Современные образовательные технологии в школе по ФГОС
учебно-методический материал

Бутенко Елена Эдуардовна

Современные образовательные технологии в школе по ФГОС - это совокупность приемов, методов и способов педагогического воздействия. Они должны  способствовать достижению значимых задач учебно-воспитательного плана.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современные образовательные технологии в школе по ФГОС

Современные образовательные технологии в школе по ФГОС - это совокупность приемов, методов и способов педагогического воздействия. Они должны  способствовать достижению значимых задач учебно-воспитательного плана.

                                                                                                                        Слайд 2

Главная задача педагогов — переформатировать традиционный порядок школьного обучения, направленный исключительно на формирование понятийной базы и расширение знаний детей об окружающем мире, в поступательный процесс развития личности школьников, что можно осуществить посредством применения широкого круга современных        образовательных        технологий,        способствующих        достижению        ряда приоритетных педагогических задач:

1. Повышению эффективности использования учебного времени за счет снижения доли репродуктивной деятельности учащихся в пользу активных рассуждений, анализа данных, обсуждения проблемных ситуаций.

2. Обеспечение индивидуализации, вариативности обучения.

 3. Возрастанию академической мобильности школьников.

4. Активизации        познавательной        активности,        мотивированности детей         за        счет систематического проектирования ситуаций успеха и ведения непрерывного учебного поиска.

Виды образовательных технологий по ФГОС          

-Виды технологий

-Характерные особенности и порядок реализации

Слайд 3    Информационно- коммуникативные (ИКТ)                  

       Необходимость преобразование учебно-воспитательного процесса

      в соответствии с требованиями времени и общественными ожиданиями обусловило масштабный процесс информатизации

образования посредством внедрения ИКТ, что обусловило:

- обеспечение свободного доступа учащихся к источникам информации (содержание которых не противоречит правовым и общественным нормам);

- формирование информационной поддержки образовательной среды;

-        внедрение        современных        систем        управления        процессом школьного       обучения        (ведение       электронных       журналов, поддержание обратной связи с родителями школьников);

- качественное изменение структуры уроков, гарантирующее повышение показателей эффективности усвоения знаний;

- глубокую индивидуализацию и дифференциацию обучения (в т.ч. и благодаря разработке индивидуальных учебных планов). Широкое использование средств ИКТ позволило повсеместно облегчить профессиональную деятельность учителей: подготовку к занятиям, изготовление наглядного и дидактического материала; обеспечило        возможность        наглядно        продемонстрировать отдельные процессы или моделировать учебные ситуации с эффектом     «полного        погружения»        (за        счет        комплексного использования визуальной составляющей и звука).

Слайд 4

Технология формирования критического мышления

Формирование навыков критического мышления — комплекса способов восприятия, основанных на анализе данных с целью определения их достоверности — является очень важным в условиях стихийного распространения информации. Суть данной технологии основывается на проектировании образовательных условий, в которых детям приходится работать с различными источниками        информации,        творчески        переосмысливать прочитанное       и        осуществлять        критическое        оценивание. Технология развития критического мышления, реализуемая с целью формирования у учащихся умения мыслить качественно и непредвзято, осуществляется в рамках трех стадий:

- Стадия вызова, в ходе которой выполняется актуализация знаний и мотивация на выполнение информационного поиска.

- Стадия осмысления. Предусматривает непосредственную работу с текстом (коллективно, в группах или индивидуально) с последующим установлением связей и поиском несоответствий.

- Стадия рефлексии, во время которой происходит закрепление нового содержания и метапредметных умений.        Технология критического мышления основана на применении следующих педагогических методов и приемов: мозгового штурма, собирания «Корзины идей», составления эссе, интеллектуальных разминок, реализации ролевых проектов, содержательного группового чтения с остановками, построению причинно-следственных связей и логических цепочек.

Проектная                           Слайд 5

Основана        на        идее        повышения        уровня        заинтересованности школьников в обучении через создание проектов — решения проблемных ситуаций, взятых из реальной жизни. В ходе проектной деятельности дети не только учатся самостоятельно получать новые знания, но и трезво оценивают объем материала, который     еще     предстоит        усвоить        в     будущем.        Благодаря направляющей роли учителя реализация проекта осуществляется учащимися в ходе пяти важных этапов учебной активности:

- Актуализация ранее изученного, констатация необходимости выполнения учебной работы (проекта), подготовка дидактических и вспомогательных материалов.

- Определение приоритетной цели и задач.

- Составление алгоритма действий.

- Выполнение точечных задач согласно плану.

-        Представление        результатов,        защита        проекта,        рефлексия. Проектная технология наиболее полно находит свое отражение при        подготовке     выставок,        конкурсных     работ,     проведении исследований.        Она        способствует        развитию        учащихся        в собственных      силах,      стимулирует      творческое      мышление, закрепление коммуникативных навыков.

Слайд 6

Технология проблемного (развивающего) обучения

Методология развивающего обучения, основанная на выделении трех областей знаний учащихся (ранее изученного, неизвестного и переходящего        —        проблемной        зоны)        была        разработана российскими педагогами еще в 50-х годах прошлого века, но широко применяться стала недавно. Сегодня данная технология реализуется через проектирование педагогом в ходе урочной активности        проблемных        ситуаций,        требующих     от        детей проявления инициативы, ведения творческого поиска, слаженного взаимодействия и командной работы. Развитие проблемной ситуации включает три этапа:

- Выдвижение предположений, формулирование гипотезы.

-        Обсуждение путей выхода из затруднительной учебной ситуации, способов проверки истины.

- Проведение экспериментов, обсуждение, анализ, рефлексия и подведение итогов.

      К сложностям реализации технологии проблемного обучения относится необходимость проектирования учебных вызовов, в полной мере соответствующих интеллектуальному уровню и академическим достижениям школьников, что особенно сложно гарантировать        в        условиях необходимости организации коллективной работы, соблюдения временных рамок занятия. Поэтому        наиболее     часто        данная        педагогическая        тактика применяется при проектировании самостоятельной поисковой деятельности или разбивке учащихся по группам.

Слайд7              Здоровьесберегающая

           Здоровьесберегающая       технология       скорее       относится        к организационным моделям: она основана на идее создания условий     учебно-воспитательного     процесса,        способствующих сохранению и укреплению здоровья учащихся. Обеспечение положительной динамики обеспечивается путем:

- строгого соблюдения санитарно-гигиенических норм и правил техники безопасности в учебных помещениях;

- грамотного проектирования уроков (непосредственная учебная деятельность должна занимать не более 80-85 % времени, но не менее        60 %),        в т.ч. с учетом        самочувствия        и        уровня работоспособности школьников;

- контроля общих показателей учебной нагрузки; - частой смены видов деятельности;

- систематическое        создание        ситуаций        успеха,        проведение рефлексии для поступательного снижения уровня стресса;

- создание        благоприятного        психологического        климата        в коллективе; регулярное проведение физкультминуток.

Благодаря        внедрению        здоровьесберегающего        комплекса        в образовательный процесс удается снизить уровень переутомления учащихся, тем самым повысив показатели внимательности и концентрации внимания, способствовать воспитанию здорового поколения.

Игровая                         Слайд8

Рациональность использования игровых технологий во многом обусловлена возрастным и индивидуальным фактором, поэтому данный тип педагогического воздействия преимущественно реализуется в начальной школе. Вместе с тем доказано, что учебный        материал,        изучаемый        в ходе познавательно-развлекательных действий, запоминается гораздо лучше, чем в типовых учебных ситуациях, что подтверждает необходимость вовлечения учащихся независимо от возраста в различные типы игр:

- интеллектуальные, коммуникативные, психологические;

- предметные        (химические,        физические,        языковые)        и общеразвивающие;

- обучающие, творческие, развивающие; - сюжетные, деловые, имитационные.

Модульная                      Слайд9

Технология модульного обучения основывается на разделении (по усмотрению учителя) предметного        содержания на блоки (модули), отличительной чертой которых является:

- Сформулированная учебная цель.

- Мини-программа, охватывающая учебный материал, актуальный для данного смыслового блока.

- Руководство по достижению учебных целей.

- Практические задания разного уровня сложности.

- Контрольная работа, строго соответствующая заявленной учебной цели.

Модульная технология предусматривает поэтапное накопление знаний с реализацией рейтинговой системы оценивания, что позволяет школьникам получать и накапливать баллы за каждый вид деятельности. Отличительной чертой педагогического метода является поступательное формирование навыков организации самостоятельной        учебной        работы,        трезвого оценивания учащимися уровня знаний и осознание возможности исправить полученные баллы путем более глубокого погружения в тему и самокоррекции. Применение модульной схемы образования целесообразно     в     классах, где наблюдается значительная дифференциация учебных достижений детей для обеспечения равнозначных условий дальнейшего развития.

Технология мастерских            Слайд10

Основана на идее передачи способов деятельности, а не понятийной базы. Для всех предметных областей выбираются схожие формы ведения организационной педагогической работы, способствующие последовательному усвоению школьниками алгоритма        деятельности        в        различных        учебных ситуациях. Обучение        ведется        от     простого        к     сложному,     учащимся предоставляется максимальная свобода проявления активности, а от педагога требуется высокий уровень профессионального мастерства ввиду сложности поставленной задачи. Принципы организации учебных мастерских:

- Категорический отказ от практики принуждения.

