Организация уроков по ЗОЖ в 1 – м классе
статья по окружающему миру (1 класс) по теме

Иванова Мария Борисовна

 

         Как известно в настоящее время школу заканчивают здоровыми только несколько процентов выпускников, остальные имеют хронические патологии. В связи с этим началось движение за ЗОЖ в России и в том числе и в нашей республике.

Доктрину ЗОЖ, политику оздоровления народов Республики Саха невозможно претворять в жизнь без участия образовательных учреждений. Поскольку менталитет здоровья закладывается в человеке, как и все основы его жизненных установок именно с детства. Если пропустить этот этап в жизни человека, то, будучи взрослым, человеку уже трудно будет поменять свои жизненные установки.

С учётом возрастных и психофизиологических особенностей детей нами составлена программа школьного курса «Расти здоровым» для 1 класса. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uroki_zozh.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

 Организация уроков по ЗОЖ в 1 – м классе

Как известно в настоящее время школу заканчивают здоровыми только несколько процентов выпускников, остальные имеют хронические патологии. В связи с этим началось движение за ЗОЖ в России и в том числе и в нашей республике.

Доктрину ЗОЖ, политику оздоровления народов Республики Саха невозможно претворять в жизнь без участия образовательных учреждений. Поскольку менталитет здоровья закладывается в человеке, как и все основы его жизненных установок именно с детства. Если пропустить этот этап в жизни человека, то, будучи взрослым, человеку уже трудно будет поменять свои жизненные установки.

С учётом возрастных и психофизиологических особенностей детей нами составлена программа школьного курса «Расти здоровым» для 1 класса.

Программа состоит из следующих тем:

  1. Понятие о здоровом и больном организме, хорошем и плохом самочувствии;
  2. Значение соблюдения режима дня и необходимости подвижного образа жизни, физические упражнения для укрепления здоровья;
  3. Особенности рационального питания детей, заболевания связанные с неправильным питанием;
  4. Гигиенические навыки и их роль в профилактике заболевания зубов, желудочно-кишечного тракта, педикулёза;
  5. Вредные привычки у детей (курение, алкоголь, токсикомания, наркомания), их связь с возникновением заболеваний у человека.

Изучение этих тем в 1 классе происходило на доступном для младших школьников уровне. Урок здоровья начинался с темы «Понятие о здоровом и больном организме, хорошем и плохом самочувствии».  

На занятиях ставили задачу психологически настроить детей на ЗОЖ, вызвать у них интерес к вопросам здоровья, развитию фантазии.

Детей знакомили с различным поведением сказочных героев, разбирали и анализировали жизненные ситуации, на примере учили отличать поведение полезное для здоровья от вредного.

В результате у детей воспитывается ответственность за свои чувства, мысли, поступки, вырабатывается поведенческие навыки ЗОЖ, причём не

только накапливаются сведения о здоровье, но и формируются умения применять свои знания в жизни.

Детей постоянно подводили к мысли, что самое важное в жизни – это здоровье, что именно они ответственны за состояние своего организма, и никто другой не позаботится о них лучше, чем они сами.

Очень важно создать на уроке ощущение праздника, на котором нет равнодушных и скучающих. Все дети играют, поют песни о здоровье («Знай своё тело», рисуют страну «Здоровье», так, как себе представляют. В заключении оформляется выставка рисунков.

В результате учащиеся стали более ответственно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих, стали более требовательными и заботливыми друг к другу. Кроме того, дети ведут дневники наблюдений за своим самочувствием, успеваемостью, наличием свободного времени, своими отношениями с родителями, учителями, одноклассниками.

Дневники самонаблюдения представляют собой рисунок, в котором ребёнок ежедневно клетками различными цветами обозначает указанные параметры.

На каждом уроке учитель просматривал дневники и, если обнаруживалось множество клеток, закрашенных в цвет, обозначенный «плохо», с ребёнком проводилась индивидуальная беседа по выяснению причины плохого состояния. Иногда ребёнку достаточно дать совет, а в некоторых случаях приходилось беседовать с родителями.

Дневник самонаблюдений помогает учителю и родителям заглянуть в мир ребёнка, заметить недомогание и вовремя предотвратить болезнь,  наладить взаимоотношения  родителей с детьми, выяснить причины непонимания среди одноклассников, предупредить конфликты и ссоры.

II тема урока  здоровья – «Значение соблюдения режима дня и необходимости подвижного образа жизни, физические упражнения для укрепления здоровья».

