КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ КЛЮЧЕВАЯ ФИГУРА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
статья

Деятельность современного классного руководителя является важнейшим звеном в воспитательной системе учебного заведения, основным механизмом реализации индивидуального подхода к воспитанникам.

Настоящий классный руководитель, владеющий технологией своей деятельности, - это мудрый воспитатель, который умеет видеть в каждом своем воспитаннике личность

Принцип личностного подхода в воспитании требует, чтобы классный руководитель постоянно изучал и хорошо знал индивидуальные особенности темперамента, черты характера, взгляды, вкусы, привычки своих воспитанников

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya._klassnyy_rukovoditel-klyuchevaya_figura.docx22.32 КБ

Предварительный просмотр:

КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ КЛЮЧЕВАЯ ФИГУРА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Матакова Н.Д., студент

Аннотация. Деятельность современного классного руководителя является важнейшим звеном в воспитательной системе учебного заведения, основным механизмом реализации индивидуального подхода к воспитанникам.

Настоящий классный руководитель, владеющий технологией своей деятельности, - это мудрый воспитатель, который умеет видеть в каждом своем воспитаннике личность

Принцип личностного подхода в воспитании требует, чтобы классный руководитель постоянно изучал и хорошо знал индивидуальные особенности темперамента, черты характера, взгляды, вкусы, привычки своих воспитанников

Основные термины: классный руководитель, воспитательная работа класса, направление, ребенок, нравственное качество личности, создание условий.

Вашему вниманию представлены, составленные детьми, синквейны, ваша задача отгадать какое слово или слова были задуманы.

  1. Добрый, внимательный

Защищает, заботится, воспитывает

Самый справедливый человек

Защитник

  1. Человечный, мудрый

Похвалит, поругает, любит

Он всегда рядом со своими ребятами

Мама

  1. Справедливый веселый

Помогает, понимает, придумывает

Готов всегда прийти на помощь

Друг

Да, все верно! Все эти синквейны составили дети, про своих классных руководителей. Сегодня хочется поговорить на тему: «Классный руководитель ключевая фигура воспитательного процесса»

Деятельность современного классного руководителя является важнейшим звеном в воспитательной системе учебного заведения, основным механизмом реализации индивидуального подхода к воспитанникам.

Классный руководитель прогнозирует, анализирует, организует, контролирует повседневную жизнь и деятельность учащихся своего класса. Современный классный руководитель в своей деятельности применяет не только известные формы воспитательной работы, но и включает в свою практику новые технологии в работе с ученическим коллективом. Формы работы определяются, исходя из педагогической ситуации.

Количество форм бесконечно: беседы, дискуссии, игры, состязания, походы и экскурсии, конкурсы, общественно полезный и творческий труд, художественно-эстетическая деятельность, ролевой тренинг и т.д

Сейчас, я хотела бы провести с Вами мини-тренинг игру для поднятия вашего настроения. Для этого нам всем нужно встать со своих мест.

Начните, пожалуйста, ходить по комнате. При этом ощутите все свое тело, свои ноги и ступни, руки и кисти, позвоночник и голову. Заметьте какие части тела вы ощущаете  как бодрствующие, а какие – как сонные. А теперь подумайте о настроении, с которым вы начали упражнение, и выразите это настроение походкой. Пожалуйста, при этом не разговаривайте и не обращайте внимание на других членов группы (15 секунд).

А теперь вы должны походкой выразить другое настроение. Представьте себе, что вы совсем обессилели. Ходите некоторое время как человек, который очень устал (15 секунд).

А теперь идите как совершенно  счастливый человек, получивший чудесное известие (15 секунд).

Теперь - очень пугливый человек (15 секунд).

Дальше идите как лунатик, бредущий во сне с открытыми глазами (15 секунд).

А теперь – как тот, у кого  нечистая совесть (15 секунд).

А теперь идите как предельно собранный человек, станьте канатоходцем, идущим по проволоке (15 секунд).

Остановитесь  на  минуту и попытайтесь понять, как вы себя чувствуете в данный момент. Возвращайтесь на свое место, выразите всем своим телом это настроение.

Как вы считаете, в какой ситуации уместна такая игра? На что она направленна, что развивает?

Настоящий классный руководитель, владеющий технологией своей деятельности, - это мудрый воспитатель, который умеет видеть в каждом своем воспитаннике личность неповторимую, уникальную; который глубоко изучает каждого учащегося на основе педагогической диагностики, гармонизирует отношения с ним, способствует формированию детского коллектива, базируясь на личностно ориентированном подходе.

В его основе лежат следующие принципы:

- принцип самоактуализации: важно побудить и поддержать стремление учащегося к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей;

- принцип индивидуальности: каждый член школьного коллектива должен быть  самим собой, обрести свой образ;

- принцип субъектности: следует помочь ребенку стать подлинным субъектом жизнедеятельности в классе и школе, способствовать формированию и обогащению его субъектного опыта;

- принцип выбора: педагогически целесообразно, чтобы учащийся жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора форм и способов организации учебно- воспитательного процесса в классе и школе;

 -принцип творчества и успеха: благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности;

- принцип доверия и поддержки: вера в ребенка, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерного контроля.

