Организация педагогической деятельности с учетом индивидуальных особенностей учащихся
методическая разработка (1 класс)
Предварительный просмотр:
Организация педагогической деятельности с учетом индивидуальных особенностей учащихся
Работа с одаренными детьми в 1 «в»классе.2022-2023 уч.год.
Одной из приоритетных социальных задач современного общества является создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей и реализацию их потенциальных возможностей. Поэтому неслучайно в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» отмечена необходимость развития творческой среды для выявления особо одаренных ребят в каждой общеобразовательной школе.
Осознавая значимость данного направления, Раиса Семеновна поставила цель:
- Цель программы: организовать работу с одаренными детьми через систему учебной и внеурочной деятельности;
- способствовать развитию творческой одаренности учащихся через систему дополнительного образования.
И следующие задачи:
-создать систему целенаправленного выявления и отбора одаренных детей;
-организовать работу с одаренными детьми через систему учебной и внеурочной деятельности;
-способствовать развитию творческой одаренности учащихся через систему дополнительного образования;
-Повысить педагогическую культуру родителей в вопросах воспитания одарённого ребёнка.
-Создать условия для самореализации одарённых детей.
-Разработать индивидуальные программы развития одарённых учащихся.
Основные направления работы:
- Выявление одарённых детей по предметам.
- Корректировка программ и тематических планов для работы с одарёнными детьми, включение заданий повышенной сложности, творческого, научно-исследовательского уровней.
- Организация индивидуальной работы с одарёнными детьми.
- Подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, конференциям.
- Консультирование родителей одарённых детей по вопросам развития способностей их детей по предмету.
Предполагаемый результат:
- раскрытие творческого потенциала личности;
- развитие познавательных и творческих способностей учащихся с различным уровнем одаренности;
-участие в улусных, республиканских, международных олимпиадах;
- участие в НПК «Я-исследователь»;
- участие в улусных, республиканских, всероссийских и международных творческих конкурсах.
Работая в данном направлении, руководствуюсь следующим программно-методическим обеспечением:
- Устав школы
- Образовательные программы МБОУ «СНОШ им.В.Г.Павлова».
- Программы деятельности классных коллективов
- Отбор и постоянное пополнение методической литературы по данной теме
- Использование медиаресурсов и возможностей Интернета.
Работа с одаренными детьми на уроках включает:
- Дифференцированный и индивидуальный подход
- Использование современных образовательных технологий (проблемное обучение, деятельностный метод, проектная деятельность, технология организованного общения младших школьников)
- Работа в режиме «консультант» (способные учащиеся в определенной образовательной области курируют остальных, осуществляя взаимообучение и помощь учителю в учебном процессе)
- Возможность выбора заданий повышенного уровня сложности в ходе выполнения контрольных, проверочных и
самостоятельных работ по разным предметам
- Предложение учащимся индивидуальных домашних заданий творческого и поискового характера (приветствуется их собственная инициатива)
Внеурочную деятельность в работе с одаренными детьми составляют:
- Реализация Программы «Я создаю ПРОЕКТ»
- Внеклассная работа по предмету
- Подвижные выставки творческих работ учащихся
- Участие в школьных и улусных предметных олимпиадах и конкурсах
- Участие в областных, Всероссийских и международных интеллектуальных конкурсах ( «Продленка», «Инфоурок», «Я- исследователь», «Пора Роста», «Белый Медведь».)
- Активное участие в творческих проектах для младших школьников, конкурсах («Пожарная безопасность», «Полярная Звезда», «Таланты Земли Олонхо», «Экологическая акция», «Песни войны», и т.п.
Проектная деятельность учащихся: подготовка и защита индивидуальных и групповых проектов на уровне класса («Разведение домашних животных»,«Жизнь диких животных и птиц», «История моей семьи в истории моей страны », «Мир удивительных камней» и т.п.
Развитие творческой одаренности через систему дополнительного образования
- Взаимодействие и сотрудничество с социальными партнерами, использование программ дополнительного образования.
Система дополнительного образования используется для мотивации учащихся к познанию и творчеству, развитию их способностей в различных видах деятельности. Она направлена на создание условий для развития личности каждого школьника.
