Научная статья на тему "Регулятивные универсальные учебные действия"
статья (2 класс)

Афиногенова Виктория Дмитриевна

Научная статья на тему "Регулятивные универсальные учебные действия"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ruud_.docx30.36 КБ

Предварительный просмотр:

Регулятивные универсальные учебные действия

Подготовила:

Учитель начальных классов

Лицея №329

Афиногенова Виктория Дмитриевна

Общество постоянно развивается, людям необходимо уверенно ориентироваться в современном мире. Активная информатизация заставляет постоянно учиться, овладевать новыми знаниями. Учитель является ключевым звеном в цепочке: «учитель-ученик-общество». Именно учитель должен понимать, что мир постоянно меняется и нельзя учить устаревшим знаниям, необходимо предпринимать что-то новое для современного поколения школьников, чтобы они вышли во взрослую жизнь с определенными знаниями, позволяющие им адаптироваться в новой среде. Современный учитель не может полагаться только на знания, полученные в вузе, он должен постоянно повышать свой уровень знаний, повышать квалификацию. В связи с этим становится актуальным непрерывное образование. Меняются цели образования, учитывая личностные и социальные интересы общества, государственные потребности. Именно актуальные запросы современного общества являются определяющими факторами развития новых образовательных стандартов. Необходимо сформировать личность – представителя социума, а значит необходимо развивать общекультурный, личностный и познавательный аспекты. Главной целью образования является развитие учащихся, которое бы обеспечило способность субъекта «уметь учиться».

Способность субъекта «уметь учиться» подразумевает способность учащегося самостоятельно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, обусловленное универсальными учебными действиями, которые позволяют открывать  возможности широкой ориентации, как в различных предметных областях, так и в построении учебной деятельности, включающей осознание ее целевой направленности, ценностно-смысловых и общенациональных характеристик.

Основой способности субъекта «уметь учиться» выступает формирование универсальных учебных действий, концепция которых разработана на основе системно-деятельностного подхода, который в свою очередь основывается на положениях концепции Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина. Данный подход раскрывает основные психологические законы процесса развивающего обучения и структуру дидактической деятельности процесса научения учащихся с учетом общих закономерностей возрастного развития младших школьников и подростков.

Исследованиями формирования и развития универсальных учебных действий занимались Ю.К. Бабанский, Л.C. Выготский, П.Я. Гальперин, H.A. Лошкарева, A.A. Люблинская, Г.А. Цукерман.

Впервые программа, направленная на формирование универсальных учебных действий, была предложена Д.Б. Элькониным и его учениками - В.В. Давыдовым, Л.Е. Журовой, B.В. Репкиным, Г.А. Цукерман др.

В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте (далее ФГОС) понятие «универсальные учебные действия» появилось в 2010 году, согласно которому данное понятие определяется как:

  • способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта;
  • совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

По А.Г. Асмолова «универсальные учебные действия» рассматриваются как действия, позволяющие эффективно решать задачи, относящиеся к различному предметному содержанию, самостоятельно осуществлять учебную деятельность (ставить цели обучения, планировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения), приобретать новые знания, новые способы действий, сознательно и активно присваивать социальный опыт.

Универсальные учебные действия имеют следующие функции:

  1. развитие у обучающегося возможности ставить цели, находить пути, средства и способы их достижения, а также осуществлять обучение, самостоятельно оценивая и контролируя данный процесс;
  2. формирование гармоничной и самореализованной личности посредством готовности к непрерывному образованию;
  3. обеспечение успешного усвоения знаний, формирование умений, навыков и компетентностей, актуальных в любой предметной области.

Классификацией универсальных учебных действий занимались такие известные педагоги-психологи, как А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, В.В. Давыдов, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина, Д.Б. Эльконин и другие. Авторами были выделены четыре типа универсальных учебных действий (УУД):

  1. познавательные УУД;
  2. личностные УУД;
  3. коммуникативные УУД;
  4. регулятивные УУД.

Более подробно раскроем каждый из этих типов.

  1. Познавательные универсальные учебные действия

В эту группу входят:

  1. Общеучебные УД:
  • самостоятельная постановка учебной цели;
  • применение разнообразных методов поиска необходимой информации;
  • процесс структурирования знаний;
  • устное и письменное построение речевого высказывания, посредством осознания знаний и умений;
  • использование различных эффективных способов решения задач, основанных на условиях, которые могут отличаться;
  • контролирование и оценивание учебного процесса и ее результатов;
  • формирование проблемы и нахождения путей ее решения посредством поискового и творческого характера.
  1. Логические УД:
  • анализ;
  • синтез;
  • сравнение;
  • классификация по признакам;
  • систематизация в понятие;
  • установление логических связей;
  • выдвижение гипотез.
  1. Действия постановки и решения проблемы:
  • формирование и выведение проблемы;
  • создание на самостоятельной основе путей решения проблемы, посредством способов творческого и поискового характера.
  1. Личностные универсальные учебные действия

Под данным типом универсальных учебных действий понимается способность учащихся ориентироваться в ценностно-смысловых и социальных ситуациях, первые из которых представляют собой умения действовать в соответствии с моральными и этическими нормами, а вторые – умения построения межличностных отношений и выбора социальных ролей.

