Урок-конспект "Насекомые - часть живой природы"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

Игнашева Светлана Васильевна

Конспект урока по УМК "Перспективная начальная школа". Окружающий мир (1 класс) 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_okr._mir_nasekomye_-_chast_zhivoy_prirody..doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-конспект «Насекомые – часть живой природы»

Цель: выяснение существенных признаков насекомых.

Задачи: - уточнить представления учащихся о насекомых;

               - знакомить с признаками живых организмов и выявление

               - формировать навык классификации животных по группам;

1.Улыбнитесь гостям - воспитателям и друг другу. Прозвенел звонок весёлый.

                                                                                    Всех зовёт он на урок.

                                                                                    Ну-ка, дети, все готовы?

                                                                                     Начинаем точно в срок.

                                                                                      На места все тихо сядем,

                                                                                     Не нарушим тишину.

                                                                                     Приготовились все слушать,

                                                                                     Я урок сейчас начну.

Закончите предложение: Что создано человеком природой  … (не является)

Что не создано человеком  природой … (является)

Природа делится на … ( неживую и живую)

Приведите примеры неживой природы. (снег, вода, солнце, планеты ит.д.)

А сейчас посмотрите на экран. Где мы оказались? (слайд 1) (На летний лугу.)

Это живая или неживая природа?

 Назовите примеры живой природы?

Вспомните признаки живого организма. ( рождаются, дышат, питаются, растут, спят, передвигаются, оставляют потомство)

Давайте заселим нашу полянку. Отгадайте загадки:

Над цветком порхает, пляшет,

Веером узорным машет. (Бабочка.) (слайд 2)

 Голубой аэропланчик

Сел на жёлтый одуванчик. (Стрекоза.) (слайд 3)

Сок из цветов она берёт

И в сотах копит сладкий мёд. (Пчела.) (слайд 4)

В лесу у пня суетня, беготня:

Народ рабочий весь день хлопочет. (Муравьи.) (слайд 5)

На лугу живёт скрипач,

Носит фрак и ходит вскачь. (Кузнечик.) (слайд 6)

Осенью в щель забьётся,

А весной проснётся.                    ( Муха.) (слайд 7)

Я – пятнистая букашка,

Если, в руки попаду,

Притворюсь больною тяжко,

В обморок я упаду. ( Божья коровка. )  (слайд 8)       

 Как назвать одним словом слова-отгадки?

Какая тема нашего урока? ( Насекомые – часть живой природы.)

Цели нашего урока? ( Пользуемся учебником)

-Выяснить существенные признаки насекомых.

-Почему насекомых так называют?

-Как отличить насекомых от других животных?

-Является ли паук насекомым?

2.Работаем по учебнику. Будем работать над целью: выяснение существенных признаков насекомых.( карточка: Признаки)

Рассмотрите рисунок. Каких насекомых вы видите?

Где живут насекомые?

Мы уточнили представление насекомых, а сейчас выясним существенные признаки насекомых.

Рассмотрите справа наверху рисунок.

Это кто? Из скольких частей состоит тело пчелы? (слайд 8)  (Голова, грудь, брюшко – из 3.)

А у других насекомых? (из 3)

Можно ли сказать, что это общий признак? (карточка:3 части тела)

Что находится на голове?

- Глаза и усики. Это органы чувств.

При помощи каких органов передвигаются насекомые? ( крыльев, ног).

Да при помощи  крыльев.

У всех ли насекомых есть крылья? (Нет, например, у муравья .)

Тогда можем сказать, что это общий признак? (Нет.)

Рассмотрим ноги. Сколько их? (6 ног)

У всех насекомых 6 ног? ( Да.)

 Значит можем назвать это общим признаком? ( карточка: 6 ног)

3.Проведём исследование. Будем рассматривать ноги насекомых.

Они прямые или изогнутые? На что они похожи?

Учёные решили назвать каждый такой отрезок члеником, поэтому их называют членистоногими.

Рассмотрим брюшко. Что видите? ( Колечки, полоски.)

