Урок "Разнообразие растений"
видеоурок по окружающему миру (3 класс) по теме

Шевченко Людмила Владимировна

Урок окружающего мира "Разнообразие растений"

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                 Пояснительная записка

Автор: Шевченко Л. В., учитель начальных классов

Образовательное учреждение: МОУ «СОШ №4» г. Исилькуль, Омская область

Предмет: окружающий мир

Тема: «Разнообразие растений»

Цели:

Образовательная: определить значение растений для человека и представителей живой природы; обратить внимание учащихся на острую экологическую проблему – уничтожение растений;

Воспитательная: воспитывать чувство долга и ответственности перед природными богатствами.

Развивающая: прививать любовь к природе родного края и всему живому на земле.

Продолжительность: 45 мин

Класс: 3

Авторский медиапродукт: презентация к уроку

Тип урока: объяснение нового материала

Метод обучения: словесный, практический, наглядный

Средства обучения: ТСО, мультимедиа установка, интерактивная доска,   компьютер  

Оборудование: мультимедиа проектор, учебники, тетради на печатной основе,  индивидуальные карточки с заданиями.

Авторские комментарии: данный урок разработан в рамках личностно-ориентированного обучения. На уроке применяется индивидуальная работа и фронтальный опрос учащихся. Дети работают индивидуально, и каждый решает свою проблему самостоятельно, ставит перед собой задачи. Дети готовят дополнительные сведения к уроку, делают сообщения о природе родного края, знакомятся с применением лекарственных растений. Задание на дом дается дифференцированно. На уроке проводится большая работа по обогащению словаря учащихся: это и словарная работа, и чтение стихотворений о растениях /учителем наизусть/,  М. Цветаевой, И. Никитина и др. На уроке используется большое количество наглядного материала.

Технологическая карта урока:

Этап урока

Дидактическая цель

Методы обучения

Формы обучения

1.

Организационный

Мотивация  работы учащихся на уроке

эвристический

Беседа

2.

Проверка домашнего задания

Контроль и учет знаний

Работа с тестом

Тест

3.

Введение в тему урока

Подготовить учащихся к восприятию нового материала

Объяснительно-иллюстративный. Презентация

Беседа, работа со слайдами

4.

Изучение нового материала

Познакомить учащихся с содержанием нового материала

Объяснительно-иллюстративный. Презентация

Рассказ, беседа, работа со слайдами

5.

Физминутка

Отдых. Переключение на новый вид деятельности

6.

Рефлексия

 Закрепление материала

Работа с загадками, кроссвордом

Беседа. Самостоятельная работа

Работа на интерактивной доске

7.

Организационный

Инструктаж о выполнении домашнего задания. Подведение итогов урока

эвристический

 Творческое задание

Х о д      у р о к а:

Деятельность учителя. Использование слайдов презентации

Деятельность учащихся

1.

Организационный момент

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке

Учебник, ручка, карандаш?

Проверили? Садитесь!

С усердием трудитесь!

Дети усаживаются, проверяют готовность к уроку.

2.

Проверка домашнего задания.

 Тест.

1.  Выберите  правильное  определение  почвы:

т   верхний  слой  земли,  где  есть  песок  и  глина;

с   верхний  слой  земли,  где  есть  песок  и  глина,  воздух,  вода;

б   верхний  плодородный  слой  земли.

2.  Какая  главная  часть  почвы?

о   перегной;                е   песок;        

я   глина.

3.  Что  образуется  из  перегноя  под  действием  микробов?

м   вода;                н   воздух;                

т  соли.

4.  Что  используют  растения  для  питания?

е   микробы;                а   соли;        

ю   перегной.

5.  Что  образуется  из  остатков  умерших  растений  и  животных  под  действием  микробов?

ш   песок;                щ   глина;                

н   перегной.

6.  Слой  почвы  в  18  см  вода  сможет  смыть  за  500  тысяч  лет,  на  лугу – за  3225  лет,  а  там,  где  нет  растений – всего  за  15  лет!  О  чем  говорят  эти  расчеты  ученых?