- Создание условий, при которых дети могут осваивать необходимые компетенции разными путями, в зависимости от собственных способностей.

- Главной ценностью считается действие, процесс, а не знание.

- Ошибки признаются неотъемлемой частью системы овладения компетенциями.

- Творческая деятельность считается главным показателем развития личности, как следствие — она не оценивается.

- В рамках мастерских создается атмосфера сотворчества, взаимоуважения, ведения совместного поиска.

Кейс-технология  Слайд11

Методика базируется на принципе выделения в рамках учебного курса отдельных практических ситуаций проблемного характера (кейсов), в ходе обсуждения которых педагога с учащимися удается обеспечить формирование точечных и универсальных компетенций,        равномерное        распределение        понятийного        и практического     модуля        знаний.        Реализация     кейс-технологии осуществляется в рамках следующих этапов:

-        Самостоятельная        работа        обучающихся,        нацеленная        на формулирование        проблемы,        поиск        возможных        путей     ее преодоления.

-Взаимодействие детей в малых группах (поиск преодоления учебного затруднения).

- Экспертиза результатов.

Кейсовая технология основывается на принципе обучения действием, поэтому ее применение пока остается локальным.

Технология интегрированного обучения                                 Слайд12

Требованиям        новых        образовательных        стандартов, обуславливающих необходимость формирования у будущих выпускников метапредметных компетенций, наиболее полно отвечает            технологи        интегрированного            обучения, предусматривающая объединения разных понятийных систем в границах        одного     занятия.     Для        педагогической     методики характерны следующие принципы:

- Интеграция учебных дисциплин в произвольном соотношении, с учетом целей и задач урока.

- Активное использование ИКТ.

- Последовательная коррекция достигнутых результатов.        -Соотнесение изучаемого материала с современными реалиями, поиск возможностей применения знаний на практике.

- Проведение рефлексии.

Педагогика сотрудничества                                                         Слайд13

Относится к числу личностно ориентированных педагогических технологий, предусматривающих создание на уроке условий деятельности, характеризующихся максимальным комфортом для учащихся и педагогов. Методология педагогики сотрудничества базируется на:

- Полном отказе от требований в пользу гуманно-личностного подхода и индивидуализации обучения.

- Идеях формирования «опор» — словесных, звуковых или образных        символов,        свидетельствующих        о        необходимости активизации памяти, логического мышления, внимания.

- Принципе свободного выбора, обуславливающем возможность школьников развивать природные дарования.

- Систематическом самоанализе достижений и поиске путей для самокоррекции.

- Широком внедрении индивидуального подхода

Технология уровневой дифференциации     Слайд14

Педагогическая        модель,        основанная        на        идее        создания  различных условий     обучения,        разрабатываемых     с     учетом  особенностей ученического контингента, в последние годы нашла широкое распространение в системе российского обучения. Дифференциация учебных блоков может проводится по возрасту, половому признаку,        уровню        здоровья, области интересов, интеллектуальным      способностям        и        другим        показателям, обуславливающим повышение эффективности учебной работы.

Важно        отметить,        что        разработка        индивидуальных образовательных маршрутов с последующим ведение работы по самокоррекции является неотъемлемой частью данной системы.

         Характерной особенностью актуальных педагогических реалий является необходимость применения современных образовательных технологий в условиях ФГОС, наравне с традиционными принципами работы, воплощенными в классно-урочной системе. Пока для большинства школ характерна ситуация нехватки организационных и методических ресурсов, способствующих внедрению инновационных моделей обучения. Ввиду того, что педагог обязан уделять достаточное количество времени всем учащимся, а также выполнять другие должностные обязанности, говорить о повсеместном использовании передовых идей не приходится. Впрочем, это не останавливает учителей на пути профессионального поиска и способствует последовательному опробованию различных организационных систем, что положительно сказывается на общей эффективности учебно-воспитательного процесса и повышения уровня компетенций выпускников российских школ.

Образовательные технологии в начальной школе по ФГОС

Процесс формирования метапредметных знаний и универсальных компетенций является длительный, что обуславливает необходимость использования широкого спектра образовательных технологий в начальной школе для достижения целей ФГОС. Ввиду психофизиологических возрастных особенностей младших школьников и особенностей программного содержания учителя начальной школы ограничены в выборе методов педагогического воздействия, которые должны быть направлены на:

1. Определение ключевых принципов учебной работы (акцент — на самостоятельность), создание атмосферы творческого поиска и установление доброжелательных отношений.

2. Формирование базовых навыков работы с различными источниками информации, а также обработки материала (классификации, хранения).

