеризующие процессы: движения, работы, купли – продажи и др. Знакомство с задачами логического характера и способами их решения.

4. В примерной РП(проект): «Пространственные отношения и геометрические формы в окружающем мире»- распознавание и называние (тела): шар, куб, цилиндр, конус, пирамида; различение, называние;

5. В примерной РП (проект): «Математическая информация» -направлено на Поиск информации в справочной литературе, сети Интернет. Доступные электронные средства обучения, пособия, тренажёры, их использование под руководством педагога и самостоятельно. Правила безопасной работы с электронными источниками информации (электронная форма учебника, электронные словари, образовательные сайты,

Раздел « Тематическое планирование» представлен тремя вариантами: базовым и двумя вариантами с расширенным изучением отдельных разделов курса.

 1. вариант планирования обеспечивает достаточную для продолжения образования предметную подготовку, но и расширяет представления обучающегося о математических отношениях и закономерностях окружающего мира. Развивает эрудицию, воспитывает математическую культуру.

 2. вариант планирования предусматривает усиление геометрической направленности курса математики. В процессе  изучения курса развиваются пространственное воображение и конструкторские умения школьника.

3. вариант планирования в большей степени, чем остальные, ориентирован  на развитие у обучающихся умения работать с данными. В нем расширен раздел по работе с информацией.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитическая справка по итогам учебного года

Аналитическая справка о деятельности городского методического обединения учителей начальных классов за 2009-2010 учебный год...

Аналитическая справка

Аналитическая справка работы учителя начальных классов за период 2006-2011г....

Аналитическая справка по адаптации учащихся 1 классов

Выступление на педагогическом консилиуме по адаптации 1 классов....

Аналитическая справка

Аналитическая справка учителя Хуснутдиновой Фирузы Насибуловны, представляемого на конкурс лучших учителей общеобразовательных учреждений для денежного поощрения за высокое  педагогическое мастер...

Аналитическая справка МО 2008- 2009 год

В справке отражена аналитическая работа руководителя МО начальных классов Александриковой Г.Г....

Аналитическая справка «Социальное здоровье дошкольников и младших школьников»

Проблема социального здоровья в наши дни приобретает особую актуальность. Связано это прежде всего с тем, что темпы социальных изменений в условиях современного общества резко  возрастают и предъ...

Программное содержание индивидуальных занятий по чтению на начальном этапе обучения детей с РАС

В данном материале содержатся виды работ по формированию навыков обучения чтению и письму на начальном этапе  у детей с РАС...