Главные вкладки

    Рабочая программа по окружающему миру 3 класс (система Л. В. Занкова)
    календарно-тематическое планирование по окружающему миру (3 класс) по теме

    Маркина Елена Ивановна

     

    В программе представлена пояснительная записка к планированию, распределение часов по темам, а также подробное тематическое планирование учебного материала.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл okruzhayushchiy_mir_3_klass.docx63.64 КБ

    Предварительный просмотр:

    Рабочая    учебная    программа

    Окружающий мир

    составлена на основе авторской программы

    Н. Я. Дмитриевой, А. Н. Казакова  по курсу «Окружающий мир»,

     утверждённой Министерством образования Российской Федерации

    (сборник программ для начальной школы «Система Л.В.Занкова»,

    Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2009)

    в соответствии с требованиями федерального компонента

    Государственного стандарта начального общего образования.

     

    (Занятия проводятся интегрировано

    с уроками ОПК )

    Количество часов в неделю: 2 часа

    Количество часов за год: 68 часов

    Пояснительная записка

            В проекте Образовательных государственных стандартов нового поколения написано, что «…с одной стороны, предмет «Окружающий мир» создает фундамент для изучения значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории. С другой стороны - это первый, единственный и последний предмет в школе, рисующий широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира». Именно такое понимание учебного предмета «Окружающий мир» изначально заложено в программу и учебники, разработанные в системе развивающего обучения.
            Основная цель изучения курса: ознакомить учащихся с окружающим миром, каким он существует сегодня, и на основе этого развивать у детей эмоционально-ценностное отношение к миру, экологическую грамотность и духовно-нравственную культуру.
    Представление целостной широкой картины мира с ее внутренними взаимосвязями между различными областями знания является ключевым требованием системы общего развития школьников.

    В системе развивающего обучения Л.В. Занкова курс окружающего мира (авт. Н.Я.Дмитриева, А.Н. Казаков) является интегрированным. В нём для изучения и исследования детям предлагаются явления как природной, так и социальной жизни в тесной взаимосвязи.

            Одной из задач развивающего обучения по системе Л.В. Занкова является создание целостной картины мира в сознании ребёнка. Современный учащийся младших классов благодаря развитию СМИ и информационных технологий знает о разнообразных фактах и явлениях, происходящих вдали от его дома, значительно больше, чем о том, что его непосредственно окружает. Знания эти раздроблены и не систематизированы. Кроме того, окружающий мир не только является объектом познания, но и таит в себе определённые опасности. Чтобы обеспечить осознание ребёнком образных отношений между объектами и явлениями окружающего мира, необходимо установить межпредметные связи. Этим объясняется необходимость разработки интегрированного курса «Окружающий мир», включающий в качестве неотъемлемой части курс «Обеспечение безопасности жизнедеятельности». Интеграция позволяет установить связь между полученными знаниями об окружающем мире и конкретной практической деятельностью учащихся, т.е. реализовать одно из требований стандарта начального образования: «Использование приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни». Способность человека защитить себя формируется на основе двух аспектов системы знаний об опасности, риске и овладении навыками и средствами защиты. Эти знания, умения и навыки необходимы для обеспечивания собственной безопасности и правильного поведения в чрезвычайных ситуациях, т.е для формирования новой компетенции учащихся. Практическая направленность курса позволяет детям осознать собственный жизненный опыт и найти ответ на вопросы: «Как строить отношения «человек – природа» и «человек – общество»? – на основе сохранения экологического пространства, вживания в экосистему, а не её разрушения; на основе формирования толерантной личности – человека, способного самостоятельно определять свою позицию, заинтересованно и терпимо относиться к положению и мнению многих людей.

            Таким образом, интегрированный курс «Окружающий мир», погружая в разнообразную природу и общественную среду, пробуждает в детях интерес к своей Земле и родному краю, к окружающим людям, к своей семье, чувство сопричастности к тому, что происходит в нашем общем доме.

            На уроках окружающего мира интегрировано проводится курс «Основы православной культуры».

    Планирование  ОПК  разработано на основе  программы А. В. Бородиной:   История   религиозной  культуры: Программа учебного курса для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. – Изд. 7-е, испр. – М., 2009. – 64 с.

