Навыки самостоятельности у детей с умственной отсталостью в работе с обучающимися надомного обучения
статья

Микишанова Е.А

Самостоятельность развивается и формируется в процессе обучения в виде постепенного перехода от действий, выполняемых только под руководством взрослого, к деятельности, основанной на самостоятельном творческом подходе к поставленной задаче. Ее формирование происходит на разных возрастных этапах. При этом младший школьный возраст имеет одно из ведущих значений, так как именно в этот период закладываются и развиваются личностные качества, являющиеся основой для дальнейшего развития самостоятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_pedsovet_3.docx41.32 КБ

Предварительный просмотр:

ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г.Смоленска»

Доклад на педсовет:

Навыки самостоятельности
у детей с умственной отсталостью
в работе с обучающимися надомного обучения

Подготовила учитель надомного обучения:

Микишанова Е.А

Смоленск

27.12.2022

Процесс развития самостоятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья имеет особенности, обусловленные средним уровнем адаптивных функций этих учащихся, отставанием в формировании активного свободного поведения и способности контролировать себя, свои эмоции и потребности.

Работа по развитию самостоятельности должна проводиться целенаправленно и последовательно во всех видах деятельности детей с учетом их склонностей и интересов. Целенаправленная работа по развитию самостоятельности способствует их успешной социализации в обществе. Педагог должен продумать методы и приемы развития у детей способности действовать и мыслить самостоятельно, четко определить виды деятельности, в которых дети могут проявить свою инициативу и самостоятельность.

Одним из наиболее эффективных методов развития самостоятельности является обучение детей с ограниченными возможностями способам рефлексии. Это помогает им понять, что они знают и чего не знают, чему они хотят научиться, учит их понимать пути и цели движения в учебной деятельности   и планировать свой маршрут. С помощью проблемных вопросов и совместного поиска ответов на них детям с ограниченными возможностями здоровья предоставляется возможность научиться самостоятельно ставить вопросы и формулировать задачи. Они начинают понимать, что знание важно не только само по себе, но интересен и сам процесс его получения. Все это способствует развитию мотивации и познавательной самостоятельности детей с ограниченными возможностями здоровья.

Не менее важную роль в воспитании самостоятельности играют родители.  Родители должны принимать активное участие в развитии детей, каждый раз уменьшая помощь взрослого при одновременном увеличении объема самостоятельных действий детей. Показателем самостоятельности детей является эффективность их действий.

Самостоятельность развивается и формируется в процессе обучения в виде постепенного перехода от действий, выполняемых только под руководством взрослого, к деятельности, основанной на самостоятельном творческом подходе к поставленной задаче. Ее формирование происходит на разных возрастных этапах. При этом младший школьный возраст имеет одно из ведущих значений, так как именно в этот период закладываются и развиваются личностные качества, являющиеся основой для дальнейшего развития самостоятельности.

Необходимым условием формирования у обучающихся коррекционной школы умения применять усвоенные знания на практике является овладение ими приемами ориентирования в задании, планирования, контроля и самооценки результатов. Без развития этих видов умственной деятельности нельзя достаточно успешно преодолеть обнаруживаемый у умственно отсталых школьников разрыв между имеющимися знаниями и их использованием при выполнении практических задач.

Формирование навыков самостоятельности

 у детей с умственной отсталостью надомного обучения

Как известно, для учащихся с ОВЗ  характерны инертность, пассивность, легкая отвлекаемость, отсутствие интереса к мыслительной деятельности. Это объясняется особенностями развития таких детей. Использование специальных приемов и методов обучения и воспитания позволяет в существенной мере преодолевать недостатки развития детей с ОВЗ. Часто при подготовке к уроку учитель прилагает много усилий для того, чтобы у учащихся не было затруднений в процессе овладения новым материалом. Не надеясь, что ученики смогут выразить собственное суждение, учитель зачастую преподносит материал в виде готовых решений. За учащимися закрепляется позиция ведомых. Она сводит к минимуму инициативу, активность в учебной деятельности. Поэтому необходимо проводить обучение так, чтобы усвоение знаний шло не только на основе запоминания, как это часто практикуется, а на сознательном применении знаний. Необходимо повышать познавательную активность учащихся, включать учащихся в самостоятельную деятельность.

