Любительский театр: от познания к представлению
статья (1, 2, 3, 4 класс)

В статье показаны этапы занятий учащихся во внеуросной деятельности "Любительский театр: от познания к представлению"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kameneva_t._a._lyubitelskiy_teatr.docx92.78 КБ

Предварительный просмотр:

Каменева Татьяна Анатольевна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 1»

города Валуйки Белгородской области, руководитель школьного любительского театра

в рамках внеурочной деятельности «Любительский театр: от познания к представлению»

Любительский театр: от познания к представлению

        Театр – это «живое искусство», некий прямой эфир. Он одаривает своих актёров и зрителей истинными ощущениями и эмоциями. Он может дать заинтересованному человеку живое восприятия действительности.  Поэтому занятия в любительском школьном театре интересны для учащихся. Авторская программа «Любительский театр: от познания к представлению» состоит из четырёх этапов:

  • любительский театр: познание (1 класс)
  • любительский театр: интерес (2 класс)
  • любительский театр: увлечение (2 – 3 классы)
  • любительский театр: представление (3 – 4 классы)

В первой части внеурочной деятельности, учащиеся познакомились с символом театра, с историей зарождения, развития и становления театра в мире и в России, с видами и жанрами современного театра.

В настоящее время по видам действий актёра во время представления существует около 20 видов театров:

  • драматический: здесь главное место отводится актерам и режиссеру;
  • театр оперы и балета: представление проходит в сопровождении симфонического оркестра;
  • музыкальный театр: в нём ставят оперетты, мюзиклы и все представления, в которых есть много музыки;
  • теневой театр или театр теней - это древнейший прототип кино и показывают его с помощью света, темноты и экрана;
  • детский театр: объединен техникой двух видов театра: детский драматический театр и кукольный театр;
  • театр марионеток: марионетка - разновидность театральной куклы, которую кукловод приводит в движение при помощи нитей;
  • театр зверей: театр, в котором актёрами выступают животные: собаки, слон, ворон, пеликан, енот и многие другие;
  • театр танца: танец - один из самых древних видов искусства, в нем все происходит с помощью этого вида передачи эмоций;
  • театр пантомимы: основным средством создания художественного образа является пластика человеческого тела, без использования слов;
  • театр эстрады: в театрах эстрады часто проводят сольные концерты, концерты, посвященные каким-либо памятным датам, играют постановки современных авторов;
  • театр комедии и сатиры: со времени своего появления он отображал жизнь горожан, показывал все недостатки и высмеивал их;
  • пальчиковый театр: это невероятно увлекательная сюжетно-ролевая игра: с помощью миниатюрных и удобных даже для детских ручек кукол можно изготовить и обыгрывать любимые сказки, стихи и пьесы;
  • настольный театр: этот вид театра может жить в каждой семье. Кукол можно изготовить самостоятельно по шаблону, используя сюжеты известных сказок или своих придуманных пьес

Виды театра напрямую связаны с жанрами, которые представлены в них.  А театральные жанры в современном мире очень разнообразны. Это -  драма, комедия, водевиль, феерия, пародия, мим, мюзикл, трагикомедия, мелодрама и другие. Театральные жанры соединяют в себе литературу, музыку, хореографию, вокал, изобразительное искусство. Человечество постоянно развивается, и в связи с этим возникают новые разнообразные жанры.    

После ознакомления с историей и видами театра на втором этапе занятий у учащихся появился интерес к дальнейшему изучению театрального искусства, так как они поняли, что театр может многое: перенести   в прошлое, будущее, в сказку, в самую загадочную страну. Ведь театр – это волшебник!        

Изучив театральные афиши, виды билетов, устройство театра, учащиеся научились изготавливать афиши к различным спектаклям, сцену, и поняли, что в театре есть свои правила и их нужно соблюдать.

Театр – искусство, которое можно назвать коллективным. Это только непосвященным кажется, что театр ограничивается сценой и актёрами. На самом же деле закулисье скрывает массу людей, которые имеют различные театральные профессии. Это - актёр, кукловод, режиссер, художник, костюмер, сценарист, гримёр, звукооператор. Наряду со знакомством их деятельности, ребята побывали в роли каждого.

