Пути повышения качества образования в начальной школе
методическая разработка

Шустикова Евгения Андреевна

Современные образовательные технологии и методики, которыми необходимо владеть в современных условиях обучения детей с ОВЗ в начальной школе.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_k_prezentatsii.docx20.62 КБ
Файл prezentatsiya_k_dokladu.pptx372.43 КБ

Предварительный просмотр:

Тема доклада: Пути повышения качества образования в начальной школе

Слайд 1

Качество образования, которое включает в себя обучение и воспитание школьников, представляет собой систему показателей знаний, умений и навыков, а также норм ценностно-эмоционального отношения к миру и друг другу. 

Слайд 2

Качественный подход к обучению детей с ОВЗ ориентирует на оценку деятельности школы по конечным результатам, среди которых следует выделить  основные  показатели эффективности деятельности школы:

уровень обученности обучающихся;

уровень выполнения стандартов образования;

готовность учеников к продолжению образования;

уровень воспитанности обучающихся;

состояние здоровья детей;

уровень социальной адаптации детей с ОВЗ к жизни в обществе.

Все перечисленные параметры взаимосвязаны и взаимно дополняют друг друга. Но показатель качества обученности обучающихся был и остается первым и основным при оценке эффективности деятельности школы на сегодняшний день.

Слайд 3

В современных условиях необходимо владеть современными образовательными технологиями и методиками.

Теперь образование все более ориентируется на создание таких технологий и способов влияния на личность, в которых обеспечивается баланс между социальными и индивидуальными потребностями, и, которые, запуская механизм саморазвития (самосовершенствования, самообразования), обеспечивают готовность личности к реализации собственной индивидуальности и изменениям общества.

Самая серьёзная и трудная задача учителя – научить детей думать, размышлять обо всём, что происходит вокруг и уметь говорить об этом, делиться своими мыслями. Именно эти задачи требуют постоянного внимания при работе с младшими школьниками с ОВЗ.

Одна из важных задач обучения детей с речевыми нарушениями является – развитие литературно-творческих задатков, речевого творчества, потребности и умения владеть богатствами родной речи.

Возникает вопрос: как конкретно организовать образовательное пространство, какие существуют подходы к организации развивающего учебно-воспитательного процесса?

На помощь приходит проблемно-поисковый подход в обучении — это создание особого пространства учебной деятельности, в котором ученик совершает субъективное открытие закона, явления, закономерности; осваивает способ познания и механизм обретения новых знаний о действительности.

Как организовать такой учебный процесс?

а) создать в пространстве деятельности ученика значимую для него познавательную проблемную ситуацию;

 б) вычленить противоречия в исследуемом объекте и довести их до осознания ученика; он должен осознать эти противоречия как проблему;

 в) сформулировать задачу творческого типа, вытекающую из этой проблемы.

Слайд 4

Практически это реализуется через групповые дискуссии, мозговые штурмы, ролевые игры, творческие проекты, развивающие способности детей.

Слайд 5

При работе с детьми с речевыми нарушениями эффективно используется технология критического мышления, особенностью которой является «конструирование собственного знания в рамках своей собственной поисковой деятельности». Данная технология характеризуется следующей структурой:

           - активизация познавательной деятельности;

           - осмысление материала через активное чтение и слушание;

           - через размышление и анализ к творческой интерпретации.

Например,  данную технологию используют при работе с текстом на уроках русского языка и литературы. Данный прием это не только интересный, но и чрезвычайно полезный вид работы. Он развивает языковое чутье, способствует устранению грамматических, стилистических и речевых ошибок. Помогает до конца понять особенности текста, авторский замысел и, как итог, развивает литературно – творческие способности.

В развитии творческих способностей огромную роль играет участие детей в различных конкурсах, олимпиадах. При подготовке к конкурсам и олимпиадам различного уровня мы обращаемся как к репродуктивным методам обучения, так и к тем, которые максимально развивают ученика. Что в максимальной степени зависит от учителя? Это прежде всего развитие аналитических и творческих навыков. Учитель может сформировать навыки сравнительного анализа, интерпретации художественного текста, установление авторства текста путем работы над системой индивидуальных авторских кодов, путем исследовательской работы с различными словарями и справочниками, учит грамотно выстраивать письменное монологическое высказывание, в котором ребенок учится через контекст выходить на подтекст.

Слайд 6

Для предупреждения неуспеваемости детей применяется технология уровневой дифференциации.

Несмотря на то, что сейчас много говорят об индивидуализации и дифференциации образования, очень часто учитель забывает, что нет двух одинаковых классных коллективов. Каждый класс имеет свои особенности, направленность и специфику поведения. Это все учитывается при отборе заданий для учащихся.

Без оценивания работы ученика невозможен никакой процесс усвоения. Оно оказывает большое влияние на учащихся, на его отношение к предмету, учителю, школе и окружающему миру в целом. Поэтому к процессу оценивания качества знаний учащихся   предъявляют достаточно серьезные требования, создают ситуацию успеха на уроке, что является одним из направлений повышения качества образования.

Слайд 7

Повышению качества образования детей с ОВЗ  способствует использование технологии проблемного обучения, особенно она актуальна при изучении нового материала, когда дети не получают готового знания, а сами его формируют. Такой прием позволяет детям самим подойти к теме урока.

