Методическая разработка родительского собрания в 1 классе «Индивидуальность ребёнка в детском коллективе»
статья (1 класс)

Калинина Татьяна Ивановна

Коллектив учащихся, пришедших в школу получать качественное образование и основы социальной культуры, – это особая группа, так как она состоит из формирующихся индивидуальностей учеников. Каждый ученик в классе – это особый мир, это индивидуальность, которую надо раскрыть.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kalinina_sobranie.docx29.31 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка родительского собрания в 1 классе

 «Индивидуальность ребёнка в детском коллективе»

Калинина Татьяна Ивановна,

учитель начальных классов

МБОУ «Лицей «Эврика»

г. Саяногорск

Ход собрания

I. Организационный момент. Создание эмоционального настроя.

Добрый вечер, уважаемые собеседники! Рада видеть вас на родительском собрании нашего класса. Посмотрите друг на друга: удивительно, какие вы разные. Задумывались ли вы об этом? Пытались ли разобраться в других? А в себе? Нет? Значит, сегодня у вас есть прекрасная возможность восполнить этот пробел.

II. Вступительная часть.

Воспитание - очень трудное дело. Это объясняется тем, что невозможно предвидеть и запрограммировать все ситуации и дать их решения. Поэтому каждый человек, волею судеб оказавшийся в роли воспитателя (родитель, педагог), должен быть «саморазвивающийся системат» [1; с.5].. В этом случае научение может оказать незаменимую помощь. Оно даст индивидуальный опыт, который даст возможность принять нужное решение в нужную минуту.

- Уважаемые родители, тему сегодняшнего собрания можно сформулировать, определив основной смысл сказки, которую мы предлагаем вашему вниманию. Сказка-размышление. Можно над ней и посмеяться, и задуматься.

                         Сказка о том, как звери в школу ходили

В давние-предавние времена была у животных своя школа. В ней давали ребятам - зверятам самое лучшее образование – по бегу, лазанию, плаванию и летанию. Каждый ученик должен был освоить программу по всем предметам.

Ученица Утка плавала отлично.  Она умудрилась получить зачет по бегу и летанию. Но в лазании была абсолютно безнадежна. И тогда Утку освободили от плавания, чтобы она могла, как следует позаниматься лазанием…

 Орла считали трудным подростком и ждали от него неприятностей. На уроках лазания он забирался на вершину дерева быстрее всех – пару раз взмахнул крыльями, и уже там. Это было не по правилам. После уроков его заставляли по 500 раз писать: «Жульничать стыдно». И Орлу было стыдно. У него совсем не оставалось времени парить в небесах.

Зебра часто прогуливала, потому что пони дразнили ее, издевались над ее полосками. И Зебра не могла вытерпеть насмешек.

Кенгуру сначала очень любил уроки бега. Но учитель постоянно делал ему замечания. «Нужно работать всеми четырьмя лапами, – говорил он, – это у вас спросят на экзамене». Кенгуру впал в уныние.

Медведя называли лентяем, особенно зимой, потому что ему все время хотелось спать.  Летом Медведь много чего делал, но летом были каникулы, и этого  мало кто замечал.

Рыбка совсем уплыла из школы. Ей было скучно на всех уроках – ее никто не слышал и  не принимал во внимание, никто не понимал.

Белка на лазании получала одни пятерки. А вот на летании не могла подняться с земли. Если бы ей разрешили стартовать с верхушки дерева… После бесконечных попыток и падений у нее не было сил бегать и лазать. По всем предметам в ее дневнике красовались позорные двойки.

Однако самые серьезные проблемы были у Пчелы. Как бы не пыталась Пчела общаться, она только всех жалила…..

Каждый из нас встречал в своей школе подобных Пчел, Уток и Орлов. Кто такая наша Утка, отлученная от воды? Это ребенок, который отлично решает математические задачи, но в диктанте делает кучу ошибок. Его заставляют вместо математики заниматься русским языком, и ребенок уже не так здорово решает задачки. А диктант все равно пишет так себе, еле-еле на троечку.

Орлы – настоящие оппозиционеры. Они попадают в неприятности, потому что обладают оригинальным взглядом на общепринятые вещи, они думают, действуют своим особенным методом, непонятным окружающим. Орлы так раздражают всех своей необычностью, что просто сами напрашиваются на выговоры и наказания.

Медведи есть в любом классе. Они самые надежные и верные наши помощники в любом походе, у них кипучая личная жизнь, масса важных дел по вечерам. Но на уроках они спят. И получают заслуженные двойки.

Кенгуру – старательный и послушный ребенок. Он искренне хочет нам угодить и страшно переживает, оттого что не в силах исполнить все требования.

Рыбка, очевидно, нуждается в особых условиях обучения. Она не должна мучиться со всеми в общем классе. Но учителя не замечают этого, ведь рыбка всегда молчит и никого не беспокоит своими проблемами.

Пчела. Ох уж эта Пчела. Она столько работает, несмотря на трудности и препятствия. Несмотря на то, что никто в нее не верит.

- Итак, формулируем тему сегодняшнего нашего разговора. (Ответы родителей).

