Методические рекомендации для учителей по организации инклюзивного образования
материал (1, 2, 3, 4 класс)

Новикова Лилия Владимировна

Методические рекомендации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации для учителей   по организации инклюзивного образования

В настоящее время большое значение приобретает изучение практики инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, что во многом обусловлено общественным признанием ценности человеческого многообразия. Закон «Об образовании в Российской Федерации» ставит перед образовательными организациями задачу внедрения, развития и поддержки инклюзивных практик, обеспечения доступной среды для детей инвалидов, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. В то же время существующие модели управления инклюзивными процессами не соответствуют тем реалиям, в которых функционируют современные образовательные организации, а педагоги имеют слабое представление о технологиях инклюзивного образования. Руководители и педагогические работники образовательных организаций при решении поставленных перед ними задач по созданию моделей инклюзивного образования нуждаются в опоре на примеры (образцы) организации инклюзивного образования.

Под инклюзивными практиками понимается совокупность форм, методов и способов деятельности образовательной организации, направленных на социализацию и адаптацию в обществе обучающихся с особыми образовательными потребностями, а также создание образовательной среды, способствующей гармоничному развитию детей независимо от их психофизического состояния.

Главное в обеспечении инклюзии – создание комфортной коррекционно-развивающей среды для обучающихся, построенной с учетом их особых образовательных потребностей. По мнению исследователей, инклюзивное образование должно быть подкреплено системой ценностей, убеждений, принципов и индикаторов успеха. Если у педагогов, участвующих в организации инклюзивного образования, абсолютно разные ценности или, если эти ценности четко не определены и не осознаны, то система инклюзивного образования может легко разрушиться. К ценностям, о которых говорится выше, можно отнести: взаимное уважение, толерантность, взаимопомощь, возможность учиться друг у друга . В данной связи в образовательных организациях акцентируется внимание на подготовке педагогов к внедрению инклюзивного образования. Учитывается то обстоятельство, что не все педагоги готовы к внедрению инклюзивного подхода.

         Основным в деятельности образовательной организации для обучения детей с ОВЗ является: 7 − нормативно-правовое обеспечение: разработка локальных нормативных актов, регламентирующих деятельность образовательной организации в части обучения и воспитания детей с ОВЗ, в том числе и детей-инвалидов; − программно-методическое обеспечение: разработка и реализация адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования для обучающихся с ОВЗ (ЗПР, ТНР, умственная отсталость) и адаптированных основных общеобразовательных программ основного общего образования для обучающихся с ОВЗ (ЗПР, ТНР, умственная отсталость); − создание финансовых, материально-технических, кадровых условий обеспечения инклюзивного образования обучающихся с ОВЗ и/или инвалидностью и пр. Однако данных условий недостаточно, чтобы произошли изменения внутри самой образовательной системы. Для этой цели образовательной организацией разработана четкая система реализации концепции инклюзивного образования, в которую входит: − специально разработанная система включения детей в общеобразовательное пространство; − сегмент психолого-педагогического сопровождения и поддержки участников образовательных отношений; − координация усилий всех задействованных служб и ресурсов таким образом, чтобы она благоприятствовала принятию и участию всех членов школьного сообщества . Взаимодействие участников образовательных отношений регламентировано принятыми локальными актами: − Положение об инклюзивном образовании детей с ограниченными возможностями здоровья; − Положение об организации и предоставлении образовательной услуги по обучению детей инвалидов по образовательным программам, в том числе с применением дистанционных технологий; − Положение о порядке организации предоставления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своём развитии и социальной адаптации; − Положение об индивидуальной траектории развития обучающегося с ограниченными возможностями здоровья; − Положение о мониторинге речи у детей с ТНР; − Положение о консультативном пункте для родителей детей с ОВЗ, включенных в инклюзивный процесс; − Положение о деятельности психолого-медико-педагогического консилиума; − Порядок организации мероприятий психолого-педагогической реабилитации или абилитации индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребёнка-инвалида; − Положение об индивидуальной инновационной деятельности и проблемной творческой группе педагогов. В качестве базового методологического подхода был определен синергетический подход, который позволил определить изменения в содержании и способах организации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

     Мониторинг индивидуального образовательного статуса учащихся в рамках инклюзивного образования. Он состоит из 23 методик, которые диагностируют основные компоненты образовательного процесса, таких как обученность, воспитанность, развитость. По результатам мониторинга разрабатывается индивидуальная образовательная траектория, которая помогает правильно выстроить коррекционную работу и создать специальные образовательные условия для удовлетворения особых образовательных потребностей и успешного освоения адаптированной образовательной программы. 2) Программа мониторинга уровня психологического развития обучающихся с ОВЗ построена на основе диагностического комплекса под редакцией Л.А. Ясюковой

    Программа диагностических мероприятий педагога-психолога с целью составления индивидуальной траектории развития детей с ОВЗ Диагностики Показатели Методики Оценка зрительномоторной координации зрительно-моторная координация Гештальт-тест Бендер для оценки зрительно-моторной координации Диагностика самооценки самооценка ЦТЭС цветовой тест эмоциональных состояний Диагностика тревожности тревожность Детский личностный опросник Кеттелла Диагностика структуры интеллекта способности Тест Амтхауэра. Тест прогрессивных матриц Равена для оценки визуального мышления. Навык чтения чтение Тест Ясюковой для оценки сформированности навыка чтения Мышление понятийное и абстрактное мышление, осведомленность, эрудиция, образный синтез, оперативная память Тест Амтхауэра, методика Л. А. Ясюковой .

