Урок "В гости к зиме"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

Методический материал для учителя начальных классов для проведения урока для ознакомления  детей с зимними явлениями природы, с жизнью растительного и животного мира зимой. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_gosti_k_zime.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

В гости к зиме

Цели урока:  - Познакомить  детей с зимними явлениями природы, с жизнью растительного и животного мира зимой.

- Систематизировать и обогатить  знания детей о природных связях.

- Воспитывать бережное отношение к природе.  

Оборудование: Карточки- названия привалов, рисунки «Следы на снегу».

За неделю учительница должна дать задания ученикам приготовить сообщения о «Снежинках», «Неживая природа зимой», «Животные зимой», «Птицы зимой».

Ход урока

1.Организационный момент

- Добрый день, мои юные друзья! Приглашаю вас в гости к очень  красивому времени года, а какое это время года, вы скажите сами.

 Наступили холода.

 Обернулась в лед вода.

 Длинноухий зайка серый

 Обернулся зайкой белым.

 Перестал медведь реветь:

 В спячку впал в бору медведь.

 Кто скажет, кто знает,

 Когда это бывает?

(зимой)

- Итак, представим ,что мы пошли в зимний лес. Как надо вести себя в зимнем лесу?

А сейчас - в путь!

2.Привал первый « Неживая природа зимой».

- Как вы думаете, когда наступает зима? По каким признакам мы узнаем приход зимы?

Зима́ — одно из четырёх времён года, между осенью и весной. Основной признак этого времени года — устойчивая низкая температура (ниже 0 градусов по Цельсию), во многих районах Земли выпадает и ложится на поверхность земли снег. Астрономическая зима на планете длится с момента зимнего солнцестояния до момента весеннего равноденствия с 22 декабря до 21 марта. Календарная зима состоит из трёх месяцев: декабрь, январь и февраль.

- Посмотрите вокруг .Что лежит на земле?( Снег)

О снеге нам сегодня расскажет( ученик ).

Рассказ ученика.

Снежинка — снежный или ледяной кристалл, звёздчатый многогранник, чаще всего в форме шестилучевых звёздочек или шестиугольных пластинок.

Во время очень сильных морозов (при температуре ниже −30 °C) ледяные кристаллики выпадают в виде «алмазной пыли» — в этом случае на поверхности земли образуется слой очень пушистого снега, состоящего из тоненьких ледяных иголочек. Обычно же в процессе своего движения внутри ледяного облака ледяные кристаллики растут за счет непосредственного перехода водяного пара в твердую фазу. Как именно происходит этот рост, зависит от внешних условий, в частности от температуры и влажности воздуха. Характер зависимости ученые в общих чертах выявили, однако объяснить его пока не смогли. В одних условиях ледяные шестигранники усиленно растут вдоль своей оси, и тогда образуются снежинки вытянутой формы — снежинка-столбики, снежинки-иглы. В других условиях шестигранники растут преимущественно в направлениях, перпендикулярных к их оси, и тогда образуются снежинки в виде шестиугольных пластинок или шестиугольных звездочек. К падающей снежинке может примерзнуть капелька воды — в результате образуются снежинки неправильной формы.

Практическая часть .Можно взять снег за окном и посмотреть лупой.

3.Привал «Секреты животного мира»

- А теперь послушаем, рассказы ваших одноклассников о том, как живут зимой различные животные наших лесов.

Рассказы учеников. н.р.

 Заяц-Беляк — растительноядное животное с чётко выраженной сезонностью питания. Весной и летом он кормится зелёными частями растений; в различных частях ареала отдавая предпочтение клеверу, одуванчику, мышиному горошку, тысячелистнику, золотарнику, подмареннику, осокам, злакам. Охотно кормится овсом и клевером на полях. На северо-западе ареала в большом количестве поедает побеги и плоды черники. Местами поедает хвощи и грибы, в частности, олений трюфель, который выкапывает из земли.