     Программа апробирована в школах различного типа с 1996 г.  Курс  используется  как средство повышения качества базового образования по русскому языку, литературе, истории, обществоведению, граждановедению, мировой художественной культуре, по региональным краеведческим курсам, а также для систематического духовно-нравственного воспитания в общеобразовательных учреждениях различного типа.  Занятия проводятся 1 раз в неделю.

    Реферативное описание тем

     пп

    Наименование раздела

    Всего часов

    Содержание курса

    Требования к уровню подготовки обучающихся

    1

    Природные условия земли

    12

    Особенности планеты Земля Ознакомление с масштабом карт. Погода. Показатели погоды: температура воздуха, направление и сила ветра, атмосферные осадки, наличие облаков. Народные приметы погоды. Представление о климате. Почва. Состав почвы. Свойства почвы. Охрана почв. Природная зона как взаимосвязь живых организмов с неживой природой. Приспособленность организмов к условиям окружающей среды.

    Обучающиеся должны знать

    -наиболее типичных представителей растений и животных природных зон России;

    -характерные признаки сезонов года родного края;

    -названия основных сообществ (лес, луг, водоем);

    -названия и отличительные признаки наиболее распространенных в родном крае растений и животных;

    -названия и отличительные признаки особо охраняемых в данной местности растений и животных; правила поведения в природе;

    -правила безопасности в лесу и на водоемах;

    -имена выдающихся российских государственных деятелей

    князья Владимир, Ярослав Мудрый,

    Александр Невский, Дмитрий Донской, Иван IV Грозный;

    Кузьма Минин, Дмитрий Пожарский;

    уметь:

    -определять местонахождение крупных объектов на физической карте России;_ узнавать в окружающем мире изученные растения: мхи, папоротники, хвойные, цветковые;_ приводить примеры растений и животных природных сообществ;

    фиксировать с помощью условных знаков основные признаки погоды; составлять устную характеристику погоды выбранных дней;

    -устанавливать последовательность основных исторических событий в России в изучаемый период.

    2

    Человек в далеком прошлом

    9

    Природные условия, в которых появился человек. Представления о природных зонах Африки. Особенности жизни древних людей. Наследие Древнего мира. Лента времени (год, век, тысячелетие).

    3

    Земли восточных славян

    15

    Природная зона степей. Единство почв, растительности и животного мира. Сезонные изменения в природе степей. Охрана почв, растительности и животного мира. Природная зона лесов. Единство почв, растительности и животного мира. Сезонные изменения в зоне лесов европейской части России. Листопад.

    4

     Объединение русских земель вокруг Москвы

    9

    Залесский край. Законы лесной жизни. Природные сообщества: лес, луг, водоем, их значение. Ядовитые растения леса и луга. Изменения в природе, связанные с деятельностью человека. Объединение вокруг Москвы русских земель.Дмитрий Донской и Куликовская битва.Освобождение от ордынского ига. Культура Московской Руси. Исторические достопримечательности. Золотое кольцо России.

    5

    Образование Древнерус-

    ского государства

    7

    Образование Древнерусского государства. Первые русские князья. Принятие Русью христианства. Князь Владимир. Ярослав Мудрый. Культура: устное народное творчество, письменность, материальная культура. Ордынское нашествие. Александр Невский и Ледовое побоище.

    6

    Путь от Руси к России

    16

    Культура Московской Руси. Исторические достопримечательности. Золотое кольцо России.

    Изучение рельефа, почв, природных сообществ родного края, запоминание наиболее охраняемых растений, животных, грибов, усвоение правил поведения в природе, ориентирование на местности.

    Окружающий мир

    Четверть

    Всего часов

    Формы контроля

    Контрольные работы

    Проверочные

    Тесты

    Практические

    экскурсии

    1 четверть

    18

    1

    1

    2

    1

    1

    2 четверть

    14

    1

    1

    1

    3 четверть

    21

    2

    1

    2

    4 четверть

    15

    1

    1

    2

    2

    Всего

    68

    2

    2

    7

    5

    4

    Учебно-методическое обеспечение

    Учебники (автор, название,

    год издания,

    кем рекомендован или допущен, издательство)

    Методические материалы

    Дидактические материалы

    Материалы для контроля

    Мы и окружающий мир. Учебник. 3 класс, 2006 г.
    Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н.

