Учебный проект "Грибы - часть живой природы"
проект по окружающему миру (2 класс) на тему

Показеева Галина Владимировна

Проект нацеливает на проявление интеллектуальных способностей, нравственных и коммуникабельных качеств, способность самообразованию и самоорганизации. Проект ориентирован на изучение вопросов, связанных с ролью грибов в жизни человека. Работа над проектом помогает удовлетворить познавательный интерес учащихся, побуждает к поиску дополнительной информации, обогащает их жизненный опыт в ходе решения практических задач. Проект начинается с исследования «Почему грибы образуют особое царство природы?» и «Все ли грибы растут в лесу?» В ходе выполнения проекта учащиеся готовят выставку рисунков «Грибы съедобные и несъедобные». Находят стихи, загадки, пословицы, приметы о грибах, интересные факты. А мамы приготовили много вкусных блюд из грибов.Учебный проект

Скачать:


Подписи к слайдам:

Название проекта Грибы – часть живой природы.Вид проектаКраткосрочный. Групповой.Участники проектаПоказеева Г.В., учитель начальных классов МБОУ СОШ №144,учащиеся 2-г класса, родители.ПредметОкружающий мир. 2 класс.Продукт проектной деятельностиСборник статей, рисунков, загадок, кроссвордов, пословиц о грибах.
ПроблемныеПочему грибы выделяют в самостоятельное царство?Зачем нужны природе грибы?УчебныеЧто такое грибы?Какие бывают грибы?Все ли грибы можно собирать?Как правильно собирать грибы?
Где искать ответы на вопросы?Как их представить?Где может быть использован материал сборника?Как за короткий срок выполнить большой объём работы?
1. Деление на группы.Когда и где вы будете встречаться вместе?2. Сбор и обработка информации.Дополняйте таблицу вопросами и ответами.3. Оформление материала.Учитывайте размер страницы и формат.4. Подготовка к защите.Определите, как будете представлять готовые работы?5. Представление.Участвуют все!
Знаем
Узнали
Хотим узнать
У гриба есть грибница, плодовое тело, споры. Есть грибы съедобные и несъедобные.Растут в лесу.Из грибов делают салаты, варят суп и жарят.
Грибы – особое царство.Плесень – гриб.Как отличить ядовитые грибы.Ядовитые грибы приносят пользу.Как правильно собирать грибы.Грибы очень нужны природе.Микология – наука о грибах.
Надо ли бояться плесени?Есть ли грибы, которые занесены в Красную книгу?Каких грибов больше в нашей местности?
Замечательно
Хорошо
Слабо.Мог бы лучше
Я подобрал нужные картинки, загадки, пословицы …Я нашёл новую информацию в Интернете или энциклопедии.Выступил на защите проекта.Я ответил на все вопросы проекта: знаю строение гриба, виды грибов, знаю, какую пользу приносят грибы, знаю правила сбора, умею отличать несъедобные грибы.


Предварительный просмотр:

Автор проекта

Показеева Г.В., учитель начальных классов МБОУ СОШ № 144 г. Челябинска

Название проекта

Грибы –часть живой природы.

Предмет, класс

Окружающий мир, 2 класс

Аннотация

Проект нацеливает на проявление интеллектуальных способностей, нравственных и коммуникабельных качеств, способность самообразованию и самоорганизации. Проект ориентирован на изучение вопросов, связанных с ролью грибов в жизни человека. Работа над проектом помогает удовлетворить познавательный интерес учащихся, побуждает к поиску дополнительной информации, обогащает их жизненный опыт в ходе решения практических задач. Проект начинается с исследования «Почему грибы образуют особое царство природы?» и «Все ли грибы растут в лесу?» В ходе выполнения проекта учащиеся готовят выставку рисунков «Грибы съедобные и несъедобные». Находят стихи, загадки, пословицы, приметы о грибах, интересные факты. А мамы приготовили много вкусных блюд из грибов.

Вопросы, направляющие проект

  1. Проблемные вопросы

Почему грибы выделяют в самостоятельное царство?

Зачем нужны природе грибы?

  1. Учебные

Что такое грибы?

Какие бывают грибы?

Все ли грибы можно собирать?

Как правильно собирать грибы?

Продукт проектной деятельности учащихся

Создание учебного пособия. Сборник «Грибы – часть живой природы».

Вводная статья

   Встреча с грибами у нас начинается еще весной, когда среди прошлогодней травы появляются строчки и сморчки, ну а уж лето – пора настоящей грибной охоты. Белые, подосиновики, рыжики…. Этот перечень можно продолжать долго, но попробуйте ответить на вопрос: сколько всего существует видов грибов? Оказывается насчитывают около ста тысяч различных видов, но многих из них не возможно увидеть невооруженным глазом.

   Грибы – удивительные создания, ведь их нельзя назвать ни растениями, ни животными. Они образуют особое самостоятельное царство и занимают промежуточное положение между животными и растениями.

