Оценочная деятельность учителя
учебно-методический материал

Михина Наталья Викторовна

Эссе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование УУД на уроках развивающего обучения по системе В.В. Давыдова-Д.Б. Эльконина.

Михина Наталья Викторовна,

учитель начальных классов

МКОУ СШ № 5

В школу я пришла работать в 19 лет после окончания педагогического колледжа. Сначала работала в группе продлённого дня. А в 2008 году набрала свой первый набор маленьких первоклашек. Какие они были разные, но такие замечательные! Моим старшим наставником в работе стала Калусенко Елена Михайловна, настоящий учитель развивающего обучения. Именно она познакомила меня с системой развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова. По этой программе я работаю и в настоящее время. Почему именно эта программа?

Мне было страшно, так как учили меня совсем по другим методикам преподавания. В голове – тревога: смогу ли я дать весь необходимый багаж знаний!? Получится ли преподнести материал ученикам так, как это было задумано авторами-психологами!? Я обратилась за помощью к учителям, которые уже несколько лет работают по этой системе. Они предоставили мне свой опыт, приобретённый за несколько лет работы по данной системе. Показали, как правильно составить рабочую программу, организовать урок по системе развивающего обучения. Но все сомнения ушли, когда я начала посещать уроки развивающего обучения. На уроках я видела, как дети по этой системе учились творчески, активно добывали знания, осмысленно относились к своей работе и умело использовали полученные знания. Учителя на уроках не заставляли заучивать готовые правила, а учили формулировать эти правила самостоятельно, учили оценивать свои знания относительно себя, а не других учеников.

Особую роль в моём профессиональном развитии сыграло знакомство с профессором, доктором психологических наук Максимовым Леонидом Константиновичем, который приезжал к нам в школу № 5 города Михайловки с курсами для учителей начальных классов по психологическому сопровождению обучения младших школьников и младших подростков в условиях образовательной системы В.В.Давыдова-Д.Б.Эльконина. Он проводил мастер-классы для учителей, давал уроки на классах, которые работают по системе развивающего обучения. Особенностями его уроков по данной системе являлся диалог между детьми. Максимов Л.К. допускал только проблемное изложение знаний, когда он шёл к ребятам не с готовым знанием, а с вопросом. Не один раз он посещал и мои первые, пробные уроки в системе развивающего обучения. Указывал на недостатки и давал рекомендации по тому или иному этапу урока. Ведь урок по системе В.В.Давыдова-Д.Б.Эльконина  - понятие вневременное. Он может занимать от 10 до 40 минут. Каждый этап урока является важным звеном в формировании учебной деятельности учащихся. Система развивающего обучения В.В.Давыдова-Д.Б.Эльконинаорганизовывает учебную деятельность так, чтобы ребёнок смог самостоятельно определить предмет исследования, выдвинуть возможные способы и пути исследования, а также анализировать и критически оценивать собственные предположения и аргументы одноклассников, что способствует формированию и развития объективного, самостоятельного мышления. Ведущий вид деятельности на уроках – групповой, а преобладающая форма – дискуссии. На своих уроках я использую подводящий или побуждающий виды диалога. Данные виды диалога позволяют детям выдвигать свои способы решения учебной задачи или проблемы. А я фиксирую все варианты(даже самые «нелепые») и предлагаю детям доказывать своё мнение, а также создаю ситуацию успеха. В конце урока школьники подводят итоги своей деятельности. Для того  чтобы в процессе обсуждения проблемы принимали активное участие все ученики, я включаю разнообразные групповые и дискуссионные формы работы. В ходе такой работы дети открывают для себя основное содержание учебных предметов.

Для контроля и учёта достижений обучающихся использую следующие формы:

· по периодичности проведения (эпизодический, периодический, систематический);

· по количественному составу учащихся (индивидуальный, групповой, фронтальный, классно – обобщающий);

· по особенностям организации деятельности учащихся и руководства учителем (письменный, устный, самоконтроль, ролевая игра, деловая игра, сочинение, домашняя самостоятельная работа, практическая работа, реферат);

· по технологии проведения, характеру изображения, использованию ТСО (графический, дифференцированная работа по карточкам, тестирование;

·  по интенсивности проверки (зачет, уплотненный опрос, комбинированный);

- ·по уровню познавательной самостоятельности учащихся (репродуктивная воспроизводящая работа, самостоятельная работа с учебным содержанием, самостоятельные практические исследования, эвристическая беседа).

