Информационно-коммуникационные технологии при обучении детей с интеллектуальными нарушениями
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Ольга Борисовна Сахияева

Анализируя опыт применения ИКТ в обучении  детей с интеллектуальными нарушениями, можно отметить, что использование таких технологий способствует достижению следующих результатов: - учащиеся быстрее усваивают такие понятия, как «цвет», «форма», «величина», «число», «множество» и другие, благодаря наглядности изучаемого материала;-дети лучше развивают умение ориентирования в пространстве и на плоскости, в движении и в статикеижению следующих результатов: - учащиеся быстрее усваивают такие понятия, как «цвет», «форма», «величина», «число», «множество» и другие, благодаря наглядности изучаемого материала;-дети лучше развивают умение ориентирования в пространстве и на плоскости, в движении и в статике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ИКТ28.91 КБ

Предварительный просмотр:

    Учащиеся коррекционных школ менее адаптированы к жизни в обществе, чем их сверстники. Основной задачей для коррекционной школы для обучающихся с интеллектуальными нарушениями является интеллектуальное развитие детей, осуществляемое через формирование познавательной деятельности. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) способствуют более эффективному обучению детей с ограниченными возможностями здоровья, что неоднократно подчеркивали различные исследователи. Из-за ограничений в умственном развитии у учащихся интерес к учебе низок. В этой связи видится необходимым для повышения мотивации к учебной деятельности изменить роль ученика на уроке, превратив его из пассивного слушателя в активного участника образовательного процесса. Анализируя опыт применения ИКТ в обучении умственно отсталых детей, можно отметить, что использование таких технологий способствует достижению следующих результатов: - учащиеся быстрее усваивают такие понятия, как «цвет», «форма», «величина», «число», «множество» и другие, благодаря наглядности изучаемого материала;-дети лучше развивают умение ориентирования в пространстве и на плоскости, в движении и в статике;

- память и внимание тренируются эффективнее;

- словарный запас пополняется активнее;

- навыки чтения и письма осваиваются значительно быстрее;

- развивается координация движений глаз и рук;

    Для компьютерной поддержки на уроках в коррекционных школах использоваться:

- компьютерные азбуки, буквари, интерактивные сказки для обучения чтению;

-различные логические игры, кроссворды, игры на развитие мышления, памяти, внимания, математических, творческих и других навыков. Это способствует развитию познавательной активности учащихся, повышению мотивации к учебной деятельности.

   Особенно эффективно применение компьютерных технологий при изучении русского языка и математики.

  Урок русского языка является одним из основных предметов в школе, обучение родному языку имеет практическую направленность, является обязательным при освоении программы основного общего образования. Использование ИКТ при изучении данного предмета позволяет создать условия для формирования грамотности, развития речи, повышения интереса к изучению русского языка. Успешное овладение языком позволяет также повысить успеваемость детей с ограниченными возможностями здоровья по другим предметам.

  При изучении математики не менее важна наглядность. ИКТ могут использоваться для объяснения нового материала, демонстрации заданий, направленных на развитие мышления, внимания, памяти, что способствует росту результативности обучения.

  Удобно использование ИКТ на таких уроках, как изобразительное искусство, технология, дополнительных занятиях, связанных с творческой деятельностью, на уроках окружающего мира.       Использование ИКТ на уроках способствует повышению познавательного интереса к предмету, росту интенсивности обучения, обеспечению индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

   Особенности психофизического развития школьников с умственной недостаточностью требуют от педагогов повышения эффективности учебного процесса. Учителю в коррекционной школе требуется помочь школьнику с нарушенным интеллектом усвоить такой круг образовательных и профессиональных знаний, умений, навыков, которые он сможет применить к условиям социальной среды

1) обучение должно быть направлено на коррекцию недостатков в познавательной деятельности и формирование личностных качеств; 2) наиболее эффективным средством формирования установки на восприятие учебного материала является использование проблемных ситуаций; 3) разнообразие методов обучения и видов учебной деятельности на уроке; 4) рациональное сочетание слова, наглядности и действия на уроке;

    Урок в коррекционной школе строится с учётом индивидуальных особенностей детей.

-организация урока должна сочетаться с мотивацией и психологическим настроем учащихся на успех;

-развитие высших психических функций (восприятие, внимание, память, мышление) через специальные упражнения;

-изложение любого материала начинать с повторения;

- материал подавать эмоционально окрашенный (интонацией, символами, опорами, знаками), без лишних слов, малыми дозами;

-самое важное нужно излагать в первой половине урока;

 на уроке должно быть максимальное количество наглядности, образцы выполнения действий;

- учащимся нужно давать не более одной инструкции одновременно, иначе они просто их не выполнят;

- во время урока по мере необходимости нужно проводить динамические паузы;

- необходимо использовать дифференцированный личностно-ориентированный подход к учащимся, как во время урока, так и при подборе домашнего задания.

   Строить урок в соответствии свыше перечисленными особенностями помогают ИКТ, применять которые можно на всех этапах урока. При объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при проведении олимпиад, внеклассных занятий и др. По различным темам можно при составлении плана любого урока предусмотреть этап, с использованием ИКТ.

  1. Можно использовать презентацию на организационном этапе.
  2. В начале уроков чтения и развития речи провожу речевые разминки, актуальные при работе с детьми с особенностями в развитии.
  3. Устный счет.

               

  На этом этапе можно применять упражнения на развитие внимания, памяти, логического мышления.  запомнить изображение на экране (синий треугольник, зелёный круг, красный прямоугольник). После чего изображение свернуть и задать учащимся вопросы: -Какие фигуры изображены на рисунке? Какого они цвета?

  1. В работе со словарными словами на уроках

  Считаю одной из своих задач - развитие познавательной активности таких детей за счет реализации принципа доступности учебного материала, обеспечения «эффекта новизны». Урок с применением компьютерной презентации, созданный методически грамотно, хорошо помогает справиться с этой задачей. Все это положительно влияет на успеваемость учащихся коррекционных школ восьмого вида, помогает формированию у них навыков самостоятельной деятельности, создает ситуацию успеха для школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в обучении детей с интеллектуальной недостаточностью.

Наблюдающееся в последние годы значительное ухудшение здоровья населения России, особенно детей, стало общегосударственной проблемой. ФГОС с УО определяет, что одним из необходимых условий достижения ...

Методические рекомендации по реализации обучении детей с интеллектуальными нарушениями на уроках математики

Методические рекомендации по реализации обучении детей с интеллектуальными нарушениями на уроках математики...

Здоровьесберегающие технологии в обучении детей с интеллектуальной недостаточностью.

Наблюдающееся в последние годы значительное ухудшение здоровья населения России, особенно детей, стало общегосударственной проблемой. Во многих документах Министерства образования РФ подчёркивается, ч...

Применение ИКТ в обучении детей с интеллектуальными нарушениями (личный опыт)

В данной презентации я предоставила свой личный опыт использования ИКТ на занятиях с детьми с интеллектуальными нарушениями....

Мнемотехнические приемы в обучении детей с интеллектуальными нарушениями.

Часто в своей практике, педагог, работающий с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения, сталкивается с трудностями в освоении и понимании учебного материала. Заучивание чаще становится невозможным....

Дидактическое пособие для уроков чтения и письма для обучения детей с интеллектуальными нарушениями.

Дидактический материал для формирования навыка глобального чтения и письма...

сообщение " Испоьзование игровых технологий при обучении детей с интеллектуальными нарушениями"

Велика роль  применения игровой технлогии в работе с обучающися с интеллектуальным нарушениями. В игре у данной категории детей происходит коррекция общей и мелкой моторики, развивается коммуника...