Все это требует от педагога профессионализма, оптимизма и веры в возможности ребенка, доброжелательное терпение педагога, многократные повторения, поощрения. В своей работе мы используем разнообразные формы, методы и приемы. Педагог должен владеть технологиями прямого и косвенного воспитания, творческого воспитания, педагогической поддержки. 

Можно выделить следующие этапы и определить их последовательность в воспитании активности и самостоятельности умственно отсталых школьников:

•        вовлечение всех детей в практическую деятельность;

•        воспитание интереса к этой деятельности;

•        постоянное и постепенное усложнение заданий;

•        создание системы постоянно действующей педагогической стимуляции школьников к активной деятельности.

Самостоятельность в учениках надо развивать постоянно. При этом следует учитывать несколько факторов:

- Каждый ученик на каждом уроке должен самостоятельно выполнить любое, пусть даже самое малое задание. Например, сформулировать полный ответ на вопрос, привести примеры, разгадать ребус, составить вопрос по теме для соседа по парте и т.д.

- Задания для самостоятельной работы должны быть посильными. Нужно, чтобы ученик справился с заданием самостоятельно либо с небольшой помощью. Для детей с ОВЗ это особенно важно, так как многие из них при возникновении значительной трудности отказываются от работы.

- Задания должны сопровождаться четкой инструкцией учителя. При этом необходимо учить школьников неукоснительно следовать инструкции. То есть, если в задании, например, указано «выписать номера правильных ответов», то подчеркивание, обведение в кружок и т.п. считается неверным выполнением.

- Также важна своевременная работа над ошибками.

- Обучение навыкам самостоятельной работы должно быть постепенным. Начинать надо с простейших заданий. При этом однотипные задания должны присутствовать в течение нескольких уроков, чтобы учащиеся хорошо освоились с их выполнением. Постепенно задания усложняются. Усложнения должны идти не только по типам заданий, но в каждом типе задания нужно усложнять.

- Задания для самостоятельной работы должны быть интересными для учащихся. Если работа кажется ученикам скучной, следует подумать, как ее преподнести, чтобы вызвать интерес. Ни один ученик не должен скучать на уроке. Очень важно, чтобы учащиеся находились в ситуации успеха. Эмоциональное удовлетворение от успешно проделанной работы – это хороший стимул к обучению и непременное условие для того, чтобы ваш предмет оказался в числе любимых.

- Не стоит забывать о поощрениях. Ученик, справившийся с работой, обязательно должен услышать похвалу учителя.

- Одно из приоритетных направлений развития современного общества – внедрение информационных технологий в систему образования. Применение информационных технологий, в свою очередь, способствует формированию самостоятельности в процессе обучения. Компьютер позволяет значительно повысить мотивацию учащихся к выполнению самостоятельной работы. ИКТ вовлекают учащихся в учебный процесс, способствуют раскрытию их способностей, и развивают самостоятельную творческую деятельность учащихся. Наиболее эффективным видом самостоятельной работы считается самостоятельная работа творческого характера.

-  Важным условием формирования самостоятельной творческой деятельности является мотивация, в основе которой у учащихся начальной школы лежит учебно-познавательный интерес.

Включение младших школьников в самостоятельную познавательную деятельность происходит через проблемные ситуации, игровую деятельность, систему дифференцированных заданий, проектную и исследовательскую деятельность, совместные формы организации обучения.

Одним из путей повышения активности и самостоятельности учащихся с ОВЗ является дидактическая игра. Она создает у школьников положительный эмоциональный настрой, повышает работоспособность, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. Игра - важное средство в развитии и воспитании. Она позволяет создать в процессе взаимодействия с детьми комфортную, эмоциональную атмосферу.

Дидактические игры позволяют развивать произвольное внимание, волевые усилия, терпение, уважение к мнению одноклассников. Кроме того, они формируют умения точно следовать правилам и инструкции. Большое значение имеют дидактические игры в развитии речи учащихся. Дидактические игры чаще всего применяются для закрепления и повторения пройденного материала. Но также возможно их включение на этапе подготовки к усвоению нового материала. Выбор игр чрезвычайно разнообразен. Наиболее часто используемые: «Четвертый лишний», «С какого дерева листочек?», «Биологическое лото», «Доскажи словечко» и др.

