Формирование функциональной грамотности учащихся начальной школы на уроках русского языка.
статья по русскому языку

Цуканова Оксана Анатольевна

Приёмы, которые я хочу представить вашему вниманию, способствуют формированию функциональной грамотности младших школьников. Все приёмы можно условно разделить на 3 группы: приёмы, повышающие познавательный интерес; приёмы, которые учат работать с информацией и приёмы формирования грамотного письма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Доклад28.92 КБ
Office presentation icon Презентация 1.07 МБ

Предварительный просмотр:

Формирование функциональной грамотности учащихся начальной школы на уроках русского языка.

Слайд2 «Мои ученики будут узнавать новое не от меня.

Они будут открывать это новое сами.

Моя задача - помочь им раскрыться и развить собственные идеи»

И. Г. Песталоцци

Как добиться грамотного письма у детей? Во - первых,   важно   заинтересовать   детей,   и   не   столько   занимательным материалом,   сколько   тем   фактом,   что   они   занимаются   серьёзным   делом   на уроке.

Слайд 3 Приёмы, которые я хочу представить вашему вниманию, способствуют формированию функциональной грамотности младших школьников. Все приёмы можно условно разделить на 3 группы: приёмы, повышающие познавательный интерес; приёмы, которые учат работать с информацией и приёмы формирования грамотного письма.

(СЛАЙД 4 )Приёмы, повышающие познавательный интерес к изучаемой теме и активизирующие мыслительную деятельность ребенка.

Приёмы «Удивляй!» и «Яркое пятно».

Удивление активизирует мыслительную деятельность ребенка. Приёмы использую в начале урока, это позволяет сохранить внимание к теме на протяжении всего урока. Например, на уроке письма в 1 классе спрашиваю детей, знают ли они, что королевой букв является буква «и»? Или, например, можно начать урок закрепления знаний по теме: «Склонение имён существительных» с вопроса:

- А знаете ли вы, что есть имена существительные, которые не относятся ни к 1, ни ко 2, ни к 3 склонению? (Приём «Удивляй»). Это разносклоняемые имена существительные, потому что в падежных формах у них окончания разных склонений.

Например, дети уже знают, что корень – главная значимая часть слова, без корня слов не бывает. И вдруг, начиная урок, учитель говорит:

- А верите ли вы, что в русском языке существует слово, не имеющее корня? (Вынуть).

Еще один способ «вхождения» в урок - приём "Отсроченная отгадка".

До объявления темы учитель предлагает необычный факт, иллюстрацию, пословицы и т.д., которые показывают тему урока, но не называют её. Ученики в ходе обсуждения должны выдвинуть свои версии того, что за тема будет изучаться на уроке, что нового они узнают, о чём вообще пойдёт речь.

В технологии проблемного обучения "Отсроченная отгадка" рассматривается как приём создания проблемной ситуации на уроке.

Слайд 5     Приём «проблемная ситуация».

Приём побуждает ребенка самостоятельно искать выход из затруднения. Например, на уроке предстоит изучить способы проверки парных согласных в середине слова (о чём дети не знают). Ребята получают задание:

- Вставьте пропущенные буквы, подобрав проверочные слова:

Пиро..,    горо..,    клю..,    пру…,    ска..ка.

Проблема: знакомый приём для проверки последнего слова не работает, как же проверить парную согласную в середине слова?

Приём побуждает ребёнка самостоятельно искать выход из затруднения.

Например, на уроке предстоит познакомиться с понятием «омофоны» (о чём дети не знают). Ребята получают задание:

- Вставьте пропущенные буквы парных согласных, подобрав проверочные слова:   Лу..,    пиро..,    ко..,    горо..,    пру..,    клю..,    пру…,    овра..,    коро..,    ко..,    арбу..,    лу..,    обо…

Проблема: некоторые слова написаны дважды. Почему? Опечатка?

Учащиеся уже знакомы с понятием «омонимы». Оказывается, некоторые слова пишутся по-разному, хоть произносятся и слышатся одинаково и называются «омофонами».

Проблемную ситуацию можно создать, используя провокационный вопрос.

Например, работая в группах на уроке по теме «Разделительный ъ знак», дети получают задание: выписать из «Орфографического словаря школьника» в течение минуты как можно больше слов с твёрдым знаком.

Время истекло – слов мало. Так на каких же буквах нужно было открыть словарь?

Поиск выхода из проблемной ситуации можно осуществлять, например, с помощью приёмов «Мозговой штурм», когда выдвигаются любые, даже самые невероятные, идеи, или «Корзины идей», в которую складываются гипотезы, а затем ищем им подтверждение или опровергаем.

