Приёмы, способствующие повышению качества обучения.
статья

На сегодняшний день главной задачей учителя является не только умение выстроить учебный процесс как систему усвоения знаний, умений и навыков, а в большей степени представить его как процесс развития личности. Учитель должен организовать работу так, чтобы ученик задался вопросом «Чему мне нужно сегодня научиться», «Как мне этому научиться». Следовательно, обучение должно быть построено как процесс «открытия» каждым школьником конкретного знания, то есть это предполагает переход от пассивного слушателя к активно – мыслящей личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приёмы, способствующие повышению качества обучения.

Слайд 1. Общество сегодня качественно изменилось, изменилось детство, изменился ребёнок. При этом он не стал хуже или лучше, чем были его сверстники  раньше, он просто стал другим. У него другая система интересов, ценностей, другая сфера отношений, структура умственной деятельности. И все эти изменения кардинально меняют позицию учителя, его педагогическую деятельность. На сегодняшний день главной задачей учителя является не только умение выстроить учебный процесс как систему усвоения знаний, умений и навыков, а в большей степени представить его как процесс развития личности. Учитель должен организовать работу так, чтобы ученик задался вопросом «Чему мне нужно сегодня научиться», «Как мне этому научиться». Следовательно, обучение должно быть построено как процесс «открытия» каждым школьником конкретного знания, то есть это предполагает переход от пассивного слушателя к активно – мыслящей личности.

Слайд 2. В общем виде процесс обучения представляет собой процесс воздействия на организацию знаний учащихся и для успешного его осуществления в педагогической науке разрабатываются и внедряются всевозможные модели, технологии, методики обучения, которые выступают как факторы повышения качества образования. Их настолько много, что это диктует каждому из нас - педагогов необходимость отбора именно тех педагогических технологий, дидактических и методических средств в организации и реализации образовательного процесса, которые будут действенными.

Я не буду сейчас говорить о технологиях, мы все хорошо их знаем, скажу об используемых мною на уроках тех приёмах, которые на мой взгляд способствуют повышению качества знаний учащихся. У каждого учителя есть свои, так сказать, фишки, которые помогают ему в работе. Не всем они подходят, но если ты пережил их, понял в чём заключается их плюс, то эти фишки принесут пользу.

Начну с общего для всех уроков.

1. Формулирование темы урока. Сегодня это должны сделать учащиеся, мы им только лишь помогаем. Существует множество приемов, как это сделать. Это и загадки, и договорки, необычные картинки, ребусы. Задания в виде «Абракадабра» - записаны только согласные, нужно добавить гласные буквы и прочитать название темы. 

Слайд 3. (Тема: Треугольник. Правописание ча – ща. Фразеологизмы.)

 - На мой взгляд такой хороший приём: Начать урок, как ни в чём не бывало выполнить задание или упражнение из новой темы, конечно же помогая учащимся, а мотом сделать удивлённый вид и спросить: «Ребята, я предложила вам какое - то странное задание. Что это? Разве мы это проходили? Это наверное новый материал? Давайте подумаем, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?» Данная ситуация интригует детей, они активно пытаются определить тему урока.

- Или же приём «Ассоциации» - по картинкам догадаться, о чем будет идти речь на уроке и определяется тема.

Слайд 4. (Тайга).

Слайд 5. (Задачи на движение)

- Также «Что первое увидели на картинке? В данном случае использовать можно при изучении растительного или животного мира.

- Для формулирования темы можно взять ключевые термины. Например: корень, проверочное слово, гласные, ударение -– Ребята, как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить?

- Довольно простой и интересный приём «Исключение» - здесь также даются какие то слова, но одно среди них лишнее. Задание – определите лишнее слово: веселье, счастье, дорога, приходит, забота. Лишнее слово – приходит. На какой вопрос отвечает это слово? Что оно обозначает? (действие предмета) Значит о чём мы сегодня будем говорить? О глаголах.

Далее после озвучивания темы можно спросить «Как вы думаете зачем нам эти знания?» «Как и где они нам могут пригодиться?»

- Ещё один прием – межпредметная интеграция. Изобразительное искусство и русский язык (картина и имена прилагательные в нашей речи)

2. Непосредственно во время урока можно использовать приём «Зарубки» (от зарубить на носу) В моём случае это пресловутый восклицательный знак, который крепится к доске в момент приобретения каких - либо новых знаний. Их бывает практически всегда несколько.

- Приём «Зачёркивание» - на листочке или на доске записан ряд вопросов, которые надо разрешить в течение урока. По мере выполнения заданий дети зачёркивают тот вопрос, на который нашли ответ. Когда вопросов не остаётся, собственно говоря – достигнута цель урока.

- Приём «Толстый и тонкий» или же «Полный и краткий» - данный приём подразумевает развёрнутый или краткий ответ. Например: «Как проверить парный согласный звук в слове» - толстый, а «Подбери проверочное слово» - тонкий.

- Новое – это хорошо забытое старое… Приём «Покори вершину» (подъем по лестнице по ходу урока), «Забей гол» (выполненное задание - это гол в ворота противника)  

- Прием «Ловушки» - целенаправленно ошибаюсь и жду, найдётся ли кто - то, который заметит мою ошибку. (Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов) Сначала дети понимают, что я допустила ошибку, но не говорят, либо сомневаются, либо боятся ошибиться. Тогда я сама акцентирую на этом внимание, говорю я ведь ошиблась, и никто из вас не заметил этого. Дети начинают говорить – я заметил, я тоже. А почему не сказал? Постепенно дети начинают замечать даже те ошибки, которые не должны были бы заметить.

