Семинар на тему: «Технология сотрудничества на уроках в начальной школе»
статья

Макарова Любовь Викторовна

Актуальность технологии сотрудничества и основные цели групповой работы или сотрудничества: развивать умение думать.

Решение учебных и воспитательных задач. Принципы сотрудничества, правила, которые нужно выполнять при организации работы в группах. Фрагменты уроков с применением технологии сотрудничества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Технология сотрудничества.29.03 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар на тему:

«Технология  сотрудничества на уроках

в начальной школе»

Учитель начальных классов Макарова Л.В.

Семинар на тему:

«Технология  сотрудничества на уроках в начальной школе»

                                                        «Мои ученики будут узнавать новое не от меня;

                                                    они будут открывать это новое сами.

                                        Моя главная задача - помочь им раскрыться,  

  развить собственные идеи».

И. Г. Песталоцци

Эти слова произнёс Песталоцци очень давно, но как актуальны они сегодня. Те, кто работают в школе, наверняка сталкиваются с такой проблемой: с детьми бывает трудно наладить контакт, иногда дети не могут наладить контакт и друг с другом. Это и натолкнуло меня на изучение проблемы «Технология сотрудничества». Слайды 1 и 2.

Чтобы ввести в школьную практику сотрудничество, взаимопомощь и взаимопроверку, организовать совместную работу учащихся при изучении разных учебных предметов, необходимо проводить коллективную учебную работу.

Актуальность этого способа обучения определяется еще и тем, что он предлагает путь разрешения назревших проблем и противоречий современного образования. А именно:

Слайд  3

*Противоречие между мотивацией и стимуляцией учения школьников. Стимуляция многократно превосходит мотивацию. Учителя жалуются, что дети не хотят учиться, а учащиеся – на скуку, однообразие и непосильность учебы. Коллективная учеба формирует и развивает мотивацию учащихся.

  • Между пассивно-созерцательным и активно-преобразовательными видами учебной деятельности. Учитель объясняет новый материал – остальные и слушают, и не слушают. Такая пассивная созерцательность занимает большую часть урока. Коллективная же учеба включает каждого ученика в активную работу на весь урок, в сменных парах и микрогруппах.
  • Между психологическим комфортом и дискомфортом: коллективные способы обучения создают условия живого, непринужденного общения, тогда как на классическом уроке педагог вынужден в течение 40 минут держать в руках весь класс.
  • Слайд 4
  • Между воспитанием и обучением. На обычном уроке воспитательное взаимовлияние учеников пресекается учителем («Не разговаривайте!»), («Не подсказывайте!»). На уроках же коллективного обучения все наоборот: беседуйте, поправляйте, оценивайте друг друга!
  • Между индивидуальным развитием и стандартами обучения: 1 сентября в класс пришли 30 человек, и все они к 1 июня должны перейти в следующий класс. Это «стандартное обучение». При коллективном обучении ученик может прийти в класс в любом месяце учебного года и сдать экзамен по учебной дисциплине в любое время.
  • Между субъект-субъектными  и субъект-объектными  отношениями. На классическом уроке всегда  действует принцип взаимоотношений (субъект-объект). Если же учащийся становится ассистентом учителя или самостоятельным экзаменатором, то успешно реализуется принцип «субъект-субъект». Коллективные способы обучения всеми своими методиками превращают каждого ученика и весь класс в целом в субъекты самообучения.

Таким образом, коллективный способ обучения, технология сотрудничества способствует формированию умения учиться, которое даст возможность учащемуся совершенствовать себя на протяжении всей жизни.Слайд 5. (главная  …)

Что же значит «сотрудничать»? Обратимся к словарям. Слайд 6

А вот слова педагога Амонашвили. Слайд 7

Основная цель групповой работы или сотрудничества – развитие мышления учащихся, а развивать мышление – значит, развивать умение думать. Это значит:

 a) Дать каждому ребенку эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие первоклассники вообще не могут добровольно включиться в общую работу класса, без которой у робких и слабо подготовленных детей развивается школьная тревожность, а у лидеров неприятно искажается становление характера.