     Для обеспечения доступности и качества образования большое значение имеет применение информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), позволяющих на качественном уровне обеспечивать дистанционное взаимодействие субъектов в рамках образовательной деятельности. В инклюзивном образовании дистанционные технологии предполагают субъект-субъектное взаимодействие участников образовательных отношений, а также дают возможность выстраивания индивидуального образовательного маршрута за счет вариативности контента. Внедрение дистанционных образовательных технологий помогает обеспечить доступность, безбарьерность, адресность и массовость инклюзивного образования. С его помощью особенно эффективно решаются многие задачи, которые неизбежно возникают в работе инклюзивной школы. Это и коррекция, и развитие функций сенсорной интеграции, и психофизиологическое развитие, и проведение специализированных комплексов коррекционных, реабилитационных и развивающих мероприятий. Причем дистанционные технологии обучения позволили педагогам внедрять в учебный процесс не только технические, но и дидактические инновации [5]. Интерактивные технологии позволили наладить контакт детей в группе, а также со взрослым; незаметно и ненавязчиво вмешиваться преподавателю в учебный процесс, так как оценка, данная машиной, понятна ребенку и воспринимается им объективно; в работе в группе создать различные проблемные учебные ситуации (при этом учитываются индивидуальные особенности каждого ребёнка), для решения которых можно попробовать различные варианты. В настоящее время учителя инклюзивных классов используют в обучении детей с разными нарушениями технологии организации обучения в малых группах (со всем классом и в группах) и технологии индивидуальной работы. Наиболее успешно в инклюзивных классах осуществляется обучение в сотрудничестве, при котором учащиеся работают в группах, помогая друг другу выполнять индивидуальные и групповые задания. Кроме того, для развития творческого потенциала и успешной социализации обучающихся используются технологии социального проектирования, проектноисследовательской деятельности, игровые технологии и иные, оптимальные для решения педагогических задач. В образовательный процесс эффективно внедряются социоигровые технологии. Данный вид технологий основан на театральных упражнениях, обучающих играх, которые развивают высшие психические функции. Благодаря данным технологиям дети с ограниченными возможностями здоровья включаются в условия общеобразовательной школы. Изменился способ организации образовательного пространств.

        Примерный алгоритм создания индивидуального образовательного маршрута:

 1. Подготовительный этап: выявление группы дошкольников с ОВЗ, испытывающих трудности: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные, психомоторные или комплексные. Учитель-дефектолог (тифлопедагог, сурдопедагог и др.), являющийся 16 куратором реализации маршрута, собирает информацию о состоянии здоровья ребёнка и социальном статусе семьи.

2. Диагностический этап: выявление причин трудностей ребёнка. Специалисты осуществляют первичную диагностику ребёнка, разрабатывают индивидуальные коррекционные планы работы, дают рекомендации педагогам и родителям по организации деятельности с детьми. Данный этап включает в себя выявление актуального уровня развития воспитанника, дефицитов развития и ресурсов воспитанника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Средства альтернативной коммуникации, как условия организации инклюзивного образования для детей с расстройством аутистического спектра

в данной статье раскрыты трудности в организации обучения детей с аутизмом и создание специальных условий в рамках класса и школы....

Проект организации инклюзивного образования детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях

Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" так определила один из своих приоритетов: «Новая школа - это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с...

Методические рекомендации для учителей музыки и пения, преподавателей по вокалу, педагогов дополнительного образования

Музыкальные средства выразительности — это те средства выразительности, благодаря которым исполнитель может передавать свои чувства и образы через звук, через голос.Тема нашего занятия...

Организация инклюзивного образования для воспитанников с ОВЗ

Организация инклюзивного образования для воспитанников с ОВЗ...

Методические рекомендации для учителя начальных классов на тему «Организация формирования коммуникативных универсальных учебных действий в начальной школе»

1. Анкета для учителей начальных классов Цель: выяснить использует ли учитель начальных классов в педагогическом процессе проектные задачи по формированию коммуникативных универсальных учебных де...

Организация инклюзивного образования в начальных классах

Наша школа работает с детьми с ограниченными возможностями. На каждом МО  знакомимся и обсуждаем   методы и приемы работы.ж...

Методические рекомендации для учителей начальных классов пo организации работы с читательским дневником на уроках литературного чтения

Методические рекомендации для учителей начальных классов пo организации работы с читательским дневником на уроках литературного чтения, которые помогут педагогу в формировании умений работать с информ...