Дети должны понять необходимость соблюдения правильного режима дня, занятий физическими упражнениями и различными видами спорта для нормального развития, укрепления и функционирования различных органов, особенно сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, опорно-двигательного аппарата, позвоночника.

При изучении этой темы учащиеся получают начальные сведения об анатомическом строении и физиологии важных органов человека, и прежде всего, сердечно-сосудистой системы и органов дыхания. Дети учатся правильно пальпировать пульс, прослушивать тоны сердца.

Заболевания сердца, органов дыхания, опорно-двигательного аппарата часто связаны с гиподинамией. Длительные занятия в школе, выполнение домашнего задания, просмотр телевизионных передач, компьютерные игры отнимают у детей почти всё свободное время.

Отсюда опасность возникновения заболеваний, связанных с гиподинамией. Для профилактики указанных заболеваний мы рекомендуем различные подвижные игры, во время которых ненавязчиво объясняем важность для здоровья ежедневных физических упражнений.

Используем различные подвижные игры, упражнения, имитирующие изображение животных и растений, упражнения и игры на координацию движений и быстроты реакций.

III тема: «Особенности рационального питания детей, заболевания связанные с неправильным питанием». Основная цель этой темы – научить детей отличать полезные для здоровья продукты от вредных, свежие от

испорченных. Подробно рассказываем о различных видах пищи, о значении витаминов для роста и развития ребёнка.

Особое внимание акцентируем на вреде жирной и сладкой пищи. Рассказываем о серьёзных заболеваниях (сахарный диабет, ожирение), развивающихся при неправильном питании.

Даём перечень продуктов, полезных для здоровья. Рассказ сопровождается чтением сказок, игры «Светофор», в котором полезные продукты питания изображены кружками зелёного цвета, вредные – красного цвета, жёлтые  цвета свидетельствуют о продуктах, которые можно употреблять лишь изредка.

При изучении IV темы «Гигиенические навыки и их роль в профилактике заболевания зубов, желудочно-кишечного тракта, педикулёза» мы стремимся сформировать у детей навыки личной гигиены. Пытаемся сконцентрировать их внимание на необходимости постоянно соблюдать гигиенические правила, научить их правильно чистить зубы, мыть руки перед едой, после посещения туалета, иметь свою личную расчёску, зубную щётку.

Проводили беседу о зубах. Использовали плакат «Кариес зуба», объясняли механизм развития болезни, связь с плохим уходом за зубами и неправильным питанием (употребление большого количества сладкой продукции). Дети приносят в класс зубные щётки и учатся правильно чистить зубы.

V тема: «Вредные привычки у детей (курение, алкоголь, токсикомания, наркомания), их связь с возникновением заболеваний у человека».

Цель: изучение её – выработка у детей негативного отношения к курению, употреблению алкогольных напитков, токсикомании, наркомании. Обсуждая с детьми причины, побудившие их иногда курить в раннем детстве

(любопытство, подражание взрослым, самоутверждение), мы предостерегаем их от возможности превращения простого любопытства в пагубную привычку, от которой в последующем трудно избавиться.

Подробно обсуждаем вредное влияние дыма сигарет, алкоголя, наркотиков на различные органы человека. Большое впечатление на детей производит медицинские примеры.

Младшие школьники более негативно относятся к поведению пьяных людей. Поэтому профилактику курения и других вредных привычек надо начинать в начальных классах. Полезно приводить примеры из жизни конкретную историю наркомана или алкоголика, о его пагубной зависимости, потерявшего здоровье.

При этом задаются вопросы, ведётся живая дискуссия. Эффективным является показ документальных фильмов о наркомании, алкоголизме – для формирования негативного отношения к допингам. Это может стать хорошим противоядием к рекламным рамкам на ТВ, создающим положительный имидж употребления алкоголя, например, пива.

Для выработки негативного отношения детей к курению используем различные наглядные пособия. В конце темы проводим анкетирование.

Дети отвечают на вопросы:

-  Курит ли кто-нибудь в вашей семье?

-  Пробовал ли ты курить?

-  Твоё отношение к курению? ( +;  - ;  безразлично);

-  Считаешь ли ты, что курение сделает тебя более взрослым, модным?

-  Нравится ли тебе, когда рядом с тобой курят?

-  Хотел  бы ты, чтобы курили  твои близкие, друзья?

-  Как отреагируешь, если узнаешь, что твой друг курит?

Дети откровенно отвечали на вопросы анкеты, рассказывали о своих попытках курить и обычно раскаивались в этом.

В заключении, мы учим детей, вежливо просить взрослых не курить в квартире, в общественных местах, в присутствии детей и некурящих лиц.