Посредством сюжетно - ролевых игр дети научатся выстраивать определенную модель_поведения_в_различных_жизненных_ситуациях: «Знакомство»«Покупка»«Поведение в общественных местах».

Важным средством развития мышления учащихся являются загадки. Они расширяют кругозор, знакомят детей с окружающим миром, явлениями природы. Любая загадка – это логическое упражнение, в котором требуется узнать предмет по его характерным признакам. Для того, чтобы доказать правильность отгадки, необходимо последовательное рассуждение. Значительна роль загадок в развитии у детей поэтического слуха. Они обогащают слух разнообразными рифмами. Таким образом, несмотря на миниатюрность жанра, загадка обладает многими ценными качествами.

Использование разнообразных дидактических игр в учебном процессе способствует не только развитию процессов мышления, но и позволяет преодолеть механическое усвоение знаний, повысить самостоятельность учащихся, формировать навыки самоконтроля. Следует отметить, что формирование учебной самостоятельности школьников возможно только при учете индивидуальных особенностей каждого учащегося.

Основные виды самостоятельных работ

1. Упражнения

2. Выполнение практических работ

 3. Проверочные самостоятельные, контрольные работы

 4. Домашние задания

Одним из средств формирования самостоятельности младших школьников является самостоятельная работа, средство вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность. Самостоятельная работа школьника есть следствие правильно организованной его учебной деятельности на уроке, что мотивирует самостоятельное её расширение, углубление и продолжение в свободное время. Самостоятельная работа рассматривается как высший тип учебной деятельности, требующий от учащегося достаточно высокого уровня самосознания, рефлексивности, самодисциплины, ответственности. Таким образом, применение на практике разнообразных видов самостоятельных работ способствует совершенствованию умений работать самостоятельно и развитию самостоятельности ученика. Однако любая работа должна начинаться с осознания учащимися цели действий и способов действий. Все виды самостоятельной деятельности младших школьников имеют большое значение. Трудно, невозможно переоценить работу ученика с книгой. Выполнение письменных упражнений, чтение рассказов, стихов и тому подобное ─ это самостоятельные творческие работы, требующие большей активности, работоспособности.

Домашняя работа – это форма организации самостоятельного, индивидуального изучения школьниками учебного материала во внеурочное время. Значение домашней учебной работы, особенно в начальных классах, состоит в следующем. Выполнение домашних заданий помогает глубже понять учебный материал, способствует закреплению знаний, умений и навыков благодаря тому, что учащийся самостоятельно воспроизводит изученный на уроке материал и ему становится более ясно, что он знает, а чего не понимает.

Познавательная деятельность является одним из главных звеньев коррекционно-образовательного процесса. Самоподготовка является специфическим режимным моментом в условиях коррекционной школы. Понятие «самоподготовка» предполагает самостоятельную работу ученика под руководством учителя. Поэтому все действия учителя, его слова, поведение направлено на то, чтобы создать у детей ощущение самостоятельной деятельности.

Задачи самоподготовки связаны с формированием у детей следующих умений, обеспечивающих самостоятельное выполнение домашнего задания:

  1. Умения пользоваться дневником.
  2. Ориентироваться в учебном задании: прочитывать задание до начала его выполнения, определять способ его выполнения, пользоваться справочными материалами (правилами, памятками, образцами выполнения заданий).
  3. Обращаться за помощью в случаях затруднений.
  4. Планировать свою деятельность.
  5. Рационально использовать отведенное на самоподготовку время.
  6. Самостоятельно проверять выполненную работу.

Учитель во время самоподготовки использует различные методы и приемы, способствующие развитию самостоятельности учеников, развитию интересов к учению.

Важны в процессе самоподготовки элементы игры, ожидание сюрприза:

  • игры-путешествия, игры-соревнования.

Детям, которые раньше основного времени заканчивают выполнение задания можно предложить конверт с загадками, сканвордами, ребусами, интересными заданиями – это для старших детей, а для малышей – рисунки с заданиями, пластилин, коробочки с бусинками, которые интересны детям и развивают мелкую моторику рук.

Значительный воспитательный результат дает организация самопроверки в процессе самоподготовки. Это очень важно для выработки самостоятельности у детей. Полезно учить детей некоторым способом самопроверки:

  • обратное вычисление (математика);
  • выполнил упражнение – повтори еще правила и сравни свои записи с образцом в учебнике (русский язык);
  • перескажи прочитанное по плану, не заглядывая в учебник; попробуй оценить свою работу и знания.

