Организация педагогической деятельности с учетом индивидуальных особенностей учащихся
методическая разработка (1 класс)

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

   Организация педагогической деятельности с учетом  индивидуальных особенностей учащихся

                           Работа с одаренными детьми в 1 «в»классе.2022-2023 уч.год.

     Одной из приоритетных социальных задач современного общества является создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей и реализацию их потенциальных возможностей. Поэтому неслучайно в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» отмечена необходимость развития творческой среды для выявления особо одаренных ребят в каждой общеобразовательной школе.

Осознавая значимость данного направления, Раиса Семеновна поставила цель:

  • Цель программы: организовать работу с одаренными детьми через систему учебной и внеурочной деятельности;
  • способствовать развитию творческой одаренности учащихся через систему дополнительного образования.

И следующие задачи:

-создать систему целенаправленного выявления и отбора одаренных детей;

-организовать работу с одаренными детьми через систему учебной и внеурочной деятельности;

-способствовать развитию творческой одаренности учащихся через систему дополнительного образования;

-Повысить педагогическую культуру родителей в вопросах воспитания одарённого ребёнка.

-Создать условия для самореализации одарённых детей.

-Разработать индивидуальные программы развития одарённых учащихся.

Основные направления работы:

-   Выявление одарённых детей по предметам.

-   Корректировка программ и тематических планов для работы с одарёнными детьми, включение заданий повышенной сложности, творческого, научно-исследовательского уровней.

-  Организация индивидуальной работы с одарёнными детьми.

-  Подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, конференциям.

-  Консультирование родителей одарённых детей по вопросам развития способностей их детей по предмету.

Предполагаемый результат:

- раскрытие творческого потенциала личности;

- развитие познавательных и творческих способностей учащихся с различным уровнем одаренности;

 -участие в улусных, республиканских, международных олимпиадах;
- участие в НПК «Я-исследователь»;
- участие в улусных, республиканских,  всероссийских и международных  творческих конкурсах.

Работая в данном направлении,  руководствуюсь  следующим программно-методическим обеспечением:

  • Устав школы
  • Образовательные программы МБОУ «СНОШ им.В.Г.Павлова».
  • Программы деятельности классных коллективов
  • Отбор и постоянное пополнение методической литературы по данной теме
  • Использование медиаресурсов и возможностей Интернета.

Работа с одаренными детьми на уроках включает:

  • Дифференцированный и индивидуальный подход
  • Использование современных образовательных технологий (проблемное обучение, деятельностный метод, проектная деятельность, технология организованного общения младших школьников)
  • Работа в режиме «консультант» (способные учащиеся в определенной образовательной области курируют остальных, осуществляя взаимообучение и помощь учителю в учебном процессе)
  • Возможность выбора заданий повышенного уровня сложности в ходе выполнения контрольных, проверочных и

самостоятельных работ по разным предметам

  • Предложение учащимся индивидуальных домашних заданий творческого и поискового характера (приветствуется их собственная инициатива)

Внеурочную деятельность в работе с одаренными детьми составляют:

  • Реализация Программы «Я создаю ПРОЕКТ»
  • Внеклассная работа по предмету
  • Подвижные выставки творческих работ учащихся
  • Участие в школьных и улусных предметных олимпиадах и конкурсах
  • Участие в областных, Всероссийских и международных интеллектуальных конкурсах ( «Продленка», «Инфоурок», «Я- исследователь», «Пора Роста», «Белый Медведь».)
  • Активное участие в творческих проектах для младших школьников, конкурсах («Пожарная безопасность», «Полярная Звезда», «Таланты Земли Олонхо», «Экологическая акция», «Песни войны», и т.п.

Проектная деятельность учащихся: подготовка и защита индивидуальных и групповых проектов на уровне класса («Разведение  домашних животных»,«Жизнь диких животных и птиц»,  «История моей семьи в истории моей страны »,  «Мир удивительных камней» и т.п.

Развитие творческой одаренности через систему дополнительного образования

  • Взаимодействие и сотрудничество с социальными партнерами, использование программ дополнительного образования.

Система дополнительного образования используется для мотивации учащихся к познанию и творчеству, развитию их способностей в различных видах деятельности. Она направлена на создание условий для развития личности каждого школьника.

