Зима в неживой природе, 2 класс
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Потапова Ирина Геннадьевна

На уроке дети нетолько знакомятся сзимними  явлениями в неживой природе, но и проводят исследование, в игровой форме получают метель, работают в парах, заполняют кластер.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока29.08 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель Потапова И.Г.

Тема урока: Зима в неживой природе. 2 класс

Цель урока: дать понятие о зимних природных  явлениях, опираясь на жизненный опыт обучающихся.  

Задачи урока:

  • ознакомить детей с основными зимними явлениями и событиями;
  • провести яркие параллели между информацией урока и жизненным опытом детей;
  • обговорить такие явления, как: снег, изморозь, снегопад, гололед, оттепель;
  • объяснить, что такое зимнее солнцестояние;
  • раскрыть красоту зимнего времени года;
  •  формировать умения соблюдать правила безопасного поведения на улице зимой.
  •  развивать мышление, наблюдательность, любознательность учащихся.
  •  воспитывать любовь и бережное отношение к природе

Предметные

  • систематизировать и закрепить имеющиеся и получить новые знания и зимней поре года;
  • научить учащихся наблюдать за природой, видеть и замечать новое;
  • привлечь внимание к форме снежинок

Личностные

- сохранять учебно-познавательный интерес к новому материалу, способность к самооценке;
- использовать и обогащать личный опыт учеников;
Познавательные

- формировать умения анализировать, сравнивать.

- учить преобразовывать информацию в алгоритм, действовать по алгоритму

Коммуникативные

- формировать умение работать в паре, в группе, умение слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию.

- учить представлять результат своей работы;

Регулятивные
- учиться искать пути решения учебной задачи

Тип урока: Урок «открытия новых знаний»

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая работа, в парах.

Оборудование:

  • теллурий – модель-прибор, которая демонстрирует движение Земли вокруг Солнца за год и вращение вокруг оси Земли за сутки;
  • средство воспроизведения аудиозаписей;
  • аудиозаписи «Вивальди – Времена года (зима)»,
  • качественные репродукции зимнего леса
  • качественная фотография снежинки крупным планом;
  • снежинки
  • лупа
  • Плешаков А.А., М.Ю.Новицкая. Окружающий мир. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2010.

I. Мотивирование к учебной деятельности.
В мире много интересного
В мире много неизвестного
Миру знаний нет предела
Так скорей друзья за дело.

-Но чтобы начать работать, проверим всё ли готово к уроку: учебник, рабочая тетрадь, конверты, лупа, клей, снежинки. Ими вы сегодня в конце урока сами будете оценивать свою работу на уроке.

II. Актуализация знаний.
(видио)                                                                        щелчок
- Какое настроение  навевает вам такая музыка?

- Как воспринимал зимнюю природу  Анто́нио Лю́чио Вива́льди (— итальянский композитор в своём произведении «Времена года.Зима»?

-Зима – это непростое время года. Она холодная, беспощадная, но вместе с этим – она завораживающе красива в своем белом величии. Зима – снежная королева неживой природы. ЕЁ белые наряды волшебные и очаровывающие. Вот поэтому многие поэты и художники есть, были и будут влюблены в зиму.

- Каких поэтов и художников вы знаете? Кто из них писал или рисовал природу зимой.     Щелчок 3 раза

- Что такое природа?

-Какая бывает природа?

-Что относится к живой природе?

-Приведите примеры неживой природы.

-Назовите,  какие явления природы вы знаете?

- Какие из названных явлений можно отнести к зимним явлениям?

- Как вы думаете, какая  тема нашего урока. (Зима в неживой природе.)

- Какую задачу мы сегодня должны решить?


III Выявление места и причины затруднения, щелчок
-Как вы думаете, когда наступает зима? (Предположения учащихся.)
-Правильно, по календарю зима начинается 1 декабря. Декабрь – первый зимний месяц. А в природе зима наступает каждый год в разные сроки.     Первые морозы – это еще не зима. Заморозки сменяются теплом, снег падает и тает по нескольку раз. Небо заволакивается тяжелыми облаками. Декабрьские оттепели традиционны для нашего климата. Иногда даже вскрываются реки. Но зима не сразу наступает. Вот-вот она расщедрится на пушистые снега и морозцы. Зима в природе начинается, когда температура воздуха устанавливается ниже 0 градусов – замерзают водоемы, прочным снеговым покровом покрывается земля.

 Но учёные считают что начало зимы наступает 22 декабря.. А почему?

-Откуда мы можем получить эту информацию? (дети перечисляют) с. 12 учебника

-Как называется этот день?    щелчок

(Это день зимнего солнцестояния. Солнце в этот день низко поднимается на небе, а день самый короткий в году.)

Именно этот день ученые астрономы, наблюдающие за небесными светилами, считают началом зимы. (Солнце из северного полушария переходит в южное).      щелчок
- С каждым днём свету от солнца становиться больше, с какого дня день начинает прибывать, а ночь убывать? 25 декабря зимний солнцеворот. Страничка народного календаря. С 14 щелчок

Щелчок                        Физминутка

IV.   Построение проекта выхода из затруднения        щелчок 

- Что изменилось в природе с приходом зимы? (температура, осадки, ветер)

- Почему зимой температура воздуха ниже, чем осенью?

Используя теллурий учитель показывает причину похолодания. То, что она связана с углом попадания солнечных лучей на плоскость Земли, наклона оси Земли к орбите ее вращения вокруг Солнца.