Все эти способы проверки не очень сложны, но они требуют от учителя продуманности и применение их либо частично, либо полностью.

На этапе самоподготовки выполнения задания у учителя две основные обязанности:

  1. Индивидуальная работа с отдельными обучающимися по заданию учителя.
  2. Помощь детям при затруднениях. Учитель не должен торопиться с подсказками и советами. Сначала используются следующие виды помощи:
  • предложение перечитать задание;
  • перечитать правила;
  • посмотреть похожее задание в классной работе.

Только если эти виды помощи не действуют, учитель указывает ребенку на ошибку и помогает вспомнить способ выполнения задания, причем на аналогичном примере.

Учитель завершает самоподготовку общим выводом о результатах выполнения поставленных познавательных и воспитательных задач. Он обязательно отмечает, кто старался, кто работал с интересом, кто хорошо потрудился сам и помог товарищу.

Для эффективности овладения умственно отсталыми школьниками самостоятельности требуется индивидуальный подход и обучению детей определенным правилам, нормам и алгоритмам. Работа по алгоритму является наиболее эффективной в формировании самостоятельности в самообслуживании, познавательной и трудовой деятельностях.        

Знакомство детей с алгоритмом осуществляется в начальных классах, как только появляются письменные задания, требующие обращения к правилу.

Самоподготовка, организованная учителем, приучает детей делать уроки систематически, способствует воспитанию чувства ответственности, дисциплинированности и работоспособности, помогает формированию у них необходимых навыков и привычек самостоятельной познавательной деятельности.

В своей работе с обучающимися на надомном обучении я использую следующие методы самостоятельной работы:

-объяснительно - иллюстративный,

- репродуктивный,

- частично поисковый,

-коммуникативный,

 -информационно-коммуникационный;

- методы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля.

В связи с этим, важное  значение приобретает создание на занятии специальных ситуаций, способствующих достижению детьми даже незначительных успехов в различных видах деятельности. Ситуация успеха позволяет обеспечить постепенное продвижение и развитие каждого ребёнка в зависимости от его индивидуальных особенностей.

Методы и приемы создания ситуации успеха:

-Доступность понимания изучаемого материала

-Доступное объяснение материала

-Обязательное использование наглядности

-Личностно ориентированный подход

-Поощрение за любые достижения

-Создание благоприятной среды

-Словесная поддержка

-Установка на позитивное решение проблемы.

Из всего этого можно сделать вывод о том, что создание ситуации успеха – это эффективное средство формирования положительного отношения к процессу обучения.

Для активизации  самостоятельной деятельности учащихся с умственной отсталостью использую следующие активные методы и приёмы обучения:

1. Задания на развитие психических процессов.

- «Найди пару»

- «Мама-детеныш»

- «Подбери слово к изображению»

- «Выполнение действий по алгоритму»

- «Разрезные картинки»

- «Пазлы»

- «Составление рассказа по серии картинок»

- «Работа с коммуникатором»

2. Задания на развитие мелкой моторики:

- штриховка, конструирование и аппликация, раскрашивание, лепка, рисование на листе бумаги.

 - игры с крупой (ребенок перебирает различные крупы в мешочке и определяет, что за крупа там находится); «Покорми птиц»

- перекладывание бисера или бусин разного размера из одной тары в другую.

3. Здоровье сберегающие технологии:

- Пальчиковая гимнастика.

-Дыхательная гимнастика

- Динамические паузы и физкультминутки.

4. Использование информационных технологий.

Использование презентаций и фрагментов презентации по ходу занятия позволяют сделать работу более продуктивной и эффективной. На слайдах можно поместить необходимый материал, цифровые фотографии, тексты, видео, интерактивные игры; можно добавить музыкальное и голосовое сопровождение.

Формирование самостоятельности в учебной деятельности у обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
Последовательность организации и использования форм работы на уроке, позволяющая поэтапно и прочно сформировать у обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью навыки самостоятельной учебно-познавательной деятельности с учетом их психофизических особенностей и возможностей.

