Первый урок "История моей улицы"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Этот урок проводится 1 сентября. Его цель:

дать детям понятие «улица», довести до сознания детей, что улица -важный элемент города, необходимый каждому человеку. Расширить знания детей об улицах родного города, микрорайона, их происхождении. Воспитывать любовь и уважение к родному краю, родной улице, родному городу - своей маленькой родине, внимание и уважение к истории и культуре своей Родины. На уроке дети представляют своё маленькое исследование - почему его улица имеет такое название, работают со справочной литературой. Учитель рассказывает   о своём родном микрорайоне. Ребята выполняют практическую работу: создают макет родной улицы, решают экологическую задачу и повторяют правила хождения по улицам и перехода улиц. Урок сопровождается видеоклипом "Родной Донецк", созданным учителем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pervyy_urok_nasha_ulica.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

Федорченко Татьяна Андреевна, учитель начальных классов Донецкой ОШ № 97

ПЕРВЫЙ УРОК ( урок проводится 1 сентября)

Тема. История моей улицы.

Цель: дать детям понятие «улица», довести до сознания детей, что улица -важный элемент города, необходимый каждому человеку. Расширить знания детей об улицах родного города, микрорайона, их происхождении. Воспитывать любовь и уважение к родному краю, родной улице, родному городу - своей маленькой родине, внимание и уважение к истории и культуре своей Родины.

Оборудование: фотографии улиц микрорайона, где находится школа, карта города Донецка, картинка конверта, карточки для каждой группы для повторения правил дорожного движения, наборы силуэтов домов, машин, растений для оформления макета улицы, звукозапись песен Ю. Антонова «На улице Каштановой», А. Варум «Городок», видеоклип «Мой родной Донецк».

ХОД УРОКА

І. Мотивация учебной деятельности

1.        Вступительная беседа.

- Ребята, что у меня в руке? (в руках учителя конверт).

- Зачем люди пишут письма?

- Что пишут на конверте? Для чего?
- Что обязательно должно быть в адресе?

- Отгадайте, о какой составной адреса мы будем говорить.

Вдаль бежит - не тужит,

С ножками дружит.

- Правильно, это улица.

-        А что такое улица? (Ответы детей)

2.  Работа со справочным материалом.

Отдельным детям учитель давала задание: узнать в толковых словарях значение слова «улица».

Учитель:

-        Обратимся к толковому словарю. Ребята работали с дополнительной литературой. Сейчас они расскажут вам, что же такое улица.

1 ученик.

Улица - это специально выделенная территория, предназначенная для
движения транспорта и пешеходов.

2 ученик.

Улица включает двухполосную (не всегда) проезжую часть, обочины и
кюветы. А еще улицу можно определить, как пространство между двумя
рядами домов в населенных пунктах для проезда и прохода.

3 ученик.

Улица — обычно два ряда домов и пространство  между ними для
передвижения. Улица может не иметь специального покрытия (пространство
между зданиями представляет собой просто участок земли), а может быть покрыта каким-либо прочным материалом.  В разные времена для этого использовали дерево, кирпич, камень, щебень. В современном мире самым популярным покрытием является асфальт. Одним из отличий улиц от дорог улицы является наличие тротуаров.

4 ученик.

Улица — элемент дорожной    структуры.  Обычно два ряда домов и
пространство   между   ними   для   передвижения.   Улица   может   не   иметь специального покрытия (пространство между зданиями представляет собой просто   участок   земли),   а   может   быть   покрыта   каким-либо   прочным материалом.

3.        Беседа  учителя с детьми.

  1. Как вы думаете, когда появилась улица?
  2. Можно ли обойтись без улицы?
  3. Весь наш город пронизан улицами. Посмотрите на карту Донецка. Без

улиц в городе был бы хаос. Никто не смог бы найти нужное место, нужного человека.

  1. А кто помнит, как назывался наш город раньше? (Юзовка, Сталино)
  2. Много ли было тогда улиц?

   -   Кто основал наш город? ( промышленник Юз)

   -        Как называется главная улица нашего города? ( Улица Артёма)

   -   А какая улица самая длинная в Донецке? ( Улица Кирова)

   -  Сколько районов в Донецке? (9)

   -  Как называется район, в котором мы живём? (Кировский)

   -  А в Кировском районе какая улица самая длинная? (Улица Петровского)

   - На какой улице живёте вы? (Рассказы детей)

4. Рассказ учителя о названиях улиц.

     - Улицы нашего города имеют разнообразные названия:

  1. улицы названы именами выдающихся деятелей науки и культуры: пр. Б.Хмельницкого, ул. Щорса, ул. Куприна, ул. Шекспира;
  2. улицы,   названия   которых  посвящены   освобождению  Донбасса  от фашистких захватчиков:

ул.Шахтёрской дивизии, пр.Гурова, пр.Ватутина, ул.Бирюзова, 50 Гвардейской дивизии;

  1. улицы названы в честь исторических событий: 9 Мая, ул. 50-летия СССР, ул. 40 лет Украины;
  2. улицы названы профессиями:

ул. Шахтостроителей, ул.Горняков, микрорайон Текстильщик, ул. Строителей;

  1. улицы имеют эмоциональные названия: ул.Дружбы, пр.Мира, ул. Радости, м-р Солнечный;
  2. улицы отображают место расположения: ул. Набережная, ул. Заречная, ул.Калъмиуская, ул.Пригородная.

