Статья "Любительский театр: от познания к представлению"
статья (1, 2, 3, 4 класс)

В статье кратко представлены этапы занятий внеурочной деятельности "Любительский театр" в начальной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Каменева Татьяна Анатольевна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 1»

города Валуйки Белгородской области, руководитель школьного любительского театра

в рамках внеурочной деятельности «Любительский театр: от познания к представлению»

Любительский театр: от познания к представлению

        Театр – это «живое искусство», некий прямой эфир. Он одаривает своих актёров и зрителей истинными ощущениями и эмоциями. Он может дать заинтересованному человеку живое восприятия действительности.  Поэтому занятия в любительском школьном театре интересны для учащихся. Авторская программа «Любительский театр: от познания к представлению» состоит из четырёх этапов:

  • любительский театр: познание (1 класс)
  • любительский театр: интерес (2 класс)
  • любительский театр: увлечение (2 – 3 классы)
  • любительский театр: представление (3 – 4 классы)

В первой части внеурочной деятельности, учащиеся познакомились с символом театра, с историей зарождения, развития и становления театра в мире и в России, с видами и жанрами современного театра.

В настоящее время по видам действий актёра во время представления существует около 20 видов театров:

  • драматический: здесь главное место отводится актерам и режиссеру;
  • театр оперы и балета: представление проходит в сопровождении симфонического оркестра;
  • музыкальный театр: в нём ставят оперетты, мюзиклы и все представления, в которых есть много музыки;
  • теневой театр или театр теней - это древнейший прототип кино и показывают его с помощью света, темноты и экрана;
  • детский театр: объединен техникой двух видов театра: детский драматический театр и кукольный театр;
  • театр марионеток: марионетка - разновидность театральной куклы, которую кукловод приводит в движение при помощи нитей;
  • театр зверей: театр, в котором актёрами выступают животные: собаки, слон, ворон, пеликан, енот и многие другие;
  • театр танца: танец - один из самых древних видов искусства, в нем все происходит с помощью этого вида передачи эмоций;
  • театр пантомимы: основным средством создания художественного образа является пластика человеческого тела, без использования слов;
  • театр эстрады: в театрах эстрады часто проводят сольные концерты, концерты, посвященные каким-либо памятным датам, играют постановки современных авторов;
  • театр комедии и сатиры: со времени своего появления он отображал жизнь горожан, показывал все недостатки и высмеивал их;
  • пальчиковый театр: это невероятно увлекательная сюжетно-ролевая игра: с помощью миниатюрных и удобных даже для детских ручек кукол можно изготовить и обыгрывать любимые сказки, стихи и пьесы;
  • настольный театр: этот вид театра может жить в каждой семье. Кукол можно изготовить самостоятельно по шаблону, используя сюжеты известных сказок или своих придуманных пьес

Виды театра напрямую связаны с жанрами, которые представлены в них.  А театральные жанры в современном мире очень разнообразны. Это -  драма, комедия, водевиль, феерия, пародия, мим, мюзикл, трагикомедия, мелодрама и другие. Театральные жанры соединяют в себе литературу, музыку, хореографию, вокал, изобразительное искусство. Человечество постоянно развивается, и в связи с этим возникают новые разнообразные жанры.    

После ознакомления с историей и видами театра на втором этапе занятий у учащихся появился интерес к дальнейшему изучению театрального искусства, так как они поняли, что театр может многое: перенести   в прошлое, будущее, в сказку, в самую загадочную страну. Ведь театр – это волшебник!        

Изучив театральные афиши, виды билетов, устройство театра, учащиеся научились изготавливать афиши к различным спектаклям, сцену, и поняли, что в театре есть свои правила и их нужно соблюдать.

Театр – искусство, которое можно назвать коллективным. Это только непосвященным кажется, что театр ограничивается сценой и актёрами. На самом же деле закулисье скрывает массу людей, которые имеют различные театральные профессии. Это - актёр, кукловод, режиссер, художник, костюмер, сценарист, гримёр, звукооператор. Наряду со знакомством их деятельности, ребята побывали в роли каждого.

         Внеурочная деятельность называется «Любительский театр», и поэтому была изучена история любительских театров.  Известно, что первыми любительскими театрами в нашей стране можно назвать театры крепостные и домашние, которые были распространены в XVII - XIX веках. Ехать в большой город, чтобы посмотреть спектакль, было долго и утомительно, но и лишать себя удовольствия приобщиться к театральному искусству люди не хотели. Поэтому представления устраивались прямо в дворянских усадьбах.  Настоящий расцвет любительских театров начался с приходом советской власти в 1917 году. Спектакли ставились в школах, на фабриках и заводах. К середине XX века своя любительская труппа была при каждом Доме культуры, в образовательных учреждениях и рабочих коллективах.