         Внеурочная деятельность называется «Любительский театр», и поэтому была изучена история любительских театров.  Известно, что первыми любительскими театрами в нашей стране можно назвать театры крепостные и домашние, которые были распространены в XVII - XIX веках. Ехать в большой город, чтобы посмотреть спектакль, было долго и утомительно, но и лишать себя удовольствия приобщиться к театральному искусству люди не хотели. Поэтому представления устраивались прямо в дворянских усадьбах.  Настоящий расцвет любительских театров начался с приходом советской власти в 1917 году. Спектакли ставились в школах, на фабриках и заводах. К середине XX века своя любительская труппа была при каждом Доме культуры, в образовательных учреждениях и рабочих коллективах.

Любительский коллектив - это особая психологическая среда.  Игра в любительском театре – это интересное, увлекательное и полезное времяпровождение, возможность найти новых друзей и открыть в себе неизвестные доселе таланты. В игровой форме, легко и непринужденно, участники получают базу, которая необходима для того, чтобы обрести уверенность и расти полноценной личностью.      На занятиях в любительском театре происходит развитие интеллекта, речи, смекалки, мышления и коммуникативности. Разнообразный материал расширяет кругозор участников внеурочной деятельности.    Навыки, выработанные в любительском театре, часто помогают людям в основной профессиональной деятельности.  А кому-то выступление на сцене может стать путевкой в жизнь. 

На третьем этапе началось освоение диалогов, сценических пауз и действий. В процессе обучения использовались различные упражнения, в ходе которых дети не только учились выступать, но и получали навыки взаимодействия с другими персонажами на сцене. На занятиях они выполняли упражнения, направленные на развитие творческого мышления и фантазии актера, для которого богатое воображение является одной из важнейших составляющих успеха. Продолжая формирование актёрских навыков, началась самая главная работа - работа над постановкой спектаклей. Делая упор на постановку спектаклей, участники внеурочной деятельности старались самостоятельно работать над своей ролью и с общим текстом, практиковались выступать на разных сценах.

Когда текст спектакля выбран, роли определены, полным ходом идёт индивидуальная работа каждого участника пьесы над своей ролью и репетиции всего спектакля, начинается работа над созданием декораций и костюмов. Театральные декорации – это художественное украшение театра. Театральный костюм - это предмет, который актёр использует для характеристики сценического образа, определённый стиль одежды обуви, головного убора и украшений. Костюм создаёт зрительный образ спектакля, позволяет окунуться в конкретную историческую эпоху. Разработка декораций и театрального костюма – это увлекательное и интеллектуальное занятие. Оно побуждает к размышлению, более глубокому погружению в мир искусства, формирует коммуникативные навыки, развивает социально-личностные качества и творческие способности. Все декорации и костюмы, учащиеся готовят вместе с родителями и учителем. Используют разный материал: ткань, картон, бумагу, дерево. Рисуют, копируют, раскрашивают, вырезают, лепят, шьют, мастерят. А также используют свою одежду, обувь и другие предметы домашнего обихода. Для кукольного театра применяют ширму, которую сами и оборудуют вместе с учителем в зависимости от спектакля. Виды декораций используют разные: живописные, игровые и мягкие. Чтобы спектакль стал выразительным и ярким, чтобы чётче представить происходящее на сцене, руководителем подбирается музыкальное сопровождение к каждой сцене или персонажу: во время спектакля выход героев или происходящие события сопровождаются музыкой. В качестве примера можно привести некоторые спектакли, перечень декораций и костюмов.  

  • Спектакль «Кто как весну встречает»

Декорации: живописные, мягкие

Костюмы: куклы – животные (зайчиха, олениха, барсучиха, пчёлка

Апрелька, пчёлка Майя, шмель Мохнатик и др.)

  • Спектакль «Двенадцать месяцев»

Декорации: живописные, мягкие, игровые

Костюмы: одежда, обувь, украшение для каждого героя

  • Спектакль «Как в царстве лес спасали»

Декорации: живописные, мягкие, игровые

Костюмы: одежда, обувь, украшение для каждого героя

  • Спектакль «Эволюция обучения»

Декорации: живописные, мягкие, игровые

Костюмы: одежда, обувь, украшение для каждого героя

  • Спектакль «Серая кошка»

Декорации: живописные, мягкие, игровые

Костюмы: одежда, обувь, украшение для каждого героя

  • Спектакль «Спасите ёлочку»

Декорации: живописные, мягкие, игровые

Костюмы: одежда, обувь, украшение для каждого героя

  • Спектакль «В организме у лентяя»

Декорации: живописные, мягкие, игровые

Костюмы: одежда, обувь, украшение для каждого героя

Вживаясь в роль, изготавливая декорации и костюмы, юные актёры, чувствуют себя важным членом театральной команды.    Работая вместе, дети учатся прислушиваться друг к другу, находить компромиссы.  К тому же, создавая декорации и костюмы, развивается воображение, фантазии, развивается чувство партнёрства, активизируется интерес к искусству не только в границах драматического направления, но и в более широком аспекте, принимая во внимание, что спектакль – продукт соединения искусств различных направлений. Театр воздействует на зрителей целым комплексом средств: художественные образы — персонажи, оформление, слово и музыка — всё это вместе взятое помогает легче, ярче и правильнее понять содержание литературного произведения, влияет на развитие художественного вкуса участников театра и зрителей.    