   Изучают грибы микологи. Они–то и установили, что наиважнейшими признаками грибов является то, что свойственно по отдельности животному и растительному царствам.

   Грибы растут повсюду, но чаще всего на земле, лесной подстилке, на гниющей или живой древесине. Реже они встречаются на мусорной или навозной кучах и на месте пожарищ.

   Для роста грибов нужна соответствующая температура и влажность. Наблюдения показывает, что гриб хорошо растет при безветренной тихой погоде, свет для них не так важен.

   Тело грибов или грибниц, находясь в почве или в другой питательной среде, разрастается во всех направлениях. Продолжительность жизни грибов различна от одного года до нескольких десятилетий.

   В природе грибы выполняют важнейшую функцию: устраняют остатки отмерших животных, растений. Это способствует круговороту веществ в природе.

   Человек использует полезные свойства грибов в различных областях промышленности. В пищевой промышленности используют дрожжевые грибки и плесени. В медицине из некоторых грибов изготовляют антибиотики.

   Человек с незапамятных времен Начал собирать грибы, что приносит ему удовольствие и радость. А также доставляет ему на стол вкусный и питательный продукт.

   К сожалению, грибы являются не только источником радости, но и печали. Многие виды грибов – паразитов причиняют вред культурным растениям в сельском и лесном хозяйстве, уничтожают древесину на складах, шахтах, строительных работах. Различные виды уничтожают уникальные произведения искусства, например, картины, деревянную резьбу, книги. Большие неприятности доставляют людям и животным различные кожные заболевания. Некоторые виды ядовитых грибов вызывают отравления Образованный человек должен уметь отличать съедобный гриб от ядовитого.

Правила грибника.

  1. В лес за грибами нужно идти в удобной одежде и обуви – прогулка должна доставлять вам удовольствие.

  1. Собирайте только те грибы, которые хорошо вам известны.

  1. Нельзя собирать грибы в городе, и за городом вдоль шоссейных дорог.

  1. Не берите старые перезревшие грибы.

  1. Перерабатывать грибы нужно сразу же, как вернетесь домой из леса.

  1. Грибы лучше срезать ножом. Но можно и аккуратно выкручивать из земли.

  1. Мухоморы и поганки не сшибайте, не топчите ногами.

Боровик

         
          Боровик или белый гриб - наиболее ценный из всех съедобных грибов. Растёт он в лиственных, смешанных и хвойных лесах.
          Шляпка гриба от 5 до 20 см в диаметре, беловатой, коричневой или буроватой окраски. Трубчатый нижний слой шляпки белый или желтоватый. На ножке светлый сетчатый рисунок. Мякоть гриба белая, на срезе не изменяется.
          Кто из нас не любит покушать жареную картошечку с ароматными грибочками? Ой, как вкусно! На зиму боровики сушат или маринуют.


Дождевик

          Дождевик, головач, пороховик, волчий табак, заячья картошка растет в лесах, на лугах и в степях. Это гриб шаровидной или грушевидной формы. Достигает достаточно крупных размеров. Сначала белый, затем желтеющий, под конец грязно-коричневый.
          Мякоть дождевика вкусна и питательна. По содержанию белка даже превосходит белые грибы и шампиньоны. В пищу годятся только молодые грибы, и только в вареном или жаренном виде.
          Это интересно. Грибы дождевики выбрасывают облака спор, уносимые на большие расстояния. Гигантский дождевик диаметром 30 см создает 7 000 000 000 000 спор. Если все эти споры примутся и станут взрослыми грибами, то несколько тысяч раз обовьются кольцом вокруг земного шара.

Лисичка

          
          Лисички
 - одни из наиболее известных съедобных грибов. В России их можно встретить в хвойных и смешанных лесах, в местах с малоразвитым травяным покровом. Они отличаются от других грибов тем, что растут они очень медленно.
          Лисички - это грибы яично-желтого цвета, высотой до 12 см. Диаметр их шляпок достегает 10 см.
          Лисички употребляются в приготовленном и консервированном виде. Кроме приятного вкуса, они содержат большое количество витамина В1 и микроэлементы цинка и меди.

Моховик

          Моховик - съедобный гриб, нередко встречающийся в хвойных и лиственных лесах.
          Шляпка этого гриба коричнево-оливковая, растрескавшаяся, сначала слизистая, потом сухая, бархатистая, размером 6-10 см в диаметре. Но находили экземпляры со шляпкой до 20 см. Шляпка с возрастом изменяется от выпуклой до почти плоской. Трубчатый слой серо-желтый. Со временем становится зеленовато-желтым. Ножка желтоватая, реже красноватая, без кольца. Мякоть довольно плотная, светло-желтая, на разломе слабо синеет.

