В гости к зиме. Неживая природа зимой.
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

В гости к зиме. Неживая природа зимой.

Дать понятие о зимних природных явлениях, опираясь на непосредственный жизненный опыт учащихся: снежный покров на земле, лед на водоемах, снегопад, метель, изморозь, оттепели, гололед; научить видеть красоту зимней природы.    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_gosti_k_zime.docx29.17 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: В гости к зиме. Неживая природа зимой.       

Задачи урока:

 Дать понятие о зимних природных явлениях, опираясь на непосредственный жизненный опыт учащихся: снежный покров на земле, лед на водоемах, снегопад, метель, изморозь, оттепели, гололед; научить видеть красоту зимней природы.


Прогнозируемые результаты:

Дети узнают о зимних изменениях в живой и неживой природе, будут учиться рассказывать о своих наблюдениях в природе родного края. обобщить и систематизировать наблюдения детей над зимними природными явлениями; пронаблюдать за формой снежинок (подготовка к усвоению сведений о кристаллизации замерзающей воды).

Учебные материалы: иллюстрации с видами зимней природы; плакаты «Зима»; электронный носитель к учебно-методическому комплекту «Окружающий мир» А.А.Плешаков для 2 класса, слайды для демонстрации по программе PowerPoint.

Ход урока:

I.Мотивация учебной деятельности

-Ребята, мы сегодня отправимся в гости к одному из сезонов года.

- Послушайте отрывок из стихотворения Самуила Маршака и скажите о каком времени года в нём говорится.

Снег на крыше, на крылечке.

Солнце в небе голубом.

В нашем доме топят печки.

В небо дым идёт столбом.

- В стихотворении говорится о зиме.

-Мы сегодня с вами отправимся в гости к зиме и узнаем, какие изменения происходят в неживой природе зимой.

II. Актуализация знаний

Повторение пройденного материала

-Давайте сначала повторим, что мы называем живой природой, а что- неживой природой.

электронный носитель

Игра «Установи соответствие» (по электронному носителю к учебно-методическому комплекту «Окружающий мир» А.А.Плешаков для 2 класса)

III.Работа по теме урока

Слайд 1 «Зима»

-Рассмотрите картину. Какое время года изображено на картине?

-Осень.

-На второй картине?

-Зима.

- Как изменилась природа с наступлением зимы?

- Всё вокруг стало белым, реки и озёра покрыты льдом, почва замёрзла.

-Дни стали короче, а ночи стали длиннее.

-Благодаря чему всё в природе стало белым?

-Снегу.

-Снег какой?

-Снег белый, пушистый.

          -Ребята, снег-это зимнее явление природы.

(на доску вывешивается табличка снег)

-Давайте послушаем стихотворение И. Сурикова «Зима»

Чойган:

Белый снег, пушистый, в воздухе кружится

И на землю тихо падает ложится.

И под утро снегом поле забелело,

 точно пеленою всё его одело.

- Как идёт снег? Что он делает в воздухе?

-Снег кружится, падает с неба на землю.

-Это явление природы называется- снегопад.(На доску прикрепляется табличка Снегопад)

-Давайте посмотрим удивительное явление природы- снегопад.

электронный носитель

Дети наблюдают за снегопадом по электронному носителю к учебно-методическому комплекту «Окружающий мир» А.А.Плешаков для 2 класса)

- При сильном ветре снег кружится, несётся по воздуху и по земле. У домов, у заборов, у деревьев появляются сугробы.

Слайд 2 « Метель»

Это явление природы называется- метель.

(на доску вывешивается табличка со словом метель)

-А сейчас отгадайте загадку и узнаете из чего состоит снег.

Что за звездочки сквозные
На пальто и на платке,
Все сквозные – вырезные,
А возьмешь – вода в руке.
(Снежинка.)

-Правильно, это снежинки. Из маленьких снежинок состоит снег.

-Снежинки- это замёрзший водяной пар, который образуется в воздухе и падает на землю.

(на доску вывешивается предложение: « Снежинки- это замёрзший водяной пар, который образуется в воздухе и падает на землю.»