    Входит в комплект учебников, отражающих содержание интегрированного курса "Мы и окружающий мир", для четырехлетней начальной школы. Построение курса исходит из логики исторического развития природы, Земли, человека и общества.

    Окружающий мир. Методика. 3 класс, 2008 г.Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н.
    Методические рекомендации разработаны авторами курса "Окружающий мир" для учителей, работающих по системе развивающего обучения Л.В. Занкова

    Окружающий мир. Мы и окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 класс, 2011 г.

    Н. Я. Дмитриева

    Мы и окружающий мир. Учебник. 3 класс, 2006 г.
    Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н.
    Входит в комплект учебников, отражающих содержание интегрированного курса "Мы и окружающий мир", для четырехлетней начальной школы. Построение курса исходит из логики исторического развития природы, Земли, человека и общества.

    Календарно – тематический план

    уроков окружающего мира в 3 классе

    по системе Л.В.Занкова

    п/п

    Наименование

    разделов и тем

    Кол-во

    часов

    Дата

    Коррек

    ти

    ровка

    Тип

    урока

    Основные

    вопросы

    Наглядные

    пособия.

    Интернет

    ресурсы

    Домашнее

    задание

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    10

    Природные условия земли (12 ч)

    1

    Приглашение к путешествию.

    Рождество Христово и новая эра. (ОПК)

    1

    комб

    Знания, необходимые для путешест-венников. Работа с физич. картой. Маршрут нашего путешествия

    учебник карта

    Часть I,

    с. 3–5

    2

    Масштаб

    1

    комб

    Ознакомление с масштабом

    учебник икт

    уч.5–7 р.т.6–8,13

    3

    Лента времени

    Как распространялось Евангелие (ОПК)

    1

    комб

    Умение пользоваться лентой времени

    учебник икт

    уч 7–9

    р.т.9–12

    4

    Погода

    1

    комб

    Наблюдение за погодой в течение недели. Сравнение погоды разных дней. Выделение признаков погоды. Определение понятия «погода». Погода разных сезонов

    учебник икт

    уч.10–11

    р.т.14, 17

    5

    Погода. Народные приметы погоды

    Экскурсия.

    1

    экск.

    Изменчивость погоды. Метеорология – наука о погоде. Классификация признаков хорошей и плохой погоды. Наблюдения в природе

    учебник икт

    уч 12–15 р.т.16

    6

    Климат

    Храм как образ Вселенной (ОПК)

    1

    комб

    Представление о климате.

    Сравнение погоды одного дня

    в разных уголках России. По-

    казатели климата

    учебник икт

    уч 16–18  р.т.15, 18

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    10

    7

    Климатические пояса

    Умеют ли говорить иконы?(ОПК)

    комб

    Климатические пояса. Работа с

    картой климатических поясов.

    Выявление причин, влияющих

    на разнообразие климатов. Оп

    ределение климата своей местности

    карта учебник

    Учебник

    С.18–20

    р.т с.19

    8

    Почва. Состав почвы. (практическая работа).

    1

    практ

    Состав почвы. Определение состава почвы

    учебник

    Учебник

    с.20–22

    р.т. з.20–22

    9

    Образование почв. Плодородие

    О чем рассказывает цвет? (ОПК)

    1

    комб

    История образования почв. Почва и растения. Разнообразие почв. Плодородие. Перегной

    учебник икт

    уч 22–25

    р.т.26, 27

    10

    Защита почв

    1

    комб

    «Живая–мертвая». Защита почв

    от загрязнения, разрушения

    учебник икт

    уч 24–27

     р.т.23–25

    11

    Природные зоны суши Земли.

    Как иконы представляют святых? (ОПК)

    1

    комб

    Ознакомление с природными зонами в разных тепловых и климатических поясах. Общее и отличия. Природные зоны мира. Приспособл.живой природы к условиям окружающей среды. Работа с физической картой

    карта учебник икт

    уч. 27–30

    р.т.28–30

    12

    Обобщение знаний по теме. Проверочная работа.

    1

    пров.знан.

    Самостоятельная работа

    сборн. заданий

    Человек в далеком прошлом (9 ч.)

    13

    Особенности Африки.

    Как выглядят на иконах святые апостолы, евангелисты, святители и равноапостольные .(ОПК)

    1

    комб

    Географическое положение Африки. Климат

    учебник икт

    уч.31–33

     р.т.31

    14

    Природные зоны Африки

    (работа по группам).

