Мнемотехнические приемы в обучении детей с интеллектуальными нарушениями.
учебно-методический материал по логопедии

Екатерина Александровна Агапитова

Часто в своей практике, педагог, работающий с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения, сталкивается с трудностями в освоении и понимании учебного материала. Заучивание чаще становится невозможным. Но педагогу необходимо научить детей связно, последовательно, правильно излагать свои мысли. Одним из методов, который выступает, как вспомогательная подсказка, является использование мнемотехник. При задействовании зрительного аппарата облегчается процесс запоминания, сохранения и воспроизведения информации.

Цель работы: ознакомление педагогов с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации - методом мнемотехники.

Практическая значимость: данная работа может быть интересна педагогам в работе по развитию памяти и связной речи детей младшего школьного возраста и непосредственно учителям, которые работают с детьми у которых есть интеллектуальные нарушения.

Известно, что для осмысления и воспроизведения любой информации нам нужна память.

И я думаю каждый знает, что  у детей с умственной отсталостью, низкий уровень мышления, память механическая и кратковременная. Им требуется постоянная организующая помощь учителя в виде наводящих вопросов, подсказок, опор на наглядный материал.

В олигофренопсихологии большое внимание уделено развитию памяти детей с умстенной отсталостью. Такие ученые как Рубенштейн, Леушина, Левитан в своих исследованиях подчеркивают, что эффективно использовать задания с опорой на наглядный материал, так как зрительный анализатор у детей с ОВЗ развит сильнее.

Поэтому для улучшения процесса запоминания обучающихся с умственной отсталостью, мы обратили внимание на технологию мнемоники, или по другому мнемотехники (что в переводе с греческого означает «искусство запоминания»).

-МНЕМОТЕХНИКА – это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающий объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.

- Опора на  картинку или пиктограмму способствует активизации у  ребёнка зрительного и слухового внимания, способствует лучшему осмыслению текста, помогает точнее воспроизводить последовательность событий, делает высказывания ребенка более выразительными, эмоциональными,  информативными  и даже формирует навык контроля и самоконтроля за построением высказываний.

Содержание мнемоизображений – это изображение главных персонажей произведений, явлений природы, некоторых действий  и другое , путем выделения главных смысловых звеньев сюжета. Главное, нужно передать условно – наглядную схему, подобрать иллюстрации или изобразить рисунок так, чтобы это было понятно детям.

Мнемотехники используют для:

  • -обогащения словарного запаса;
  • -при заучивании стихотворений;
  • -при рассказах художественной литературы;
  • -при отгадываниии и загадывании загадок

На доп занятиях мы используем мнемотехнические приемы для заучивания и пересказа произведений.

Начнем с этапов работы по заучиванию стихотворения:

  • Взрослый  выразительно читает стихотворение;
  • сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть, затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемоиллюстрации;
  • задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль;
  • выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме;
  • читает отдельно каждую строчку стихотворения, а ребенок повторяет ее с опорой на иллюстрацию;
  • ребенок рассказывает стихотворение с опорой на иллюстрацию(мнемотаблицу).

В презентации можно увидеть примерно как это работает.

Занимает подбор иллюстраций минимальное время, часто чтобы вызвать эмоциональный отклик отбираются смешные картинки, дети их конечно быстрее запоминают.

Еще один из методов это Пересказ при помощи
картинно – графического плана

(разработал профессор, детский психолог Л. А. Венгер)

Особенности данного метода

  • картинно-графический план должен последовательно отражать содержание произведения;
  • ·        графические  изображения должны быть легкоузнаваемыми;
  • ·       пиктограмма должна  усиливать характерные  черты  изображаемого предмета;
  • ·       общее количество картинок к одному произведению не должно превышать 12 для детей школьного возраста с ОВЗ
  • .       не нужно стремиться к идеальному рисунку. Можно изображать схематично, с помощью геометрических фигур. Но ребенок должен запоминать, что зайчик – это, например, треугольник.

       Хорошо, если ребенок сам предложит, как изобразить что-то.

Как нужно работать с текстом

1. Сначала читаете произведение.

2. Потом, основываясь на предложениях ребенка, рисуете картинно-графический план текста.

3. Читаете текст еще раз, указывая по ходу произведения на определенные картинки картинно-графического плана.

4. Предлагаете ребенку попробовать пересказать текст по картинно-графическому плану.

5. Если у ребенка не выходит пересказ с первого раза, пересказываете его сами по картинкам, указывая на них. А после просите ребенка повторить попытку.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл molotok_sedugin.pptx2.02 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по реализации обучении детей с интеллектуальными нарушениями на уроках математики

Методические рекомендации по реализации обучении детей с интеллектуальными нарушениями на уроках математики...

"Комплекс адаптированных диагностических материалов для определения готовности к обучению в школе детей с интеллектуальными нарушениями по методике Т.В. Бегловой"

Методическая разработка предназначена для определения готовности к обучению в школе детей с интеллектуальными нарушениями по методике Т.В. Бегловой. Представлен комплекс заданий с учетом психофизическ...

Статья на тему "Мнемотехнические приемы в обучении младшего школьника"

Статья на тему "Мнемотехнические приемы в обучении младшего школьника"...

Применение ИКТ в обучении детей с интеллектуальными нарушениями (личный опыт)

В данной презентации я предоставила свой личный опыт использования ИКТ на занятиях с детьми с интеллектуальными нарушениями....

Использование коррекционных упражнений при обучении чтению детей с интеллектуальными нарушениями.

Использование коррекционных упражнений при обучении чтению детей с интеллектуальными нарушениями....

Дидактическое пособие для уроков чтения и письма для обучения детей с интеллектуальными нарушениями.

Дидактический материал для формирования навыка глобального чтения и письма...

сообщение " Испоьзование игровых технологий при обучении детей с интеллектуальными нарушениями"

Велика роль  применения игровой технлогии в работе с обучающися с интеллектуальным нарушениями. В игре у данной категории детей происходит коррекция общей и мелкой моторики, развивается коммуника...