Урок окружающего мира по теме "Солнечная система" (презентация "Космос")
презентация к уроку по окружающему миру (2 класс) на тему
Урок окружающего мира по теме "Солнечная система" составлен по учебнику О.Т.Поглазовой 2 класс ("УМК "Гармония"). К данному уроку создана презентация "Космос".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Kosmos.rar | 1.11 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
по окружающему миру
по учебнику О.Т.Поглазовой «Окружающий мир» 2 класс
(УМК «Гармония»)
Автор: Билявская Наталья Витальевна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Лахденпохской средней школы
Республики Карелия
Тема: Наша «солнечная семья»
Цель: Сформировать представления учащихся о Солнечной системе.
Задачи: 1. Познакомить с планетами Солнечной системы, научить различать планеты и звёзды
2. Воспитывать уважительное бережное отношение к планете Земля.
3. Развивать умение исследовать космические тела и делать самостоятельные выводы по теме урока, умение работать в группе, воображение, фантазию, наблюдательность.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, электронное учебное пособие «Природа, человек, общество», презентация «Космос», карта звёздного неба, таблицы для исследований.
I. Организационный момент:
II. Проверка домашнего задания:
- Как называются самосветящиеся космические тела?
- Что называют созвездиями?
- Какой дополнительный материал о звёздах и созвездиях вам удалось найти? Расскажите.
- Кто сделал аппликацию созвездия? Покажите ребятам, пусть они узнают созвездие и назовут его.
III.Сообщение темы и цели урока:
Сегодня на уроке мы продолжим говорить о новых небесных телах. Давайте отправимся в путешествие на мечтолёте по космической карте (смотрите форзац учебника). Поможет нам в путешествии презентация «Космос». (Слайд № 1)
- Мы должны знать такие новые слова как «галактика», «Вселенная», «Солнечная система) (Слайд № 3, 4).
- Пристегните ремни!
Ученик 1: Далёкие звёзды над нами горят,
Зовут они в гости ребят.
Собраться в дорогу нетрудно для нас,
И вот мы готовы к полёту сейчас.
Ученик 2: Ждёт нас быстрая ракета
Для полёта на планеты.
Отправляемся на Марс –
Звёзды, в гости ждите нас»
Ученик 3: Скомандует диктор: «Внимание! Взлёт!»
И наши ракеты уж мчатся вперёд.
Прощально мигнут и растают вдали
Огни золотые любимой Земли.
Учитель: К какому небесному телу приблизился наш мечтолёт?
Ученики: Это Солнце - раскалённый газовый шар. Это ближайшая к нам звезда средней величины. Поэтому оно светит и греет. (Слайд № 5)
IV. Изучение нового материала
1. Знакомство с планетами Солнечной системы.
Учитель: Ещё в глубокой древности люди, наблюдая за небесными светилами, заметили, что на небе есть блуждающие светила. Их назвали планетами.
Планеты – холодные космические тела, которые не излучают собственного света. Они светятся, потому что отражают солнечный свет.
(Учитель показывает слайд № 6 из презентации «Космос».)
Вокруг Солнца движется 9 больших шарообразных планет. Вы видите модель Солнечной системы на экране.
(Слайд № 7) Мечтолёт будет совершать путешествие от одной планеты к другой.
Планеты Меркурий, Венера, Марс имеют твёрдую поверхность и близки по размерам к Земле. Меркурий и Венера находятся ближе к Солнцу, чем Земля. Марс – дальше. Более доступна наблюдениям Венера. Её можно увидеть в лучах утренней или вечерней зари.
Физкультминутка:
Не зевай по сторонам,
Ты сегодня космонавт!
Начинаем тренировку,
Чтобы сильным стать и ловким.
Руки в стороны поставим,
Правой левую достанем,
А потом наоборот –
Будет вправо поворот.
Раз – хлопок, два – хлопок,
Повернись ещё разок!
Раз, два, три, четыре,
Плечи выше, руки шире.
Опускаем руки вниз
И за парты вновь садись!
2. Работа по учебнику: с.98 учебника
Учитель: Рассмотрите иллюстрацию учебника и прочитайте о самых больших планетах.
Ученики читают текст самостоятельно.
Учитель: Что новое вы узнали о планетах?
(Слайд № 7) Пролетим над планетами – гигантами.
Ученики: Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун – планеты – гиганты. Их размеры гораздо больше Земли. Самая большая – Юпитер – больше Земли в 11 раз. Планеты – гиганты не имеют твёрдой поверхности. Они имеют много спутников. Все планеты и их спутники вращаются вокруг собственных осей.
Учитель: Какая планета особая и почему? Из окна мечтолёта видно, как мала эта планета по сравнению с другими планетами.
Ученики: Плутон – «карликовая» планета. Её размеры очень малы.
Учитель: Некоторые учёные предлагали в 2007г. отнести её к астероидам.
Вы видите на иллюстрации Плутон и его спутник.
Учёные открыли малые планеты – астероиды. Они небольшого размера. Форма их разнообразна. Пояс астероидов находится между орбитами Марса и Юпитера.
3. Расстояние от Солнца. (Слайд № 7)
Учитель: Рассмотрите форзац учебника. Вы видите, как планеты удалены от Солнца. Назовите самые близкие планеты.
Ученики: Самая близкая – Меркурий, затем – Венера, Земля и т.д.
