Формирование функциональной компетентности учащихся на различных этапах урока
учебно-методический материал (2 класс)

Наталья Николаевна Федорович

В данной работе рассматриваются различные технологии для формирования функциональной компетентности учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование функциональной компетентности учащихся на различных этапах урока как ключевой приоритет в развитии качества образования

Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня мне бы хотелось затронуть важную, на мой взгляд, тему «Формирование функциональной компетентности учащихся на различных этапах урока как ключевой приоритет в развитии качества образования». В современном мире, когда всё меняется значительно быстро, обществу просто необходим человек, образованный, умеющий работать на результат, способный к определенным, социально значимым достижениям. И задача учителей развивать такие качества в учащихся. Эпиграфом моего выступления будут простые слова, но с очень глубоким смыслом – «Для жизни, а не для школы мы учимся», которые произнес выдающийся педагог – Ян Амос Коменский. Эти слова как нельзя лучше отражают суть функциональной грамотности. В последнее время всё чаще звучат слова о том, что очень важно и нужно развивать функциональную грамотность у учащихся, чтобы ребенок стал функционально – грамотной личностью. Формирование функциональной компетентности учащихся - это непростой процесс, который требует от учителя использования современных форм и методов обучения. Применяя эти формы и методы, мы сможем воспитать инициативную, самостоятельную, творчески мыслящую личность. Сегодня я хочу поделиться с вами приемами на развитие функциональной компетентности, которые сама использую на различных этапах урока.

Первый приём, который очень любят мои ученики, называется «День-ночь». Эта игра очень хорошо подходит для проведения устного счёта на уроках математики. Её очень легко разнообразить, ввести какие-то свои правила. Что же это за игра? Учитель произносит фразу «Ночь», ребята «засыпают» (кто-то кладет голову на парту, кто-то просто закрывает глаза). Пока длится ночь, учитель медленно диктует цепочку примеров. Задача учеников устно решить её. Когда цепочка закончилась, учитель называет фразу «День». Учащиеся «просыпаются» и озвучивают полученный ответ, или записывают его в тетрадь. У моих ребят у каждого есть папка «Пиши-стирай», которая нам помогает проводить быстрый опрос как на математике, так и на русском языке, поэтому, при проведении таких игр, мы пользуемся ею. Приём очень хорошо способствует развитию мышления, сосредоточенности, внимательности, ведь каждый ребенок хочет озвучить верный ответ.

Следующий приём я называю «Разведчик». Здесь ребятам предстоит работать по координатам. На столе или на мультимедийном экране показываем учащимся таблицу с числами или словами в зависимости от того, на каком уроке будем использовать этот приём, каждому ученику даём листок с необходимыми координатами. Задача учащихся «пройтись» по всем координатам и выполнить задание учителя. Например,

Ученику достается листок с координатами: А1 + В4 – Б3 + А3 = ___.

Задача ученика найти числа по нужным координатам и решить пример. Можно использовать для устного счёта, а также на этапе закрепления.

На русском языке также можно использовать координаты, но вместо чисел в таблице будут слова, и задача ученика составить из данных слов предложение, или наоборот записать координаты слов, которые являются существительными/прилагательными/глаголами, выписать координаты слов по склонениям и т.д. Очень много вариантов можно придумать, используя данный приём.

Пример таблицы:

1

2

3

4

 А

28

9

25

27

Б

13

38

13

74

В

57

24

32

11

Г

81

45

61

8

1

2

3

4

А

лететь

платье

шар

книга

Б

красивый

по

лежать

купить

В

небо

мама

подарок

на

Г

бант

воздушный

малыш

стол

Еще один интересный приём, который очень нравится моим ученикам называется «Великий путешественник». Дети очень любят фантазировать и представлять себя в роли путешественников. На доске я размещаю картинку чемодана, вокруг которого располагаются слова по теме. Задача учеников представить, что они прибыли в другую страну, где им необходимо познакомить ребят этой страны с данными словами. При помощи этого приёма учащиеся повторяют пройденный материал или могут попытаться на этапе закрепления объяснить изученный на уроке материал.

Совсем недавно мне представилась возможность побывать на форуме молодых педагогов, где с нами провели очень интересную игру. Она всем известна под названием «Своя игра». И тут мне пришла мысль, почему бы не сделать для своих ребят такое? Обычная викторина превратилась в интересную командную игру. Вопросы и категории для викторины можно использовать разные, как простые вопросы, так и сложные. Зато сколько восторга вызывает эта игра. Дети учатся высказывать свое мнение и слушать товарищей, работать сплоченно, уважая мнение каждого. Эту игру можно использовать на всех предметах. Можно решать примеры и задачи командной, повторять полученные знания на уроке русского языка, на окружающем мире проверить пройденную тему и закрепить новую, на литературном чтении проверить понимание прочитанного произведения, да и на родном языке найдётся место для такой забавной, но познавательной викторины.

