Круговорот воды в природе.
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Колесникова Лариса Ивановна

Урок окружающего мира в 3 классе по теме "Круговорот воды в природе" был проведён с использованием интерактивной доски SMART.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Krugovorot_vody_v_prirode.rar16.39 КБ

Предварительный просмотр:

Подробный конспект урока

Организационная информация

Тема урока

Превращения и круговорот воды в природе.

Предмет

Окружающий мир

Класс

3 класс

Образовательное учреждение

Государственное общеобразовательное учреждение «Гимназия №1 г. Кирово- Чепецка Кировской области»

Методическая информация

Тип урока

Урок изучения нового материала с экспериментально-исследовательской деятельностью. Решение частных задач.

Цели урока

сформировать у детей представление о круговороте воды, как важнейшем явлении в природе, увязать круговорот воды со свойствами воды (переход из одного состояния в другое).

Задачи урока

1. Создать условия для формирования  понятия круговорота воды в природе.

2. Создать условия  для систематизации и расширения знания учащихся о процессах, происходящих с водой.

3. Создать условия для продолжения  формирования мировоззренческих идей материальности мира, для этого:

    -учить выявлять причинно-следственные связи и закономерности явлений природы,

    - развивать наблюдательность,  внимание, образное мышление и представление,

    - формировать единую картину мира,

4. Создать условия для развития  речи учащихся, формирования умения высказывать свою точку зрения, создавая речевую ситуацию.

     

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока

Знание круговорота воды в природе;

Умение видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, развивая внутреннюю экологическую культуру;

Осознавать свою роль в сбережении водных ресурсов земли;

Умение самостоятельно искать, отбирать, перерабатывать и доносить информацию;

Делать выводы на основе осмысления полученной разными способами информации;

Умение анализировать и обобщать данные эксперимента;

Умение представлять полученные знания в модели;

Умение аргументировать свою точку зрения, уважая мнение других учащихся;

Умение работать в команде, сотрудничать с учителем и товарищами.

Необходимое оборудование и материалы

Компьютер, проектор, экран, флэш-презентация, презентация, проигрыватель Windows Media, раздаточный материал для моделирования круговорота воды, карточки со схематическим изображением картины природы.

1.Организационный момент.

Громко прозвенел звонок –

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем

Ни минуты не теряем.

- Какой сейчас у нас урок? (урок окружающего мира) Сегодня мы продолжим разговор об удивительном мире природы.

1 слайд

Мотивация учащихся

-А кто нам сегодня будет помогать путешествовать по этому миру? Давайте познакомимся.  (мульфильм)

-Кто такой Капитошка? (Капля воды)

- Как вы думаете, почему именно Капитошка нам будет помогать? (Говорили о воде на предыдущем уроке.) 

- Что мы узнали о воде? Вода (значение, состав, свойства)

Слайд 2 Видеофрагмент м/ф «Капитошка»

Слайд 3 СМАРТ (вытягивание основных слов)

Первичная      рефлексия, самооценка.

- Всё ли мы знаем про воду? Где находятся наши знания?

Самооценка знаний

-С кем Капитошка подружился? (С Волчонком)

- Волчонок ничего не смог найти  в своей книге об этом загадочном существе. Давайте поможем ему больше узнать о новом друге.

Слайд 3

Создание ситуации успеха.

Целеполагание

Актуализация знаний

1) - Зачем нужна вода?

2) -Капитошка- капля воды! Из чего тогда он состоит? (Состав воды: кислород, водород, примеси, минеральные соли) 

3) – Исследуя воду на предыдущем уроке, мы узнали много её свойств. Выберите для Волчонка нужные слова, обозначающие свойства воды.  (без вкуса, без запаха, прозрачность, бесцветность, текучесть, растворитель)

4) – Я думаю, что мы можем даже небольшой рассказ составить о воде.

Прочитайте предложения. Какие слова «спрятаны» в тексте?

Вода при нагревании …и при охлаждении... В воде растворяются некоторые вещества, потому что вода- хороший… . Воду можно очистить с помощью… .

Известный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери так говорил о воде: «У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобой наслаждаешься, не понимая, что ты такое. Ты – сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами, с тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. Ты самое большое богатство на свете».        

                                                                   Антуан де Сант-Экзюпери

Целеполагание.

- А вода о себе ещё так говорит:                          

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу!

- О чём тогда пойдёт речь на уроке? О чём вместе с Волчонком мы постараемся узнать?  (о разных состояниях воды) 

- Как вы это понимаете?  (вода в природе существует в 3 состояниях: твёрдом, жидком и газообразном)

Слайд 4 СМАРТ (перевёртыши)

Слайд 5 СМАРТ (игра)

Слайд 6

СМАРТ

(стирание)

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9 флеш

РОЛИК

Изучение нового материала.

Открытие новых знаний

Групповая работа

Изучение нового материала.