3. Освоение информационно-коммуникативных средств, которые в условиях нового времени являются базовым инструментом получения информации (знакомство детей с презентациями, видеорядом, динамическими таблицами).

В начальной школе, когда обучение только становится приоритетным видом деятельности на фоне необходимости адаптации к реалиям учебно-воспитательного процесса, многие дети испытывают трудности с освоением программного минимума ввиду психологической подавленности, неуверенности в собственных силах, боязни коллективного внимания. Образовательные игровые технологии, методология которых представлена в работах А. Плешаковой, О. Степановой, А. Финогенова, позволяют в корне изменить образовательную ситуацию, сделать процесс урочной деятельности интересным и занимательным для большинства младших школьников, повысить показатели успеваемости и динамику закрепления метапредметных компетенций.

Современные образовательные технологии по ФГОС, предусматривающие включение игрового элемента, характеризуются:

1.Наличием        учебно-познавательной        цели        и        ориентировочного педагогического результата — элементов, определяющих порядок действий школьников и педагога.

2. Последовательным переходом от простого к сложному: в начале обучающей игры дети выполняют простейшие задания, что гарантирует высокий уровень вовлеченности и создание ситуаций успеха. Последовательное усложнение задач позволяет создать условия для максимального раскрытия школьниками своих способностей, что гарантирует качественное усвоение учебного материала.

Эффективность применения игровых образовательных технологий зависит от двух факторов — успешности интеграции учебно-развлекательных модулей в общий процесс обучения, базирующий на выполнении стандартных дидактических упражнений, и систематичности использования игры при обучении. В свете этого педагогу младшей школы наравне с планированием базовой классно-урочной работы важно планировать учебно-игровой процесс, способствующий повышению заинтересованности детей, стимулированию их познавательной активности и мыслительной деятельности во время занятий.

                 Формы, методы и приемы организации игровых кластеров учитель вправе определять самостоятельно, исходя из общей результативности непосредственной образовательной деятельности. В актуальных методологических пособиях предусмотрена классификация педагогических игр по таким параметрам:

1. По содержанию (интеллектуальные, физические, трудовые, коммуникативные, психологические).

2. По        типу        педагогического        процесса        (обучающие,        творческие,        тренинговые, контролирующие, обобщающе-актуализирующие).

3. По        применяемой технологии (сюжетные, ролевые, имитационные,        деловые, предметные).

4. По предметной области (языковые, математические, экологические, музыкальные, спортивные).

5. По        особенностям        игровой        среды        (предметные,        настольные,        компьютерные, циклические).

            Примеры из современной педагогической практики подтверждают, что умелое включение        в        классно-урочную        систему        игровых        образовательных технологий способствует дифференциации и индивидуализации обучения, преодолению скованности школьников,     а     также        позволяет        реализовывать     промежуточный     контроль        в необременительной для учащихся форме. В ходе дидактических игр дети учатся выделять, классифицировать        и      обобщать      учебный      материал,      не        бояться      высказывать предположения, основываясь на жизненном опыте и ранее усвоенных знаниях, аргументировано отстаивать свою точку зрения.

                Стоит отметить, что наравне с игровыми в начальной школе целесообразно применять технологии развивающего, проблемного, личностного ориентированного обучения, здоровьесберегающие принципы организации учебного процесса, метод проектов. Главное для педагога — использовать организационные комплексы, в полной мере соответствующие возрастным и индивидуальным образовательным потребностям детей во избежание использования «инноваций ради инноваций»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология критического мышления (ТРКМ) – как одна из современных образовательных технологий в условиях введения ФГОС НОО.

Технология критического мышления (ТРКМ) – как одна из   современных   образовательных технологий в условиях введения ФГОС НОО....

Технология критического мышления (ТРКМ) – как одна из современных образовательных технологий в условиях введения ФГОС НОО.

Технология критического мышления (ТРКМ) – как одна из   современных   образовательных технологий в условиях введения ФГОС НОО....

Использование современных образовательных технологий в условиях внедрения ФГОС НОО. Технология сотрудничества на уроках в начальных классах. Из опыта работы.

Использование современных образовательных технологий в условиях внедрения  ФГОС НОО. Технология  сотрудничества на уроках в начальных классах .( Из опыта работы)....

Технология критического мышления (ТРКМ) – как одна из современных образовательных технологий в условиях введения ФГОС НОО.

Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности младших школьников, является технология развития критического мышления....

Технология критического мышления (ТРКМ) – как одна из современных образовательных технологий в условиях введения ФГОС НОО.

        Сегодня школа нацелена на достижение нового, современного качества образования,  на решение жизненно важных задач и проблем. Чем же должен овладеть ученик, выхо...