Одной из самых важных задач обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью является формирование и развитие у них навыков самостоятельной работы на уроке. Дети данной категории отличаются отсутствием самостоятельности не только в повседневной бытовой деятельности, но и в учебной. Решение данной проблемы тесно связано не только с инертностью и недоразвитием психических познавательных процессов, но и с проблемами отсутствия у них познавательной активности, интересов, а также учебной мотивации. Организация работы над самостоятельностью у детей на уроке начинается с формирования у них умения включаться в целенаправленную деятельность по заданию педагога. При этом коррекционно-направленная деятельность педагога должна проводиться с учетом имеющихся у отдельно каждого ребенка индивидуальных возможностей на материале, вызывающем у него интерес. Далее, перед дальнейшим усложнением заданий, проводится работа по формированию умения выполнять задание сначала без помощи педагога, находящегося рядом с ребенком, а затем — самостоятельно только по устной инструкции, когда педагог находится в другой части учебного кабинета. Необходимо помнить, что очень важно эмоциональное поощрение (похвала, хлопки в ладоши и т.д.) ребенка сначала на каждом этапе самостоятельного выполнения задания, а затем по его окончании. Такая работа наиболее эффективна как на индивидуальных занятиях, так и в условиях классного коллектива.
        Уже в течение первого учебного года дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью научаются некоторым навыкам самостоятельности, необходимым для обучения: умение слушать педагога и стараться выполнить предъявляемое задание, умение адекватно выразить свои желания и отношение к выполняемым действиям, умение сидеть за партой, входить и выходить из учебного кабинета по просьбе взрослого и др. Все это дети выполняют сначала с физической помощью педагога, затем по образцу, и только после этого – по устной инструкции. Практика показывает, что одним из самых эффективных приемов формирования самостоятельности в учебно-познавательной деятельности является использование набора карточек.

       В случае, когда в классе обучаются примерно одинаковые по уровню развития и сохранности психических процессов дети, целесообразно организовывать урок с использованием рабочих тетрадей, каждый лист которых готовится педагогом к каждому уроку. В таком случае задания для всех детей могут быть одинаковыми либо с небольшими изменениями.

Для хорошо читающих детей, которые способны самостоятельно прочитать и понять смысл прочитанного, эффективно использование на уроке простейших тестов, в которых вариантами ответов (не более 2-3х) может быть как письменный, так и картинный материал. В этом случае хороша как проверка, совместная с педагогом, так и самостоятельная или взаимная проверка. Такие виды оценивания качества выполненных заданий вызывают наибольший эмоциональный отклик у детей и являются хорошей мотивацией к самостоятельной учебно-познавательной деятельности.

         На уроках, предполагающих прочтение текста, для разных по уровню сформированности навыка чтения обучающихся, необходимо подбирать тексты таким образом, чтобы количество и сложность материала соответствовало их возможностям для самостоятельного изучения. Суть текста должна быть одинакова для всех, а распространенность предложений может варьироваться, но при проверке прочитанного, например, фронтальной, на поставленные педагогом вопросы должен суметь ответить каждый ребенок, просто кто-то односложно, а кто-то – с дополнительными сведениями или более развернутым ответом. Такой принцип организации работы с текстом повысит у детей собственную самооценку, что является одним из факторов формирования у них учебной мотивации и положительного отношения к своей самостоятельной деятельности на уроке.
Все это возможно организовать на уроке с использованием различных форм:
        1.Выполнение разных видов заданий, результаты которых приведут к выполнению единой цели. Например, урок «Окружающий природный мир» каждый обучающийся изучает  тему «Животный мир Африки» изучает материал по определенному виду животных, затем знакомит с полученными знаниями весь класс. По заданию педагога, ребята в совместной деятельности разделяют данных животных на группы «Травоядные» и «Хищники», «Млекопитающие» и «Пресмыкающиеся» и т.д.

2.Пооперационное выполнение одного вида задания, когда от качества выполнения предыдущего этапа зависит качество выполнения последующего. Например,  урок «Окружающий социальный мир» при изучении темы «Автобус» дети на этапе закрепления выполняют  аппликацию из цветной бумаги. Каждый ребенок готовит только одну часть автобуса (колеса, корпус, окна), затем приклеивают ее в соответствующее место. То, насколько правильно каждый ребенок выполнил свою часть работы, определяет качество получившейся аппликации.

3.Выполнение задания с самостоятельным выбором формы деятельности и распределением обязанностей каждого ребенка.