    1

    комб

    груп. раб.

    Природные зоны Африки

    учебник икт

    уч. 33–34

    р.т.32, 33

    15

    Родина человечества

    Что такое иконография? (ОПК)

    1

    комб

    Особен природы Юго-Вост Африки. Гипотезы появления человека. Расселение людей

    учебник икт

    Доп. матер.

    р.т.34, 35

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    10

    16

    Как появился человек. Особенности жизни древних людей

    1

    комб

    Этапы становления человека. Огонь. Одомашн. животных. Орудия труда.

    учебник икт

    уч .34 – 38

    р.т.36, 37

    17

    Древние государства

    Как боролись с иконами. (ОПК)

    1

    комб

    Государства Средиземноморья.

    Лента времени. Развитие наук.

    учебник

    уч .38 - 41

     р.т.38

    18

    Античность

    1

    комб

    Древняя Греция, Спарта и Афины. Древний Рим.

    учебник икт

    уч.42 - 43 р.т.40

    19

    Расширение знаний о Европе

     О Рождестве и земной жизни Пресвятой Богородицы. (ОПК)

    1

    комб

    Плавание Питея

    учебник икт

    доп. мат.  р.т.39

    20

    Расширение знаний об Азии

    1

    комб

    Александр Македонский идет на Восток. Китайские путешественники в Средней Азии

    учебник икт

    доп. мат.  

    21

    Наследие Древнего мира

    Икона Благовещения Пресвятой Богородицы. (ОПК)

    1

    комб

    Аристотель, Архимед. Культура и искусство Древнего мира. Язычество

    учебник

    уч.43 - 46  р.т.41

    Земли восточных славян (15 ч.)

    22

    Восточно Европейская равнина

    1

    комб

    Географическое положение. Рельеф. Климат. Первые люди на нашей Земле. Работа с физической и контурной картами России

    карта учебник икт

    карта

    уч.49 - 50 р.т.42

    23

    Природная зона степи. Растительность

    Икон Рождества Христова, Сретения Господня, Крещения Господня. (ОПК)

    1

    практ

    Работа с физической картой, картой климатических поясов и природных зон России и мира. Географическое положение. Растительность степей весной и летом. Работа с гербариями

    карта учебник икт

    уч.50 - 53 р.т.43, 44

    24

    Животный мир степи.

    1

    комб

    Особенности внешнего строения и образа жизни животных степей. Цепи питания в степях

    учебник икт

    уч.54 - 59 р.т.45, 46

    25

    Сезонные изменения в степях

    Иконы «Преображение Господне» и «Вход Господень в Иерусалим». (ОПК)

    1

    комб

    Сезон. изменения в неживой природе и связан. с ними измен.в живой природе Сравнение степей Евроазиатского и Африканского материков

    учебник

    доп. мат. р.т.47, 48

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    10

    26

    Население степей. Земледельцы и кочевники

    1

    комб

    Ознакомление с особенностями быта, занятий людей в степях. Экологические проблемы. ОБЖ

    учебник

    уч.60 -65 р.т.9, 50

    27

    Лесостепь. Лесная зона

    Иконы Воскресения Христова, и Вознесения Господня и сошествия Святого Духа. (ОПК)

    1

    комб

    Географическое положение. Климат, почвы. Особенности растительности. Работа с картами: физической, природ-ных зон, контурной. Значение леса

    учебник карта

    икт

    уч.65 - 69 р.т.51

    28

    Смешанные леса. Растительность и животный мир

    Воздвижение креста господня. (ОПК)

    1

    комб

    Растительность. Животные.Ярусность. Работа с коллекциями и гербарными материалами

    учебник икт

    уч.70 - 76 р.т.52, 53

    29

    Контрольная работа

    за  I полугодие

    1

    контр

    Проверка знаний учащихся по темам, изученным за 1 полугодие. Выявление пробелов в знаниях.

    карточки

    30

    Сезонные изменения в лесу.

    Осень. Зима.

    О начале творения мира. (ОПК)

    1

    комб

    Приспособленность животных

    организмов к сезонным изменениям в неживой природе. Распространение плодов и семян

    Учебник

    икт

    уч.76 - 85 р.т.55

    31

    Экскурсия «Сезонные изменения в природе»

    1

    экск

    Почки как приспособленность расте-ний к перенесению неблагопри-ятных условий. Ядовитые растения и грибы

    учебник

    32

    Сезонные изменения в лесу.