б) Дать каждому ребенку возможность утвердиться в себе, попробовать свои силы в микроспорах, где нет ни огромного авторитета учителя, ни подавляющего внимания всего класса.

в) Дать каждому ребенку опыт выполнения тех рефлексивных учительских функций, которые составляют основу умения учиться. В первом классе – это функция контроля и оценки, позже – целеполагания и планирования.

г) Дать учителю дополнительные мотивационные средства вовлечь детей в содержание обучения, возможность и необходимость органически сочетать на уроке «обучение» и «воспитание», строить и человеческие, и деловые отношения детей.

При этом решается ряд учебных и воспитательных задач:

– возрастает объём материала для усвоения  и глубина его понимания;

– на формирование понятий, умений, навыков тратится меньше времени, чем при фронтальном обучении;

– ученики получают удовольствие от занятий, комфортнее чувствуют себя в школе;

– возрастают познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;

– меняется характер взаимоотношений между детьми (исчезают безразличие, агрессия, прибавляются теплота и человечность);

– возрастает сплочённость класса;

– растёт самокритичность (ребёнок, имевший опыт работы со сверстниками, более точно оценивает свои возможности, лучше себя контролирует);

– учитель получает возможность реально осуществлять индивидуальный подход к ученикам.

Принципы сотрудничества:

1 Взаимозависимость членов группы Слайд 8. 

2. Личная ответственность каждого. Слайд 9

3. Равная доля участия каждого члена группы. Слайд 10.

А.Б.Воронцов называет это:

1. -позитивной взаимозависимостью, т.е. понимание учащимися того обстоятельства, что каждый член группы  связан со своими товарищами в такой мере, которая не позволяет достичь успеха одному, если его не достигнут остальные;

2 – личным взаимодействием, при котором дети должны общаться между собой, помогать друг другу в решении задач, выполнении заданий, в поиске идей и сюжетов;

3 – индивидуальной ответственностью, при которой каждый ученик лично отчитывается за свою работу, а оценка дается и персональному вкладу, и коллективному результату;

4 – навыками общения, которые прививаются ученикам с тем, чтобы они использовали их в учебном процессе;

5 – совместной оценкой хода работы.

Какие же правила необходимо выполнять при  организации работы в группах? Слайд 11

  1. Решите, как будут сформированы группы и какова их наполняемость
    (часто менять состав групп не стоит, для сплочения группы нужно время, и в то же время периодическое перераспределение учащихся полезно, поскольку помогает им получить опыт совместной деятельности)
  2. Планируйте для групповой работы задания, требующие участия всех членов группы – взаимозависимость
  3. Подробно объясните классу, как будут работать группы, и как вы будете оценивать учащихся
  4. Регулярно контролируйте ход работы в группе.
  5. Слайд 12. Научите группы справляться с теми, кто не хочет или не может сотрудничать (не стоит немедленно принимать меры, если кто-то из детей не захочет работать именно в этой группе, навыки совместной деятельности предполагают умение работать с самыми разными людьми, не зависимо от личных симпатий или антипатий)
  6. Организуйте разбор ошибок (главный принцип разбора ошибок совместной работы: разбирать не содержательную ошибку, а ход взаимодействия, не стоит высмеивать слишком самоуверенного ребенка или демонстративно поддерживать застенчивого, важно обсудить, чем каждый участник был полезен группе)
  7. Совместная работа должна занимать не более 15-20 мин. в 1-2 кл., не более 20-30 мин. в 3-4 кл;  
  8. Можно разрешить ребенку отсесть и работать в одиночку, при этом учитель не должен показывать свое недовольство;
  9.  Нельзя требовать в классе абсолютной тишины, так как дети должны обмениваться мнениями, прежде чем представить «продукт» совместного труда.

Вариантов организации коллективной работы на уроке, или технологии сотрудничества – множество, но я расскажу,  как это делаю я.

  1. Урок окружающего мира в 3 классе по теме «Туман, облака, осадки».

- Мы сегодня будем исследователями. А что исследовать – отгадайте загадку:

Седой дедушка у ворот

Все глаза нам заволок.  (Туман)

- Выясните с помощью текста, что такое туман? (дети читают, объясняют)

- Туман – «друг» или «недруг»?