Осенью, по мере высыхания травы, зайцы начинают есть мелкие веточки кустарников. По мере установления снежного покрова питание грубыми кормами приобретает всё большее значение. Зимой беляк кормится побегами и корой различных деревьев и кустарников. Практически повсеместно в его рацион входят различные ивы и осина. Берёзы и лиственницы объедаются им не так охотно, но из-за доступности служат важным источником пищи, особенно в северных и восточных районах. На юге беляк нередко питается побегами широколиственных пород — дуба, клёна, лещины. Местами в питании велика роль рябины, черёмухи, ольхи, можжевельника, шиповника. При возможности и зимой раскапывает и поедает травянистые растения и ягоды; кормится сеном в стогах. В горах Дальнего Востока выкапывает из-под снега шишки кедрового стланика.

Весной зайцы скапливаются на лужайках с молодой травой стайками по 10—30 голов и с жадностью поедают её. В это время они подчас так увлекаются кормлением, что теряют свою обычную осторожность. Как и все растительноядные животные, беляк испытывает дефицит минеральных солей. Поэтому он периодически поедает почву и заглатывает мелкие камешки. Охотно посещает солонцы, грызёт кости павших животных и сброшенные лосями рога.

 Медве́жьи — семейство млекопитающих отряда хищных. Отличаются от других представителей псообразных более коренастым телосложением. Медведи всеядны, хорошо лазают и плавают, быстро бегают, могут стоять и проходить короткие расстояния на задних лапах. Имеют короткий хвост, длинную и густую шерсть, а также отличные обоняние и слух. Охотятся вечером или на рассвете. Обычно боятся человека, но могут быть опасными в тех местах, где они привыкли к людям, особенно белый медведь и медведь гризли. Невосприимчивы к пчелиным укусам. В природе естественных врагов почти не имеют. Большинство медведей ведёт оседлый образ жизни. Бурый медведь, гималайский и чёрный медведи проводят большую часть зимы в логове (берлоге), в состоянии гибернации (спячки). В этот период они живут за счёт накопленных жировых запасов.

О птицах зимой. Рассказы учеников.

- Что мы можем сделать ,чтобы облегчить их жизнь зимой?

- Правильно,  кормушки. Объявляем конкурс  на самую удобную, красивую кормушку.

4. Привал « Игровой»

- А теперь посмотрите на рисунок «Следы на снегу». И угадайте чьи это следы?

Игра «Снежный ком».

- Я кидаю этот снежный ком(сделанный из бумаги белой). А вы быстро отвечаете на вопросы , а то ручки замерзнут.

- Какие  главные признаки зимы?

- Назовите зимующих животных?

- Назовите животных которые впадают в спячку?

- Назовите зимующих птиц?

- Какие зимние приметы  знаете?

- Какие праздники отмечаем зимой?

- Назовите зимние месяца?

5. Итог урока.

Домашнее задание : Сочинить стихотворение о зиме или маленький рассказ «Удивительная зима».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В гости к зиме. Птицы зимой.

Данная презентация создана на весь урок. Некоторые слайды соединены в 1 слайд с целью уменьшения объема. Для использования придется просто раскидать все по местам....

"В гости к зиме. Птицы зимой"

Данная работа поможет раскидать слайды к презентации "В гости к зиме. Птицы зимой", которая была сжата и сокращена с целью уменьшения объема....

В гости к зиме. Животные зимой.

На уроке учащиеся систематизировали знания о жизни животных зимой...

В гости к зиме. Жизнь дерева зимой

Урок по окружающему миру для 2 класса. Урок - обобщение знаний....

Урок «В гости к зиме». Сезонные изменения в неживой природе зимой.

УМК "Школа России". Знакомим учащихся с сезонными изменениями в неживой природе зимой. ...

Открытый урок по окружающему миру во 2-м классе по теме: "В гости к зиме. Неживая природа зимой"

Тип: изучение нового материалаЦель: Создание условий для ознакомления учащихся с зимними изменениями в неживой природе    Задачи:познакомить с изменениями в неживой природе зимой, учить расс...

В гости к зиме. Неживая природа зимой.

В гости к зиме. Неживая природа зимой. Дать понятие о зимних природных явлениях, опираясь на непосредственный жизненный опыт учащихся: снежный покров на земле, лед на водоемах, снегопад, метель, ...