Эти полоски, кольца у все насекомых? ( Да.)

Значит это общий признак.( карточка: Насечки.)

Слово насечки на какое слово похоже? ( Насекомые.) Молодцы! Наше исследование прошло успешно.

Итак, что мы выяснили? (Выяснили существенные признаки насекомых. Почему насекомых так называют?)

А вот, чтобы достигнуть следующей цели, мы обратимся к нашей хрестоматии. Рассказ «Как узнать насекомых». Откроем по закладке. Читаем.

4. Практическая работа в группах. Используя приобретённые знания: составить насекомое из данных частей.( 6 групп) (слайд 9)

Оцените свою работу в группе: поднимите розовый прямоугольник, если всё получилось без затруднений, голубую, если были затруднения.

5. Что мы достигли? (Выяснили существенные признаки насекомых. Почему насекомых так называют? Как отличить насекомых от других животных?)

Что мы ещё не выяснили? (Является ли паук насекомым?)Будем отвечать на этот вопрос, пользуясь  знаниями, полученными на уроке. Работаем в парах. В учебнике  рассмотрите справа нижний рисунок. Вспомните существенные признаки. Докажите друг другу в паре:

Паук – это насекомое, потому что …

Паук – это не насекомое, потому что …

А затем выберите в паре, кто будет выступать.

Пауки принадлежат к классу паукообразные.У них 8 ног и нет крыльев. Тело состоит из 2 частей. На брюшке есть несколько бугорков – железок. Из них выделяется жидкость, которая застывает на воздухе в виде нити – паутины.

Оцените свою работу в паре. Оцените соседа работу в паре.

6. Насекомые приносят пользу или вред? Насекомые принося много пользы. Чем они полезны?

Некоторые виды необходимо охранять. (Показ Красной Книги Вологодской области) Почему она красная?

В Вологодской области 56 видов насекомых занесено в КК, 4 вида охраняется.

Посмотрим сценку.

-Мотылёк, Мотылёк,

Сядь поближе на цветок.

- Я не сяду на цветок:

У тебя в руке сачок.

-Я тебя ловить не стану,

Подойду поближе, гляну,

Посчитаю, сколько ног

У тебя, Мой мотылёк.

-Я и сам могу считать:

Раз, два, три, четыре, пять…

Сосчитаю, сколько ног,

Я и без тебя, дружок!

О ком это стихотворение? ( О мотыльке.)

Надо ловить насекомых?

Слайд 10. Что это означает?

7. Подведение итогов.

Каких целей мы достигли?

С каким видом животных  познакомились?

Почему их так называют?

Что интересного узнали?

Оцените свою работу. Кто получил пользу для себя на уроке пусть «взлетят» бабочки, которые у вас на партах.   Спасибо за урок. Можно подарить своих бабочек на память воспитателям.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Человек - часть живой природы

Презентация к уроку окружающего мира         УМК "Планета "Знаний" 3 класс priroda.png...

Урок-конспект "Животные - часть живой природы"

Конспект урока по УМК "Перспективная начальная школа". Окружающий мир.1 класс....

Человек-часть живой природы.

Человек-он ведь тоже природа. На уроке учащиеся знакомятся с особенностям строения теля человека;даются общие сведения об органах человека и их значении для организма....

Насекомые – часть живой природы.

Цель данного урока- уточнить представление учащихся о насекомых; познакомить с признаками живых организмов и выявить существенные признаки насекомых; развить речевые навыки, мышление, воспитывать любо...

Растения - часть живой природы

План -конспект урока по окружающему миру для 1 класса...

Учебный проект "Грибы - часть живой природы"

Проект нацеливает на проявление интеллектуальных способностей, нравственных и коммуникабельных качеств, способность самообразованию и самоорганизации. Проект ориентирован на изучение вопросов, связанн...

План- конспект учебного занятия по окружающему миру. Тема «Человек – часть живой природы»

Представлен подробный план- конспект учебного занятия по окружающему миру (3 класс). Тема «Человек – часть живой природы»...