Работа с немотивированными детьми
презентация к уроку (4 класс)
Использование технологии проблемного обучения в работе с немотивированными учащимися
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Великая цель образования – это не знания, а действия». Герберт Спенсер Г лавная цель современного образования - развитие личности ученика, его способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения . Достижению этой цели способствует внедрение в систему российского образования принципов системно – деятельного подхода и широкого применения образовательных технологий.
Т ехнология проблемного обучения – это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате которой происходит овладение знаниями, умениями, навыками и развитие познавательных и творческих способностей .
I этап – создание проблемной ситуации и постановка учебной задачи. II этап - начало активного поиска решения проблемной ситуации, осознание сущности противоречия, формулировка неизвестного. III этап - поиск решения проблемы: выдвижение и проверка различных гипотез и привлечением дополнительной информации. IV этап - появление идеи решения, переход к решению, его разработка, образование нового знания в сознании детей. V этап - реализация найденного решения в практической деятельности. Структура технологии проблемного обучения
В основе технологии проблемного обучения лежит создание и решение проблемной ситуаций. Проблемная ситуация в образовательном процессе - это осознание учеником невозможности в данной ситуации разрешить противоречие (или возникшее затруднение) средствами имеющегося опыта и знаний.
Эвристическая беседа Способы создания проблемной ситуации:
Анализ Учитель Ученики предъявление первого факта, предъявление второго факта побуждение к осознанию, побуждение к проблеме, вопрос – Ребята! У кого есть собака? – Какой породы ваши собаки? – Ученые подсчитали, что сейчас на Земле существует несколько тысяч пород собак. – А сколько было пород собак у древних людей? – Так что вас сейчас удивило? Что интересного заметили? – Какой возникает вопрос? Фиксирует вопрос на доске. Поднимают руки. Называют. – Думаем, одна! (Проблемная ситуация.) – Была одна порода, а стало много. (Осознание противоречия.) – Откуда взялось столько пород собак? (Вопрос) Прием № 1 Учитель одновременно предъявляет классу противоречивые факты.
Прием № 2 Учителю требуется столкнуть разные мнения учеников.
Прием № 3 Проблемная ситуация с противоречием между житейским представлением учеников и научным фактом.
Прием № 4 Учитель предлагает невыполнимое задание Математика , Например: сложить прямоугольник из полосок длиной 4 см, 6 см, 6см, 3 см. Учащиеся делают вывод на основании знаний о свойствах прямоугольника, что задание невыполнимо. Необходимо изменить одну из сторон на выбор. Противоречие между теоретическими знаниями и практической деятельностью приводит к проблемной ситуации, а в конечном итоге, к активизации познавательной деятельности.
Прием № 5 Учитель предлагает з адание, не похожее на предыдущее. Математика На доске дан ряд чисел от 7,8, 9, 15, 14, 13. Выпишите в столбик однозначные числа и уменьшите эти числа на 6. (Обучающиеся легко справляются с заданием, способ выполнения которого уже известен). Выпишите в другой столбик двузначные числа и так же уменьшите эти числа на 6. (Обучающиеся испытывают затруднение.) Вы смогли выполнить мое задание? - Почему же это задание не получилось? Чем оно отличается от предыдущего? (Побуждение к осознанию противоречия.) Какова же будет тема нашего урока? Чему мы должны научиться?
Прием № 6 Учитель предлагает задачи с заведомо допущенными ошибками. Широко использую такой приём: помоги какому-либо сказочному герою или персонажу найти и исправить ошибки в решении или проверь, как выполнил он задание. Дети очень любят выступать в роли учителя, проверяющего работу. Данный приём развивает внимание, активизирует мыслительную деятельность учащихся.
Выполнение проблемных практических заданий. « Открытие» детьми нового знания строится на основе некоторой мыслительной операции: найди лишнее, Задание : Найди лишнее слово. Лошадь (букв больше, чем звуков; на конце слова парный согласный) Книги (множественное число) Аист (слово начинается на гласную) Собака (3 слога) Прием № 7
Прием 8 Задание, которое приводит учащихся к пониманию недостаточности прежних знаний для его выполнения. Ученикам, у которых уже сформировано умение располагать слова по алфавиту, предлагают практическое задание: записать слова в алфавитном порядке: морковь, капуста, ежевика, горох, малина. Создана проблемная ситуация: как определить порядок слов, начинающихся на одинаковую букву: морковь или малина. В результате выполнения задания у учеников получилось 2 гипотезы: Проверка гипотез приводит учащегося к тому, что проблемная ситуация для ученика становится учебной задачей. Через создание проблемной ситуации и ведение диалога ребята обучаются и целеполаганию .