Для развития исследовательских навыков обучающихся  с ОВЗ в процессе обучения   применяется проектные методы по созданию презентаций.

Это также является средством повышения качества образования – учебный проект, влияет на повышение способностей младших школьников. Повышение качества образования при использовании учебного проекта будет происходить наиболее эффективно, если: учебный проект носит творческий характер; деятельность детей предполагает создание нового объекта внешнего или внутреннего мира.

Слайд 8

В современных условиях обучения детей с ОВЗ большое внимание уделяется сохранению здоровья обучающихся, применяя с этой целью здоровьесберегающие технологии

  Основными направлениями здоровьесберегающей программы являются:

-пропаганда здорового образа жизни и формирование здоровьесберегающего мышления;

-решение оздоровительных задач;

-использование педагогических технологий, направленных на улучшение физического и психического здоровья детей.

Слайд 9

Увеличение умственной нагрузки на уроках заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес учащихся к изучаемому предмету, их активность на протяжении всего урока. С целью развития исследовательских умений, подготовки личности информационного общества в течение последних лет  активно применяю информационно-коммуникационные технологии – это не дань моде, а необходимое условие повышения качества учебно-воспитательного процесса. Если процесс обучения построить на основе использования информационно-коммуникационных технологий, то это позволит: организовать деятельность учащихся на основе поиска, открытия знаний, развития самостоятельности, что приведет к повышению качества обученности по предметам.

Слайд 10

Таким образом, рассмотренные выше технологии, формы, методы и приёмы обучения нацеливают деятельность каждого учителя на поддержку познавательного интереса своих учеников, формирование потребности и способности личности к саморазвитию, создание максимальных условий к перерастанию потенциальной одарённости в развившуюся.

Из всего сказанного можно сделать следующий вывод о том, что для повышения качества образования следует:

● улучшать процессы преподавания и обучения;

● использовать разнообразные методики и технологии;

● применять различные подходы в процессе обучения.

Спасибо за внимание

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

уровень обученности обучающихся; уровень выполнения стандартов образования; готовность учеников к продолжению образования; уровень воспитанности обучающихся; состояние здоровья детей; уровень социальной адаптации детей с ОВЗ к жизни в обществе.

Слайд 3

Как организовать такой учебный процесс? а) создать в пространстве деятельности ученика значимую для него познавательную проблемную ситуацию; б) вычленить противоречия в исследуемом объекте и довести их до осознания ученика; он должен осознать эти противоречия как проблему; в) сформулировать задачу творческого типа, вытекающую из этой проблемы .

Слайд 4

Проблемно-поисковой подход в обучении реализуется через: групповые дискуссии мозговые штурмы ролевые игры творческие проекты

Слайд 5

- активизация познавательной деятельности; - осмысление материала через активное чтение и слушание; - через размышление и анализ к творческой интерпретации.

Слайд 6

Это технология обучения в одном классе детей разных возможностей. Основной принцип технологии - предъявление ученику минимальных обязательных требований.

Слайд 7

Это система обучения, основанная на получении новых знаний учащимися посредством разрешения проблемных ситуаций как практического, так и теоретического характера.

Слайд 8

Направлениями здоровьесберегающей программы являются: пропаганда здорового образа жизни и формирование здоровьесберегающего мышления; решение оздоровительных задач средствами физической культуры; использование педагогических технологий, направленных на улучшение физического и психического здоровья детей.

Слайд 9

Данные технологии в обучении детей с ОВЗ позволяют решить ряд дидактических задач: - неограниченные возможности сбора, хранения, передачи разнообразной по своей природе информации; - создание единой информационно-образовательной среды обучения; - повышение доступности образования, с расширением форм получения образования ; - совершенствование организации преподавания, повышение индивидуализации обучения; - обеспечение возможности выбора индивидуальной траектории обучения; - развитие самостоятельной деятельности обучающихся, повышение ее продуктивности ; - повышение мотивационной стороны обучения; - независимость образовательного процесса от места и времени обучения; - значительное совершенствование методического и программного обеспечения образовательного процесса.

Слайд 10

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути повышения качества образования в начальной школе

Данная статья раскрывает возможные пути повышения качества образования в начальной школе: эффективные образовательные технологии и методики, позволяющие добиться динамики в обучении. А также в статье ...

Пути повышения качества образования в начальной школе

Методические рекомендации для повышения качества образования в начальной школе...

Пути повышения качества образования в начальной школе.

Статья для учителей начальных классов на тему: «Пути повышения качества образования в начальной школе»....

ОППРЕДЕЛЕНИЕ НАИБОЛЕЕ РАЦИОНАЛЬНЫХ ПУТЕЙ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В данной статье рассматривается одна из наиболее актуаль-ных проблем начальной школы в системе современного образования, а именно, проблема качества образования, которая вызвана чрезмерным увеличением...

«Пути повышения качества образования в начальной школе»

Учебная зрелость как показатель результата обучения включает в себя обученность, мотивацию, устойчивость к обучению, коммуникабельность, социальный статус ученика в классе...

Пути повышения качества образования в начальной школе

Выступление на педагогическом совете....

Пути повышения качества образования в начальной школе

В данной статье раскрывается проблема качества образования и даются рекомендации о том, как повысить уровень образования...