Применение принципов личностно - ориентированного подхода в работе классного руководителя, способствует реализации следующих задач:

-выявление склонностей ребёнка, создание условий для его развития в соответствии с индивидуальными особенностями, способностями и возможностями;

-гармоническое развитие личности, ее нравственных, интеллектуальных и волевых сфер на основе ее природных и социальных возможностей и с учетом требований общества;

-овладение общечеловеческими нравственными ценностями, призванными служить прочным фундаментом всего духовного мира личности;

 -формирование активной гражданской позиции, соответствующей демократическим принципам общества, правам, свободам и обязанностям личности.

Принцип личностного подхода в воспитании требует, чтобы классный руководитель постоянно изучал и хорошо знал индивидуальные особенности темперамента, черты характера, взгляды, вкусы, привычки своих воспитанников; умел диагностировать и знал реальный уровень сформированности важных личностных качеств; постоянно привлекал каждого воспитанника к посильной для него деятельности, обеспечивающей развитие личности; своевременно выявлял и устранял причины, которые могут помешать достижению цели; сочетал воспитание с самовоспитанием личности, помогал в выборе целей, методов, форм самовоспитания; развивал самостоятельность, инициативу, самодеятельность воспитанников, не столько руководил, сколько умело организовывал и направлял ведущую к успеху деятельность.

В связи с этим, работу с детьми необходимо начинать  с тщательного изучения личности каждого ребёнка с помощью различных психолого - педагогических методик диагностирования, включающих в себя беседы, наблюдения, анкеты, проективные, а так же графические и рисуночные тесты, сочинения и т.д.

Так же важным направлением работы классного руководителя с учащимися класса считаю создание портфолио личных достижений учащегося. Очень важно организовать работу ученика над своим портфолио так, чтобы он смог представить в нём наиболее успешные стороны своей деятельности. Это особенно важно для ребят, не имеющих больших успехов в учёбе или спорте. Тем не менее, у каждого ребёнка есть свои сильные стороны, о которых порой не догадываются сверстники, а иногда их не замечает и сам ребёнок.

Хочу представить вашему вниманию, небольшой тест, который направлен на развитие личности. На столах лежат рисунки, вам необходимо дорисовать каждый из них.

Завершить свой доклад я бы хотела словами современного французского ученого Эрнеста  Легуве: «Воспитание – это наука, которая обучает наших детей обходиться без нас». От себя позволю продолжить эту мысль – потому что нас когда-то не станет, но мир останется, и каким он будет – добрым или злым – во многом будет зависеть от того, что мы заложим в души наших детей.

Список литературы

  1. Баннов А. М. Синквейн // Учимся думать вместе. — М.: ИНТУИТ.РУ, 2007. — С. 105—106. — 128 с.
  2. Винокурова М. И.. Что такое синквейн и как с ним работать — http://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2012/01/22/chto-takoe-sinkveyn-i-kak-s-nim-rabotat [Электронный ресурс]
  3. Душка Н. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников  (рус.). Журнал «Логопед», №5 (2005).
  4. Лайло В.В. Повышение грамотности и развитие мышления. Пособие для учителя Дрофа 2002
  5. Окунцова Е.А. Трудности устной речи Словарь-справочник  Изд-во Московский Университет 2004
  6. Титова Л. И., Диденко С. Ю., Черепанская Е. И. [и др.]. / Формы и методы воспитательной работы в начальной школе — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 33 (219). — С. 141-143. — URL: https://moluch.ru/archive/219/51737/
  7. Фейлер, Е. В. Применение синквейнов на уроках изобразительного искусства в начальной школе как один из методических приёмов технологии критического мышления / Е. В. Фейлер, Е. А. Коконова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 22 (102). — С. 869-872. — URL: https://moluch.ru/archive/102/23053/
  8. Личностно-ориентированное обучение: теории и технологии: Учебное пособие. Под ред. Н.Н. Никитиной. Ульяновск: ИПК ПРО, 1998.
  9. Теория и практика личностно ориентированного образования (Круглый стол) //Педагогика. – 1996. - №5. – С. 7280
  10. https://koncpekt.ru/metodicheskaya-kopilka/obmen-opytom/4470-chto-takoe-sinkveyn-i-kak-ego-sostavit.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный руководитель - ключевая фигура в восиптательном процессе.

Статья рассуждение из личного опыта работы....

"Особенности организации совместной деятельности классного руководителя и родителей в процессе нравственного воспитания ребёнка". Выступление на городской конференции классных руководителей.

Много лет работаю над проблемой "Сотрудничество классного руководителя с родителями учащихся как средство формирования личности ребёнка" , мною выработаны направления работы с родителями, которые помо...

Работа дополнительного образования в школе - одна из ключевых компетенций воспитательного процесса

Творчество есть необходимое условие существования,                  и все, что выходит за пределы рутины и в чем заключенахоть йота нового, обязано своим п...

Выступление на ШМО классных руководителей на тему «Диагностика процесса взаимодействия семьи и школы на современном этапе»

Диагностика процесса взаимодействия семьи и школы на современномэтапеШкола во все времена развития общества в нашей стране стремилась усилить своевлияние на семью, чтобы с ее помощью реализовать все с...

Внеурочная проектная деятельность обучающихся как форма сотрудничества классного руководителя с участниками образовательного процесса

Метод проектов - один из немногих методов, выводящих педагогический процесс из стен школы в окружающий мир....

Описание системы воспитательной работы классного руководителя. План работы воспитательной работы "Путь лидера"

Описание системы работы классного руководителя. Воспитатльная программа "Путь лидера"...