     Весна. Лето.

    Второй – пятый дни творения мира. (ОПК)

    1

    комб

    Животные лесов. Перелетные и зиму-ющие животные. Кто как проводит зиму. Весна и лето. Меры по сохранению леса

    учебник икт

    уч.86 - 91 р.т.54, 57,

    58

    33

    Как жили наши предки (практическая работа)

    1

    практ

    Строительство жилища в степной и лесной зонах. Макеты домов и поселений. (Интегр. с ур. труда)

    учебник икт

    уч.92 - 94

    34

    Жизнь славян в лесах.

    Шестой день творения. (ОПК)

    1

    комб

    Быт, занятия, защита поселка. ОБЖ

    учебник икт

    уч.94 - 97 р.т.60

    35

    Торговые связи с соседями. Путь «из Варяг в Греки».

    Изгнание из рая. (ОПК)

    1

    комб

    Путь «из варяг в греки». Торговля, общение, ремесла, рост поселков, городов. Работа с физической и исторической картами России

    учебник

    уч.97 - 100

    36

    Обожествление природы

    Тест № 4

    1

    комб

    Язычество. Человек и природа.

    Защита своих земель

    учебник

    уч.134–137 р.т.61

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    10

    Образование Древнерусского государства (7 ч.)

    37

    Первые русские князья.

    Авель и Каин. (ОПК)

    1

    комб

    Понятие «государство». Князья.

    Работа с исторической картой. Лента времени. Образование

    Древнерусского государства

    учебник икт

    уч. 103 - 106

    р.т.62

    38

    Принятие Русью христианства.

    Расселение людей. (ОПК)

    1

    комб

    Связи с Византией. Князь Владимир. Значение принятия христианства для Руси. Лента времени

    учебник

    уч.106 – 108

    р.т.63

    39

    Древнерусская культура. Зодчество.

    Памятники архитектуры.

    Экскурсия

    в краеведческий музей

    1

    экск.

    Деревянное и каменное строительство на Руси. Прикладное

    искусство

    Выезд в краев. музей

    уч.108 - 110

    40

    Устное народное творчество

    1

    комб

    Сборники вечной мудрости.

    Былины, летописи

    учебник

    уч.111 – 113

     р.т.64

    41

    Как учили школьников на Руси

    Всемирный потоп. (ОПК)

    1

    практ

    Практическая работа. Урок в

    древнерусской школе

    учебник икт

    уч.114 – 117

    р.т.65

    42

    Ослабление Киевской Руси. Ордынское нашествие.

    1

    комб

    Ослабление Руси. Раздробленность на отдельные княжества. Нашествие монголов. Лента времени

    учебник

    уч.117 - 118

    43

    Александр Невский. Ледовое побоище

    Вавилонское столпотворение . (ОПК)

    1

    комб

    Стремление соседей с Запада (шведов, немцев) захватить

    славянские земли. Защита славянских земель

    учебник икт

    уч.119-122  р.т.66

    Объединение русских земель вокруг Москвы (9 ч)

    44

    Залеская земля

    1

    комб

    Жизнь на Руси в период монгольского ига

    Учебник

    икт

    уч.123-125

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    10

    45

    Природное сообщество. Закон лесной

    жизни.

    Праведный Авраам. (ОПК)

    1

    комб

    Знакомство с природными условиями вокруг Москвы. Природные сообщес-тва лесной зоны. Работа с физичес-кой картой. Природное равновесие в лесу. Разнообразие природных сообществ (березняк, дубрава, еловый лес и т.д.). Цепи питания

    учебник икт

    уч.125-129 р.т. 67

    46

    Экологические проблемы леса

    1

    комб

    Ориентирование в лесу. Лес наше богатство. Охрана лесных угодий. Моделирование вариантов нарушения экологич. связей в лесу

    учебник икт

    уч.130 р.т.68

    47

    Сообщество луг. Человек и сообщество  луг.

    Завет Господа с Авраамом. (ОПК)

    1

    комб

    Растительность и животный мир луга. Экологическое равновесие. Связи внутри сообщества. Ярусность на лугу. Значение лугов для сельскохозяйственной деятельности человека. Моделирование вариантов нарушения экологических связей луга. Ядовитые растения луга

    учебник

    уч.133-136

    р.т.69, 70

    48

    Природное сообщество озеро.

