статья" Проблемное обучение в начальной школе"
статья

Шевчук Наталия Анатольевна

Современная начальная школа активно внедряет инновационные методы и технологии, направленные на улучшение качества образования и развитие у учащихся навыков, необходимых для успешного функционирования в современном мире. Статья рассматривает основные инновационные подходы, которые используются сегодня технология проблемного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_problemnoe_obuchenie.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сегодня, в период информационной культуры, отличающейся такими чертами, как интегрированный характер, гибкость, подвижность мышления, диалогичность, толерантность и теснейшая коммуникация на всех уровнях, перед образованием стоит задача – подготовить человека, соответствующего этой новой культуре. Во введении к Концепции государственного стандарта общего образования сказано: «Развитие личности – смысл и цель современного образования… Новыми нормами становятся жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; жизнь в условиях поликультурного общества». Таким образом, современная школа должна воспитывать готовность человека к «инновационному поведению». На смену послушанию, повторению, подражанию приходят новые требования: умение видеть проблемы, спокойно принимать их и самостоятельно решать.

Процесс обучения мыслится как развитие личности ребенка, то есть обучение должно быть ориентировано не столько на весь класс как единое целое, сколько на каждого конкретного ученика. Другими словами, обучение должно быть личностно ориентированным. При этом ставится цель не "подтянуть" слабых учеников до уровня сильных, а раскрыть индивидуальность и оптимально развить каждого школьника, независимо от того, считается ли он в классе "сильным" или "слабым". Проблемное обучение предполагает применение таких приемов и методов преподавания, которые приводили бы к возникновению взаимосвязанных проблемных ситуаций и предопределяли применение школьниками соответствующих дидактической цели урока (занятия) методов учения. По сравнению с традиционным проблемное обучение дополнено некоторыми специальными функциями: воспитание навыков творческого усвоения знаний (применение системы логических приемов или отдельных способов творческой деятельности); воспитание навыков творческого применения знаний (применение усвоенных знаний в новой ситуации) и умений решать учебные проблемы; формирование и накопление опыта творческой деятельности (овладение методами научного исследования, решения практических проблем и художественного отображения действительности); формирование мотивов учения, социальных, нравственных и познавательных потребностей. Эффективным может считаться такой процесс обучения, который обусловливает: увеличение объема знаний, умений и навыков учащихся; углубление и упрочение знаний, новый уровень обучаемости и воспитанности; новый уровень познавательных потребностей учения; новый уровень сформированных познавательной самостоятельности и творческих способностей.

Проблемное обучение может протекать с различной степенью познавательной активности ученика. Определение этой степени имеет важное значение для управления процессом формирования познавательной самостоятельности школьников. Задача учителя заключается в том, чтобы в организации проблемного учения добиться высокой степени самостоятельности ученика при высоком уровне проблемности, научить ученика самостоятельно решать сложные проблемы. Работа в группах и дидактическая игра на этапе воспроизведения знаний помогла стимулировать проявление детьми инициативы и самостоятельности; создать ситуацию успеха. Данный урок разработан с учетом психологических особенностей младшего школьного возраста с соблюдением принципов осознания процесса учения и обучения на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности. Сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, осуществляемые технологией уровневой дифференциации обучения, технологией перспективно-опережающего обучения.

Таким образом, усвоение материала происходит в три этапа: 1) предварительное введение первых порций будущих знаний, 2) уточнение новых понятий, их обобщение, применение и 3) развитие беглости мыслительных приемов и учебных действий . Такое рассредоточенное усвоение учебного материала обеспечивает перевод знаний в долговременную память. Связующим звеном между годами обучения является большая перспектива , ею оканчивается и начинается каждый учебный год.

Таким образом, развивающее обучение не обещает ученикам легкой, беззаботной жизни. Напротив – яркую, насыщенную, интенсивную. Ведь без преодоления трудностей нельзя воспитать думающего, самостоятельного человека! Наши наблюдения за учащимися показывают, что грамотно построенные уроки не вызывают у детей нервных перегрузок. Наоборот, положительный настрой, интерес к познанию, к мыслям друг друга – все это сводит до минимума неизбежную усталость от работы и не вызывает негативного отношения к учебе.

Использованные источники: 1.  Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М., 1995. 2.  Головина Л.М. Активизация познавательной деятельности учащихся. - М.: Проспект, 2003. - 242 с. 3.. Занков Л. В. Избранные педагогические труды. — 3-е изд., дополн. — М.: Дом педагогики, 1999. — 608 с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 На базе школы создана инновационная региональная площадка  по инклюзивному обучению. В рамках данного приоритетного направления администрацией школы, членами творческой г...

"Программа раннего развивающего обучения "Малышок"" (Занятия по адаптации детей 5-6 лет к обучению в начальной школе)

Комплексная программа раннего развития ориентирована на подготовку детей к новой социальной роли ученика с набором таких качеств, как умение слушать и слышать, желание и привычку думать, стремление уз...

Статья на тему: "Мониторинг обученности учащихся начальной школы при безотметочной системе обучения"

В статье я делюсь опытом отслеживания успеваемости обучающихся начальной школы при безотметочной системе обучения....

«Программа раннего развивающего обучения «Малышок» (занятия по адаптации детей 5-6 лет к обучению в начальной школе)

Проблема готовности ребенка к школе понимается как создание благоприятных условий для того, чтобы обеспечить эффективное поступательное развитие ребенка, его успешное обучение и воспитание в школе. Эт...

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Школа существует для детей. А так ли это? И да, и нет. Если ребенка рассматривать как объект обучения, то нет. А если ученик - творец, т.е. субъект, в процессе обучения активен, то тогда - да! И я при...

Организация процесса обучения в начальной школе по программе «Перспективная начальная школа» в условиях реализации ФГОС.

В данной статьераскрываются особенности построения учебного материала по программе "Перспективная начальная школа"...