Статья "Новые форматы обучения в начальной школе"
статья (3 класс)

Пермякова Александра Сергеевна
«Учитель - человек, который может делать трудные вещи легкими».
Ральф Эмирсон

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novye_formaty_obucheniya_v_nachalnoy_shkole.docx20 КБ

Предварительный просмотр:

Авторы: Пермякова А.С., Афанасьева О.А.

Новые форматы обучения в начальной школе

«Учитель - человек, который может

делать трудные вещи легкими».

Ральф Эмирсон

Начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование в нашей стране являются обязательными уровнями образования (статья 66 ФЗ «Об образовании в РФ»), где говорится, что обучающиеся, не освоившие основной образовательной программы начального общего и (или) основного общего образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования.

Выделяют две формы получения образования (статья 17 ФЗ «Об образовании в РФ»):

  1. в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (школы, гимназии, лицеи);
  2. вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Вне образовательных учреждений обучение происходит в форме:

  • семейного образования (с 1 по 9 классы);
  • самообразования (10-11 классы).

Семейное образование и самообразование предусматривает последующую аттестацию.

Существуют следующие формы обучения в школах:

  • очная;
  • дистанционная.

Перейти на любую из них можно как в начальных классах, так и в среднем и старшем звене.

Современные технологии и инновации в образовательном процессе в начальной школе включают следующие аспекты:

  1. Использование интерактивных досок в классе.
  2. Переход к индивидуальному образованию.
  3. Активное использование мультимедийных технологий.
  4. Организация работы в группах и парах.
  5. Использование интерактивных учебных платформ и приложений.
  6. Применение геймификации в учебном процессе.
  7. Использование цифровых портфолио.
  8. Использование адаптивных тестов.
  9. Использование различных онлайн-инструментов.

В последние годы большое значение приобретает поиск новых или обновление старых форматов обучения, которые могли бы обеспечить взаимосвязь образовательной, развивающей и воспитательной функций обучения.

Цитата Конфуция: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне сделать – и я пойму» отлично подчеркивает деятельность учителя и обучающегося.

Существует большое количество видов образовательного формата, который предполагает сочетание метода и формы обучения. Одни из самых популярных форматов для включения в образовательный процесс: видео, игровая среда – один из трендовых форматов, квест, мессенджер (например, «Сферум», где можно выдавать задания обучающимся, а по итогам проводить награждения), мастер-классы, круглый стол, интерактивная игра, тренинг.

В настоящее время большое распространение получили деловые игры. В статье Демченко Е.С. говорится о том, что деловая игра – это форма и метод обучения, в которой моделируются предметный и социальный аспекты содержания деятельности. Данный формат считается лучшим из активных методов проведения занятий. Применять деловую игры можно на уроке любого типа.

Деловые игры используются, как правило, в трех различных направлениях:

  • игра – обучение;
  • игра – тренинг;
  • игра – исследование.

Перечисленные и другие форматы обучения позволяют делать мероприятия более интересными и привлекательными для обучающихся.

Итак, цифровая информация учебной деятельности в начальной    школе – это реальность и одновременно вызов современности. Она основана, прежде всего, на внедрение различных видов электронных ресурсов, цифровых технологий, мультимедийных средств обучения.

Огромный выбор для учителя в условиях реализации образовательного процесса становятся следующие технологии:

  1. Информационно-коммуникационная технология.
  2. Технология развития критического мышления.
  3. Развитие функциональной грамотности.
  4. Здоровьесберегающая технология.
  5. Модульные технологии.
  6. Технология развивающего обучения.
  7. Технология проблемного обучения.
  8. Технология уровневой дифференциации.
  9. Проектная технология.
  10. Традиционные технологии (классно-урочная система).
  11. Технология мастерских.
  12.  Кейс-технологии.
  13. Технология интегрированного обучения.
  14. Педагогика сотрудничества.

Учитель начальных классов, не только готовит учеников к взрослой жизни, не просто дает знания, а направляет участвовать в различных видах деятельности. Учитель использует современные педагогические технологии с целью воспитательных методов и приемов в учебном процессе начальной школы.

Применение инновационных технологий на уроках в начальной школе (из личного опыта)

Свои уроки мы начинаем с учениками с поиска проблемы, способов решения этой проблемы (ставим задачи и цели урока), чтобы понять, к чему стремиться, чтобы проявить себя, раскрыть способности детей, и, конечно, достичь результатов.

Например, на уроках «Русского языка» можно поиграть с детьми в «Соедини половинки слов». Ребята видят два столбца со слогами. В каждом из них могут быть и первые, и последние половинки слов. Например:

ПЛЯ

СКА

БАЛ

ТАН

ПАЛ

ЛОН

КЕР

АТА

Здесь используется обучение в сотрудничестве (групповая работа). Ребята учатся общаться в микроклимате, выражать свое мнение, определять уровень работоспособности, обогащать лексический запас.

При всех формах и методах использования в обучении и воспитании нельзя забывать, что урок – это знакомство с новым материалом, его закрепление и повторение, это работа с учебником и в тетради.

 Все применяемые форматы, приемы, новые технологии обучения на уроках и внеурочное время способствуют развитию интереса и любознательности обучающихся, а также улучшают успеваемость, повышают активность и мотивируют желание учиться.

На наш взгляд, инновационные подходы к обучению в начальной школе связаны, прежде всего, с изменением роли учителя.

Современный учитель – это человек с новыми взглядами и задачами, который не только знает современные форматы, технологии, методы, подходы, но и испытывает необходимость в их использовании в быстро меняющемся мире.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 На базе школы создана инновационная региональная площадка  по инклюзивному обучению. В рамках данного приоритетного направления администрацией школы, членами творческой г...

"Программа раннего развивающего обучения "Малышок"" (Занятия по адаптации детей 5-6 лет к обучению в начальной школе)

Комплексная программа раннего развития ориентирована на подготовку детей к новой социальной роли ученика с набором таких качеств, как умение слушать и слышать, желание и привычку думать, стремление уз...

Статья на тему: "Мониторинг обученности учащихся начальной школы при безотметочной системе обучения"

В статье я делюсь опытом отслеживания успеваемости обучающихся начальной школы при безотметочной системе обучения....

«Программа раннего развивающего обучения «Малышок» (занятия по адаптации детей 5-6 лет к обучению в начальной школе)

Проблема готовности ребенка к школе понимается как создание благоприятных условий для того, чтобы обеспечить эффективное поступательное развитие ребенка, его успешное обучение и воспитание в школе. Эт...

Организация процесса обучения в начальной школе по программе «Перспективная начальная школа» в условиях реализации ФГОС.

В данной статьераскрываются особенности построения учебного материала по программе "Перспективная начальная школа"...

Новые форматы обучения в начальной школе

Новые форматы обучения в начальной школе....