Мнения разделились. Ученики объединились в группы, согласно выбранной позиции.

Т.К. предстоит групповая работа, повторили правила работы в группе.

На доске: иллюстрации тумана в разных случаях. Следует  выбрать нужное, подготовить устное сообщение.

Туман – «друг»: спасает растения от заморозков; увлажняет кожу человека, что тоже полезно.

Туман –«недруг»: плохо видно и в пути можно заблудиться; надо быть очень осторожными  и водителям, и пешеходам.

  1. На этом же уроке – работа в парах. Сравнить, чем похожи и различаются туман и облака, заполнить карточки.
  2. Работа в группах, дети изучают материал, готовят сообщения:

1 группа – о перистых облаках;   2 группа – о кучевых облаках;

3  группа – о дождевых облаках;   4 группа – о слоистых облаках.

Для каждой группы  - задание –план, по которому они работают и будут отчитываться.

  1. Урок математики во 2 классе, работа в парах . Отработка вычислительных навыков. У детей карточки с примерами, решают по очереди. Когда решили,  вместе проверили и создали «домик». Слайд 13
  2.  Урок окружающего мира в 4 классе по теме «Зона Арктических пустынь». При изучении нового материала дети разделены на 3 группы: «Географы», «Ботаники», «Зоологи». Каждая группа имеет своё задание:

Географы – почему в этой зоне такие суровые условия?

Ботаники – какие встречаются растения в зоне Арктических пустынь?

Зоологи – какие животные населяют арктические пустыни?

У каждой группы было своё задание, но все они были объединены общей темой. Слайд.14

  1. На уроках русского языка детям очень нравится работа в парах, когда они исполняют роль учителя: диктуют соседу, проверяют его работу. Слайд 15
  2. На уроке «Основы светской этики» по теме: «Справедливость», ребята тоже работали в группах. После прочтения басни И.Крылова «Стрекоза и муравей», ребята сказали, что муравей поступил справедливо, прогнав стрекозу.

- Ребята, представим, что это не герои басни,  давайте  посмотрим на них как на часть живой природы. Первая  группа «Муравьи», расскажите о себе, чем вы занимаетесь. А вы, «Стрекозы», расскажите о себе так, чтобы «Муравьи» поняли вас, открылись к вам душой, посочувствовали вам. Воспитательная ценность такой работы, думаю, очевидна.

8. Работаем в группах и на внеклассных мероприятиях, это сплачивает детей, делает добрей, терпимей друг к другу. Слайд 16

Слайды 17 и 18. Если вы согласны с моими доводами в пользу коллективной работы или технологии сотрудничества, то возьмите её на вооружение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на районном семинаре "Формирование универсальных учебных действий в начальной школе (1 класс)

В этом выступлении рассказывается о возможностях формирования УУД в 1 классе по УМК "Начальная школа XXl века"...

Семинар-практикум "Духовно-нравственное воспитание в начальной школе: открытый проект-голосование "Моё родное Подмосковье"

Цель проекта:  поддержание устойчивого интереса к родному Подмосковью; рассказ об интересных,  красивых местах Подмосковья, архитектурных и исторических объектах; популяризация красивейших п...

Семинар Практика использования ИКТ технологий в начальной школе в условиях ФГОС,

Данный материал предназначен для проведения семинара учителей начальных классов.Содержит программу семинара, разработку проведения круглого стола, проект учащихся 5 кл.к притче "Шесть шляп"....

Презентация к выступлению на семинаре "Внедрение системно-деятельностного подхода в начальной школе" на тему "Виды рефлексии"

Презентация к выступлению на семинаре "Внедрение системно-деятельностного подхода в начальной школе" на тему "Виды рефлексии"...

Презентация (продолжение) к семинару "Моделирование на уроках математики в начальной школе" Часть 2 Моделирование при решении задач.

Данная презентация является продолжением к выступлению на семинаре "Моделирование на уроках математики в начальной школе"  и раскрывает суть применения моделирования при решении текстовых задач....