Работа с родителями в данном направлении включает:

- проведение тематических родительских собраний («Проблема детской одаренности», «Какого ребенка считать одаренным?», «Развитие творческого потенциала младших школьников» и т.п.);

- консультации для родителей и индивидуальные встречи;

- открытые уроки и внеклассные мероприятия;

- привлечение родителей и других лиц, заинтересованных в судьбах одаренных детей к организации кружков, клубов;

- проведение совместной с родителями научно-практической конференции по теме «Воспитание и развитие одаренности в ребенке»;

- творческие отчеты перед родителями и местным сообществом.

Работу педагогов с одаренными детьми составляют:

- отслеживание уровня развития, обученности и воспитанности школьников;

- диагностика индивидуальных особенностей каждого ребенка;

- систематическое отслеживание результативности участия одаренных детей в мероприятиях различного уровня (каждая четверть);

- создание банка данных «Одаренные дети»;

- организация работы исследовательской работы и подготовка детей к участию в  научно-практической конференции учащихся «Первые шаги», «Я-исследователь».

- проведение цикла семинаров по теме «Творческое развитие учащихся»;

- содействие созданию портфолио обучающегося;

- проведение в конце каждого учебного года интеллектуально-творческих марафонов (смотров достижений учащихся за год), парадов лучших творческих работ;

      По возможности, стараюсь  поощрять одаренных детей грамотами и дипломами, книгами, подарками из школьного и благотворительного фонда родителей, поездками, бесплатным посещением различных мероприятий. Награждение проходит торжественно на общей линейке учащихся начальной школы, что является особо значимым для наших детей.

     Ежегодно в начале и в конце года мы проводим диагностику школьной мотивации и познавательной активности учащихся начальной школы. Около половины учащихся (48-58 %) имеют высокий уровень школьной мотивации, познавательной активности. От 30 до 45% ребят показывают хорошую школьную мотивацию. От 9 до 13% детей имеют положительное отношение к школе, которая интересна учащимся внеурочной деятельностью. Менее 10% составляют учащиеся с низкой школьной мотивацией. Таким образом, можно сделать вывод, что детям в школе комфортно, им интересен в целом учебно-воспитательный процесс.


                                       Работа со слабоуспевающими.

       Еще одной проблемой, которую приходится решать педагогу является работа со слабоуспевающими учащимися. Слабоуспевающими принято считать учащихся, которые имеют слабые умственные способности и слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или те, у которых отсутствуют действенные мотивы учения. Не секрет, что количество таких учащихся в школах составляет примерно 10-15 %.

       Неуспеваемость школьников всегда есть следствие какой-то причины. Основные причины неуспеваемости:

-Индивидуальные особенности ребенка;

-Отсутствие мотивации к обучению;

-Страх неудачи и заниженная самооценка;

-Объективные трудности, непонимание конкретной темы.

       Она не возникает сама по себе. Современная наука (психология, физиология медицина) свидетельствует, что люди рождаются с большими возможностями для умственного развития, однако эти возможности исчерпываются далеко не полностью. Психологи считают, что человек использует 10 % своих природных данных, другие 40%. И в том и в другом случае, очевидно, что задатков у человека больше чем он их реализует. Исключения составляют часто болеющие дети. Мы в школе часто встречаемся с детьми, которые доставляют много забот и требуют от коллектива больших усилий, а результаты незначительные.    Каждый педагог обязан знать о причинах неуспеваемости школьников и по мере сил должен стремиться делать так, чтобы в школе было как можно меньше слабоуспевающих.

       Путь преодоления причин неуспеваемости младших школьников лежит в проведении коррекционной работы. Поэтому после выявления причины плохой успеваемости намечается план работы по полному или частичному устранению этих причин.

      У меня  задания по ликвидации пробелов знаний, умений и навыков разделены на домашнюю, классную и внеурочную работы. Главным в работе со слабоуспевающими детьми является психологическая поддержка. Поэтому необходимо создавать ситуацию успеха. Я строю свою работу в тесном взаимодействии с психологом школы Антоновой М.И. и логопедом Петровым Дь.Н.. Важно сделать серьёзное обучение занимательным, не наполнять детей знаниями, а зажигать. Тогда учиться будет интересно, легко, радостно. А счастливого ребёнка легче учить и воспитывать, легче развивать его духовный потенциал. Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными - это мёртвый груз. Пассивное восприятие и усвоение не могут быть опорой прочных знаний. Дети в таком случае запоминают слабо, так как учёба не захватывает их.