Особое внимание я уделяю формированию действий контроля и самоконтроля. В своей работе я использую следующие приёмы самооценки и самоконтроля:

- словесные приёмы: в конце урока задаю следующие вопросы: - Что ты узнал на уроке? – Над чем ещё надо поработать? – Достиг ли ты поставленной цели в начале урока?

- наглядные пособия, которые помогают в оценивании своих достижений;

- рисунки (изображение в цвете какого-либо предмета);

- символы;

- волшебные линеечки» (изобретение оценочных шкал школьниками, где оценивает сначала ученик, а затем учитель);

- задания-ловушки (задания на анализ (рефлексию) освоения способа) действия);

- письмо с дырками (видеть ошибкоопасные места в слове);

- обоснованный отказ от выполнения задания (обозначение границы своих знаний, обнаружение заданий с недостающими условиями);

Использую лист самоконтроля. После выполнения самостоятельной работы, ребёнок берёт у меня лист самоконтроля и проверяет себя самостоятельно. Также особое внимание на уроке  уделяю взаимооценке. Например, работа в парах.Доказано, что у учащихся остается в памяти оттого, что они:

– объясняют кому-либо сами – 95% учебного материала;

– проговаривают в то время, как выполняют учебные задания – 90%;

– основываются на личном опыте –80%;

– обсуждают с другими – 70%;

– видят и слышат – 50%; – только видят – 30%;

– только слышат – 26%; – читают – 10%.

Поэтому  оценка одноклассника воспринимается как более конкретная. В свою очередь ребёнок имеет право отказаться от оценки одноклассника или, наоборот, согласиться. Систематическое вовлечение детей в оценочную деятельность даёт возможность формировать адекватную самооценку, так как, оценивая ответ других, он оценивает и себя.

Способность к рефлексии, по мнения В.В. Давыдова, есть важнейшая составляющая умения учиться, появление которого является центральным событием в психическом развитии младших школьников.

Организация эффективного образовательного процесса невозможна без входного, текущего и итогового контроля.

Внедрение тестовой формы контроля по предмету осуществляется поэтапно.

На первом этапе проводится только входной контроль и значительной целью проведения входного теста является получение сведений об исходном уровне знаний учащихся.

На втором этапе проводится текущий контроль – для ликвидации пробелов и коррекции умений и знаний.

Итоговый тест систематизирует, обобщает учебный материал, проверяет сформированные знания и умения.

В свою очередь, система  развивающего обучения В.В.Давыдова-Д.Б.Эльконина  полностью отвечает новым целям образования, определённым современным Федеральным государственным стандартом образования и Концепцией модернизации российского образования, принятой Правительством РФ. Все учебники программы В.В.Давыдова-Д.Б.Эльконина  соответствуют Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС НОО 2009г).

В 2016 году я выпустила свой второй набор детей, которые обучаются по системе развивающего обучения  В.В.Давыдова-Д.Б.Эльконина. На своих уроках я вижу, как дети отстаивают свою точку зрения, умеют учитывать позицию другого, не принимают информацию на веру, а требуют доказательств и объяснений. Я очень довольна результатами, которые дети показывают на школьных, муниципальных и региональных олимпиадах. А главное для меня, что дети умеют мыслить, рассуждать, действовать в нестандартной ситуации, сопереживать и помогать друг другу.

Я считаю, что система развивающего обучения В.В.Давыдова-Д.Б.Эльконина является одной из немногих программ обучения, которая оправдывает эффективность обучения и развития всех учебных универсальных действий. Образовательная программадает возможность качественно улучшить деятельность участников образовательного процесса, а это способствует  повышению  качества образования в начальной школе.