Слайд 3 «кристаллизация воды»

-Рассмотрите  различные изображения снежинок.

Слайды 4,5,6,7 «Снежинки»

(Учитель показывает слайды и картинки с изображениями снежинок и вывешивает на доску.)

-Снежинки бывают разные и очень красивые. Некоторые даже имеют свои названия.

Они могут иметь такие названия:

Звёздочка

Запонка

Ёж

Пластинка

Игла

Столбик

-Угадайте, названия снежинок. (Приложение 1)

(Дети соотносят карточки с названиями снежинок с изображениями снежинок)

Работа в тетради. С. 51.

-Ребята. Откройте тетради на с.51., укажите стрелками, как называются снежинки.

Физминутка

Под музыку Чайковского «Вальс снежинок»

– Изобразите действием мой текст.
Вы – снежинки. Вас кружит ветер, он  то подбрасывает вас вверх, то снова опускает на землю. Днём вы блестите от солнышка, а ночью, когда кружит метель, вам хочется танцевать снежный вальс.
– Спасибо, присаживайтесь.

Продолжение работы по теме урока

-А погода зимой какая бывает?

-Морозная.

-В морозную погоду снег бывает рыхлой, сухой. Но иногда становится тепло, снег подтаивает. Появляются лужицы. И это явление природы называется –оттепель.

(на доску вывешивается карточка со словом  оттепель)

Слайд 8 «оттепель»

-Смотрите на экран. Зимой, когда оттепель, снег тает, появляются сосульки.

-Сейчас послушайте стихотворение и вы узнаете, что происходит с подтаявшей водой во время оттепели. (ученик читает стихотворение Н. Некрасова)

Снежок порхает, кружится,

На улице бело.

И превратились  лужицы

В холодное стекло.

-Во что превратились лужицы?(в стекло те.е в лёд)

-Ребята посмотрите на экран. Появившаяся во время оттепели вода и подтаявший снег затем замерзают и становятся как стекло. Так на улицах появляется гололедица.

(Учитель вывешивает на доску карточку со словом гололедица)

Слайд 9 «гололедица»

-В это время пешеходам и водителям автомобилей надо быть особенно осторожными.

-Зимой что появляется на окнах, что вы заметили?

-Появляются различные узоры.

-Смотрите на экран. Вот какие красивые узоры появляются на окнах.

Слайды 10,11,12,13 «Иней, изморозь»

 -Это явление природы называется  изморозь. Узоры появляются от инея (хыраа) не только на окнах, но и на деревьях.

(Учитель вывешивает на доску карточку со словом изморозь, иней)

-В воздухе всегда есть прозрачный водяной пар. Тёплые пары воздуха оседают на холодных стёклах и  превращаются в кристаллы льда, так же как снежинки в небе. Так появляются ледяные узоры на окнах.

-Когда бывает изморозь, удивительно красивым становится всё вокруг.

Особенно красиво становится в парке, в лесу.

-Послушайте стихотворение М. Лесна- Раунио IIоб этом явлении природы.

Кто рисует так искусно,

Что за чудо фантазёры,

ледяной рисунок грустный:

Реки, рощи и озёра?

Кто нанёс орнамент сложный

На окно любой  квартиры?

Это всё один художник.

Это всё его картины.

-Как зовут художника?

-Мороз.

 Творческая работа

-Представьте, что вы- мороз. На партах лежат листы, возьмите синий карандаш и нарисуйте свои узоры на стёклах.

Устраивается выставка работ.

 Работа с учебником. С.130-131 (дети читаю текст)

I V. Рефлексия учебной деятельности.

(Опираясь на то, над чем работали на уроке и текст учебника дети отвечают на вопросы, отгадывают загадки, разгадывают кроссворд)

1.Вопросы

- Какие изменения в неживой природе происходят с приходом зимы.? Какие осадки выпадают зимой? Что происходит с землёй?

-Что происходит с водоёмами.

-Какие явления природы происходят зимой в неживой природе?

2. Загадки

-Вспомнив то, о чём мы говорили на уроке, вы можете отгадать загадки:

Скатерть бела весь свет одела.

(Снег.)