Выделяют следующие виды личностных УУД:

  1. самоопределение, которое может быть личностное, профессиональное, жизнедеятельностное;
  2. смыслообразование, под которым понимается создание тесной связи между мотивами побуждения к учебной деятельности и ее результатами. Смыслообразование помогает учащимся понимать смысл процесса обучения;
  3. нравственная и этическая ориентация позволяет оценить учащимся усвоенное содержание учебной деятельности на основе социальных и личностных ценностей.
  1. Коммуникативные универсальные учебные действия

Данный тип универсальных учебных действий обеспечивает:

  • учет позиции партнера в деятельности;
  • умение слушать и вступать в диалог;
  • принимать участие в коллективных обсуждениях;
  • выстраивать систему взаимодействия с группой сверстников и взрослых.

Среди видов коммуникативных универсальных учебных действий выделяют следующие:

  1. установление учебного сотрудничества со сверстниками и педагогом;
  2. постановка вопросов, которые касаются поиска информации;
  3. решение конфликтов, путем выявления проблемы, оценки ее значимости, нахождения способов и их реализации при принятии решений;
  4. управление поведением;
  5. выражение собственных мыслей в условиях коммуникации.
  1. Регулятивные универсальные учебные действия

Данный тип универсальных учебных действий позволяет обеспечить учащимся процесс организации собственной учебной деятельности, который выделяет следующие виды:

  1. целеполагание – представляет собой формулирование учебной задачи, посредством соотнесения известного, неизвестного и усвоенного в процессе учебной деятельности учащимися;
  2. планирование – понимается как установление целей, плана и последовательности действий, направленные на достижение его конечного результата;
  3. прогнозирование – предвидение уровня усвоения знаний и получения результата учебной деятельности;
  4. коррекция – деятельность по внесению необходимых дополнений и изменений в процесс деятельности, направленной на достижение результата и получения конкретного продукта;
  5. оценка – определение качества и уровня, усвоенного учащимися;
  6. саморегуляция – способность мобилизовать силы и энергию;
  7. волевое усилие – способность преодолевать определенные препятствия в процессе учебной деятельности.

Также регулятивные УУД связаны с формированием сознательности мышления, произвольности деятельности и поведения, взаимодействия с окружающими.

В основе регулятивных УУД лежит теория деятельности П.Я. Гальперина. В структуре деятельности личности выделяет ориентировочную, контрольную и исполнительную части. В соответствии с его теорией деятельность включает такие структурные компоненты, как:

  • наличие ориентировки (образца), предвосхищение результата (цель)
  • составление плана;
  • практика, пробы и ошибки достижения цели, соотнесение действия с будущим результатом, реализация сотрудничества (форма работы);
  • контроль выполнения действий, оценка выполненной работы, оценка эффективности сотрудничества.

Для успешного формирования регулятивных учебных действий необходимо отслеживать прогресс и результаты формирования на разных этапах обучения, ведь с каждым годом ученик совершенствует свою деятельность.

В начальной школе можно выделить следующие регулятивные учебные действия, которые отражают содержание ведущей деятельности детей младшего школьного возраста:

  1. Умение учиться и способность к организации своей деятельности (планирование, контроль, оценка):
  • способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
  • умение действовать по плану и планировать свою деятельность;
  • преодоление импульсивности, непроизвольности;
  • умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;
  • умение адекватно воспринимать оценки и отметки;
  • умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность;
  • умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.
  1. Формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, жизненного оптимизма, готовности к преодолению трудностей:
  • целеустремленность и настойчивость в достижении целей;
  • готовность к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей (стратегия совладения);
  • формирование основ оптимистического восприятия мира.

Таким образом, понятие «универсальные учебные действия» появился впервые в ФГОС 2010 года, и определялось как действия, позволяющие успешно решать задачи на различном предметном содержании, самостоятельно осуществлять учебную деятельность (ставить учебные цели, планировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения), овладевать новыми знаниями, новыми способами действий, сознательно и активно присваивать социальный опыт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-методическая статья "Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе"

Научно-методическая статья, которую могут  использовать для работы учителя начальной школы, педагоги дополнительного образования, воспитатели ГПД....

Статья "ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ  УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ...

Научная статья: " Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках развития речи"".

Деятельностная сторона обучения чётко отражена в программе формирования регулятивных универсальных учебных действий. Планируемые результаты обучения предусматривают, что выпускник начальных классов на...

Статья «Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны»

Статья «Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны»...

Статья "Развитие логических универсальных учебных действий при изучении геометрического материала"

Важнейшей задачей современного начального образования, в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) второго поколения...