ю   чем  больше  слой  почвы,  тем  он  быстрее  смывается  водой,  какие  бы  растения  на  этой  почве  не  росли;

и   чем  больше  и  разветвленнее  корневая  система  растений,  тем  сильнее  они  удерживают  почву;

у   чем  меньше  корни  растений,  тем  сильнее  они  удерживают  почву.

7.  Какое  утверждение  верно?

п   там,  где  нет  растений,  ветер  и  вода  не  могут  развеять  и  смыть  всю  почву  или  ее  часть;

к   если  употреблять  ядохимикатов  больше  нормы,  почва  потеряет  свое  плодородие;

д   при  внесении  большого  количества  удобрений  в  почву,  в  ней  накапливается  избыток  солей,  что  приводит  к  повышению  урожайности.

8.  К  какой  природе  можно  отнести  почву?           

а   почву  нельзя  отнести  только  к  живой  или  к  неживой  природе.   Живая  и  неживая  природа  в  ней  как  бы  соединяются.        

е  почву  можно  отнести  к  живой  природе.           

о  почву  можно  отнести  к  неживой  природе.  

Ключ к тесту:  

1

2

3

4

5

6

7

8

б

о

т

а

н

и

к

а

- У  того,  кто  правильно  ответил  на  все  вопросы,  должно  получиться  слово  «ботаника».        

Учащиеся решают тест в результате решения, которого получается слово БОТАНИКА.

3.

Введение в тему урока.

- Сегодня  на  уроке  мы  отправляемся  в  путешествие  по  науке  ботанике.  

- Что  такое  ботаника?  Хотите подсказку?                    Слайд  1.  

        Ботаника – это наука о ?    На слайде появляются изображения растений.

           Ботаника – это наука о растениях.                  Слайд  2

- Растения на Земле встречаются повсюду. Вы, наверное, слышали такое выражение: «Растения - зеленая одежда Земли». Они образуют леса, луга. Зеленый наряд делает нашу планету удивительной. Сегодня мы познакомимся с царством растений.

- Какие  части  растений  вы  знаете?                            Слайд  3

                На слайде появляются изображения частей растений.

По мере называния появляются названия:        корень,  стебель,  листья,  цветок,  плод.

- На  какие  группы  можно  разделить  царство  растений?  

                                                                               Слайд  4.

        На слайде появляются изображения растений. 

Дети обсуждают, предлагают варианты.  

 Изображения растений «перелетают» и   устанавливаются в 3 группы.

- Как назвать растения первой группы?                            травы

- Как назвать растения второй группы?                           деревья

- Как назвать растения третьей группы?                        кустарники

- Сегодня  мы  познакомимся  с  новой  классификацией  растений.  Посмотрим,  какие  группы  растений  выделяют  ученые-ботаники.

                                                                                                                          Слайд  5

Учащиеся отвечают на вводные вопросы.

4.

     Работа над новым материалом.

  1. Тема нашего урока «Разнообразие растений». Перед нами стоит цель: понять почему ученые распределили растения на низшие и отнесли к ним водоросли, и высшие и отнесли к ним  мхи, папоротники, хвойные и цветковые. Поможет нам в этом учебник (с. 40)
  2. Так чем же руководствовались ученые, классифицируя растения?
  3. Каждое растение – это живое тело, организм. И хотя растения очень разнообразны, многие из них имеют такие органы: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами.

Заполнение таблицы.

Корень

Стебель

Лист

Цветок

Плоды и семена

Водоросли

Мхи

Папоротники

Хвойные

Цветковые

  1. Давайте познакомимся поближе с каждой из групп растений.

                                                                                                 Слайд №7

  1. Присев на берегу пруда или реки, вы можете полюбоваться белоснежными цветками кувшинки, послушать шелест рогоза и камыша в прибрежных зарослях. Поверхность прудов сплошь затянута ряской. Но все эти растения, хотя они и обитают в воде или рядом с ней, - не водоросли.
  2. Чаще всего водоросли – это микроскопические организмы, плавающие или «парящие» в толще вод, это скопление зеленоватых нитей, называемых тиной, это буроватый ил на дне водоема, это слизистый налет на погруженных в воду предметах. Ошибочно представление о том, что водоросли живут только в воде. Очень много их в почве, в воздухе.