Любительский коллектив - это особая психологическая среда.  Игра в любительском театре – это интересное, увлекательное и полезное времяпровождение, возможность найти новых друзей и открыть в себе неизвестные доселе таланты. В игровой форме, легко и непринужденно, участники получают базу, которая необходима для того, чтобы обрести уверенность и расти полноценной личностью. На занятиях в любительском театре происходит развитие интеллекта, речи, смекалки, мышления и коммуникативности. Разнообразный материал расширяет кругозор участников внеурочной деятельности.    Навыки, выработанные в любительском театре, часто помогают людям в основной профессиональной деятельности.  А кому-то выступление на сцене может стать путевкой в жизнь. 

На третьем этапе началось освоение диалогов, сценических пауз и действий. В процессе обучения использовались различные упражнения, в ходе которых дети не только учились выступать, но и получали навыки взаимодействия с другими персонажами на сцене. На занятиях они выполняли упражнения, направленные на развитие творческого мышления и фантазии актера, для которого богатое воображение является одной из важнейших составляющих успеха. Продолжая формирование актёрских навыков, началась самая главная работа - работа над постановкой спектаклей. Делая упор на постановку спектаклей, участники внеурочной деятельности старались самостоятельно работать над своей ролью и с общим текстом, практиковались выступать на разных сценах.

Когда текст спектакля выбран, роли определены, полным ходом идёт индивидуальная работа каждого участника пьесы над своей ролью и репетиции всего спектакля, начинается работа над созданием декораций и костюмов. Театральные декорации – это художественное украшение театра. Театральный костюм - это предмет, который актёр использует для характеристики сценического образа, определённый стиль одежды обуви, головного убора и украшений. Костюм создаёт зрительный образ спектакля, позволяет окунуться в конкретную историческую эпоху. Разработка декораций и театрального костюма – это увлекательное и интеллектуальное занятие. Оно побуждает к размышлению, более глубокому погружению в мир искусства, формирует коммуникативные навыки, развивает социально-личностные качества и творческие способности. Все декорации и костюмы, учащиеся готовят вместе с родителями и учителем. Используют разный материал: ткань, картон, бумагу, дерево. Рисуют, копируют, раскрашивают, вырезают, лепят, шьют, мастерят. А также используют свою одежду, обувь и другие предметы домашнего обихода. Для кукольного театра применяют ширму, которую сами и оборудуют вместе с учителем в зависимости от спектакля. Виды декораций используют разные: живописные, игровые и мягкие. Чтобы спектакль стал выразительным и ярким, чтобы чётче представить происходящее на сцене, руководителем подбирается музыкальное сопровождение к каждой сцене или персонажу: во время спектакля выход героев или происходящие события сопровождаются музыкой. В качестве примера можно привести некоторые спектакли, перечень декораций и костюмов.  

  • Спектакль «Кто как весну встречает»

Декорации: живописные, мягкие

Костюмы: куклы – животные, фон леса, лесной поляны

  • Спектакль «Двенадцать месяцев»

Декорации: живописные, мягкие, игровые

Костюмы: одежда, обувь, украшение для каждого героя

  • Спектакль «Как в царстве лес спасали»

Декорации: живописные, мягкие, игровые

Костюмы: одежда, обувь, украшение для каждого героя

  • Спектакль «Эволюция обучения»

Декорации: живописные, мягкие, игровые

Костюмы: одежда, обувь, украшение для каждого героя

  • Спектакль «Серая кошка»

Декорации: живописные, мягкие, игровые

Костюмы: одежда, обувь, украшение для каждого героя

  • Спектакль «Спасите ёлочку»

Декорации: живописные, мягкие, игровые

Костюмы: одежда, обувь, украшение для каждого героя

  • Спектакль «В организме у лентяя»

Декорации: живописные, мягкие, игровые

Костюмы: одежда, обувь, украшение для каждого героя

Вживаясь в роль, изготавливая декорации и костюмы, юные актёры, чувствуют себя важным членом театральной команды.    Работая вместе, дети учатся прислушиваться друг к другу, находить компромиссы.  К тому же, создавая декорации и костюмы, развивается воображение, фантазии, развивается чувство партнёрства, активизируется интерес к искусству не только в границах драматического направления, но и в более широком аспекте, принимая во внимание, что спектакль – продукт соединения искусств различных направлений. Театр воздействует на зрителей целым комплексом средств: художественные образы — персонажи, оформление, слово и музыка — всё это вместе взятое помогает легче, ярче и правильнее понять содержание литературного произведения, влияет на развитие художественного вкуса участников театра и зрителей.    