Еще очень интересный приём, который обязательно понравится детям, можно назвать по-разному. Я же назвала его Зарики – интересное название игрального кубика на Кавказе. Для этого приёма нам понадобится простые игральные кубики. Что же с ними делать? На самом деле с ними можно необычно поиграть во время урока. Проверить таблицу умножения? – Легко. Для этого я приготовила таблицу с числами от 1 до 10, которые расположены хаотично в квадрате 7×7. Здесь снова понадобится умение ориентироваться в координатах. Два игрока подкидывают кубики. Находят нужное число, озвучивают классу и снова подкидывают кубик, чтобы узнать, на какое число нужно умножать. Таким же образом можно составлять различные примеры не только на умножение, достаточно в таблицу внести числа, с которыми ребята уже умеют работать.

1

2

3

4

5

6

1

2

5

7

10

3

9

2

5

1

8

2

4

10

3

7

8

3

6

1

6

4

1

10

4

8

6

2

5

4

9

2

6

4

1

6

5

3

5

9

7

3

Этому приёму также нашлось место и в русском языке. Здесь нам также понадобится два кубика, чтобы найти слово на нужном пересечении. В таблицу я занесла словарные слова. Ребятам предстоит правильно записать выбранное слово, а также придумать с ним предложение. Так как в игре используем два кубика, то за один бросок у нас появляется возможность работать сразу с двумя словами. Предложение может содержать как два слова сразу, если это возможно, или необходимо составить два разных предложения.

1

2

3

4

5

6

1

_втобус

сн_гирь

п_жалуйста

адр_с

дят_л

ж_лезо

2

т_традь

л_пата

Р_ссия

к_рман

в_р_бей

гор_д

3

_гурец

м_едведь

вет_р

кил_метр

_рех

ин_й

4

отч_ство

лес(?)ница

з_бава

комп_с

_сина

к_пуста

5

б_гаж

до_св_дания

п_ссажир

к_нфеты

в_рона

ч_л_век

6

л_мон

сп_сибо

зол_т_

косм_с

п_мидор

яг_да

Вернемся в самое начало моего выступления. Как я уже сказала -формирование функциональной компетентности учащихся - это непростой процесс.  Основы функциональной грамотности мы должны закладывать уже в начальной школе. Сейчас на просторах интернета существует очень много различных методов и приёмов для формирования функциональной компетентности, но какой бы приём мы не брали, положительный эффект будет только тогда, когда данная работа будет системной. Я желаю Вам всем найти для себя подходящие приёмы, которые Вы будете с радостью использовать при работе со своими детьми и которые обязательно придутся по душе вашим почемучкам. Узнавайте, находите, экспериментируйте, в общем дерзайте. Всё обязательно получится. Спасибо за внимание.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативной компетентности учащихся начальной школы на уроках литературного чтения

Компетентность и грамотность в общении сегодня являются одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности....

Индивидуальный план самообразования. Формирование читательской компетентности учащихся начальной школы на уроках литературного чтения.

На этой странице представлен индивидуальный план самообразования учителя начальных классов по теме " Формирование читательской компетентности учащихся начальной школы на уроках литературного чтен...

Формирование функциональной грамотности учащихся начальной школы на уроках русского языка.

Выступление на РМО по теме: "Формирование функциональной грамотности учащихся начальной школы на уроках русского языка." Презентация к выступлению....

Функциональная грамотность и её реализация на различных этапах урока

В статье приводятся примеры формирования функциональной грамотности на уроках русского языка, используя задания образовательного сайта Учи.ру....

«Формирование функциональной грамотности учащихся начальных классов на уроках математики средствами образовательного портала «Учи.ру»

laquo;Формирование функциональной грамотности учащихся начальных классов на уроках математики средствами образовательного портала «Учи.ру»...

Формирование функциональной грамотности учащихся начальной школы на уроках русского языка.

Приёмы, которые я хочу представить вашему вниманию, способствуют формированию функциональной грамотности младших школьников. Все приёмы можно условно разделить на 3 группы: приёмы, повышающие познават...

Доклад на тему: "Формирование функциональной грамотности учащихся начальной школы на уроках русского языка"

laquo;Мои ученики будут узнавать новое не от меня.Они будут открывать это новое сами.Моя задача - помочь им раскрыться и развить собственные идеи»И. Г. Песталоцци...