Использование информационных технологий для формирования творческих способностей детей младшего школьного возраста
материал (3 класс)

Каретникова Ульяна Геннадьевна

Организация исследовательской и творческой деятельности состоит в том, чтобы всем без исключения учащимся дать возможность проявить свои таланты и раскрыть весь свой творческий потенциал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.odt25.76 КБ

Предварительный просмотр:

 Использование информационных технологий для формирования творческих способностей детей младшего школьного возраста

        Особенности организации исследовательской и творческой деятельности в  начальной школе 21 века.

        В настоящее время информация является стратегическим ресурсом развития общества. Современное образование - это непрерывный процесс. Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе становится готовность детей ко владению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования, расширения возможностей самостоятельной деятельности, формирования навыков исследовательской деятельности. Уроки с использованием ИКТ стали привычными для учащихся начальной школы.
        Организация исследовательской и творческой деятельности состоит в том, чтобы всем без исключения учащимся дать возможность проявить свои таланты и раскрыть весь свой творческий потенциал. На первый план выдвигаются цели развития личности, а предметные знания и умения рассматриваются уже как средства их достижения. Эти позиции соответствуют гуманистическим тенденциям развития современной школы.

                             
Главные принципы:

  • отношение к ученику как к субъекту деятельности, признание за ребёнком права на собственное мнение и индивидуальную линию развития;
  • личностного взаимоотношения ученика со сверстниками и педагогами;
  • организация активного взаимодействия учащихся со сверстниками и создание ситуаций саморазвития и взаимопомощи;
  • включение учащихся в продуктивную творческую и исследовательскую деятельность и развитие их способностей, ведь творческая деятельность является одним из основных средств интенсивного развития интеллектуальных способностей и личностных качеств ребёнка;
  • создание в классе для наилучшего обучения положительного эмоционального фона, атмосферы эмоционального подъёма, ситуаций успеха.

        Младшие школьники самые  восприимчивые к исследовательской и творческой деятельности. В возраст в период от 7 до 10лет основной деятельностью детей является деятельность, связанная с познанием, созданием, преобразованием и использованием в новом качестве.
        Учитель в первую очередь должен уметь познавать духовный мир ребенка, понимать и принимать в каждом ребёнке «индивидуальное». Педагог в творческой деятельности выступает в роли консультанта, помощника, сопроводителя.
        Важным считается не только сообщить учащимся определённый объем готовых знаний, а главное научить их мыслить, проявлять самостоятельность, самим приходить к нужным выводам в процессе активного творческого поиска.         Потребность в творческой деятельности не возникает случайно. Педагог должен её постоянно формировать у учащихся, опираясь на личные качества каждого ребёнка.
        Творческая деятельность младшего школьника - это продуктивная форма деятельности учащихся, направленная на овладение творческим опытом познания, преобразования, создания, применения в новом качестве объектов материальной и духовной культуры в процессе образовательной деятельности, организованной в сотрудничестве с учителем.
        Организация творческой и исследовательской деятельности учащихся происходит системно, то есть она органично сочетается с опытом и индиви-дуальными способностями самого ребёнка. При организации исследователь-ской и творческой деятельности учащихся системообразующим фактором является личность учащегося в целом:его способности, потребности, мотивы, цели и другие индивидуально-психологические особенности.
        Учитель при творческом взаимодействии выступает в роли организатора и помощника в данной деятельности, что предполагает выбор оптимальных методов, форм и приёмов. Ученик при таком подходе приобретает навыки организации, самостоятельной творческой и исследовательской деятельности, осуществляет выбор способа выполнения творческого задания. Таким образом, в организации творческой исследовательской деятельности младших школьников учитель:

  • ориентируется на современные требования, предъявляемые к педагогической деятельности, определённые федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.
  • строит учебную деятельность в соответствии с учётом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся;
    реализует эффективные приёмы, методы, стратегии развития творческой деятельности учащихся;

Стимулирование творческой деятельности учащихся происходит
через: создание благоприятной творческой атмосферы; отказ от критики в адрес любого ученика; развитие любознательности у учеников путем обогащения окружающей учебной среды самыми разнообразными предметами и стимулами; поощрение проявления оригинальных идей; реализацию практических действий; использование личного примера для решения проблем путем творческого подхода; возможность ученикам активно задавать свои вопросы и высказывать свою точку зрения.

        Правильная организация учителем творческой и исследовательской деятельности младших школьников:

  • эффективно развивает образное мышление каждого ученика и эмоционально-нравственную сферу его личности;
  • стимулирует к рефлексии, самопознанию, самооценке;
    раскрытию личных способностей;
  • ценностному отношению к чужому труду и его деятельности;
  • учит эмоциональному и диалогическому общению с окружающими;
  • сотрудничеству и взаимоуважению, признанию ценности самого ученика и ценности окружающего мира.

        Творческая и исследовательская деятельность каждому ребёнку даёт возможность проявить себя, понять сильные и слабые стороны своей личности, раскрыть свой потенциал. С большим желанием и удовольствием учащиеся создают собственные творческие работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста"

Родительское собрание "Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста"  О том на что родители должны больще обращать внимание....

Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста через развитие речи

Современное общество испытывает потребность в творческой, самостоятельной,   активной личности, с ярко выраженными индивидуальными качествами, способной, реализуя свои личнос...

Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста на уроках музыки с помощью различных видов музыкальной деятельности.

"Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста на уроках музыки с помощью различных видов музыкальной деятельности" - авторская концепция....

Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста.

Стремление к творчеству характерно для школы наших дней. Но школа – это всё же мир юности, надежд и радости, где почва для творческой деятельности наиболее благоприятна и где не   угас...