- Найдите соответствия названию состояния воды и расположению частиц.

(Модели +  Жидкое  Газообразное  Твёрдое + стрелки)

- Загадки помогут нам вспомнить воду в различных её состояниях.

  1. На дворе переполох, с неба сыплется горох. (Град)
  2. Без крыльев летят, без ног бегут, без паруса плывут. (Облака)
  3. Молоко над речкой плыло, ничего не видно было. (Туман)
  4. Бел как мел, с неба прилетел. (Снег)
  5. Утром бусы засверкали, Всю траву собой заткали. А пошли искать их днём. Ищем, ищем, не найдем.

-Где можем наблюдать воду в жидком, твёрдом и газообразном состоянии?  (Распределить картинки – названия состояний воды по группам:  роса, море, реки, озёро,, ручей, дождь, Лёд, снег, сосулька, айсбер Туман. Пар.)

- Почему между моделями стоят стрелки? (Вода постоянно из одного состояния переходит в другое)

- От чего зависит разное состояние воды? Почему она то в твёрдом состоянии, то в жидком, то в газообразном? (От температуры)

- Эти процессы превращения воды из твёрдого состояния в жидкое, из жидкого – в газообразное, из газообразного – в жидкое называют процессами таяния и замерзания, испарения и конденсации. Превращения воды происходят при изменении температуры воды.

- Волчонок доволен: мы много смогли ему рассказать, он даже успел сделать записи в своей книге.

- А Капитошка, подружившись с Волчонком, остался жить поблизости? (Нет. Улетел на облачко.)

- Почему? О каком свойстве воды говорит это явление? (Испарение). 

 -Так что же, Капитошка и Волчонок больше никогда не встретятся? (Ответы детей)

- Давайте попробуем доказать Волчонку этот природный процесс в бытовых условиях.

Открытие новых знаний. Практическая работа. Проведение эксперимента.

- Что это за тело? (ледяной кубик)

- Какое вещество? (вода)

- В каком состоянии? (твердом) 

- Что надо сделать, чтобы вода стала в жидком состоянии? (Необходимо нагреть)

-  Какой процесс происходит? (таяние, превращение из твердого состояния в жидкое)

- Продолжим нагревать воду. Что произойдет? (при 100 градусах начнется процесс кипения и вода начнет превращаться в водяной пар)

- Поставим над поднимающимся паром холодное стекло. Что произойдет? (начнется процесс конденсации – остывания воды и превращение в жидкое состояние)

- Мелкие капли стекаются в более крупные и что же с ними происходит?

   ВЫВОД:

- Также происходит и в природе, только за более длительный промежуток времени.

- Говорят что вода  «вечная путешественница». Как вы это понимаете?

- Как называется этот процесс путешествия воды в природе? (Круговорот)

- И вот какую историю поведала нам сама вода :

Я живу в открытом море,

Там гуляю на просторе.

Путешествовать люблю,

И подруг с собой беру.

Лишь пригреет солнце жарко,

В море мне сидеть уж парко.

Рвусь из водной той среды

К солнцу паром из воды.

До небес я поднимаюсь,

Там с подругами встречаюсь

Образуя облака.

Ветер нас несет, пока

В туче нам не станет тесно.

И тогда, скажу вам честно,

То дождинкой, то снежинкой

Я стремлюсь на землю вниз.

Ну, дружок, теперь держись!

В лесу, в городе и в поле,

В речке, в озере и в море,

И на тоненькой травинке,
Каплей маленькой росинки.

Побывала я не раз.

И теперь в гостях у вас.

– Какие слова спрятались в слове круговорот? (КРУГ и ВОРОТ.)

– ВОРОТ – вращение. Так происходит и в природе.

- А сейчас попробуйте зарисовать эти превращения, когда они происходят в природе. (Работа в группах, обсуждение на доске, ПОТОМ на СМАРТ)

-Объясните, используя схему круговорота воды, какие процессы происходят с водой во время ее путешествия.(испарение, конденсация, замерзание, таяние)

- В каких состояниях бывает вода, проходя круговорот в природе?

- Проверим, правы ли мы в своих выводах. 

Слайд 10 СМАРТ

(модели)

Слайд 11

(Игра)

Слайд 12

СМАРТ

Игра-флеш

Слайд 13

Слайд 13

СМАРТ

Проявление слов-названий процессов превращения воды.

Слайд 14

таяние, замерзание, испарение, конденсация.

Слайд 14

Круговорот

Слайд 15 СМАРТ- картинка

Слайд 16

флеш

РОЛИК

Работа с учебником

- Откройте учебник на 55 стр. Прочитайте статью учебника со слов: круговорот воды происходит и в природе. Делайте пометки карандашом, если что-то незнакомое «?»

После чтения спросить у детей, что для вас оказалось незнакомым,  непонятным.

