Интегрированный урок "Зима"
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) на тему

Касатина Татьяна Анатольевна

Обобщающий  интегрированный  урок (окружающий мир, русский язык, математика, развитие речи) по теме «Зима» может быть использован в любом классе начальной школы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon 142___.zip1.09 МБ

Предварительный просмотр:

Зима. Обобщение

Интегрированный урок – путешествие с игровыми заданиями.

(развитие речи, математика, русский язык)

Автор: Касатина Татьяна Анатольевна.

Должность: учитель начальных классов.

Место работы: МСОУ школа №10 VIII вида г. Ступино Московской обл.

Учебные пособия:

  1. Аксёнова А.К., Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. «Читай, думай, пиши» Рабочая тетрадь по русскому языку для 4 класса специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, ч. 2. М:  Просвещение, 2006
  2. Перова М.Н. «Математика» Учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М:  Просвещение,  2007.

Тема урока: «Зима. Обобщение»

Интегрированный урок – путешествие с элементами игры

 (развитие речи, математика, русский язык)

Цель урока:

Обобщить знания учащихся о характерных признаках зимы в живой и неживой природе.

Задачи

Обучающие:

Учить детей выделять сезонные изменения. Развивать умение ориентироваться в заданиях различных форм и содержания.

Развивающие:

Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, делать элементарные выводы, устанавливать причинно – следственные связи и закономерности.

Коррекционные:

Коррекция мышления, развитие моторики, наблюдательности, внимания, памяти, расширение кругозора, пополнение словарного запаса.

Воспитательные:

Воспитание бережного отношения к окружающей природе,  дружеских отношений в классном коллективе, уважения к труду, эстетического восприятия природы.

Оборудование:

  1. Презентация «Мнемотаблица «Зима»
  2. Иллюстрации к игре «Оденься на прогулку»
  3. Карточки с анаграммами.
  4. Иллюстрации к игре «Узнай семью»
  5. Карточки с текстом «Коза»
  6. Иллюстрации к игре «Догадайся»
  7. Иллюстрации к игре «Найди ответ»
  8. Дифференцированные карточки для решения задачи.
  9. Иллюстрации к игре «Найди отличия»
  10. Карточки с тестом «Чем похожи?»
  11. Иллюстрации к игре «Что зимой бывает?»

Ход урока.

I. Оргмомент.

- У нас сегодня урок, требующий внимания, сосредоточенности, ответственности, так как мы отправляемся в путешествие. И очень важно, чтобы все члены нашей команды вернулись в целости и сохранности.

Игра «Снежный ком»

Первый ученик называет себя, второй учащийся –  первого ученика и себя, третий – первого ученика, второго и себя, и т.д.

II. Актуализация темы.

- Мы заканчиваем тему «Зима в природе», подводим итоги и проверяем ваши знания и умения.

- Сегодня мы отправляемся в путешествие по карте. Но эта карта (См. Презентацию «Зима») не совсем обычная, на ней нет никаких опознавательных знаков. Для того чтобы открыть картинки на нашей карте, необходимо отгадать загадки. Итак, отправляемся в путешествие  по теме «Зима в природе».

III. Признаки зимы.

Он всё время занят делом,

Он не может зря идти.

Он идёт и красит белым

Всё, что видит на пути. (Снег)

- Итак, мы открыли первую ячейку. Как вы думаете, о чём нам здесь нужно вспомнить?

- Наша тема «Признаки зимы».

- Скажите, что изменилось в природе с приходом зимы?

Игра «Подбери признак»

- Подберите признаки предметов к словам:

Зима (какая?) ______, _______, _______, _______,  _______.

Снег (какой?) _______, _______, _______, _______, _______.

Настроение (какое?) _______, _______, _______, _______, _______.

 IV. Физкультминутка.

С неба падают снежинки,

Как на сказочной картинке.

Будем их ловить руками

И покажем дома маме.

А вокруг лежат сугробы,

Снегом замело дороги.

Не завязнуть в поле чтобы,

Поднимаем выше ноги.

VI. Зимняя одежда.

- Следующая остановка и новая загадка:

Черна, а не земля,

Пушиста, а не снег,

Греет, а не печка. (Шуба)

- На этой станции мы вспомним, как нужно одеваться зимой.

Игра «Оденься на прогулку».

- Помогите Незнайке из предложенных предметов одежды выбрать те, которые можно одеть на зимнюю прогулку.

- Объясните свой выбор.