Искусство сцены в разные времена было призвано развлекать, воспитывать, проповедовать. И с этими задачами театр справлялся – его возможности многообразны, а сила воздействия велика. Во все века детское театральное творчество было тесно связано с образованием и передачей культурных традиций.  Театрализованная игра, являясь разновидностью творческой игры, имеет огромные воспитательные и развивающие возможности. Это отмечают ученые, психологи и педагоги - практики. Это: умственное развитие, патриотическое воспитание, трудовое, нравственное, художественно – эстетическое, формирование культуры и развитие творческих способностей.

   Театр максимально проявляет детскую    индивидуальность и развивает главный талант ребенка–зрителя и ребёнка - участника – способность к содействию и сотворчеству В восприятии театрального действа принимает участие вся личность ребенка: мысль, чувство, воображение. Театрализованная игра становится средством самовыражения и самореализации ребенка в разных видах творчества.  

Когда текст выучен, спектакль окончательно отрепетирован, костюмы готовы, и маленькие актеры уже сгорают от нетерпения продемонстрировать спектакль публике, они с удовольствием приглашаем зрителей на спектакль. Для этого учащиеся рисуют афишу и печатают билеты, ведь это создаёт эффект завершенности всех приготовлений. И наступает праздник, праздник юных актёров, так как премьера — это всегда праздник.  

C:\Users\User\Desktop\IMG_5760-29-09-20-07-19.JPG  C:\Users\User\Documents\Все ФОТО\2013 - 2017\10..jpg   

Все свои спектакли участники внеурочной деятельности «Любительский театр: от познания к представлению» представляют ученикам школы, родителям и воспитанникам детских садов. У каждого спектакля своя образовательная и воспитательная цель. Причём, образовательная и воспитательная часть каждого спектакля направлена не только на юных актёров, но и на зрителей.

  • Образовательная роль спектаклей: знакомство с окружающим миром: жизнью животных весной, историей нашего государства, изменениями в природе, жизнью людей в прошлом, место героя в советском и российском мультфильме, знание внутренних органов и роль каждого в жизнедеятельности человека, соблюдение правил поведения в природе и здорового образа жизни.
  • Воспитательная роль спектаклей: формирование нравственных качеств, таких как честность, трудолюбие, справедливость, взаимовыручка, доброта, бережное отношение к природе, понимание важности хорошо учиться и беречь собственное здоровье, воспитание эстетического наслаждения от представления и музыкального сопровождения.

        Детские спектакли и представления дают возможность погрузиться в удивительную атмосферу, вместе с персонажами переживать события, разворачивающиеся на глазах, и, соответственно, спектакли учат различать добро и зло, смелость и трусость, радость и печаль. Театральное искусство развивает многогранную личность маленького актера и зрителя, которая будет востребована в обществе нового времени. Занятия в творческом объединении «Любительский театр» - это путь в общечеловеческую культуру, путь к нравственным ценностям всех времен и народов.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованное представление театра кукол "Не кури и не сори""

Герои театра кукол учат детей тому, что не следует сорить повсюду и приобретать вредные привычки, в том числе и курение. Главный герой Волк, путешествуя по лесу встречается с другими героями, которые ...

Интегрированный урок математика и познание мира (2 класс) Математика. Тема: Закрепление изученного материала. Познание мира. Тема: Человек, растения и животные. Виртуальная экскурсия в зимний лес.

Интегрированный урок  математика и познание мира (2 класс). Закрепление изученного материала.  Математика. Тема:  Закрепление изученного материала. Познание мира.  Тема: ...

"Познание себя через познание другого"

Мини-лекция с элементами драматизации.В процессе  беседы учителя  дети определяют, как они поняли, ка­кие качества помогали этому великому человеку прожить та­кую интересную жизнь, справитьс...

Внеурочное занятие кружка "Театр" Кукольное представление "Репка"

Данный материал внеурочного занятия представляет собой кукольное преставление и путешествие по сказкам. Дети разыгрывают спектакль, поют, танцуют, загадывают и разгадывают загадки. Прослеживается рабо...

Любительский театр: от познания к представлению

В статье показаны этапы занятий учащихся во внеуросной деятельности "Любительский театр: от познания к представлению"...

«Развитие математических представлений у детей 5-7 лет с использованием интерактивных методов обучения» (из опыта работы по программе «Мир открытий» математическое познание)

Применение интерактивных методов в обучении дошкольников математике является  эффективным средством интеллектуального развития, математических способностей, познавательного интереса и  форми...