Работа с родителями в данном направлении включает:
- проведение тематических родительских собраний («Проблема детской одаренности», «Какого ребенка считать одаренным?», «Развитие творческого потенциала младших школьников» и т.п.);
- консультации для родителей и индивидуальные встречи;
- открытые уроки и внеклассные мероприятия;
- привлечение родителей и других лиц, заинтересованных в судьбах одаренных детей к организации кружков, клубов;
- проведение совместной с родителями научно-практической конференции по теме «Воспитание и развитие одаренности в ребенке»;
- творческие отчеты перед родителями и местным сообществом.
Работу педагогов с одаренными детьми составляют:
- отслеживание уровня развития, обученности и воспитанности школьников;
- диагностика индивидуальных особенностей каждого ребенка;
- систематическое отслеживание результативности участия одаренных детей в мероприятиях различного уровня (каждая четверть);
- создание банка данных «Одаренные дети»;
- организация работы исследовательской работы и подготовка детей к участию в научно-практической конференции учащихся «Первые шаги», «Я-исследователь».
- проведение цикла семинаров по теме «Творческое развитие учащихся»;
- содействие созданию портфолио обучающегося;
- проведение в конце каждого учебного года интеллектуально-творческих марафонов (смотров достижений учащихся за год), парадов лучших творческих работ;
По возможности, стараюсь поощрять одаренных детей грамотами и дипломами, книгами, подарками из школьного и благотворительного фонда родителей, поездками, бесплатным посещением различных мероприятий. Награждение проходит торжественно на общей линейке учащихся начальной школы, что является особо значимым для наших детей.
Ежегодно в начале и в конце года мы проводим диагностику школьной мотивации и познавательной активности учащихся начальной школы. Около половины учащихся (48-58 %) имеют высокий уровень школьной мотивации, познавательной активности. От 30 до 45% ребят показывают хорошую школьную мотивацию. От 9 до 13% детей имеют положительное отношение к школе, которая интересна учащимся внеурочной деятельностью. Менее 10% составляют учащиеся с низкой школьной мотивацией. Таким образом, можно сделать вывод, что детям в школе комфортно, им интересен в целом учебно-воспитательный процесс.
Работа со слабоуспевающими.
Еще одной проблемой, которую приходится решать педагогу является работа со слабоуспевающими учащимися. Слабоуспевающими принято считать учащихся, которые имеют слабые умственные способности и слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или те, у которых отсутствуют действенные мотивы учения. Не секрет, что количество таких учащихся в школах составляет примерно 10-15 %.
Неуспеваемость школьников всегда есть следствие какой-то причины. Основные причины неуспеваемости:
-Индивидуальные особенности ребенка;
-Отсутствие мотивации к обучению;
-Страх неудачи и заниженная самооценка;
-Объективные трудности, непонимание конкретной темы.
Она не возникает сама по себе. Современная наука (психология, физиология медицина) свидетельствует, что люди рождаются с большими возможностями для умственного развития, однако эти возможности исчерпываются далеко не полностью. Психологи считают, что человек использует 10 % своих природных данных, другие 40%. И в том и в другом случае, очевидно, что задатков у человека больше чем он их реализует. Исключения составляют часто болеющие дети. Мы в школе часто встречаемся с детьми, которые доставляют много забот и требуют от коллектива больших усилий, а результаты незначительные. Каждый педагог обязан знать о причинах неуспеваемости школьников и по мере сил должен стремиться делать так, чтобы в школе было как можно меньше слабоуспевающих.
Путь преодоления причин неуспеваемости младших школьников лежит в проведении коррекционной работы. Поэтому после выявления причины плохой успеваемости намечается план работы по полному или частичному устранению этих причин.
У меня задания по ликвидации пробелов знаний, умений и навыков разделены на домашнюю, классную и внеурочную работы. Главным в работе со слабоуспевающими детьми является психологическая поддержка. Поэтому необходимо создавать ситуацию успеха. Я строю свою работу в тесном взаимодействии с психологом школы Антоновой М.И. и логопедом Петровым Дь.Н.. Важно сделать серьёзное обучение занимательным, не наполнять детей знаниями, а зажигать. Тогда учиться будет интересно, легко, радостно. А счастливого ребёнка легче учить и воспитывать, легче развивать его духовный потенциал. Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными - это мёртвый груз. Пассивное восприятие и усвоение не могут быть опорой прочных знаний. Дети в таком случае запоминают слабо, так как учёба не захватывает их.