VII. Дикие животные зимой.

Не барашек и не кот,

Носит шубу целый год.

Шуба серая – для лета,

Для зимы – другого цвета. (Заяц)

- О чём мы будем говорить на этой станции?

- Какого цвета шуба у зайца зимой?

- Зачем он меняет цвет?

- Какие ещё животные меняют свою окраску зимой?

- Как другие звери зимуют?

Игра «Что за зверь?»

Ученики получают карточки с анаграммами.

КЕЛАБ, ЗОКА, КЛОВ, АСЛИ, ДЕДМЕВЬ

-Расшифруйте слова. (Белка, коза, волк, лиса, медведь)

- Найдите лишнее слово. Объясните свой выбор.

VIII. Домашние животные.

- А мы отправляемся дальше. Отгадайте следующую загадку:

Рыжий молокозавод

День жуёт и ночь жуёт:

Ведь траву не так легко

Переделать в молоко! (Корова)

- Назовите домашних животных.

- Как проводят зиму домашние животные?

  1. Восстановление текста.

Ученики получают тексты, читают парами и находят ошибки и неточности.

Коза.

Коза – это домашнее животное. У неё два больших крыла и красная грудка. Тело покрыто пушистой, длинной белой или чёрной шерстью. У козы есть длинный сильный хвост. Голова небольшая, вытянутая книзу, с торчащими рожками. На ногах есть плавательные перепонки. Она любит зелёную сочную травку. Это животное питается мышами. На зиму она впадает в спячку.

IX. Птицы зимой.

- А нам пора дальше. Слушайте следующую загадку:

Чернокрылый, красногрудый,

И зимой найдёт приют:

Не боится он простуды

 – С первым снегом

Тут как тут! (Снегирь)

- Какую тему мы повторяем?

- Чем опасна зима для птиц?

- Как мы можем им помочь?

Выполнение упр. 5 стр. 7 (Рабочая тетрадь «Русский язык. 4 класс»)

    - Прочитайте. Выпишите названия птиц. Подчеркните названия диких птиц.

X. Физкультминутка.

Во дворе стоит сосна,

К небу тянется она.

Тополь вырос рядом с ней,

Быть он хочет подлинней.

Ветер сильный налетал,

Все деревья раскачал.

Ветки гнутся взад – вперёд,

Ветер их качает, гнёт

Мы размялись от души

И за парты вновь спешим.

 

XI. Деревья зимой.

- Какая же наша следующая станция?

- Давайте отгадаем загадку.

Что же это за девица:

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьёт,

А в иголках круглый год. (Ель)

Игра «Догадайся»

- По какому признаку разделены слова на группы.

Ученики получают карточки и объясняют принцип объединения слов.

дуб                                           сосна                                   клён

ель                                            пихта                                 дуб

берёза                                      ель                                       осина

лиственница                           кедр                                     липа        

сосна                                       лиственница                       берёза                        

 

XII. Охрана и укрепление здоровья.

- А чтобы сделать остановку, мы отгадывает загадку:

А что было! А что было?

Мам речку в дом пустила.

Речка весело журчала,

Мам в ней бельё стирала.

А потом, а потом

Я купался под дождём. (Душ)

- Кто догадался, о чём мы будем говорить на этой остановке?

  1. Игра «Знаешь ли ты себя?».

Дети встают в круг. Учитель задаёт вопросы, дети, глядя друг на друга, знаками показывают ответ на вопрос.

  1. Что в человеческом теле встречается 1 раз? (Голова, шея, живот, лицо)
  2. Что встречается 2 раза? (Уши, ноги, руки, глаза)
  3. Что встречается 4 раза? (Веки, конечности)
  4. Что встречается 10 раз? (Пальцы на руках или ногах)
  5. Что встречается 20 раз? (Пальцы на руках и ногах)
  6. Что встречается 24 раза? (Рёбра)
  7. Что встречается 32 раза? (Зубы)

  1. Решение задачи № 14 стр. 89 (Учебник «Математика. 4 класс» Перова М.Н.)

Дифференцированные карточки.

Карточка №1 (Низкий уровень подготовки)

    4 б.б. – по 5кг

    3 м.б. – по 3кг

    Всего - ? кг

  1. Сколько кг мёда в больших банках?

5кг x * = * кг

  1. Сколько кг  мёда в маленьких банках?

3кг x * = * кг

     3) Сколько всего?

          * кг + * кг = * кг

Карточка №2 (Средний  уровень подготовки)

    4 б.б. – по *кг

    3 м.б. – по *кг

    Всего - ? кг

  1. Сколько кг мёда в больших банках?