 Но к сожалению, в нашем городе Михайловка эта система не нашла широкого применения. Только в нашей школе №5 и то, только четыре учителя, которые заинтересовались её самостоятельно. Во-первых, чтобы  работать по этой программе, нужна масштабная подготовка и переподготовка учителей, а также поддержка администрации управления  образования. Именно отсутствие такой подготовки мешает распространению системы развивающего обученияВ.В.Давыдова-Д.Б.Эльконина. Во-вторых, система  В.В.Давыдова-Д.Б.Эльконина  не имеет достойного продолжения в основной школе. Учителя основной школы, работающие по традиционной методике, не принимают эту программу. Детям делают замечания по поводу того, что они не умеют писать конспекты и учить наизусть готовые правила. В-третьих, для учителя, работающего в системе развивающего обучения, нет развёрнутой методической литературы по предметам. А какие есть, то очень краткие и давно не переиздавались.

Но несмотря на все минусы, система мне очень нравится. Каждый урок для детей – открытие нового! Дети с удовольствием идут в школу и познают неизвестное. Я ни на минуту не сомневалась в правильности выбора программы развивающего обучения  В.В.Давыдова-Д.Б.Эльконина.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

О целях и целеполагании. Учитель начальных классов МБОУ СОШ № 5 г. Михаловки Волгоградской области Михина Наталья Викторовна

Слайд 2

Удовлетворите всем желаниям человека, но отнимите у него цель в жизни и посмотрите, каким несчастным и ничтожным существом явится он. Следовательно, не удовлетворение желаний — то, что обыкновенно называют счастьем, а цель в жизни является сердцевиной человеческого достоинства и человеческого счастья» К. Д. Ушинский

Слайд 3

Цель - субъективный образ конечного результата, регулирующий ход деятельности.

Слайд 4

ИЗМЕРИМА цель СООТНОСИМА С КОНКРЕТНЫМ СРОКОМ КОНКРЕТНА ДОСТИЖИМА ОРИЕНТИРОВАННА НА РЕЗУЛЬТАТ

Слайд 5

Возникновение целей, их выделение, определение, осознание называется целеполаганием. самостоятельное определение цели в ходе выполнения деятельности как один из этапов её осуществления определения цели на основе выдвигаемых кем-то требований, задач

Слайд 6

Целеполагание 1) обеспечивает возможность принятия лишь частных задач на усвоение заданных кем-то образов действий, «готовых» знаний, когда главными промежуточными задачами становятся – понять, запомнить, воспроизвести; 2) обеспечивает принятие и затем самостоятельную постановку новых учебных задач, в которых основным становится анализ условия, выбор соответствующего способа действий, контроль и оценка его применения и т. д.

Слайд 7

Уровни сформированности целеполагания: отсутствие цели; принятие практической задачи; переопределение познавательной задачи в практическую; принятие познавательной задачи; переопределение практической задачи в познавательную; самостоятельная постановка новых учебных целей.

Слайд 8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сущность контрольно- оценочной деятельности учителя

Сущность контрольно- оценочной деятельности учителя в начальной школе...

Основные направления и цели оценочной деятельности учителя

Выступление по теме "Основные направления и цели оценочной деятельности учителя в условиях введения ФГОС НОО"  и презентация по данной теме...

Оценочная деятельность учителя

Доклад на педагогическом совете на тему: "Оценочная деятельность учителя"...

Оценочная деятельность учителя на уроках в начальной школе в условиях ФГОС.

В статье рассказано об оценочной деятельности учителя в начальных классах в условиях ФГОС....

Доклад "Оценочная деятельность учителя на уроках литературного чтения в условиях внедрения ФГОС НОО"

В докладе указаны задачи и принципы организации оценочной деятельности, перечислены планируемые результаты освоения программы по литературному чтению, раскрыты общие критерии и приёмы формирования кон...

Оценочная деятельность учителя в условиях внедрения ФГОС

Ориентиры развития образования, требования к содержанию и организации образовательного процесса, требования к уровню выпускников....

Контрольно-оценочная деятельность учителя в свете деятельности ФГОС НОО

Доклад на тему"Контрольно-оценочная деятельность учителя в свете деятельности ФГОС НОО". Материал предназначен для учителей начальных классов, работающих по ФГОС НОО....