                                                                                                   Слайд №8

  1. А хлореллу можно найти в каплях дождя. Диатомеи – один из самых распространенных на Земле растений. Эти одноклеточные водоросли одинаково хорошо себя чувствуют в водах и снегах Арктики  и Антарктики, горячих (до 85 градусов по Цельсию) гейзерах Исландии, почти в любых пресных и соленых водоемах. Роль диатомей в природе велика. Количество выделяемого ими кислорода сравнимо, пожалуй, только с тем, которое выделяют все высшие растения земного шара. Размер хлореллы и диатомеи здесь сильно увеличен. Самые крупные из них не превышают 1,5 мм.
  2. Багряные и бурые – древняя группа водорослей, обитатели морей. В некоторых странах широко используют их в пищу как приправы и закуски.
  3. В период массового размножения одноклеточных водорослей вода окрашивается яркими красками – «цветет», говорят в народе. Некоторые водоросли могут размножаться даже на снегу в горах или в полярных областях, придавая снегу различные оттенки. Снежные поля Гренландии порой окрашиваются то в желтый, то в зеленый, то в красный цвет. Быть может, именно этому Гренландия обязана своим названием (в переводе – зеленая страна).

 -Что общего у растений этой группы?   Какие части растений присутствуют, а    какие – нет?

                                                                                         Слайд №9

  1. Мхи – любители сырого сумрака таежных лесов. В сухих местах мхи можно встретить не часто. Поскольку у мхов нет настоящих корней, а только лишь небольшие выросты, прикрепляющие их к почве, то вода из почвы для них почти недоступна. Довольствуются они росой и дождем. Но уж если идет дождь, то мхи не пропускают мимо себя ни одной капли. Они как гигантские губки впитывают влагу в себя, а затем постепенно и расчетливо отдают эту влагу большим и малым рекам, не давая им пересохнуть даже в разгар летней жары. Растущий на болотах мох сфагнум способен впитывать в себя воды в 25 – 30 раз больше своей массы. Это своеобразный рекорд растительного мира! Оказавшись в лесу рядом с болотцем, сожми в ладони мох, и ты увидишь, как много из него вытечет воды. Поскольку всё тело сфагнума напитано водой, корень ему ни к чему. Рядом со сфагнумом часто встречается другой мох – кукушкин лён. Отмершие мхи образуют залежи торфа, который используют как топливо и удобрение. В сухом торфе можно хранить фрукты и овощи. Они долго сохраняют вкусовые качества.

-Что общего у растений этой группы?   Какие части растений присутствуют, а    какие – нет?

                                                                                                      Слайд №10

Папоротники – растения древние. На Руси бытовало предание, что цветет папоротник огненным цветком, который распускается один раз в год в глухую ночь под раскаты грома и при сверкании молнии в праздник Ивана Купалы (7 июля). Считалось, что кто сумеет сорвать  этот цветок – тому откроются все клады, он услышит голоса деревьев и трав.  Рассказ о цветах лишь красивая легенда, сохранившаяся с глубокой древности, когда славяне поклонялись богу грома и молнии Перуну. Именно ему был посвящён никем не виданный «яркий как пламя» цветок папоротника.        

Многие искали цветок папоротника, но не нашли. Оказывается, на самом деле папоротник цветков не имеет, а размножается спорами. На обратной стороне листа  появляются бугорки ржавого цвета (сорусы), рассыпающие коричневую пыль – споры. Каждый папоротник может дать миллионы спор. Любопытно, что вырастет из проросшей споры отнюдь не папоротник привычного нам облика, а нечто невиданное – маленькая зеленая пластинка величиной с арбузное семя.