   (Слайд 6)  «Метод кейсов».

В основе метода всё та же проблемная ситуация. В чём же отличие кейс-метода от приёма проблемной ситуации?

Во-первых, ситуация взята из жизни или приближена к реальной.

Во-вторых, варианты решения проблемы предлагает учитель. Задача детей: выбрать наилучший и аргументировать свой выбор.

В-третьих, данный метод создаёт ситуацию успеха.

Пример фрагмента урока с использованием кейс-метода.

- Ребята, вы любите участвовать в конкурсах, а сегодня я предлагаю вам стать членами жюри конкурса сочинений «Удивительные кошки» и выбрать победителя в номинациях: «Лучший рассказчик», «Талантливый художник», «Мастер убеждения». В анализе работ вам поможет памятка «Типы текстов» и критерии оценивания творческих работ.

Приём «Дай себе помочь».

Как правило, интересный урок мотивирует детей на самостоятельный поиск увлекательных или сложных заданий по теме. Таких ребят немного, но они обязательно найдутся в любом классе. И это лишь некоторые приёмы, формирующие самостоятельность мышления.

Чтобы вызвать интерес к уроку использую стихотворные правила по орфографии, начиная от правила написания ЖИ-ШИ в 1 классе, в 4 классе – это стихотворение для запоминания глаголов – исключений. Несколько таких правил вы видите на слайде. Все они вам знакомы. Все на слайде !

Слайд 7 2. Приёмы, которые научат ребенка работать с информацией: анализировать, кодировать, декодировать и т.п.

Алгоритм (схема последовательности действий) Актуален приём как при работе с орфограммами, так и при выполнении всех видов разборов. Эффективнее составление алгоритмов самими учащимися. Либо можно предложить «испорченный» алгоритм.

приём «Отсроченная отгадка». Что-то в опорном конспекте для детей остаётся загадкой. Это побуждает к обращению к дополнительным источникам, к самостоятельному знакомству с ещё не изученным материалом.

         Приём «Толстые и тонкие вопросы» 

(Слайд 8 )

Развитие орфографической зоркости происходит при применении следующих приёмов.

Проговаривание.  Большую   роль   в   формировании   орфографического навыка играет орфографическое проговаривание.

Проговаривание так, как надо писать. 

Приём «Ошибкоопасное место».

Его суть состоит в том, что все «ошибкоопасные места», включая незнакомые орфограммы, выделяются на письме зелёным цветом. Так ребенок учится видеть орфограмму. В дальнейшем он учится их обозначать, т.е. не только видеть орфограмму, но и понимать её тип.

Слайд  9 Приём «Лови ошибку».

Дети стараются найти и исправить намеренно допущенные в тексте ошибки.

На уроках русского языка в первом и втором классах использую персонажей сказок, которые ошиблись, выполняя задание. С огромным удовольствием ребята выступают экспертами, примеряют на себя роль учителя, особенно, если ошибки исправлять красными чернилами. Можно дать подсказку, назвав количество ошибок.

В этом тексте 22 ошибки!

Слайд 10 Важным элементом в формировании грамотного письма является словарная работа.

Виды словарной работы:

1. Предлагаю выписать из словаря слова с непроверяемыми безударными гласными по вариантам (1в – с гласной а, 2в – с гласной о).

2. Выписать слова, отвечающие на вопросы кто? (что?).

3. Выписать слова, в которых два слога (три слога).

4. Выписать слова на тему «Животные», «Школьные принадлежности» и так далее.

5. Выборочный диктант. Читаю текст, дети должны записать словарное слово, которое встретилось.

6. Ответить на вопросы. Кто живёт в лесу? Кто следит за чистотой в классе? Какие овощи растут на огороде? И т.д.

7. Отгадать загадку:

8. Очень любят ребята игру «Найди лишнее слово». Например, я предлагаю учащимся следующий словарный диктант: Деревня, тетрадь, суббота, Москва, огород, карандаш, чёрный, сорока. Дети называют «лишние» слова:

* Москва – так как это слово пишется с большой буквы;

        Подводя итог, можно сказать, что вся система орфографических работ строится на проблемных методах и деятельностном обучении. 
Важно организовать работу, чтобы каждый ученик ежедневно чувствовал ответственность за свои знания. 

Желаю успехов в работе и грамотных учеников!

Спасибо за внимание !


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование функциональной грамотности учащихся начальной школы на уроках русского языка. Подготовила : учитель начальных классов МОУ «СОШ №6» г. Курчатова Цуканова О.А.