Например, педагогом говорит  разложить игрушки по группам «Игрушки для спортивных игр», «Музыкальные игрушки», «Настольные игры», «Игрушки- конструкторы». Ребята могут выбрать два разных подхода к выполнению задания: все вместе раскладывать игрушки на группы  или распределить, кто какие игрушки будет выбирать из общей массы.  Педагог может предъявить детям два этих подхода, а может поставить задачу подумать, как можно организовать эту работу. В любом случае, при выполнении данного задания будут советоваться друг с другом, просить и оказывать друг другу помощь, направлять и организовывать себя и своих товарищей.

       Таким образом, разные приемы и формы работы на уроке, организованные с учетом особенностей и возможностей детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, основанные на выполнении посильных и интересных для них заданий с постепенным усложнением содержания и повышением степени самостоятельности при их выполнении, а так же подкрепленные эмоциональным одобрением педагогом деятельности каждого ребенка на уроке, являются одним из эффективных способов формирования у детей самостоятельности в учебно-познавательной деятельности.

Рекомендации для работы

 с детьми с интеллектуальными нарушениями

на надомном обучении

Для эффективности овладения умственно отсталыми школьниками самостоятельности требуется индивидуальный подход и обучение детей определенным правилам, нормам и алгоритмам.

  1. Поэтапное формирование самостоятельности
  2. Во время самоподготовке – сведение до минимума фронтальной работы и предоставление детям возможности работать в собственном темпе
  3. При выполнении письменных работ приучать детей следовать алгоритму. Знакомство с ним осуществляется в 1 и 2 классах, как только появляются письменные задания, требующие обращение к правилу
  4. При выполнении заданий учитель ведет индивидуальную работу и помогает только при затруднениях (при затруднениях и просьбах о помощи учитель не должен торопиться с подсказками и советами)
  5. При проверке выполненного задания необходимо приучать к таким способам, как самоконтроль, взаимопомощь, взаимопроверка. А так же совместный разбор ошибок ученика и учителя
  6. Делать акцент на работе по определенному алгоритму (пользоваться им каждодневно и закреплять навыки)
  7. Необходимо постоянно стимулировать ребенка и давать отдыхать ему, чтобы желание выполнять самостоятельное задание не пропало.

Эти методические рекомендации необходимо применять каждодневно и они будут способствовать благоприятному развитию самостоятельности школьников, мыслительных процессов и личных качеств детей с умственной отсталостью.

Немаловажным условием, для проявления активной познавательной деятельности детей с умственной отсталостью является:

• создание атмосферы сотрудничества и доброжелательности;

• создание “ситуации успеха” для учащегося;

• включение ученика в активную деятельность, коллективные формы работы;

• использование элементов занимательности, нестандартности при изучении материала;

• использование проблемных ситуаций;

• практико-ориентированная направленность изучаемого материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция навыка чтения у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

В материале представлены формы и приёмы работы с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), корригирующие навык чтения....

Методика коррекции и развития навыков фонетически правильного письма у обучающихся начальных классов коррекционной школы для детей с умственной отсталостью

Представлен материал по коррекции и развитию навыков фонетически првильного письма у обучающихся с умственной отсталостью. Дано приложение с необходимыми упражнениями...

Адаптированные рабочие программы для детей с умственной отсталостью (VIII вид) 3 класс. Домашнее обучение в общеобразовательной школе

Адаптированные рабочие программы (8 вид), домашнее обучение:по русскому языку (письму) - 2 часа в неделю, математике - 2 часа в неделю, чтению - 2 часа в неделю, развитию устной речи на основе предмет...

Чтение и развитие речи КТП 4 класс (для детей с умственной отсталостью)(надомное обучение)

Календарно-тематическое планирование по чтению и развитию речи для ученика 4-го класса (у/о), обучающегося на дому....

Рабочая программа для детей с умственной отсталостью 1, 2 класс(надомное обучение)

Адаптированная образовательная программа  1 класс, 2 класс (надомное обучение)  на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучаемых с умст...

«Строим Дом здоровья» по внеурочной деятельности по теме «Мы за здоровый образ жизни» среди обучающихся надомного обучения с умеренной умственной отсталостью

Проблема формирования основ здорового образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья в настоящее время очень актуальна. На данном занятии у ученика с ТМНР  формируются  пот...