  1. Сколько кг  мёда в маленьких банках?

     3) Сколько всего?

         

Карточка №3 (Высокий  уровень подготовки)

   

   4 б.б. – по *кг

    3 м.б. – по *кг

    Всего - ? кг

XIII. Труд людей зимой.

- Мы шагаем дальше. Перед нами очередная станция. Слушайте загадку:

Я землю копала –

Ничуть не устала.

А кто мной копал,

Тот и устал. (Лопата)

- При чём тут лопата?

Игра «Найди ответ»

Ученики получают задания на карточках.

 Подчеркните правильные выражения. Объясните свой выбор.

  1. Лопата – инструмент для уборки снега.
  2. Снег зимой убирают сеялками.
  3. Чтобы было больше грязи, дороги посыпают песком.
  4. Снег не рекомендуется убирать, так как он согревает землю.
  5. Для уборки снега можно использовать лопату, трактор, комбайн.
  6. После снегопада нужно обязательно чистить тротуары.

XIV. Зимние забавы.

- Ну, вот  и последняя наша остановка.

Две полоски на снегу

Оставляю на бегу.

Я лечу от них стрелой,

А они опять за мной. (Лыжи)

- Перечислите зимние забавы детей.

Игра «Найди отличия».

           

XV. Итог урока.

  1. Игра «Что зимой бывает?»

- Соедините стрелками явления природы, которые можно наблюдать зимой.

                                                        листопад

                                                        гроза

                                                        метель

Зимой бывает                                мороз

                                                        прилёт перелетных птиц

                                                        оттепель

                                                        гололедица

  1. Тест «Чем похожи»

- Объясните, чем похожи предметы:

  1. Лопата и снегоуборочная машина,
  2. Ель и ёж.
  3. Снег и лёд.
  4. Лыжи и коньки.
  5. Заяц и лиса.

XVI. Домашнее задание.

Нас в любое время года

Учит мудрая Природа.

Птицы учат пению,

Паучок – терпению.

Пчёлы в поле и в саду

Обучают нас труду,

И к тому же в их труде

Всё по справедливости.

Отражение в воде

Учит нас правдивости.

Учит снег нас чистоте,

Учит солнце доброте

И при всей огромности

Обучает скромности.

У Природы круглый год

Обучаться нужно.

Нас деревья всех пород,

Весь большой лесной народ

Учит крепкой дружбе. (В.Орлов)

- Составьте  небольшой рассказ о том, чему вас научила природа.

        

Использованные ресурсы.

  1. Аксёнова А.К., Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. «Читай, думай, пиши» Рабочая тетрадь по русскому языку для 4 класса специальных (коррекционных) учреждений вида, ч. 2. М:  Просвещение, 2006.
  2. Перова М.Н. «Математика» Учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М:  Просвещение, 2007. 
  3. Теремкова Н.Э. «Логопедические домашние задания для детей с ОНР», ООО «Издательство ГНОМ и Д, 2005.
  4. Карпенко М.Т. «Сборник загадок», М: Просвещение, 1988

8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интегрированный урок окружающего мира и математики 2 класс ("Виды животных", "Время")

Интегрированный урок по окружающему миру "Виды животных" и математики "Время" 2 класс...

Презентация к интегрированному уроку по ИЗО, литературному чтению, музыке. Тема:"Весна идёт!"

Урок способствует совершенствованию навыков работы с поэтическим текстом, обогащению словарного запаса, развивает эмоциональные чувства, воображение, творческую активность обучающихся, основываясь на ...

Интегрированный урок русского и английского языка по теме:"Удвоенные согласные в корне слова"

Урок проведен на конкурсе "Учитель года России2008" и заслужил победу в номинации "Первый учитель" и годовую подписку в журнале "Начальная школа", где и был опубликован....

Интегрированный урок (краеведение+ ИЗО) "Птицы Алтайского края"

Интегрированный урок (краеведение+ ИЗО) "Птицы Алтайского края" можно провести в любом классе начальной школы....

Интегрированный урок с презентацией

На уроке на доступном уровне раскрываются понятия экономика, цена, прибыль. Дети учатся выявлять связи между составными частями экономики....

О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 На базе школы создана инновационная региональная площадка  по инклюзивному обучению. В рамках данного приоритетного направления администрацией школы, членами творческой г...


 

Комментарии

Очень много разнообразных заданий на развитие логики, речи.