  1. Перед нами папоротник страусово перо. Неправда ли красиво!
  2. Папоротники – лианы высоко поднимаются по стволам деревьев; папоротники – эпифиты (т.е. живущие на стволах и ветвях деревьев.
  3. Олений рог – эпифит – гигант порой весит около 100кг. Под тяжестью эпифитов иногда выворачиваются с корнями даже крупные деревья.

     -Что общего у растений этой группы?   Какие части растений присутствуют, а         какие – нет?

                                                                                                         Слайд №11

  1. Хвойные насчитывают около 600 видов. Сосна, ель… Вам хорошо знакомы эти деревья. Узнать хвойные легко. Почти все они вечнозеленые и вместо листьев у них иголки – хвоя. Хвоя бывает разной – твердой, колючей и мягкой, как трава. Бывает  длинной, как вязальная спица и такой же толстой. Много интересного и полезного о хвойных вы узнаете, прочитав книгу «Это все хвойные».

                                                                                                         Слайд №12

Самая большая группа – цветковые. Ученым  сейчас  известно  около  350  тысяч  видов  растений.  Из  них  почти  250  тысяч - цветковые.  А  хорошо  ли  вы  знаете  цветковые  растения?                                                        Слайд №13

  1. А к какой группе вы отнесете каштан, березу, липу? Почему?

  - Что общего у растений этой группы?   Какие части растений присутствуют, а    какие – нет?

Работа с учебником.

Отвечают на вопросы учителя.

Слушают сообщение учителя

Сообщение учащегося

Сообщение учащегося

Сообщение учащегося

Сообщение учащегося

Слушают сообщение учителя

Отвечают на вопросы

5.    

                      Физминутка

Мы немного отдохнём.

Встанем, глубоко вздохнём

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели,

И их все лучи согрели.

Чудеса у нас на свете –

Стали карликами дети

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали.

Дружно хлопаем

Ногами топаем.

Хорошо мы погуляли

И немножечко устали.

Выполняют движения

6.

Закрепление нового материала

1. Игра Угадай-ка

  1. Ты растение не тронь,

Жжется больно, как огонь.(крапива)

  1. Горел в траве росистой,

Затем померк, потух

И превратился в пух.(одуванчик)

  1. Тонкий стебель у дорожки,

На конце его – сережки,

На земле лежат листки –

Маленькие лопушки.(подорожник)

  1. Стоят кругом сестрички

Желтые глазки. Белые реснички.(ромашки)

  1. А знаете ли вы, что в природе существуют карандашное дерево, хлебное, бумажное, клубничное, тюльпанное, железное? К какой группе вы их отнесете?

Много трав растет полезных

На земле родной.

Помогают от болезней

Мята, пижма, зверобой.

Из даров лесного царства

Люди делают лекарства.

  1. Ребята, а кто из вас во время болезни пользовался лекарственными растениями и какими?

                                                                                                                   Слайд №15

2.  Практическая работа.   В процессе презентации заполняется таблица, где отмечается наличие или отсутствие частей растений у данной группы.

Проверка результатов заполнения. Вывод.                          Слайд №16

3. Самостоятельная работа (печатные тетради).

  1. Определите, к какой группе относятся данные растения, закончите предложения.

4. Игра «Выбери лишнее название».

                                                                                             Слайд №17

Разгадывают загадки, решая кроссворд

Отвечают на вопросы

Заполняют таблицу

Выполняют задания в рабочей тетради

7.

    Итог урока.

-    По какой науке мы путешествовали?

-    О чём эта наука?  

-    На какие группы разделили ученые растения?

  1. Чем они руководствовались?
  2. Какие растения вас удивили?
  3. Что вам понравилось на уроке больше всего?
  4. Что показалось трудным?

Отвечая на вопросы, подводят итог урока

8.

   Домашнее задание.

   1. читайте учебник, стр. 40 - 44

   2.  или попробуйте нарисовать мир с  

   растениями и без них.

