ИКТ на уроках окружающего мира
статья по окружающему миру по теме

Белова Лариса Сергеевна

Статья о возможностях ИКТ в преподавании окружающего мира

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ikt_okrmir.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

ИКТ на уроках окружающего мира

Предмет «Окружающий мир» в начальной школе — сложный,   но очень интересный и познавательный. И для того, чтобы интерес к предмету не угас, необходимо сделать урок занимательным, творческим. Здесь на помощь приходят  информационно-коммуникационные технологии.  Использование ИКТ на уроках   окружающего мира позволяет формировать и развивать у учащихся такие ключевые компетенции, как учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, общекультурные.

Именно в начальной школе происходит смена ведущей игровой деятельности ребёнка   на учебную. Применение компьютерных технологий в учебном процессе как раз и позволяет совместить игровую и учебную деятельность.   Использование богатых графических, звуковых и интерактивных возможностей компьютера создаёт благоприятный эмоциональный фон на занятиях, способствуя развитию учащегося как бы незаметно для него, играючи.

 С введением ФГОС изучение окружающего мира предполагает не только изучение материалов учебника, но и наблюдения и опыты, проводимые с помощью цифровых измерительных приборов, цифрового микроскопа, цифрового фотоаппарата и видеокамеры. Наблюдения и опыты фиксируются, их результаты обобщаются и представляются в цифровом виде. Средства ИКТ являются наиболее перспективным средством реализации проектной методики обучения. В современных условиях главной задачей образования является не только получение учениками определенной суммы знаний, но и формирование у них умений и навыков самостоятельного приобретения знаний. В начальной школе учащимся важно научиться ориентироваться в бурном потоке информации, выделять главное, обобщать, делать выводы.
       Опыт показывает, что усвоение информации именно на уроках   окружающего мира вызывает у детей наибольшие затруднения. Причины этого я вижу в следующем:

большой объем информации; неумение работать с информацией; недостаточное количество наглядных пособий; некоторые темы являются достаточно сложными. Теперь каждый может проводить уроки по-новому, увлекая детей, представляя информацию более наглядно, разнообразно.

ИКТ позволяет демонстрировать на уроке:

фотографии животных, растений, памятников, городов, известных людей и др., отсканированные иллюстрации книг, карты и др., схемы и таблицы, тесты, кроссворды для проверки знаний, видеоматериалы на темы «Жизнь животных», «Экологические проблемы», аудиозаписи «Голоса животных», и др., музыкальное сопровождение при демонстрации фото- и видеоряда.

Компьютер можно использовать на всех этапах урока.

Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению материала (анимация, видео, звук)

Этап усвоения новых знаний (послайдовое изложение материала, таблицы, схемы, анимация)

Этап закрепления новых знаний (тесты, вопросы, упражнения, задания различного характера).

 Формы использования компьютера в качестве обучающего средства различны. Это и работа всем классом, и группами, и индивидуальная работа.

В своей работе я использую различные виды компьютерных программ 

Одна из наиболее доступных для применения в работе программ — Microsoft Power Point. Тематические презентации, которые представляют собой электронное сопровождение к текстам учебника, значительно экономят время учителя, способствуют формированию интереса к предмету и, следовательно, положительно влияют на качество образования младших школьников.

Иллюстрации, видео фрагменты помогают учащимся совершить виртуальное путешествие по странам, городам, побывать в прошлом, ярче представить образы русских царей от Ивана Грозного до Николая II.  

Microsoft PowerPoint можно также использовать и для тестирования.   Тесты позволяют достаточно оперативно выявить уровень знания учащихся.

Слайд – шоу, созданное в программе Windows Movie Maker, позволяет расширить рамки учебника и показать завораживающую красоту животного и растительного мира.

Еще одно из направлений использование ИКТ — использование готовых программных продуктов. Мультимедийный учебник «Уроки Кирилла и Мефодия. Окружающий мир. 4 класс» включает тематические уроки, анимированные интерактивные задания. В уроки включены игровые тестовые задания, загадки, видеофрагменты, занимательные факты. Материал, представленный в доступной форме, способствует развитию познавательного интереса школьников.

Электронное пособие «Природа, человек, общество» обеспечивает поддержку образовательного процесса. Дополняет содержание и методику обучения материалом, который увеличивает возможность обогащения чувственного опыта обучающегося (демонстрации, анимации), обеспечивают условия для индивидуализации процесса обучения (упражнения, тесты, игровые сюжеты).

Благодаря использованию данного материала по предмету у ребят повысилась мотивация к учению, они с удовольствием выполняют домашнее задание, готовят дополнительные материалы к   урокам, активно работают, стараются показать свои знания на  уроках.

Но еще большую пользу приносят презентации, которые "рождены" и прокомментированы самими ребятами. Создание презентаций учит детей самостоятельно добывать знания, выделять  нужную, полезную информацию по  данной проблеме, учит правильно доносить информацию до слушателей аудитории, чувствовать уверенность в своих знаниях и делать свои выводы.  Приобретаемые детьми знания и умения становятся личностно-значимым приобретением.

Работа по внедрению новой технологии позволила мне повысить собственную информационную компетентность, так как я: научилась структурировать объемный материал; работать с различными источниками информации; обрабатывать информацию и представлять ее в доступной для детей форме; научилась сочетать новую технологию с другими методами, формами и приемами работы;

 Список использованной литературы

  1. Бурлакова А. А. Компьютер на уроках в начальных классах.//Начальная школа плюс До и После. - 2007. - №7
  2. «Информационные технологии на уроках в начальной школе». Составитель  О.В.Рыбьякова. Издательство Учитель. Волгоград 2008г.
  3. Суровцева И. В. Добываем знания с помощью компьютера. //Начальная школа плюс До и После. - 2007. - №7

Белова Лариса Сергеевна, учитель начальных классов

 Муниципальное общеобразовательное учреждение «Основная  общеобразовательная школа № 7 города Белово»

Belova1609@mail.ru

652615  Кемеровская область, город Белово, переулок Спортивный 1-55

Тел. 89050701855

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".

Одна из основных задач педагогов -  разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...

Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру "Формирование экологической культуры учащихся на уроках окружающего мира"

Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру составлена по плану аттестационных требований.В работе представлен раздел по окружающему миру 3 класс А.А.Плешаков "Как ус...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира во втором классе по теме «Моря». ОБЖ Правила поведения на воде. Интерактивная доска при изучении окружающего мира

Конспект урока по теме "Моря". Окружающий мир 2 класс. В приложении представлена презентация и печатный материал: кроссворд и правила поведения на воде....

Урок окружающего мира в 1 классе Тема: « МЫ – ЧАСТЬ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»

Урок окружающего мира в 1 классеТема: « МЫ – ЧАСТЬ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»...


 

Комментарии

Андреева Елена Викторовна

Статья интересна и познавательна,написана доступным языком!