Дети вспоминают пройденный материал, особо запомнивших – нужно поощрить позитивной оценкой. Когда в сторону Солнца наклонена ось Земли – на Северном полушарии царит лето, потому что лучи Солнца падают почти вертикально и лучше согревают атмосферу Земли. Когда движение Земли вступает в фазу, когда ее ось отклонена в сторону, противоположную светилу, то лучи Солнца падают на поверхность вскользь, слабо обогревается атмосфера и наступает время царицы Зимы.

-Какова же причина зимних изменений в природе? (высота солнца над горизонтом).

Работа в парах.            

Напомните как мы должны работать в группе?

-Опираясь на статью учебника с.12-13  и тетрадь с. 8 №2.Составьте список зимних явлений в неживой природе.

 Назовите, какие зимние явления в неживой природе вы выписали?

V. Первичное закрепление.

- Какое самое характерное природное явление, говорит нам, что начинается зима. (снегопад)     щелчок

- А что называется снегопадом?

- А что такое снег?

- Из чего состоит снег?

-Если нет ветра, то как летят снежинки? (тихо, плавно, медленно)

- Тогда их можно рассмотреть поймав  на варежку.  

- Как вы думаете, какую форму имеют снежинки чаще всего? (снег на столы, рассматривают под лупой) 

Давайте ещё посмотрим, какие бывают снежинки. Откройте учебник на с. учебника 14

-Ребята, а какие неприятности может принести людям снегопад? (обрыв проводов и обламывание веток деревьев под тяжестью снега, завалы и заносы на дорогах)

-Если снег идет при ветре, как вы думаете,  называется это погодное явление? 

-Давайте выполним упражнение, которое поможет вам ответить на вопрос. Упражнение с снежинками: сделали глубокий вдох и плавный длительный выдох на снежинки, губы в «трубочку».

-Что произошло с снежинками?

-Какое явление мы попытались изобразить? (метель) 

- Рассмотрите репродукцию картины Ф.Васильева. щелчок

-  Что вы видите на картине?

-Хочется грустить или радоваться, глядя на картинку?

-Что хотел рассказать художник своей картиной?

-Что такое оттепель? Работа по учебнику с 12

-Как вы думаете называется это природное явление? (оттепель)

И картина Ф.Васильева  так и называется «Оттепель», щелчок

- После оттепели оттаявшая вода и снег замерзают, на дорогах образуется…. щелчок

Чем опасен гололёд для пешеходов и водителей?

- Какое ещё одно явление природы бывает после оттепели напоминающее бахрому?  (изморозь) щелчок

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

-Напомните ребята, какая тема у нас была? щелчок

- Какую задачу  мы с вами поставили в начале урок?

- Сейчас вы в группах заполни кластер зимних явлений неживой природы.

Откройте конверт, там лежат карточки, на которых написаны определения

зимних явлений.

-Чья группа выполнит – поднимет большую снежинку.

 ПРОВЕРИМ! Кто выполнил верно! (на доске коллективно собирается кластер)

VII Рефлексия учебной деятельности

А теперь оцените свою работу.

- Если вы считаете, что вы работали активно,  не допускали ошибок, поставьте карточку напротив оценки отлично.

- Если вы считаете, что работали активно, но допускали несколько ошибок при чтении и в ответах, поставьте карточку напротив оценки хорошо.

- Если вы допускали  много ошибок, поставьте карточку напротив оценки надо поработать.

отлично.

хорошо

надо поработать.

VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Сегодня я приготовила для вас разное домашнее задание и хочу, чтобы каждый сам выбрал для выполнения то, что считает важным для себя и интересным после сегодняшнего урока:

- Нарисуй или найди картинку зимнего леса, расскажите коротко о нем (3 предложения).

- Найди фотографию зимнего леса, расскажите коротко о нем (3 предложения).

- Придумай или найди загадки о зимних явлениях неживой природы.

- Попробуй написать стихотворение о зиме, используя слова:
 ________________________снежинки, 
_________________________ на тропинке, 
_________________________дома, 
_________________________зима,
_________________________уголки, 
__________________________у реки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зима в неживой природе 2 класс ( УМК "Перспектива")

Цель: познакомить с зимними явлениями в неживой природе: оттепель, гололедица, снегопад, метель, изморозьПланируемые результаты:Личностные:-способствовать восприятию окружающей природы, как явления на...

Тест по теме "Зима в неживой природе" 2 класс УМК "Перспектива"

Тест "Зима в неживой природе" (Плешаков, Новицкая)...

Окружающий мир. Конспект урока "Зима в неживой природе" 2 класс Перспектива

Тема урока: Зима в неживой природе. 2 классЦель урока: дать понятие о зимних природных  явлениях, опираясь на жизненный опыт обучающихся.  Задачи урока:ознакомить детей с основными зимними я...

Окружающий мир "Зима в неживой природе" 2 класс УМК "Перспектива" презентация

Презентация для урока по окружающему миру "Зима в неживой природе" 2 класс...

Технологическая карта урока окружающего мира «Зима в неживой природе» (УМК «Перспектива», 2 класс)

Цель урока: формирование у младших школьников представлений о зимних явлениях неживой природы.Задачи урокаДидактические:Формировать знания о неживой природе зимой;Формировать умение обобщать и система...

Конспект занятия кружка по развитию речи обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 3 класса Тема: «Зима, приметы неживой природы»

Конспект занятия кружка по развитию речи обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 3 класс. Тема: «Зима, приметы неживой природы»...