Искусство сцены в разные времена было призвано развлекать, воспитывать, проповедовать. И с этими задачами театр справлялся – его возможности многообразны, а сила воздействия велика. Во все века детское театральное творчество было тесно связано с образованием и передачей культурных традиций.  Театрализованная игра, являясь разновидностью творческой игры, имеет огромные воспитательные и развивающие возможности. Это отмечают ученые, психологи и педагоги - практики. Это: умственное развитие, патриотическое воспитание, трудовое, нравственное, художественно – эстетическое, формирование культуры и развитие творческих способностей.

   Театр максимально проявляет детскую    индивидуальность и развивает главный талант ребенка–зрителя и ребёнка - участника – способность к содействию и сотворчеству В восприятии театрального действа принимает участие вся личность ребенка: мысль, чувство, воображение. Театрализованная игра становится средством самовыражения и самореализации ребенка в разных видах творчества.  

Когда текст выучен, спектакль окончательно отрепетирован, костюмы готовы, и маленькие актеры уже сгорают от нетерпения продемонстрировать спектакль публике, они с удовольствием приглашаем зрителей на спектакль. Для этого учащиеся рисуют афишу и печатают билеты, ведь это создаёт эффект завершенности всех приготовлений. И наступает праздник, праздник юных актёров, так как премьера — это всегда праздник.  

 

Все свои спектакли участники внеурочной деятельности «Любительский театр: от познания к представлению» представляют ученикам школы, родителям и воспитанникам детских садов. У каждого спектакля своя образовательная и воспитательная цель. Причём, образовательная и воспитательная часть каждого спектакля направлена не только на юных актёров, но и на зрителей.

  • Образовательная роль спектаклей: знакомство с окружающим миром: жизнью животных весной, историей нашего государства, изменениями в природе, жизнью людей в прошлом, место героя в советском и российском мультфильме, знание внутренних органов и роль каждого в жизнедеятельности человека, соблюдение правил поведения в природе и здорового образа жизни.
  • Воспитательная роль спектаклей: формирование нравственных качеств, таких как честность, трудолюбие, справедливость, взаимовыручка, доброта, бережное отношение к природе, понимание важности хорошо учиться и беречь собственное здоровье, воспитание эстетического наслаждения от представления и музыкального сопровождения.

        Детские спектакли и представления дают возможность погрузиться в удивительную атмосферу, вместе с персонажами спектаклей переживать события, разворачивающиеся на глазах, и, соответственно, спектакли учат различать плохое и хорошее, добро и зло. Представленные спектакли – удивительные поучительные истории, закладывающие в детское сознание моральные, этические принципы и вызывающие у юных актёров и у зрителей целую гамму положительных эмоций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованное представление театра кукол "Не кури и не сори""

Герои театра кукол учат детей тому, что не следует сорить повсюду и приобретать вредные привычки, в том числе и курение. Главный герой Волк, путешествуя по лесу встречается с другими героями, которые ...

Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А начального общего образования по внеурочной деятельности «Любительский театр»

Программа разработана на основе программы внеурочной деятельности авторы Григорьев Д.В., Куприянов Б.В. «Любительский театр». Москва «Просвещение» 2011 год.    Важнейшей целью сов...

Внеурочная деятельность "Любительский театр" Тема: осенние зарисовки

Участники внеурочной деятельности работают по группам; художники, костюмеры, сценаристы, актёры....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Любительский театр"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Любительский театр"...

«Развитие математических представлений у детей 5-7 лет с использованием интерактивных методов обучения» (из опыта работы по программе «Мир открытий» математическое познание)

Применение интерактивных методов в обучении дошкольников математике является  эффективным средством интеллектуального развития, математических способностей, познавательного интереса и  форми...

Статья "Любительский театр: от познания к представлению"

В статье кратко представлены этапы занятий внеурочной деятельности "Любительский театр" в начальной школе....