Что за звездочки сквозные на пальто и на платке,
Все сквозные, вырезные, а возьмешь — вода в руке?

(Снежинки.)

Ни в огне не горит, ни в воде не тонет.

(Лед.)»

  1. Кроссворд
  1. Из чего состоит снег?(снежинки)
  2. Что рисует ледяные узоры на реке?(мороз)
  3. Как называются тёплые дни зимой?(оттепель)
  4. Первый месяц зимы. (январь)

Домашняя работа

Наблюдать за изменениями в неживой природе

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Кызыла»

Разработка урока по окружающему миру для 2 класса

по программе А.А.Плешакова «Окружающий мир»

Тема урока: «В гости к зиме. Зимние явления в неживой природе»

Урок составила учитель начальных классов МБОУ СОШ № 2 г. Кызыла Монгуш Саяна Алексеевна

        Кызыл 2011 г.

Аннотация урока по окружающему миру для 2 класса

Задачи урока:

 Дать понятие о зимних природных явлениях, опираясь на непосредственный жизненный опыт учащихся: снежный покров на земле, лед на водоемах, снегопад, метель, изморозь, оттепели, гололед; учить видеть красоту зимней природы.


Прогнозируемые результаты:

Дети узнают о зимних изменениях в живой и неживой природе, будут учиться рассказывать о своих наблюдениях в природе родного края. обобщить и систематизировать наблюдения детей над зимними природными явлениями; пронаблюдать за формой снежинок (подготовка к усвоению сведений о кристаллизации замерзающей воды).

Учебные материалы: иллюстрации с видами зимней природы; плакаты «Зима»; электронный носитель к учебно-методическому комплекту «Окружающий мир» А.А.Плешаков для 2 класса, слайды для демонстрации по программе PowerPoint; изображения снежинок и карточки с их названиями; у каждого ученика на столе чистый лист А-4 и синий карандаш.

Структура урока:

На уроке четыре этапа:

  1. Мотивация учебной деятельности

II.       Актуализация знаний

  1. Работа по теме урока
  1. Беседа.
  2. Работа с наглядным материалом, электронными носителями.
  3. Творческая работа.
  4. Работа с учебником.

I V.   Рефлексия учебной деятельности.

Описание урока

№ урока в теме

Урок № 1 в теме «В гости к зиме»

Тема урока

Зимние явления в неживой природе

Соответствующий раздел государственного стандарта

Программа «Окружающий мир» А.А. Плешакова

Форма урока

Открытие новых знаний

Использование электронных материалов

Актуализация знаний

Использование электронного носителя к учебно-методическому комплекту «Окружающий мир» А.А.Плешаков для 2 класса

Работа по новой теме

Использование программы PowerPoint для демонстрации слайдов;

Использование электронного носителя к учебно-методическому комплекту «Окружающий мир» А.А.Плешаков для 2 класса

Форма контроля

Творческая работа

Загадки

Кроссворд


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Живая и неживая природа зимой

Живая и неживая природа зимой...

Урок «В гости к зиме». Сезонные изменения в неживой природе зимой.

УМК "Школа России". Знакомим учащихся с сезонными изменениями в неживой природе зимой. ...

"Зима в неживой природе"

Разработка открытого урока по окружающему миру по теме: "Зима в неживой природе" .Программа "Перспектива"...

Открытый урок по окружающему миру во 2-м классе по теме: "В гости к зиме. Неживая природа зимой"

Тип: изучение нового материалаЦель: Создание условий для ознакомления учащихся с зимними изменениями в неживой природе    Задачи:познакомить с изменениями в неживой природе зимой, учить расс...

Зима в неживой природе, 2 класс

На уроке дети нетолько знакомятся сзимними  явлениями в неживой природе, но и проводят исследование, в игровой форме получают метель, работают в парах, заполняют кластер....

Разработка урока окружающего мира по теме "Неживая природа зимой"

Разработка урока по окружающему миру по теме "Неживая природа зимой"....

Разработка урока окружающего мира по теме "Неживая природа зимой"

Разработка урока по окружающему миру по теме "Неживая природа зимой"....