Слайд 2

«Мои ученики будут узнавать новое не от меня. Они будут открывать это новое сами. Моя задача - помочь им раскрыться и развить собственные идеи» И. Г. Песталоцци

Слайд 3

Приёмы по формированию функциональной грамотности приёмы, повышающие познавательный интерес; приёмы, которые учат работать с информацией; приёмы формирования грамотного письма.

Слайд 4

1. Приёмы, повышающие познавательный интерес к изучаемой теме и активизирующие мыслительную деятельность ребенка. 1 ) Приёмы «Удивляй!» и «Яркое пятно». 2) Приём "Отсроченная отгадка". 3) Приём «Проблемная ситуация». Вставьте пропущенные буквы, подобрав проверочные слова: Пиро.., горо.., клю.., пру…, ска..ка. Проблема: знакомый приём для проверки последнего слова не работает, как же проверить парную согласную в середине слова?

Слайд 5

3 ). Приём «Проблемная ситуация». Вставьте пропущенные буквы парных согласных, подобрав проверочные слова: Лу.., пиро.., лу.., горо.., пру.., клю.., пру…, овра.., коро.., ко.., арбу.., лу… Проблема: некоторые слова написаны дважды. Почему? Опечатка? Учащиеся уже знакомы с понятием «омонимы». Оказывается, некоторые слова пишутся по-разному, хоть произносятся и слышатся одинаково и называются «омофонами».

Слайд 6

4) «Метод кейсов». 5) Приём «Дай себе помочь». 6) Стихотворные правила.

Слайд 7

2. Приёмы, которые научат ребёнка работать с информацией: анализировать, кодировать, декодировать и т.п. 1). Алгоритм (схема последовательности действий). 2 ). Приём «Толстые и тонкие вопросы» или приём «Дотошный ученик».

Слайд 8

3. Приёмы формирования грамотного письма. 1) Проговаривание. 2 ) Приём «Ошибкоопасное место».

Слайд 9

4 ). Приём «Лови ошибку». В этом тексте 22 ошибки! Унас жывёт кот семён. он добрый и очен пушыстый. Сам он весь чорный а ушы у нево белинькие. Хвосьтик Сёма держит трубой. Гласки хитрыи .А ещё он дрочюн. На нашей улеце ево боятся все каты. А мышы не баятся, потому што Сёма не любит лавить мышей.

Слайд 10

Словарная работа. Предлагаю выписать из словаря слова с непроверяемыми безударными гласными по вариантам (1в – с гласной а, 2в – с гласной о). 2. Выписать слова, отвечающие на вопросы кто? (что?). 3. Выписать слова, в которых два слога (три слога). 4. Выписать слова на тему «Животные», «Школьные принадлежности».

Слайд 11

Словарная работа. 5 . Выборочный диктант. Читаю текст, дети должны записать словарное слово, которое встретилось. 6. Ответить на вопросы. Кто живёт в лесу? Кто следит за чистотой в классе? Какие овощи растут на огороде? И т.д. 7. Отгадать загадку. 8. Игра «Найди лишнее слово». Деревня, тетрадь, суббота, Москва, огород, карандаш, чёрный, сорока.

Слайд 12

Желаю успехов в работе и грамотных учеников! Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование орфографических навыков у учащихся начальной школы на уроках русского языка

Формирование орфографических навыков у учащихся начальной школы на уроках русского языка...

Формирование функциональной грамотности учащихся начальной школы на уроках русского языка.

Выступление на РМО по теме: "Формирование функциональной грамотности учащихся начальной школы на уроках русского языка." Презентация к выступлению....

«Формирование функциональной грамотности в начальной школе» на уроках технологии

В работе представлены задания по формированию функциональной грамотности на уроках технологии. Игра да/нет, восстановления алгоритма работы....

Статья «Формирование орфографических навыков у учащихся начальной школы на уроках русского языка»

               Решение проблемы орфографической грамотности своими корнями уходит в начальную школу, так как именно здесь закладываются основы всех лингв...

Читательская грамотность, как одна из технологий формировании функциональной грамотности учащихся начальной школы

Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность....

«Формирование функциональной грамотности учащихся начальных классов на уроках математики средствами образовательного портала «Учи.ру»

laquo;Формирование функциональной грамотности учащихся начальных классов на уроках математики средствами образовательного портала «Учи.ру»...

Доклад на тему: "Формирование функциональной грамотности учащихся начальной школы на уроках русского языка"

laquo;Мои ученики будут узнавать новое не от меня.Они будут открывать это новое сами.Моя задача - помочь им раскрыться и развить собственные идеи»И. Г. Песталоцци...