Можно предположить, что если на дополнительных занятиях слабоуспевающим детям предлагать специальные задания с диагностической и коррекционно-развивающей направленностью, а не учебного характера, то можно обеспечить положительную динамику развития этих детей. Одним из основных мотивов использования развивающих упражнений является повышение творческо-поисковой активности детей, важное в равной степени как для учащихся, развитие которых соответствует возрастной норме или же опережает ее, так и для школьников с пониженной успеваемостью в большинстве случаев оказываются связанными именно с недостаточным развитием базовых психических функций.
Для неуспевающих детей эмоциональная сторона организации коррекционно-развивающего процесса является важным условием. Педагог своим поведением, эмоциональным настроем должен вызывать у учащихся положительное отношение к занятиям. Необходима доброжелательность взрослого, благодаря которой у детей появляется желание действовать вместе и добиваться положительных результатов. Психолого-педагогическое воздействие конструируется путем создания дозированных по содержанию, объему, сложности, физическим, эмоциональным и психическим нагрузкам заданий. Предлагаемые детям материалы должны постепенно усложняться с учетом опыта детей. Прежде всего здесь соблюдаются следующие дидактические принципы: доступность, повторяемость, постепенность выполнения задания.
Работа со слабоуспевающими детьми
№ | Обучающиеся | Учебная деятельность | |||||
Математика | Чтение | Рус.яз | |||||
1 п/г | 2 п/г | 1 п/г | 2 п/г | 1 п/г | 2 п/г | ||
Иванов Вова | уд | Читает еле по слогам | уд | ||||
Петров Кирилл | уд | Читает еле по слогам | уд | ||||
Сусов Илья | уд | Не читает,плохо знает буквы | Не пишет диктант | ||||
Потапов Никита | уд | Не читает,буквы знает | Не пишет диктант | ||||
Федорова Аселя | уд. | Читает по слогам | уд | ||||
Достижения
Потапов Никита
- Диплом за 2 место в улусном конкурсе фольклора «Терут дор5оон» в составе ансамбля «Ьайдам Ьаха» (26.11.2022)
- Клип на песню «Мама» в НВК Саха (март 2023).
Петров Кирилл-Сандаар:
- Диплом за участие в кулинарном мастер-классе ресторана в г.Якутск (2023)
- Сертификат за участие в конкурсе поделок «Золотая осень» (2022)
Сусов Илья:
- Диплом за 2 место в улусном конкурсе фольклора «Терут дор5оон» в составе ансамбля «Ьунтаар кэскиллэрэ» (26.11.2022)
- Диплом за ГРАН_ПРИ в республиканском конкурсе «Таланты Земли Олонхо» в составе ансамбля «Ьайдам Ьаха» (11.02.2023)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые подходы в организации педагогической деятельности. Интерактивные технологии. Как помогают интерактивные доски в образовании
Как эффективно использовать интерактивную доску в своей работе....

Организация педагогической деятельности с учётом индивидуальных особенностей учащихся.
Методический материал о работе с детьми....

Организация педагогической деятельности с учетом индивидуальных особенностей учащихся по физической культуре .
Статья направлена на развитие по физической активности путем применения эффективных приемов на основе формирования у ребенка умений управлять физической активностью...

Организация образовательной деятельности с воспитанниками и учащимися с включением эффективных приемов работы по формированию самостоятельности
Использование ТРИЗ-технологии делает педагогический процесс эффективным, формирует системно-диалектическое мышление, самостоятельность учащихся и углубляет предметные знания...
Формирование читательской грамотности младших школьников в дистанционном формате как инновационной формы организации педагогической деятельности.
В статье рассматриваются такие понятия, как чтение и читательская грамотность. Анализируются электронные ресурсы, с помощью которых педагог, применяя инновационные формы организации педагогической дея...

организация педагогической деятельности в режиме инклюзивного образования
Презентация предназначена для классных руководителей в классе которых обучаются дети с ОВЗ...
VI. Организация педагогической деятельности с учетом индивидуальных особенностей учащихся
VI. Организация педагогической деятельности с учетом индивидуальных особенностей учащихся 6.1 Работа с одаренными и мотивированными детьми.Актуальность работы с одарёнными детьмиВ свете концепции...