Учитель: Меркурий делает оборот вокруг Солнца за 88 суток. За какое время делает оборот вокруг Солнца Земля?
Ученики: За 365суток и 4 часа – год.
Учитель: Самая далёкая планета – Плутон совершает один оборот за 250 земных лет. Какой можно сделать вывод о скорости вращения планет вокруг Солнца?
Ученики: Чем дальше планета от Солнца, тем больше времени уходит на один оборот вокруг него.
3. Наша планета. (Слайд № 8)
- Полюбуемся из космоса красавицей Землёй. Почему она кажется голубой?
Ученики: ¾ Земной поверхности занято водой.
Ученики читают стихи о планете Земля.
4. (Слайд № 9)
- А вот и спутник Земли – Луна! Посмотрите на невидимую с Земли сторону Луны.
5. Солнечное и Лунное затмения:
- Хотите узнать, почему происходит Солнечное и Лунное затмения?
- Смотрите на экран.
(Слайд № 10, 11) Во время вращения Земли вокруг своей оси и по солнечной орбите иногда возникают моменты, когда диск Солнца полностью закрывается Луной.
(Слайд № 12) Лунное затмение наступает, когда Луна полностью закрыта тенью Земли от Солнца.
6. Учитель: Наш мечтолёт, пролетая от одной планеты к другой, не раз встречал на своём пути разные небесные тела. А что это так ярко сияет в космическом пространстве?
Ученики: Это звёзды. Вот совсем рядом сияет Полярная звезда.
Исследование «Как отличить планету от звезды?» - работа в группах
Учитель: Каждой группе даны таблицы. Вам нужно найти и указать отличия планеты от звезды.
аспекты | планеты | звёзды |
определение | ||
Состав (из чего состоят?) | ||
размеры | ||
свечение | ||
Как движутся в космосе? |
Ученики работают в группах, используют материал учебника, энциклопедии, справочный материал.
Результат работы группы:
Аспекты | планеты | звёзды |
Определение | Холодные космические тела. | Огромные раскалённые газовые шары, излучающие свет. |
Состав (из чего состоят?) | Планеты Меркурий, Венера, Земля, Марс имеют твёрдую поверхность. Планеты – гиганты не имеют твёрдой поверхности. | Состоят из частиц газа. |
Размеры | 4 планеты близки размерам Земли, 4 планеты – гиганты, 1 планета – карлик. | Огромные шары. Многие звёзды горячее и больше Солнца. Но мы видим их маленькими светящимися точками, потому что они находятся очень далеко от Земли, гораздо дальше Солнца. |
Свечение | Не излучают собственного света. Отражают солнечный свет. | Светятся! Цвет звезды зависит от температуры. Звёзды белого и голубого цвета – самые горячие, жёлтые и красные – «холоднее». |
Как движутся в космосе? | Все планеты и их спутники вращаются вокруг собственных осей. Одновременно вращаются вокруг Солнца. | Звёзды вращаются вокруг своей оси и одновременно двигаются в космосе в своей галактике. |
Как отличить на небе? | Светят спокойным ровным светом. В бинокль планета видна как маленький светлый кружок. | Звёзды поблёскивают, мерцают. В бинокль звезда видна как всегда светящаяся точка. |
Каждая группа отвечает на один вопрос.
- Все группы работали дружно, сумели найти ответы на поставленные вопросы.
V. Подведение итогов урока:
Учитель: Вот и закончилось наше путешествие. Что особенно вас заинтересовало? На какие вопросы вы не успели найти ответ?
О какой планете вам захотелось узнать подробнее?
VI. Домашнее задание: Подготовьте рассказ об одной планете Солнечной системы.
Литература:
1. С.Ю.Афонькин Школьный путеводитель «Космос» - Спб, 2003
2. Энциклопедия для любознательных «Отчего и почему?» - Москва: Махаон, 2008
3. О.Т.Поглазова Методические рекомендации к учебнику- Смоленск: Ассоциация XXI век, 2005
4. Энциклопедия «География» - М: Росмэн, 1998
5. Энциклопедия «Наука» - М: Росмэн, 1998
6. «Природа, человек, общество» Электронное учебное пособие - ООО «ДОС», 2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".
Одна из основных задач педагогов - разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...
Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру "Формирование экологической культуры учащихся на уроках окружающего мира"
Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру составлена по плану аттестационных требований.В работе представлен раздел по окружающему миру 3 класс А.А.Плешаков "Как ус...
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...
Урок окружающего мира во втором классе по теме «Моря». ОБЖ Правила поведения на воде. Интерактивная доска при изучении окружающего мира
Конспект урока по теме "Моря". Окружающий мир 2 класс. В приложении представлена презентация и печатный материал: кроссворд и правила поведения на воде....
УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ДЛЯ 4 КЛАССА ПО ТЕМЕ: «АРКТИКА И ЧЕЛОВЕК»УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ДЛЯ 4 КЛАССА ПО ТЕМЕ: «АРКТИКА И ЧЕЛОВЕК»
Девятый урок в разделе программы «Человек и природа»...
Урок окружающего мира в 1 классе Тема: « МЫ – ЧАСТЬ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»
Урок окружающего мира в 1 классеТема: « МЫ – ЧАСТЬ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»...
Комментарии
спасибо за урок