-        Давайте посмотрим, какие названия имеют улицы, на которых вы живёте.

5.        Рассказы детей о названиях улиц, на которых они живут.
Петровского, Содружества,  Текстильщиков, Лозовая, Гаргаева, Ляшенко,
Флотская, Кропоткина, Воссоединения, Железнодорожная, Северодонецкая,
Землячки, Кирова.

Предположения детей, к какой группе улиц молено отнести названия их

улиц.

6. Слушание песни Ю. Антонова «На улице Каштановой».

- Какие названия улиц вы услышали в этой песне?

- К какой группе улиц вы бы их отнесли?

7.        Беседа об улице, на которой расположена школа.

Наша школа находится на улице Текстильщиков, а рядом проходит самая длинная улица Петровского и Кировского районов улица Петровского. Она начинается на границе Донецка с городом Марьинкой.

Она проходит по «водоразделу» Рутченково, Текстильщика и Мандрыкино. Заканчивается улица на площади Свободы... Общая длина улицы 19,2 километра.

  Улица названа в честь Григория Петровского. Григорий     Иванович Петровский (1878-1958) — советский государственный и партийный деятель, один из руководителей Компартии Украины, активный участник борьбы за установление Советской власти в Донбассе.

-        Как вы думаете, в честь чего названа улица Текстильщиков?

6.        Рассказ учителя о появлении микрорайона Текстильщик.

Донецкий хлопчатобумажный комбинат был введен в строй 19 мая 1972
года.                

   На эту фабрику собирались рабочие. Вокруг стали строить дома для работников комбината. Из домов получались улицы, постепенно вырос микрорайон, который стали называть Текстильщиком.

- К какой группе улиц вы отнесёте название улицы Текстильщиков?

- Какие здания ещё расположены на этой улице?
7. Практическая работа  в группах.

- Давайте сейчас создадим свою улицу. Сделаем макет.

У детей силуэты домов, магазинов, растений. Каждая группа создаёт и украшает улицу на листах бумаги.

8.Экологическая минутка.

- Вам нравится улица, на которой вы живёте?

- Что бы вы сделали для того, чтобы она была ещё краше?
(Рассказы детей)

-        Каждому из нас  приятно,  когда его улица самая красивая.  Поэтому старайтесь, чтобы она была самой красивой, самой лучшей.

9.        Повторение правил дорожного движения.

-        Давайте вспомним о том, как вести себя на дорогах, как переходить улицы.
Дети повторяют правила дорожного движения.

10.        Практическая работа в группах.

Задание: каждой группе предлагается по карточке найти ошибки, которые

совершают пешеходы или водители. (Каждой группе даётся карточка, где дети нарушают правила посадки в транспорт, перехода улицы, обхода транспорта и катания в транспорте.) 

Заключительное слово учителя.

-  Где бы человек не находился, он всегда приезжает туда, где он родился, где живут его родители. Это очень близкое для каждого человека место, его малая родина.

  1. Вам нравится улица, на которой вы живёте?

- Вот из таких родных и самых лучших улиц и состоит наш город Донецк. Он тоже наша маленькая родина. В нём мы родились, в нём живём. Всегда человек возвращается в родной городок, на родную улицу.

12. Слушание песни в исполнении Анжелики Варум «Городок»

III.        Итоги урока.

Логический вывод.

Учитель:

Ребята, я надеюсь, что вы поняли, что значит для человека слово «родина». Любите родной край, свою Родину, заботьтесь о нём, приукрашайте его. Каждый красивый город вместе со всеми - это и есть наша родная Украина. А мы - граждане Украины, любим и бережём свою страну. Закончим мы урок музыкальным клипом о нашем родном городе Донецке.

Просмотр клипа.

IV.        Домашнее задание.

Напишите, ребята, сочинение «За что я люблю свой город».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно - исследовательская работа "Имя моей улицы"

Есть улицы центральные, высокие и важные,С витринами зеркальными, с гирляндами огней.А мне милей нешумные, милей одноэтажные,От их названий ласковых становится светлей....

Проект "Имя моей улицы"

Проект "Имя моей улицы"...

Проект "Чистота на моей улице. Что я могу сделать с мусором"

Проект "Чистота на моей улице. Что я могу сделать с мусором" выполнен учеником 4 класса. Проект включает в себя: введеие, постановку проблемы, цели и задачи, теоретическую и практическую час...

Исследовательская работа "Имя моей улицы"

В работе речь идет о солдате, погибшем в Чечне, в честь которого названа улица в селе Ельники...

Поисковый проект "Их именами названы улицы моего города. Улица Витрука"

Проект выполнили учащиеса 4 класса к 75-летию Великой Победы...

Проект "Чистота на моей улице. Что я могу сделать с мусором"

         Каждый день мы ходим в школу, гуляем по улицам нашего села, играем на детской площадке и видим картину, которая нас ужасает. Всюду лежат пустые бутылки, бумага...