Статья "Проектно-исследовательская деятельность"
статья по окружающему миру (1,2,3,4 класс) по теме

Ярополова Оксана Николаевна
Статья поможет начинающим учителям в работе над проектами. Содержит рекомендации для работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл PROEKT_Yaropolovoy_O.N..rar15.9 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ.

О.Н. Ярополова

МОУ СОШ № 92 г. Екатеринбург

Исследовательская деятельность направлена на поиск нового знания.
Её можно сравнить с работой следопыта, который стремится извлечь необходимую информацию, чтобы понять окружающий мир. Исследовательская деятельность побуждается поисковой активностью, характеризуется исследовательским мышлением и проявляется в исследовательском поведении.

Причины распространения метода проектов в системах образования:

  1. необходимость не столько передавать ученикам сумму тех или иных знаний, сколько научить приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться знаниями для решения новых познавательных и практических задач;
  2. актуальность приобретения коммуникативных навыков и умений, т.е. умений работать в разнообразных группах, исполняя разные социальные роли (лидера, исполнителя, посредника и т.д.)
  3. актуальность широких человеческих контактов, знакомства с разными культурами, разными точками зрения на одну проблему;
  4. значимость для развития человека умения пользоваться исследовательскими методами: собирать необходимую информацию, факты; уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.

              Задача педагога — помочь воспитаннику самостоятельно сделать выбор. Это возможно только в том случае, когда педагог помогает ребёнку осознать, или сформулировать, уточнить свои цели, желания, потребности, проблемы, трудности. В этом случае исключается позиция взрослого, владеющего истиной. Педагог организует взаимодействие ребенка с миром, людьми, включая его в разнообразную личностно значимую для него деятельность на основе выбора, общения, осмысления происходящего.

     Нужно учить учащихся наблюдать, развивать умение выдвигать гипотезы, видеть проблемы. Например, можно использовать такие задания:

  1. Вопрос, проблема: «Как птицы узнают дорогу на юг?»

 Гипотезы: «Может быть, птицы определяют дорогу по солнцу и звездам?»,

«Наверное, птицы сверху видят растения (деревья, траву и др.), они указыва ют им направление полета»,

 «Допустим, что птицы находят теплые воздушные потоки и летят по ним».

«А может быть, у них есть внутренний природный компас, почти такой, как в самолете или на корабле?».

  1. УЗНАЙ, ПОДУМАЙ, ПРЕДЛОЖИ!

Добыча и использование полезных ископаемых приносят колоссальную пользу.

А могут ли они нанести вред природе? Людям?

Можно ли добывать полезные ископаемые бесконечно?

Как нужно относиться к природным богатствам?

Чем мы можем помочь?

        В классе начинать работу над проектами нужно поэтапно. Учащимся сообщается тема и предлагается ученикам назвать основные вопросы по этой теме. Вопросы выносятся на доску. Учитель имеет право задавать наводящие вопросы. Далее учитель обобщает вопросы и формулирует 5-6 тем. Классу предлагается объединиться в творческие группы и выбрать темы. Класс знакомят с этапами проекта и оценкой каждого этапа. Правильно будет вывесить график отчёта по этапам.

Важно вести работу с учащимися над развитием умения экспериментировать. Для этого нужно соблюдать следующую последовательность действий: 

  1. Осознание  того  что  хочешь  узнать.
  1. Формулирование  задачи  исследования.
  2. Продумывание  методики  эксперимента.
  3. Прогнозирование  результатов.
  4. Выполнение  работы.
  5. Наблюдение  и  фиксирование  результатов.
  6. Анализ  полученных  данных.
  7. Отчет  об  увиденном.
  8. Формулировка  выводов.

      Проектное обучение создает положительную мотивацию для самообразо вания. Это, пожалуй, его самая сильная сторона. Поиск нужных материалов требует систематической работы со справочной литературой. Учащиеся видят реальное применение своих знаний. У них появляется чувство ответственности перед товарищами за часть своей работы. Они видят, что жизненные проблемы не имеют только однозначного решения, вариантов несколько, а это большие возможности проявления творческих способностей ребят. Готовясь к защите своего проекта, ребята выстраивают свое выступление так, чтобы оно было аргументированным, четким и логичным, что развивает, помимо логики и мышления, культуру речи. Интересно, что в проекты вовлекаются и родители, что тоже немаловажно. Получается содружество:         Учитель

                 ученик               родители

       Работая в данном направлении, педагог стремится, чтобы дети росли открытые внешнему миру, отзывчивые и доброжелательные, деятельные и креативные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по внеурочной деятельности (проектная деятельность) "Что? Где? Когда?"

Авторская рабочая программа по внеурочной деятельности (проектная деятельность) разработана на основе ФГОС нового поколения....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности (научно-познавательная деятельность) «Развитие познавательных способностей младших школьников» (33ч, 1ч в неделю) 1 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности (научно-познавательная деятельность) «Развитие познавательных способностей младших школьников» (33ч, 1ч в неделю)1 класс. Для разработки использовала прогр...

« Развитие познавательной и исследовательской деятельности младших школьников в кружковой деятельности. »

Различные формы организации кружковых занятий способствуют развитию познавательской и исследовательской деятельности учащихся....

Программа организации внеурочной деятельности «Узнаем сами» (проектная деятельность)

Программа  курса «Узнаем сами » предназначена для обучающихся во 2 классе начальной школе, интересующихся исследовательско...

Организация и виды внеурочной деятельности. Модели внеурочной деятельности. Планирование внеурочной деятельности

  Внеурочной деятельностью школьников является совокупность различных видов деятельности, в которой решаются задачи социализации школьников и развитие их интересов. Данный вид деятель...