     Экскурсия к водоему

    1

    экск

    Знакомство с природным сообщ.река, озеро. Растительность, животный мир, связи внутри сообщества

    учебник икт

    уч.137

    р.т.71

    49

    Животные, обитающие в озере и по

    его берегам.

    Рождение Измаила. (ОПК)

    1

    комб

    Правила поведения у водоема

    Продолжение работы с сообществом озеро. Экологические проблемы водоемов

    учебник икт

    уч.138-142 р.т.72, 73

    50

    Природное сообщество поле

    1

    комб

    Сообщество поле создано человеком. Роль деятельности человека в поддержании этого сообщества

    учебник икт

    уч.142-145

    р. т. 74

    51

    Возвышение Москвы

    Явление Троицы Аврааму. (ОПК)

    1

    комб

    Географическое положение.

    Природные условия. Князья

    учебник икт

    уч.146-147 р.т.75

    52

    Освобождение Руси от монгольского ига

    1

    комб

    Дмитрий Донской. Куликовская битва. Стояние на р. Угре. Лента времени

    учебник

    уч.148-150  р.т.76, 77

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    10

    Путь от Руси к России (16 ч)

    53

    Развитие русской культуры.

    Гибель нечестивых городов. (ОПК)

    1

    комб

    Иван III, Иван IV Грозный

    учебник

    уч.151-152

    54

    Мастерство русских ремесленников.

    1

    комб

    Золотое кольцо России

    учебник

    уч.154-155 р.т.78

    55

    Русские первопроходцы.

    Рождение пророка Моисея. (ОПК)

    1

    комб

    Книжная мудрость. Искусство.

    Народные промыслы. Первый

    книгопечатник И. Федоров

    учебник икт

    уч.156-158 р.т.79

    56

    Поход казаков под руководством Ермака в Сибирь

    1

    комб

    Ознакомление с первыми путешественниками – купцами.

    Новгородцы, открывшие северные земли. Лента времени. Открытие Сибири и присоединение ее к России

    учебник

    уч.158 р.т.80, 81

    57

    Природные условия Сибири.

    Призвание пророка Моисея. (ОПК)

    1

    практ

    Работа с физической и контурной картами России. Географическое положение

    учебник карта

    уч.158-159 р.т.82, 83

    58

    Тайга

    1

    комб

    Растительность и животный мир. Природные связи. Цепи питания

    учебник икт

    уч.160-163 р.т.84

    59

    Экологические проблемы тайги

    Призвание пророка Моисея. (ОПК)

    1

    комб

    Пожары. Стихийные бедствия.

    Уничтожение лесов и животных человеком (браконьерство)

    учебник

    уч.163-164 р.т.85, 86

    60

    Природное сообщество болото. Растительность болот.

    1

    комб

    Экологич. связи внутри сообщества.

    Растительный мир болот.

    учебник икт

    уч.165-167 р.т.87–90

    61

    Животный мир болот.

    Пасха Ветхозаветная. (ОПК)

    1

    комб

    Животные болот. Экологические связи.

    учебник икт

     карта

    уч.167-168  р.т.91, 92

    62

    Осушение болот.

    1

    комб

    Причины осушения болот.

    учебник икт

    уч.169 р.т.93, 94

    63

    Сквозь сибирские дебри

    Ветхозаветное законодательство. (ОПК)

    1

    практ

    Поход С. Дежнева на Север. Работа с физической и контурными картами. Рельеф. Климат

    учебник карта

    уч.169-171

    р.т.95

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    10

    64

    Годовая контрольная работа

    1

    конр

    Проверка знаний учащихся по темам, изученным в 3 классе. Выявление пробелов в знаниях.

    карточки

    65

    Природа тундры.

    Новый Израиль. (ОПК)

    1

    комб

    Растительность и животный мир. Взаимосвязь неживой и живой природы. Сезонные

    изменения в тундре

    учебник икт

    уч.172-178 р.т.96–98

    66

    Люди в тундре

    1

    комб

    Жизнь и занятия населения.

    Охрана природы тундры. Народы Сибири

    учебник

    уч.178-181,

    127–128

    р.т.99

    67

    Арктическая пустыня

    1

    комб

    Природа ледяной зоны. Природное явление – северное сияние

    учебник икт

    уч.181-186

    р.т.100

    68

    Народы Сибири. Заключение.