      Можно предположить, что если на дополнительных занятиях слабоуспевающим детям предлагать специальные задания с диагностической и коррекционно-развивающей направленностью, а не учебного характера, то можно обеспечить положительную динамику развития этих детей. Одним из основных мотивов использования развивающих упражнений является повышение творческо-поисковой активности детей, важное в равной степени как для учащихся, развитие которых соответствует возрастной норме или же опережает ее, так и для школьников с пониженной успеваемостью в большинстве случаев оказываются связанными именно с недостаточным развитием базовых психических функций.

      Для неуспевающих детей эмоциональная сторона организации коррекционно-развивающего процесса является важным условием. Педагог своим поведением, эмоциональным настроем должен вызывать у учащихся положительное отношение к занятиям. Необходима доброжелательность взрослого, благодаря которой у детей появляется желание действовать вместе и добиваться положительных результатов.    Психолого-педагогическое воздействие конструируется путем создания дозированных по содержанию, объему, сложности, физическим, эмоциональным и психическим нагрузкам заданий. Предлагаемые детям материалы должны постепенно усложняться с учетом опыта детей. Прежде всего здесь соблюдаются следующие дидактические принципы: доступность, повторяемость, постепенность выполнения задания.

Работа со слабоуспевающими детьми

Обучающиеся

Учебная деятельность

Математика

Чтение

Рус.яз

1 п/г

2 п/г

1 п/г

2 п/г

1 п/г

2 п/г

Иванов Вова

уд

Читает еле по слогам

уд

Петров Кирилл

уд

Читает еле по слогам

уд

Сусов Илья

уд

Не читает,плохо знает буквы

Не пишет диктант

Потапов Никита

уд

Не читает,буквы знает

Не пишет диктант

Федорова Аселя

уд.

Читает по слогам

уд

                                                               Достижения

Потапов Никита

  • Диплом за 2 место в улусном конкурсе фольклора «Терут дор5оон» в составе ансамбля «Ьайдам Ьаха» (26.11.2022)
  • Клип на песню «Мама» в НВК Саха (март 2023).

Петров Кирилл-Сандаар:

  • Диплом за участие в кулинарном мастер-классе ресторана в г.Якутск (2023)
  • Сертификат за участие в конкурсе  поделок «Золотая осень» (2022)

Сусов Илья:

  •  Диплом за 2 место в улусном конкурсе фольклора «Терут дор5оон» в составе ансамбля «Ьунтаар кэскиллэрэ» (26.11.2022)
  • Диплом за ГРАН_ПРИ в республиканском конкурсе  «Таланты Земли Олонхо» в составе ансамбля «Ьайдам Ьаха» (11.02.2023)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация педагогической деятельности с учетом индивидуальных особенностей учащихся по физической культуре .

Статья направлена на развитие по физической активности путем применения эффективных приемов  на основе формирования у ребенка умений управлять физической активностью...

Организация образовательной деятельности с воспитанниками и учащимися с включением эффективных приемов работы по формированию самостоятельности

Использование ТРИЗ-технологии делает педагогический процесс эффективным, формирует системно-диалектическое мышление, самостоятельность учащихся и углубляет предметные знания...

Формирование читательской грамотности младших школьников в дистанционном формате как инновационной формы организации педагогической деятельности.

В статье рассматриваются такие понятия, как чтение и читательская грамотность. Анализируются электронные ресурсы, с помощью которых педагог, применяя инновационные формы организации педагогической дея...

организация педагогической деятельности в режиме инклюзивного образования

Презентация предназначена для классных руководителей в классе которых обучаются дети с ОВЗ...

VI. Организация педагогической деятельности с учетом индивидуальных особенностей учащихся

VI. Организация педагогической деятельности с учетом индивидуальных особенностей учащихся 6.1 Работа с одаренными и мотивированными детьми.Актуальность работы с одарёнными детьмиВ свете концепции...