Выделяют три основные формы проблемного обучения : 1. Проблемное изложение знаний. 2. Ч астично-поисковая деятельность. Привлечение учащихся к поиску на отдельных этапах изложения знаний. 3. С амостоятельная исследовательская деятельность.
Структура диалога Побуждение к выдвижению гипотез Побуждение к проверке гипотез устной практической Общее побуждение -Какие есть гипотезы? -Согласны с этой гипотезой? Почему? -Как можно проверить эту гипотезу? Методом, п обуждающим к выдвижению и проверке гипотез является диалог, который представляет собой сочетание специальных вопросов, стимулирующих учеников выдвигать и проверять гипотезы. При выдвижении и проверке гипотез диалог выглядит так:
Р екомендации по реализации технологии ПО: . 1.Технология проблемного обучения имеет ценность только тогда, когда предлагаемое ученику проблемное задание соответствует его интеллектуальным возможностям. 2. Чтобы обучение по технологии не теряло принципа научности, выводы учеников обязательно подтверждаются и сравниваются с правилами, теоретическими положениями учебников, словарных и др. литературой. 3. В процессе решения проблемных ситуаций педагог должен проявлять терпимость к ошибкам учеников, допускаемых ими при попытках найти собственное решение, к неумению сформулировать, обосновать и (или) защитить свою позицию, а также создавать максимум положительных эмоций (радость, удивление, успех).
Выводы Применение технологии ПО способствует развитию у школьников познавательной активности и формированию умений САМОстоятельно ставить проблему и находить пути ее решения, а также осуществлять САМОконтроль и САМОоценку . Кроме этого данная технология способствует развитию личностной мотивации обучающихся.
Работа с немотивированными детьми Нахождение слабого ученика в зоне «вытянутой руки». Стимулирование мышления вопросами высокого уровня. Какие существуют приемы в педагогике для мотивирования к учебной деятельности детей, у которых низкий темп обучения или отсутствует интерес к учебе?
Нахождение слабого ученика в зоне «вытянутой руки». Расположить таких детей в Т-образной зоне. Вершина буквы «Т» охватывает первый ряд, а ее основание распространяется на центр класса. Разместить слабоуспевающих детей по кругу. Восприятие ученика в подобной ситуации: « Учитель находится рядом со мной, но меня это не беспокоит» Такое расположение учителя и детей приводит к улучшению их успеваемости на 10%. т.к. учитель физически оказывается рядом с ними.
Стимулирование мышления вопросами высокого уровня немотивированных детей Для того, чтобы ученики стали успешными, они должны научиться не только воспринимать информацию, но и размышлять о ней, извлекать ключевой смысл. Задача учителя : Побуждать слабых учеников думать так же часто, как и сильных, требуя от них большего, чем вспоминания фактов с помощью заданий и вопросов, которые побуждают их к мыслительной активности, например, 1) вырази мнение; 2) оцени факты; 3) оцени информацию или идеи; 4) найди связи между фактами; 5) объясни явления; 6) примени ранее изученную информацию в новой ситуации; 7) сделай вывод из сообщений; 8) объедини элементы в целое; 11) объясни и т.д. Восприятие ученика подобной ситуации: «Мой учитель действительно ждет, что я буду думать». Применение данных инструментов на уроках, позволяет поддерживать учеников, которых принято называть «слабыми» и мотивировать их на учебную деятельность.
Спасибо за внимание !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми
Работа с одаренными детьми.Формы и методы работы с одарёнными детьми...
Система работы с одарёнными детьми в урочной деятельности. Возможности современных УМК в работе с одарёнными детьми.
Сегодня в российском образовании чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнк...

Особенности логопедической работы с немотивированными учениками
Виды логопедической работы с немативированными школьниками....

Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми. (из опыта работы)
Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах дея...
План работы с высокомотивированными и немотивированными детьми
Важно, чтобы в первую очередь классный руководитель знал, почему ученик не усваивает учебную программу, как ему можно помочь в этом деле. Любому обществу нужны одаренные люди, и задач...

Презентация "Эффективные технологии в работе с детьми разного интеллектуального уровня.Работа с трудными детьми "Группы риска"
В данной презентации отражены ключевые вопросы в работе с детьми данного уровня развития....

Работа с мотивированными и немотивированными детьми 1 класс
Планирование работы с мотивированными и немотивированными детьми 1 класса....