Мухомор

          Мухомор - красивый, но очень ядовитый гриб! Растёт в берёзовых и смешанных лесах.
          Шляпка у него сначала шаровидная, затем почти плоская ярко-красная, оранжево-красная, серо-коричневая или желтоватая со множеством белых или желтоватых бородавок. Мякоть белая. Ножка также белая, с воротничком длиной до 20 см. Но как бы не был красив и привлекателен этот гриб, его ни в коем случае нельзя употреблять в пищу! Будьте осторожны!

Опёнок

          Опенок - паразит многих хвойных и лиственных деревьев, наносит огромный ущерб лесу. Грибница его развивается под корой пней и деревьев до трех метров в высоту. Растет большими семейками, обычно осенью.
          Шляпка опенка желтовато-коричневая, у молодого выпуклая, потом плоская, 5-10 см, с бугорком посредине и бурыми мелкими прижатыми чешуйками. Ножка тонкая, буровато-желтая,  длиной 6-20 см, в верхней части имеется кольцо.
           Опенок - съедобный гриб. Он очень вкусный и ароматный в приготовленных блюдах.
        

Подосиновик

          Подосиновик - один из самых любимых грибниками гриб. Растёт он в лиственных и смешанных лесах, особенно в молодых осинниках. Встречается большими группами.
          Шляпка подосиновика диаметром до 25 см, окраска её сверху красная, оранжевая или коричневая, иногда белая. Снизу шляпка светлая мелкопористая. Мякоть белая, на срезе чернеет.
          Подосиновик очень вкусный гриб. Употребляют его варёным, сушёным или маринованным.

Сыроежка

           Сыроежки встречаются в хвойных и лиственных лесах весь грибной сезон. Грибники их не любят собирать, потому что они очень нежные и ломкие, и порой, пока их донесёшь до дома, остаются одни крошки. Но, несмотря на это, сыроежки очень вкусные.
          Эти грибы имеют разноцветные шляпки: розовые, жёлтые, красные, коричневые, зеленоватые и синие - диаметром 5-10 см, на нижней стороне которых имеются белые или желтоватые пластинки. Ножка ровная, белого цвета.
Употребляются сыроежки в варёном, жареном или солёном виде.

Опасные двойники

   У самого ценного гриба – белого – есть опасные двойники. Желчный и сатанинский – называются эти грибы. Отличаются они от белого тем, что у них нижняя сторона шляпки не белая или желтоватая, как у боровика, а розовая или даже красная. Если разломить шляпку белого гриба, она не изменит своего цвета, а разломленные шляпки двойников вначале покраснеют, а потом почернеют.

   Неопытный сборщик может набрать ложных опят вместо настоящих. Запомните: у съедобных опят шляпка коричневато-желтая, на ножке – пленка, похожая на кольцо. У ложных опят желто-зеленая или красноватая шляпка, а на ножке нет кольца.

   Ядовитый красный мухомор, к счастью, не похож ни на один съедобный гриб. У этого гриба красная или красно-оранжевая шляпка с белыми хлопьями на поверхности. Ножка белая и, как у бледной поганки, имеет наверху ножки белое пленчатое кольцо.

   Зеленая сыроежка немного похожа на самый опасный гриб наших лесов – бледную поганку. Берегитесь бледной поганки! В ней содержится самый сильный из всех грибных ядов. Съеденный кусочек бледной поганки сильнее укуса змеи. К счастью, узнать бледную поганку нетрудно. Она отличается тем, что ножка ее будто вылезает из горлышка широкого горшочка. Цвет шляпки белый, бледно-зеленый, желто-зеленый, в середине обычно темнее, чем по краям. В верхней части ножки есть пленчатое кольцо.

Что такое плесень?

                                          

         

   Почему мы их любим?

                              

         

                              

                 

Есть ли польза от ядовитых грибов?

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Человек - часть живой природы

Презентация к уроку окружающего мира         УМК "Планета "Знаний" 3 класс priroda.png...

Урок-конспект "Насекомые - часть живой природы"

Конспект урока по УМК "Перспективная начальная школа". Окружающий мир (1 класс)...

Урок-конспект "Животные - часть живой природы"

Конспект урока по УМК "Перспективная начальная школа". Окружающий мир.1 класс....

Человек-часть живой природы.

Человек-он ведь тоже природа. На уроке учащиеся знакомятся с особенностям строения теля человека;даются общие сведения об органах человека и их значении для организма....

Насекомые – часть живой природы.

Цель данного урока- уточнить представление учащихся о насекомых; познакомить с признаками живых организмов и выявить существенные признаки насекомых; развить речевые навыки, мышление, воспитывать любо...

Растения - часть живой природы

План -конспект урока по окружающему миру для 1 класса...

План- конспект учебного занятия по окружающему миру. Тема «Человек – часть живой природы»

Представлен подробный план- конспект учебного занятия по окружающему миру (3 класс). Тема «Человек – часть живой природы»...