3. Очень важным моментом в уроке является рефлексия. Ее можно провести различными способами. Но «Понравился ли вам урок?» или «Какое настроение у вас после урока?» - это не рефлексия.

Дети должны рефлексировать именно знания, идеи, открытия, приобретённые навыки, то, что произошло за время урока, то , чему они научились, то что они унесут с собой. Они должны понять сами для себя: что я приобрел с точки зрения знаний.

Здесь снова можно спросить то, о чём мы спрашивали после определения темы урока. «Как вы думаете зачем нам эти знания?» «Как и где они нам могут пригодиться?» - и ответы будут глубже.

- Хороший приём рефлексии «Послание самому себе» - что я сегодня узнал нового. (Это может быть представлено как в устной форме, так и в письменной. Не надо писать сочинений, буквально одной – двумя фразами)

Также очень важно во время рефлексии сказать – А что я не понял или понял не до конца? Какой вопрос я хотел бы задать одноклассникам или учителю, чтоб они помогли мне разобраться до конца в этой теме? Именно такая рефлексия стимулирует мыслительную деятельность и помогает обрабатывать информацию.

- Приём «Мудрый совет» - что бы ты посоветовал своим одноклассникам, изучив новую тему.

- Приём «Пройдёмся по зарубкам» - повторяем то, что было самым важным или новым на уроке.

Ещё хотела бы поделиться приемом работы над развитием техники чтения.

Не секрет, что чтение – это основа учения. От умения правильно читать зависит успех ученика и его желание учиться. В связи с этим на уроках литературного чтения провожу читательские пятиминутки. Это не чтение какой - то определённой книги, это словарная работа.

1.Начиная с первого класса с изучения букв работаю над слоговыми и словарными столбиками. Ход работы: читаем столбики медленно, потом с ускорением, потом быстро сверху вниз, снизу вверх, по мере изучения букв слева направо, справа налево. Сначала это слоговые столбики из двух букв. Далее из трёх, потом слова из трёх, четырёх, пяти изученных букв. Над одним словарным листом работаем столько, сколько нужно, вычитываем его по возможности до скороговорки, чем правильнее, тем лучше. (правда получается не у всех, но мы пытаемся) Слайды 9, 10, 11.

2. Слайд 13. Так же использую приём «Точка»  Это лист с точкой в центре, а вокруг много слов, записанных в хаотичном порядке (это могут быть словарные слова). Говорю «Точка» дети смотрят на точку, далее называю определённое слово, которое нужно найти, чем быстрее, тем лучше. Благодаря этому приёму увеличивается угол обзора зрения и скорость чтения.

3. Слайд 14. Ещё один приём «Найди вторую половину» В тучках, звёздочках, кружочках – не важно, пишу слоги так, чтобы получались слова. Вот их то и надо найти, и опять же чем больше, тем лучше. Развивается внимание и умение правильного переноса слов.

4. Запись и чтение скороговорки. На следующем уроке спрашиваю по цепочке, определяем самого скороговорчатого.

5. Слайд 15. «Сколько лиц у предложения» Дано предложение, его надо прочитать с определённой интонацией и продемонстрировать ее: удивление, восхищение, жалость, злость, обида и т.д. Благодаря этому упражнению учимся правильно выражать эмоции.  

6.Прочти текст, используя «Золотые правила быстрого чтения»

- РАСШИРЯЙ ПОЛЕ ЗРЕНИЯ.

- НЕ ДОПУСКАЙ ВОЗВРАТНОГО ДВИЖЕНИЯ ГЛАЗ.

- ЧИТАЙ БЕЗ ПРОГОВАРИВАНИЯ.

- ЗАПОМИНАЙ, О ЧЕМ ЧИТАЕШЬ.

И как всегда на уроке не хватает времени доделать, доработать, дописать, дочитать, дорешать. Звенит звонок – а он как говорится для учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

обобщение из опыта работы по теме Организация дифференцированного обучения на уроках, как одно из условий повышения качества обучения.

Говоря об актуальном заказе общества к образованию, часто имеют в виду потребность в творческой саморазвивающейся личности, способной, реализуя свои индивидуальные личностные...

Методические подходы и формы работы на уроке и внеурочной деятельности, способствующие повышению качества образования в рамках ФГОС.

Рассмотрим некоторые методические условия формирования и развития УУД  у младших школьников в учебной деятельности: - опора на субъектный опыт ученика; - применение активных методов обу...

Активные формы обучения – эффективное условие формирования УУД у младших школьников на уроке и внеурочной деятельности, способствующие повышению качества образования в рамках ФГОС.».  

условие формирования УУД у младших школьников на уроке и внеурочной деятельности, способствующие повышению качества образования в рамках ФГОС.». ...

Активные формы обучения – эффективное условие формирования УУД у младших школьников на уроке и внеурочной деятельности, способствующие повышению качества образования в рамках ФГОС

Если человека постоянно приучать усваивать знания и умения в готовом виде,  можно и притупить его природные творческие способности – разучить думать самостоятельно....

«Прогулка, как форма совместной деятельности воспитателя с детьми, способствующая повышению качества образования».

Для чего необходимы прогулки?Какие цели ставятся при проведении прогулок?Прогулки в коррекционно-развивающем обучении служат для восстановления работоспособности детей, преследуют познавательную...