    1

    комб

    Обобщающие задания

    Задания на лето

    учебник

    карта

    уч.186-188 р.т.101–105

    летние задания

    Список литературы

    Занков Л.В. Избранные педагогические труды. М.: Дом педагогики, 1990; 1996; 1999.

    Зверева М.В. Изучение результативности обучения в начальных классах (Л.В. Занкова): Методические рекомендации для учителей. М.: ЦОР, 2003.

    Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир: Учебникдля 3 класса: В 2 ч. _ Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2008.

    Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир». 3 класс. _ Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2010.

    Е. И. Самохвалова, Н. А. Доброниченко, А. И. Николаева  Развёрнутое тематическое планирование 3 – 4 классы Волгоград, «Учитель», 2010 г.

    Контр. работы по системе Л.В. Занкова. 1-е п / Сост. С.Г. Яковлева. Самара: Изд-во «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2008.

    Контр. работы по системе Л.В. Занкова. 2-е п/ Сост. С.Г. Яковлева. Самара: Изд-во «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2008.

    Нечаева Н.В., Рощина Н.Н. Педагогич. система развивающ. обучения Л.В. Занкова: Учебное пособие. Самара: Издательский дом «Федоров», 2006.

    Практика образования. Научно методический журнал (Издается ФНМЦ им. Л.В. Занкова и Объединением профессионалов, содействующих системе развивающего обучения Л.В. Занкова, с 2004 г.).

    Товпинец И.П. Уроки здоровья. Книга для чтения в 3-4 кл. Самара: Корпорация «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2007.

    Трафимова Г.В. Секреты и диковинки окружающего мира: Книга для чтения по курсу «Окружающий мир». Самара: Корпорация «Федоров», 2002.

    Трафимова Г.В. Тайны далекие и близкие: Книга для чтения по курсу «Окружающий мир». Самара: Корпорация «Федоров», 2002.

    Чутко Н.Я. Я  гражданин России: Учебник хрестоматия для 3 кл. Самара: Изд-во «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2007.

    Чутко Н.Я., Авдейчук Н.Г. Методические пояснения к учебнику хрестоматии «Я гражданин России». 3 кл. Самара: Корпорация «Федоров», 2006.

    CD «Поурочное планирование в 3 – 4 классах»

    Учебно – методическое обеспечение    раздела  3  программы  ОПК:

    ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ:

    Бородина А. В. Основы православной культуры: О чём рассказывают икона и Библия. 3 класс. Пособие для учителей. – М.: ОПК, 2007.

    ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:

    Бородина А. В. Основы православной культуры: О чём рассказывают икона и Библия. Учебное пособие для 3 класса . – Изд. 2-е, испр. М.: ОПК, 2007.

    Рекомендовано Министерством образования и науки России.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по математике 3 класс (система Л. В. Занкова)

    В программе представлена пояснительная записка, а также подробное тематическое планирование учебного материала...

    Рабочая программа по математике 3 класс (Система Л.В. Занкова)

    Рабочая программа и развернутое тематическое планирование по математике для 3 класса разработаны на основе примерной программы, авторской программы И. И. Аргинской «Математика» (система развивающего о...

    Рабочая программа по технологии 3 класс (Система Л.В. Занкова)

    Рабочая программа и развернутое тематическое планирование по технологии  для 3 класса разработаны на основе примерной программы, авторской программы Т.Н. Просняковой «Технология» (система развива...

    Рабочая программа по окружающему миру по системе РО Л.В.Занкова, 4 класс по ФГОС

    Планирование составлено:  на основе стандартов второго поколения и  авторской программы по окружающему миру Дмитриевой Н.Я., Казаковой А.Н. (2008), рекомендованной Министерством образования ...

    Рабочая программа по окружающему миру по системе Л.В.Занкова 2класс ФГОС

    Рабочая программа составлена на основе авторской с учётом требований ФГОС...

    Рабочая программа по окружающему миру по системе Л.В.Занкова 2 класс

    Представлена рабочая программа с тематическим планированием по окружающему миру по системе Л.В.Занкова (в соответствии с ФГОС )...

    Рабочая программа по окружающему миру по системе Занкова 2 класс

    Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование...