Урок окружающего мира
план-конспект урока (окружающий мир, 2 класс) по теме

Болотова Оксана Дмитриевна

Урок по теме: "Круговорот отравленной воды" направлен на формирование экологической грамотности учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Krugovorot_otravlennoy_vody__Dokument_Microsoft_Word.doc97 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования г. Белгорода

МОУ «лицей №9»

Урок окружающего мира

(система Занкова Л.В., 2 класс, 4 четверть)

Тема:   Круговорот отравленной воды

Учебные пособия:

  • учебник «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков
  • рабочая тетрадь к учебнику

Цели: 

  • создать условия для расширения знаний учащихся о круговороте воды в природе;
  • развивать коммуникативные элементы деятельности на уроке окружающего мира;
  • способствовать формированию первичных исследовательских навыков.

Оборудование:

*компьютер, проектор, экран, презентация учебного материала /Приложение 1/

*карточки с заданиями для 4-х групп /Приложение 2/

*листы с текстами «Вода и здоровье»

*листы для рефлексии

                                                                                 

  Подготовила:

                                                                           Болотова Оксана Дмитриевна,

учитель начальных классов

МОУ «лицей №9» г.Белгород

2010г.

Урок окружающего мира

(система Занкова Л.В., 2 класс, 4 четверть)

Тема:   Круговорот отравленной воды

Ход урока:

I.Организационный этап

Учитель

(Звучит спокойная музыка )

 Ребята, какое у вас настроение?

Дети

Доброе, спокойное, радостное…

Учитель

Спасибо, я надеюсь, что наш сегодняшний урок только добавит вам хорошего настроения, желаю вам удачи на уроке.

II.Этап проверки выполнения домашнего задания

Учитель

(cлайд 2) /Приложение1/

Начнём наш урок с проверки домашнего задания. Для этого предлагаю вам выполнить задания в группах. (Дети сидят в группах по 6 человек, каждая получает карточку с заданием) (Приложение 2)

1.Подготовьте выступление на тему:

Участие облаков в круговороте воды в природе.

*Обсудите ваши мысли в группе.

*Если можете, изобразите это в виде схемы.

*Выберите выступающего.

 *Подумайте, какие знания о воде вам пригодились в ходе обсуждения этой темы.

2.Подготовьте выступление на тему:

Каким образом круговорот воды в природе связан с жизнью животных и растений?

*Обсудите ваши мысли в группе.

*Если можете, изобразите это в виде схемы.

*Выберите выступающего.

 *Подумайте, какие знания о воде вам пригодились в ходе обсуждения этой темы.

3.Подготовьте выступление на тему:

Как круговорот воды в природе действует на изменение рельефа Земли?

*Обсудите ваши мысли в группе.

*Если можете, изобразите это в виде схемы.

*Выберите выступающего.

 *Подумайте, какие знания о воде вам пригодились в ходе обсуждения этой темы.

4.Прочитайте текст (Приложение 2) (для этого выберите хорошо читающего ученика).

*Как вы думаете, имеет ли этот рассказ отношение к круговороту воды в природе? Если да, то, какое?

*Предположите, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? Выскажите это классу (начните со слов: «Мы предполагаем, что сегодня на уроке речь пойдёт о …)

Учитель

Прошу к доске первую группу.

Дети

(Выступает группа №1. Отвечающий пользуется схемой, которую выполнила группа и делает вывод, что при ответе

группе потребовались знания о том, что вода существует в трёх состояниях)

Учитель

Слайд 3

Дети

Дополняют и задают вопросы.

Учитель

Право выступить предоставляется группе №2

Дети

Отвечающий показывает на схеме связь круговорота воды с жизнью животных и растений, делает вывод о том, что при составлении ответа на полученный вопрос группе пригодились знания о том, что вода – это растворитель.

Учитель

Слайд 4

Дети

Дополняют и задают вопросы.

Учитель

Прошу к доске группу №3

Дети

3 группа, рассказывая по своей схеме о воздействии круговорота воды на изменение рельефа Земли, отмечают, что им пригодились знания свойств жидкой воды.

Учитель

Слайд 5

Физкультминутка

III.Подготовка учащихся к работе на основном этапе.

Учитель

Пожалуйста, прошу к доске представителя четвёртой группы.

Дети

После прочтения текста ученик делает вывод о том, что этот текст не имеет отношения к круговороту воды в природе. (Возникает проблемная ситуация)

Учитель

Все ли согласны?

Дети

Многие не согласны и высказывают мнения о том, что загрязнение воды имеет прямое отношение к круговороту воды в природе. (С грязной поверхности воды происходят грязные испарения, грязные стоки питают растения и животных, опасность для человека и т.д.)

Формулировка темы урока

Учитель

Ребята, посмотрите, пожалуйста, на экран

Тема: Круговорот воды в природе. Слайд 6

Дети

Надо добавить слово «отравленной»

Учитель

Верно, тема нашего сегодняшнего урока: Круговорот отравленной воды (на доску прикрепляется карточка со словом «отравленной»). А как вы думаете, зачем мы с вами будем говорить об этом?

Дети

Чтобы знать, как происходит круговорот загрязнённой воды, к чему это может привести.

Учитель

А самое главное, как вы можете повлиять на это.

IV.Этап усвоения новых знаний и способов действий.

Учитель

Прошу вас открыть учебники на странице 133, прочитайте статью ««Круговорот» отравленной воды» со стопами с помощью простого карандаша.

V    -   уже знал это

+    -   новое

?     -   не понял

-     -   думал иначе  Слайд 7

Дети

(Читают текст про себя, делая отметки)

Учитель

Кто хочет поделиться своим мнением о прочитанном?

Дети

Выступают 2-3 учащихся

Учитель

Скажите, пожалуйста, о какой проблеме идёт речь в данном тексте?

Дети

Об экологической.

Учитель

Слайд 8

Физкультминутка

V.Этап первичной проверки понимания изученного.

Учитель

Что вас поразило в данном тексте больше всего?

Дети

То, что никакие границы не могут защитить страну от отравленной воды рек и облаков.

Учитель

А кто же может спасти мир?

Дети

Только сами люди.

Учитель

Верно, рассмотрите иллюстрацию на странице 134 и обсудите в группах, что может сделать человек, чтобы избежать данной экологической проблемы.

Дети

Желающие выступают.

Учитель

Помните!.. Слайд 9

VI.Этап коррекции и способов действий учащихся        

Учитель

Откройте тетради на странице 30  №70

Покажите стрелками, как происходит круговорот воды в природе.

Какие объекты и явления природы принимают участие в круговороте воды?

Дети

Облака, ветер, дождь, ледники.

Учитель

Покажите стрелками, как вредные вещества со свалки могут оказаться в доме? Слайд 10

VII.Этап применения знаний (творческая работа)

Учитель

Перед вами лежат листы с текстами «Вода и здоровье»²(Приложение 2), прочитайте и отметьте галочкой пункты, которые связаны с темой нашего сегодняшнего урока.

Дети

(отвечают, доказывая своё мнение)

VIII.Этап подведения итогов урока

Учитель

Итак, мы с вами выяснили, что в круговорот воды всё больше включается отравленная вода, а это в свою очередь приводит к болезням, т.е. на лицо серьёзная экологическая проблема (на доску прикрепляется карточка со словами «экологическая проблема). Может быть, круговорот воды приводит только к плохим последствиям и лучше, если бы его совсем не было?

Дети

Нет, это не так. При помощи круговорота воды в природе образуются новые реки, озёра, ландшафты. А вред приносит деятельность человека.

IX.Этап рефлексии и информации о домашнем задании

Учитель

- У меня к вам вопрос: что вы чувствуете к концу урока?

- О чём вас заставил задуматься сегодняшний урок? Попробуйте закончить следующие фразы:

Сегодня на уроке мне …

Своей работой на уроке я …

Дома я решил …

Дети

Предполагаемые варианты:

Сегодня на уроке мне было интересно…,или я узнал…

Своей работой на уроке я доволен.

Дома я решил:

Подумать, что я могу сделать, чтобы «остановить» круговорот грязной воды

 ( возможны другие варианты)

Учитель

Хорошо, в качестве домашнего задания я предлагаю вам любое из всех вами перечисленных.

Спасибо за урок, вашей работой я осталась довольна.

Слайд 11

Приложение

1

*Подготовьте выступление на тему:

Участие облаков в круговороте воды в природе.

*Обсудите ваши мысли в группе.

*Если можете, изобразите это в виде схемы.

*Выберите выступающего.

 

*Подумайте, какие знания о воде вам пригодились в ходе обсуждения этой темы.

2

*Подготовьте выступление на тему:

Каким образом круговорот воды в природе связан с жизнью животных и растений?

*Обсудите ваши мысли в группе.

*Если можете, изобразите это в виде схемы.

*Выберите выступающего.

 

*Подумайте, какие знания о воде вам пригодились в ходе обсуждения этой темы.

3

*Подготовьте выступление на тему:

Как круговорот воды в природе действует на изменение рельефа Земли?

*Обсудите ваши мысли в группе.

*Если можете, изобразите это в виде схемы.

*Выберите выступающего.

 

*Подумайте, какие знания о воде вам пригодились в ходе обсуждения этой темы.

4

Прочитайте текст¹ (для этого выберите хорошо читающего ученика).

Известный норвежский учёный, путешественник и писатель Тур Хейердал, переплывший в 1947 году на плоту из брёвен значительную часть Тихого океана, вспоминает, что он и его товарищи по плаванию были «глубоко взволнованы красотой и поразительной чистотой океана». А вот после своего путешествия на папирусной лодке от берегов Африки к Центральной Америке он не мог повторить эти слова.

«Загрязнение океана продуктами деятельности человека, - заявил учёный, - заметно не только вблизи берегов, но и на обширных пространствах в его центральной части».

Мореплаватели были изумлены и подавлены количеством всевозможного хлама, плавающего в сотнях миль от земли. Почти каждый день около их лодки можно было видеть пластиковые сосуды, выдавленные тюбики и другие предметы «технической цивилизации».

Но что их особенно огорчило, так это слой каких-то частиц, размером примерно с горошину, покрывающий значительные участки поверхности океана Запах их напоминает запах гниющей рыбы и сточных вод. Частицы эти покрывали воду густым слоем.

*Прочитайте текст вслух классу.

*Как вы думаете, имеет ли этот рассказ отношение к круговороту воды в природе? Если да, то, какое?

*Предположите, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? Выскажите это классу ( начните со слов: «Мы предполагаем, что сегодня на уроке речь пойдёт о …)

¹текст взят из методического пособия «Окружающий мир. Поурочные планы по учебнику Н.Я.Дмитриевой, А.Н. Казакова, 2 класс», автор-составитель Т.С.Гулуева, издательство «Учитель», Волгоград,2009г., с.194

_____________________________________________________________________________

Вода и здоровье

1. 80 % всех заболеваний, вызванных экологическими проблемами, связано с грязной водой.

2. Вода из «горячего» крана не предназначена для питья. Это – бытовая вода для мытья и стирки.

Вода из «горячего крана» содержит опасные для здоровья вещества, способные вызвать отравления, аллергию, расстройство желудка, болезни печени и почек.

Особенно чувствительны к таким веществам маленькие дети и пожилые люди.

3. Мыть посуду нужно горячей водой, а ополаскивать – питьевой, холодной.

4. Нельзя хранить питьевую воду в алюминиевой посуде. Готовить пищу тоже нельзя в алюминиевой посуде – в пище образуются опасные яды.

5. Пить воду надо только очищенную.

Если вы находитесь в лесу, на природе, то нельзя пить воду из «цветущего» водоема. Яд сине-зеленых водорослей не только вызывает отравления, но и вызывает рак.

В условиях природы воду можно обеззаразить:

а) кипятить несколько минут;

б) добавить в сырую воду настойку йода.

6. Нельзя использовать дождевую воду для питья, мытья волос.

7. Нельзя использовать снег для получения питьевой воды. За зиму снег, как губка, впитывает в себя загрязнители среды. Нельзя брать в рот снег, сосульки. Через несколько лет яд обязательно даст о себе знать.

8. Берегите прибрежную растительность – она очищает воду водоема.

Не бросайте в канализацию ядовитые вещества (ртуть из разбившегося термометра, остатки краски, отраву для насекомых и т. д.) – эти яды вернутся к нам с пищей и водой.

Если нужно выбросить ядовитые вещества, тщательно заверните их и выбросите в контейнер для мусора: на мусороперерабатывающем заводе мусор обязательно сжигают и обезвреживают.

9. Не пейте дождевую воду и не давайте ее домашним животным.

        10. Запивать лекарства лучше всего простой кипяченой водой. Некоторые лекарства во взаимодействии с соком или минеральной водой вызывают отравление.

²текст взят из электронного пособия «Охрана жизнедеятельности в школе», раздел «Природа и безопасность», издательство «Учитель», Волгоград

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".

Одна из основных задач педагогов -  разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...

Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру "Формирование экологической культуры учащихся на уроках окружающего мира"

Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру составлена по плану аттестационных требований.В работе представлен раздел по окружающему миру 3 класс А.А.Плешаков "Как ус...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира во втором классе по теме «Моря». ОБЖ Правила поведения на воде. Интерактивная доска при изучении окружающего мира

Конспект урока по теме "Моря". Окружающий мир 2 класс. В приложении представлена презентация и печатный материал: кроссворд и правила поведения на воде....

Урок окружающего мира в 1 классе Тема: « МЫ – ЧАСТЬ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»

Урок окружающего мира в 1 классеТема: « МЫ – ЧАСТЬ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»...