Так встретятся ли волчонок и Капитошка? (Да)

Прочитайте вывод. (Чтение вслух учеником – с.56)  

Систематизация и обобщение полученных знаний

- Благодаря круговороту воды в природе, вода может переносить различные питательные вещества, необходимые для жизни растений, из одного места в другое.

Летом всё понятно: испарение, конденсация, осадки и вновь испарение…, а зимой дождей нет, значит, и круговорота воды нет. Получается, что Капитошка  с Волчонком зимой не встретятся, а зима у нас длинная.

-Давайте подумаем, есть ли круговорот воды зимой. (Да, нет)

- Может ли вода испаряться при низких температурах? (Нет)

- Для чего хозяйки зимой  вывешивают выстиранное бельё на улицу? (Сушить)

- Поднимите руки, чьи родители сушат зимой бельё на улице.

- Высыхает? (Да)

- Значит, вода испаряется и в мороз.

- В природе в газообразное состояние вода может переходить не только из жидкого, но и из твёрдого: из снега и льда.

- Зимой в виде чего возвращается вода на землю? (в виде снега)

А снег – это вода.

Круговорот воды бесконечен. 

Рефлексия деятельности на уроке

Итог урока

- С чем познакомились (с каким процессом) сегодня на уроке?

- ОЦЕНИТЕ продвижение по самооценочной линейке.

- Что должен помнить каждый землянин о воде? (чтение стихотворения учащимися по строчке)

Вода появляется из ручейка,

Ручьи по пути собирает река.

Река полноводно течет на просторе.

Пока, наконец, не вливается в море.

Моря пополняют запас океана.

Над ним формируются клубы тумана.

Они поднимаются выше пока

Не превращаются в облака.

А облака, проплывая над нами,

Дождем проливаются, сыплют снегами.

Весной соберется вода в ручейки,

Они побегут до ближайшей реки.

Как весь процесс называют в народе?

Круговорот воды в природе.

- Волчонок нашёл ещё много вопросов, связанных с водой

  1. Откуда на небе вода?
  2. Почему вода не кончается?
  3. Могут ли высохнуть моря?
  4. Вы вымыли в классе доску. Она мокрая. Куда делась       вода?
  5. Может ли вода исчезнуть с лица Земли?
  6. Если бы облака были красными, какого цвета были бы лужи?
  7. Почему зимой иногда лопают водопроводные трубы?
  8. Почёму стеклянная бутылка, если она наполнена водой, на морозе ломается?
  9. Почему летом после дождя лужи высыхают быстрее, чем осенью?

-На все ли из них вы можете сейчас ответить? (нет)

-Чем же тогда мы займёмся на следующем уроке? (Продолжим разговор о воде)

ОЦЕНИВАНИЕ Обсуждение.

Слайд 17

Слайд 18

Домашнее задание

Стр.53-56, р.т. стр. 23-25 на выбор:

  1. Подсчитайте дома с родителями, сколько вы в своей семье в среднем тратите воды за сутки.
  2. Поискать ответ на вопрос Волчонка. (раздать вопросы)

СПАСИБО ЗА УРОК

Слайд 19

Слайд 20 Флеш

РОЛИК


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Волшебница - вода". Конспект интегрированного занятия по теме "Круговорот воды в природе" 1 класс

Конспект интегрированного занятия по теме "Круговорот воды в природе". 1-2 класс.На занятии ребята узнают, какое путешествие совершает капелька, с помощью интересных опытов смогут увидеть некоторые эт...

Вода. Круговорот воды в природе.

На уроке учащиеся проследят, как вода переходит из одного состояния в другое, а также пробуют раскрыть, как происходит круговорот воды в природе....

Урок по окружающему миру в 3 классе по теме "Свойства воды. Круговорот воды в природе"

Предлагаю конспект урока по окружающему миру в 3 классе по теме "Свойства воды.Круговорот воды в природе." К нему прилагается и презентация к уроку....

Свойства воды. Круговорот воды в природе.

Задачи урока: закрепить полученные знания о свойствах воды, трех состояниях воды в природе, значении воды в природе и в жизни человека; формировать понятие о круговороте воды, как важнейшем явлении в ...

«Превращение воды. Круговорот воды в природе».

Цель : актуализировать знания детей о круговороте воды в природе.Задачи:Обучающие:- сформировать у детей представление о круговороте воды, как важнейшем явлении в природе, увязать круговорот со с...

Круговорот воды в природе. Значение воды в жизни человека.

Цель урока:формирование у детей представления о круговороте воды, как важнейшем явлении в природе,формировать бережное отношение к ресурсам водынаблюдение за учащимися с помощью методики критического ...

конспект урока окружающего мира 2 класс. Система Л. В. Занкова «Круговорот воды в природе. Экологическая проблема воды»

Урок  окружающего мира 2 класс.Система Л. В. Занкова«Круговорот воды в природе.Экологическая проблема воды»...