- Да, каждый ребенок – это уникальный набор талантов, личностных качеств, которые нам предстоит открыть. Каждый неповторим, как отпечатки пальцев, как драгоценный алмаз. Как живется в школе нашим таким разным детям. Как сделать образовательный процесс комфортным для всех? Как помочь раскрыть себя каждому ребенку? Как сохранить его индивидуальность? (Учитель (молодой педагог) озвучивает тему собрания).

Учитель (наставник):

- Внимание, для проведения  деловой игры нам следует разделиться на 3 равные команды.

 Состав участников игры:

1.        Ведущий игры.

2.        Руководители малых групп.

3.        Участники малых групп (по 7-10 человек).

Регламентация игры:

1.        Организационный этап (3 мин).

2.        Подготовительный этап (10-15 мин.).

3.        Основной этап: работа в группах 15-20 мин.).

4.        Рефлексивный этап (7 мин.).

При организации и проведении деловой игры  роль учителя (руководителя игры) различна – до игры он инструктор, в процессе ее проведения – консультант, на последнем этапе – руководитель дискуссии.

- Для продуктивной работы предлагаю следующие правила:
-высказывать свои мысли откровенно и правдиво;

– каждое мнение имеет право на существование;

- никто не спорит, не пытается переубедить кого-то, а просто делится своими мыслями;

- никто насильно не заставляет говорить: высказываются только желающие.

- Наша цель: помочь друг другу увидеть наши проблемы в воспитании детей и научиться на примерах других не допускать ошибок, найти верный путь в разных жизненных ситуациях.

- Итак, задание: каждой группе нужно сформулировать совет, рекомендацию ребёнку, родителям с учетом сохранения детской индивидуальности.
Важная информация:

“Индивидуальность – неповторимое своеобразие отдельного человека, совокупность только ему присущих особенностей, конкретное сочетание мыслей, чувств, проявлений воли, потребностей, переживаний, интеллекта, склонностей”  [2; с. 105].

Человек как индивидуальность развивается, приобретает социальные навыки, нравственные и жизненные ценности. Но происходит это в процессе совместной деятельности и общения с другими людьми, т. е. в коллективе.

Коллектив – это группа людей, которые находятся в постоянном деловом и дружеском общении друг с другом. Коллектив учащихся, пришедших в школу получать качественное образование и основы социальной культуры, – это особая группа, так как она состоит из формирующихся индивидуальностей учеников. Каждый ученик в классе – это особый мир, это индивидуальность, которую надо раскрыть.

III. Основная часть. Работа в группах

Ситуация для группы 1. «Придя домой, ребенок рассказывает родителям о том, что у него сегодня не получилось нарисовать картину о зиме. На физкультуре не получилось выполнить упражнение на равновесие при ходьбе по скамейке». Ребёнок расстроен. Как помочь ребёнку?

Ситуация для группы 2. «На мальчика Гришу часто жалуются одноклассники, то он обижает, то отнимает, то толкает, то кричит.  Классный руководитель провела беседу с родителями с целью коррекции ситуации. На что родители ответили: «У нас ребенок очень хороший!» Справедливы ли требования учителя?

Ситуация для группы 3. В ответ на рекомендации классного руководителя переключить ребёнка с одного вида внеурочных занятий или кружков на другие, часто можно услышать от родителей: «Я знаю, что нужно моему ребенку! Он это будет делать, а это нет! Мы родители сами решим, что ему лучше!» Каков выход из ситуации?

IV. Общая дискуссия.

Команды представляют результаты своей работы.

V. Итог.

- Ощутив свою значимость и востребованность в ученическом коллективе, школьник сможет и в дальнейшей своей жизни идти по дороге раскрытия своих талантов и возможностей на благо общества.

Но мы не должны забывать и о том, что природа сильнее, чем воспитание. Природа – корни,  воспитание  - крона. Все дети талантливы, только талант у каждого свой и его надо найти. Не бороться с природой ребенка, не переделывать, а развивать то, что уже есть, выращивать то, чего пока нет.

Благодарим за плодотворное сотрудничество.

Литература:

  1. Абрамова С.Г. Феномен индивидуальности в образовании// Новые ценности образования. Индивидуальность в образовании. – М.: НПО “Школа самоопределения”, 2004. – выпуск 2 (17).
  2. Педагогический энциклопедический словарь/ Гл. ред. Бим-Бад. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. – 528 с.: ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка родительского собрания в 4 классе "Мой ребёнок становится трудным".

Цель собрания: формировать у родителей культуру принятия трудностей, связанных с проблемами в воспитании детей.Форма проведения: дискуссионный клуб....

Методическая разработка родительского собрания по теме «Творческое развитие в жизни вашего ребёнка»

Методическая разработка родительского собрания по теме «Творческое развитие в жизни вашего ребёнка» направлена на информирование родителей о значении творчества в развитии ребёнка и возмож...

Методическая разработка родительского собрания Детская агрессивность и её причины".

Методическая разработка родительского собрания Детская агрессивность и её причины". Лекция, презентация, памятка для родителей....

Методическая разработка родительского собрания "Как сберечь здоровье ребёнка "

Важным условием сохранения здоровья школьника является режим дня. Выполнение режима дня позволяет ребёнку сохранить физическое и психическое здоровье....

Методическая разработка родительского собрания на тему: «Причины и последствия детской агрессии».

Материал поможет объяснить родителям  причины детской агрессии, её влияние  на поведение ребёнка. Способствует формированию у родителей культуры понимания проблемы агрессивности и возможных ...