Записывают домашнее задание


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ботаника это наука о __________ ? растениях

Слайд 2

Назови части растения: ЦВЕТЫ КОРНИ СТЕБЕЛЬ ЛИСТЬЯ ПЛОДЫ И СЕМЕНА

Слайд 3

Царство растений На какие группы можно разделить растения? травы кустарники деревья 1 2 3 4 5 6

Слайд 4

На какие группы разделили учёные-ботаники все растения? ВОДОРОСЛИ ПАПОРОТНИКИ МХИ ЦВЕТКОВЫЕ ХВОЙНЫЕ

Слайд 5

РАЗНООБРАЗИЕ РАСТЕНИЙ ВОДОРОСЛИ ПАПОРОТНИКИ МХИ ЦВЕТКОВЫЕ ХВОЙНЫЕ

Слайд 6

Водоросли живут в воде нет корней нет стеблей нет листьев нет цветов

Слайд 7

Что лишнее? Мхи кукушкин лён Живут во влажных местах есть стебель есть листья нет корней нет цветов 1 2 3

Слайд 8

есть корень есть стебель есть листья нет цветов Папоротники

Слайд 9

Что лишнее? Хвойные растения ель есть корни есть одереве- нелый стебель есть листья в виде хвоинок нет цветов можжевельник сосна лиственница ель 1 2 3 4 5

Слайд 10

Что лишнее? Цветковые растения Молодцы! лопух пижма черёмуха незабудка мать-и-мачеха есть корни есть стебли есть листья есть цветы есть плоды 1 2 3 4 5 6

Слайд 11

Р О М А Ш А К Р О З А Т Ю Л Ь П Н А О Р О Ж Н К И П О Д С Н Ж Е Н И Ц А Н Д Ы Ш Д Н И К Л А Е Ш П О П

Слайд 12

По каким признакам ученые разделили все растения на разные группы? СТЕБЛИ ЛИСТЬЯ ЦВЕТЫ КОРНИ ПЛОДЫ И СЕМЕНА цветковые водоросли мхи папоротники хвойные

Слайд 13

По каким признакам ученые разделили все растения на разные группы? СТЕБЛИ ЛИСТЬЯ ЦВЕТЫ КОРНИ ПЛОДЫ И СЕМЕНА цветковые + + + + + водоросли + + + мхи + + папоротники + + хвойные + + хвоинки + + шишки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок окружающего мира во 2 классе" Культурные и дикорастущие растения. Для чего человек выращивает культурные растения?"

Урок по УМК "Перспективная начальная школа" по теме:"Культурные и дикорастущие растения. Для чего человек выращивает культурные растения?"...

Урок окружающего мира " Деревья, растения, травы. Части растений"

Урок окружающего мира  1 классТемаДеревья, растения, травы. Части растений.Цель: формировать правильное научное понятие «растение»; уточнить понятия «дерево», «кустарник», «травянистое растение»,...

«Разнообразие растений.Дыхание и питание растений»

Тема: Разнообразие растений. Питание и дыхание растений.Цели урока: познакомить детей с новой классификацией растений; рассмотреть особенности каждой группы растений; связь солнца, растений, людей.Вос...

Тема: Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения

Методическая разработка урока по  окружающему миру. Тема урока: Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения. Нетрадиционная форма6 Урок в зимнем саду. Тип урока: комбинированный....

План - конспект урока Разработка урока окружающего мира (2 класс УМК ПНШ) "Цветковые растения. Части растений. Условия необходимые для жизни растений. Питание и дыхание растений"

План - конспект урока окружающего мира (2 класс УМК ПНШ) по теме "Цветковые растения. Части растений. Условия необходимые для жизни растений. Питание и дыхание растений"...

План конспект урока по теме "Размножение и развитие растений". Пр.р. «Рассмотрение плодов и семян растений», «Развитие растения из семени».3 класс

Представлен план конспект урока по окружающему миру по теме "Размножение и развитие растений". Пр.р. «Рассмотрение плодов и семян растений», «Развитие растения из семени» 3 класс...

Конспект урока «Растения – производители. Органы цветкового растения. Многообразие растений». 3 класс

Конспект  урока по  предмету «Окружающий мир». На тему: «Растения – производители. Органы цветкового растения. Многообразие растений.» Проведенного в 3 классе....