ПОСОБИЯ И ИГРУШКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
учебно-методический материал

Вольнова Александра Викторовна

ПОСОБИЯ И ИГРУШКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА (ОТ 0 ДО 3 ЛЕТ).

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

🧸Расскажу немного про пособия и игрушки, которые помогают в развитии речи детей раннего возраста (то есть от 0 до 3 лет). 

📖«Альбом по развитию речи для самых маленьких». Авторы: С. Батяева, Е. Савостьянова.
Это пособие – база для нашей работы. Альбом составлен в соответствии с этапами речевого онтогенеза, задания предлагаются от простого к сложному. Уделяется внимание развитию понимания речи, введению в речь звукоподражаний и слов, формированию первых фраз. Также в альбоме есть простые стишки и сказки («Теремок», «Репка», «Колобок»), адаптированные для малышей, что поможет сформировать основу связной речи. Немаловажным является и оформление альбома: иллюстрации приятные, красочные, при этом просты и не перегружены деталями.
Но важно помнить – книжка в этом возрасте не заменит игрушку, поэтому речевой альбом является скорее ориентиром для родителей, нежели полноценной заменой играм.


🐶Набор игрушек «Животные» (сначала домашние, а потом и дикие).
Каждому специалисту раннего возраста (и каждой маме) понятна роль таких игрушек в развитии речи, мышления, игровой деятельности ребёнка. Ведь помимо введения в речь первых звукоподражаний («мяу», «ав-ав», «ко-ко» и др.), они помогают развивать понимание, сюжетную игру («покорми кису», «уложи спать собаку»), процессы категоризации (неспроста дети часто называют всех птиц – «кар», копытных животных – «му» и т.п.) и другие важные для речи навыки. 
Но стоит помнить о двух моментах:

  • Во-первых, не всем детям сразу доступно соотнесение игрушки с образом животного и не все проявляют к этому интерес. Есть дети, для которых актуальнее предметно-практическая или даже предметно-манипулятивная игра, в силу особенностей развития социальной сферы и психики в целом. В таком случае актуальнее будет введение в речь бытовых звукоподражаний («бам», «тук-тук», «чик-чик», «буль-буль» и др.).
  • Во-вторых, у малышей маленький объём памяти и низкая концентрация внимания, а некоторые животные очень похожи друг на друга, поэтому не стоит сразу брать много игрушек. Остановитесь на 2-4 знакомых животных и играйте с ними в течение нескольких дней (можно «кормить» игрушки, прятать их по квартире, купаться с ними и т.д.). Также важно показать малышу фотографии реальных животных и дать послушать, как они «говорят» в жизни – включите ему аудиозаписи.

🥁Музыкальные инструменты (колокольчик, барабан, ксилофон, бубен, деревянные ложки и др.).
Музыкальные инструменты тоже помогают развивать звукоподражание («динь-динь», «бом-бом», «ля-ля» и др.) и другие речевые навыки. На первых порах игры с ними могут быть даже эффективнее, чем с игрушечными животными, потому что музыкальные инструменты слышно и можно самостоятельно извлечь звук, а это сильнее стимулирует речевую активность. В целом обращайте внимание ребенка на звуки окружающего мира (стук каблуков, шуршание пакета, шум воды и др.), ведь развитие слухового восприятия играет немалую роль в формировании речи.

🎤Эхофон.
Это игрушка, которая на любой звук отвечает эхом. Её преимущества перед обычным микрофоном заключается в том, что для эхофона не нужны батарейки, а отражённый звук получается не слишком громким, поэтому он не пугает ребёнка. В эхофон можно петь песни, повторять слова или слоги во время игр. Альтернативой послужит обычная банка. 

🫧 Мыльные пузыри.
Незаменимая вещь для специалистов и родителей. В первую очередь, они вызывают яркие эмоции, что важно для развития речи. Также с их помощью можно развивать силу выдоха, внимание («куда полетел пузырик?») и вводить в речь простые слова («дуй», «где?», «лови»).

🧩Лото, домино, игры мемо для малышей по темам: «Животные», «Одежда», «Игрушки», «Посуда», «Мебель», «Фрукты и овощи», «Транспорт» и др.
Очень важно уделять внимание не только повторению слов, но и развитию понимания речи. Гораздо проще над этим работать, когда под рукой есть набор фишек или карточек по разным лексическим темам.

🎉Игрушки с «вау-эффектом» (как называла их моя преподавательница 😊): «Джек в коробке», «Выпрыгивающий зайка», заводные игрушки и др.).
Всё, что вызывает у ребёнка яркие эмоции (удивление, интерес, восторг), сильнее активизирует работу мозга, в том числе работу речевых зон. Сильные эмоции всегда хочется выразить словами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пальчиковые игры в развитии речи детей раннего возраста

Развитие речи тебёнка раннего возраста через пальчиковую игру....

«Развивающее влияние мелкой моторики на речь детей раннего возраста»

Данная статья расскажет о влиянии движений пальцев на развитие речи ребёнеа....

Рабочая программа по развитию у детей раннего возраста художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности.

Рабочая программа составлена для дополнительного образования детей (ШРР) 5-6 летнего возраста на 1 год....

Развитие словаря детей раннего возраста с использованием дидактических игр

 Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение его с взрослыми. Взрослые - хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, уме...

Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста

Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста...