Главные вкладки
КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ КЛЮЧЕВАЯ ФИГУРА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
статья
Деятельность современного классного руководителя является важнейшим звеном в воспитательной системе учебного заведения, основным механизмом реализации индивидуального подхода к воспитанникам.
Настоящий классный руководитель, владеющий технологией своей деятельности, - это мудрый воспитатель, который умеет видеть в каждом своем воспитаннике личность
Принцип личностного подхода в воспитании требует, чтобы классный руководитель постоянно изучал и хорошо знал индивидуальные особенности темперамента, черты характера, взгляды, вкусы, привычки своих воспитанников
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.32 КБ |
Предварительный просмотр:
КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ КЛЮЧЕВАЯ ФИГУРА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Матакова Н.Д., студент
Аннотация. Деятельность современного классного руководителя является важнейшим звеном в воспитательной системе учебного заведения, основным механизмом реализации индивидуального подхода к воспитанникам.
Настоящий классный руководитель, владеющий технологией своей деятельности, - это мудрый воспитатель, который умеет видеть в каждом своем воспитаннике личность
Принцип личностного подхода в воспитании требует, чтобы классный руководитель постоянно изучал и хорошо знал индивидуальные особенности темперамента, черты характера, взгляды, вкусы, привычки своих воспитанников
Основные термины: классный руководитель, воспитательная работа класса, направление, ребенок, нравственное качество личности, создание условий.
Вашему вниманию представлены, составленные детьми, синквейны, ваша задача отгадать какое слово или слова были задуманы.
- Добрый, внимательный
Защищает, заботится, воспитывает
Самый справедливый человек
Защитник
- Человечный, мудрый
Похвалит, поругает, любит
Он всегда рядом со своими ребятами
Мама
- Справедливый веселый
Помогает, понимает, придумывает
Готов всегда прийти на помощь
Друг
Да, все верно! Все эти синквейны составили дети, про своих классных руководителей. Сегодня хочется поговорить на тему: «Классный руководитель ключевая фигура воспитательного процесса»
Деятельность современного классного руководителя является важнейшим звеном в воспитательной системе учебного заведения, основным механизмом реализации индивидуального подхода к воспитанникам.
Классный руководитель прогнозирует, анализирует, организует, контролирует повседневную жизнь и деятельность учащихся своего класса. Современный классный руководитель в своей деятельности применяет не только известные формы воспитательной работы, но и включает в свою практику новые технологии в работе с ученическим коллективом. Формы работы определяются, исходя из педагогической ситуации.
Количество форм бесконечно: беседы, дискуссии, игры, состязания, походы и экскурсии, конкурсы, общественно полезный и творческий труд, художественно-эстетическая деятельность, ролевой тренинг и т.д
Сейчас, я хотела бы провести с Вами мини-тренинг игру для поднятия вашего настроения. Для этого нам всем нужно встать со своих мест.
Начните, пожалуйста, ходить по комнате. При этом ощутите все свое тело, свои ноги и ступни, руки и кисти, позвоночник и голову. Заметьте какие части тела вы ощущаете как бодрствующие, а какие – как сонные. А теперь подумайте о настроении, с которым вы начали упражнение, и выразите это настроение походкой. Пожалуйста, при этом не разговаривайте и не обращайте внимание на других членов группы (15 секунд).
А теперь вы должны походкой выразить другое настроение. Представьте себе, что вы совсем обессилели. Ходите некоторое время как человек, который очень устал (15 секунд).
А теперь идите как совершенно счастливый человек, получивший чудесное известие (15 секунд).
Теперь - очень пугливый человек (15 секунд).
Дальше идите как лунатик, бредущий во сне с открытыми глазами (15 секунд).
А теперь – как тот, у кого нечистая совесть (15 секунд).
А теперь идите как предельно собранный человек, станьте канатоходцем, идущим по проволоке (15 секунд).
Остановитесь на минуту и попытайтесь понять, как вы себя чувствуете в данный момент. Возвращайтесь на свое место, выразите всем своим телом это настроение.
Как вы считаете, в какой ситуации уместна такая игра? На что она направленна, что развивает?
Настоящий классный руководитель, владеющий технологией своей деятельности, - это мудрый воспитатель, который умеет видеть в каждом своем воспитаннике личность неповторимую, уникальную; который глубоко изучает каждого учащегося на основе педагогической диагностики, гармонизирует отношения с ним, способствует формированию детского коллектива, базируясь на личностно ориентированном подходе.
В его основе лежат следующие принципы:
- принцип самоактуализации: важно побудить и поддержать стремление учащегося к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей;
- принцип индивидуальности: каждый член школьного коллектива должен быть самим собой, обрести свой образ;
- принцип субъектности: следует помочь ребенку стать подлинным субъектом жизнедеятельности в классе и школе, способствовать формированию и обогащению его субъектного опыта;
- принцип выбора: педагогически целесообразно, чтобы учащийся жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора форм и способов организации учебно- воспитательного процесса в классе и школе;
-принцип творчества и успеха: благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности;
- принцип доверия и поддержки: вера в ребенка, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерного контроля.
Применение принципов личностно - ориентированного подхода в работе классного руководителя, способствует реализации следующих задач:
-выявление склонностей ребёнка, создание условий для его развития в соответствии с индивидуальными особенностями, способностями и возможностями;
-гармоническое развитие личности, ее нравственных, интеллектуальных и волевых сфер на основе ее природных и социальных возможностей и с учетом требований общества;
-овладение общечеловеческими нравственными ценностями, призванными служить прочным фундаментом всего духовного мира личности;
-формирование активной гражданской позиции, соответствующей демократическим принципам общества, правам, свободам и обязанностям личности.
Принцип личностного подхода в воспитании требует, чтобы классный руководитель постоянно изучал и хорошо знал индивидуальные особенности темперамента, черты характера, взгляды, вкусы, привычки своих воспитанников; умел диагностировать и знал реальный уровень сформированности важных личностных качеств; постоянно привлекал каждого воспитанника к посильной для него деятельности, обеспечивающей развитие личности; своевременно выявлял и устранял причины, которые могут помешать достижению цели; сочетал воспитание с самовоспитанием личности, помогал в выборе целей, методов, форм самовоспитания; развивал самостоятельность, инициативу, самодеятельность воспитанников, не столько руководил, сколько умело организовывал и направлял ведущую к успеху деятельность.
В связи с этим, работу с детьми необходимо начинать с тщательного изучения личности каждого ребёнка с помощью различных психолого - педагогических методик диагностирования, включающих в себя беседы, наблюдения, анкеты, проективные, а так же графические и рисуночные тесты, сочинения и т.д.
Так же важным направлением работы классного руководителя с учащимися класса считаю создание портфолио личных достижений учащегося. Очень важно организовать работу ученика над своим портфолио так, чтобы он смог представить в нём наиболее успешные стороны своей деятельности. Это особенно важно для ребят, не имеющих больших успехов в учёбе или спорте. Тем не менее, у каждого ребёнка есть свои сильные стороны, о которых порой не догадываются сверстники, а иногда их не замечает и сам ребёнок.
Хочу представить вашему вниманию, небольшой тест, который направлен на развитие личности. На столах лежат рисунки, вам необходимо дорисовать каждый из них.
Завершить свой доклад я бы хотела словами современного французского ученого Эрнеста Легуве: «Воспитание – это наука, которая обучает наших детей обходиться без нас». От себя позволю продолжить эту мысль – потому что нас когда-то не станет, но мир останется, и каким он будет – добрым или злым – во многом будет зависеть от того, что мы заложим в души наших детей.
Список литературы
- Баннов А. М. Синквейн // Учимся думать вместе. — М.: ИНТУИТ.РУ, 2007. — С. 105—106. — 128 с.
- Винокурова М. И.. Что такое синквейн и как с ним работать — http://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2012/01/22/chto-takoe-sinkveyn-i-kak-s-nim-rabotat [Электронный ресурс]
- Душка Н. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников (рус.). Журнал «Логопед», №5 (2005).
- Лайло В.В. Повышение грамотности и развитие мышления. Пособие для учителя Дрофа 2002
- Окунцова Е.А. Трудности устной речи Словарь-справочник Изд-во Московский Университет 2004
- Титова Л. И., Диденко С. Ю., Черепанская Е. И. [и др.]. / Формы и методы воспитательной работы в начальной школе — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 33 (219). — С. 141-143. — URL: https://moluch.ru/archive/219/51737/
- Фейлер, Е. В. Применение синквейнов на уроках изобразительного искусства в начальной школе как один из методических приёмов технологии критического мышления / Е. В. Фейлер, Е. А. Коконова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 22 (102). — С. 869-872. — URL: https://moluch.ru/archive/102/23053/
- Личностно-ориентированное обучение: теории и технологии: Учебное пособие. Под ред. Н.Н. Никитиной. Ульяновск: ИПК ПРО, 1998.
- Теория и практика личностно ориентированного образования (Круглый стол) //Педагогика. – 1996. - №5. – С. 7280
- https://koncpekt.ru/metodicheskaya-kopilka/obmen-opytom/4470-chto-takoe-sinkveyn-i-kak-ego-sostavit.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организации совместной деятельности классного руководителя и родителей в процессе нравственного воспитания
Представлена презентация...

классный руководитель - ключевая фигура в восиптательном процессе.
Статья рассуждение из личного опыта работы....

"Особенности организации совместной деятельности классного руководителя и родителей в процессе нравственного воспитания ребёнка". Выступление на городской конференции классных руководителей.
Много лет работаю над проблемой "Сотрудничество классного руководителя с родителями учащихся как средство формирования личности ребёнка" , мною выработаны направления работы с родителями, которые помо...

Работа дополнительного образования в школе - одна из ключевых компетенций воспитательного процесса
Творчество есть необходимое условие существования, и все, что выходит за пределы рутины и в чем заключенахоть йота нового, обязано своим п...

Выступление на ШМО классных руководителей на тему «Диагностика процесса взаимодействия семьи и школы на современном этапе»
Диагностика процесса взаимодействия семьи и школы на современномэтапеШкола во все времена развития общества в нашей стране стремилась усилить своевлияние на семью, чтобы с ее помощью реализовать все с...

Внеурочная проектная деятельность обучающихся как форма сотрудничества классного руководителя с участниками образовательного процесса
Метод проектов - один из немногих методов, выводящих педагогический процесс из стен школы в окружающий мир....

Описание системы воспитательной работы классного руководителя. План работы воспитательной работы "Путь лидера"
Описание системы работы классного руководителя. Воспитатльная программа "Путь лидера"...