Советуем детям выходить из комнаты, в которой курят, так как пассивное вдыхание никотина также очень вредно для человека.

Каждый ученик заводит дневник своего здоровья.

  1. Паспорт здоровья:
  1. Фамилия, имя, отчество.
  2. Класс, возраст
  3. Дата рождения, рост, вес
  4. Частота пульса
  5. Физические возможности: количество приседаний, количество отжиманий от пола
  6. Состояние здоровья по заключению врача
  7. Диагноз
  8. Полученные прививки

  1. Паспорт образа жизни (отметить те цифры, которые соответствуют твоему ответу).

Основные компоненты ЗОЖ

Всегда (2 б)

Иногда (1б)

Никогда(0б)

 Ежедневное самочувствие

         2

           1

         0

1.У меня хорошее самочувствие

 0

1

2

2. У меня бывают головные боли

         2

           1

         0

3. Часто устаю

         2

           0

         1

4. Я сплю хорошо и утром встаю вполне отдохнувший

         2

           1

         0

Питание

1. Я ежедневно разнообразно питаюсь, употребляю (овощи, фрукты, хлеб, каши, супы)

 0

1

2

2. Я ограничиваю количество жирной пищи (яйца, сливочное масло, жирное мясо, печень, копчености)

         2

           1

         0

3. Я стараюсь избегать употребления промышленных напитков (кока-кола, пепси, роса и так далее)

         1

          0

          2                  

Физическая активность

1. Я утро начинаю с физической зарядки

         2

           1

         0

2. Своё свободное время посвящаю физической активности (бег, футбол, лыжи, коньки и так далее)

         2

           1

         0

3. Я ежедневно хожу пешком не менее 1 часа

         1

          0

         2

Стрессовый контроль

1. Мои занятия мне нравятся

         2

           1

         0

2. У меня есть близкие люди, родные, с  которыми могу говорить о личных проблемах и просить о помощи, когда это необходимо

         2

           1

         0

3. У меня есть любимое занятие – хобби, который помогает мне снять плохое настроение

         2

          0

          1

Что означают полученные баллы:

  1. 36 – 30 твой образ жизни приемлем, но стоит пересмотреть некоторые пункты, тогда твоё здоровье и самочувствие будет в порядке;
  2. 26 – 20 твоё здоровье будет в порядке только в том случае, если ты перестроишь некоторые стороны твоего образа жизни;
  3. 16 – 10 твоё здоровье в опасности, измени свой образ жизни.

В конце паспорта дети рисуют  своё настроение. Для того чтобы утро начиналось с хорошего настроения детям предлагаем делать утреннюю психофизическую зарядку:

1. Подтягивание

2. Полное глубокое ритмичное дыхание 5-8 раз

3. Выпить стакан кипячёной воды

4. Попеременное дыхание через ноздрю 3-4 дыхания каждой ноздрёй

5. Сильное прерывистое дыхание (очистительное) 2-3 раза

6. Самомассаж головы: лба, области висков, затылка, ушей

7. Самомассаж ступней ног, спины, рук

8. Вращение головы

  1. Вращение поясницы
  2.  Приседание на носках
  3.  Вращение руками
  4.  Бег на месте
  5.  Перекаты на спине назад из положения, сидя 10-12 раз
  6.  Упражнение для тренировки мозговых сосудов и стимулирования работы мозга: «берёзка», стойка на голове

Вместе с детьми составили кодекс здоровья:

- Здоровье – это душевная культура человека: доброта, надежда, вера и любовь к тем, кто тебя окружает;

-  Здоровье – это любовь и бережное отношение к природе: природа не брат и сестра, а отец и мать человечества;

- Здоровье – это стиль и образ твоей жизни. Образ жизни как источник здоровья и источник всех бед – зависит от тебя и твоего образа жизни;

- Здоровье  нужно не только тебе, но и людям, которым ты обязан помогать;

- Здоровье – это любовь и уважение к человеку: относись к другим так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе;

- Здоровье – это наш капитал: его можно увеличить, его можно и прокурить – хочешь быть здоровым – будь им!

- Семья – наша опора и наше счастье: делай в семье всё так, чтобы каждый член семьи чувствовал свою нужность и зависимость друг от друга;

- Помни! Здоровье в твоих руках! Будешь здоровым или больным – всё зависит от самого себя.

Проводились уроки Мойдодыра в игровой форме. Дети с большим интересом участвовали в играх «Мойдодыра», «Айболита».

Уроки Мойдодыра: тема 1. Умывание и купание. Как животные ухаживают за своим телом. Зачем животные купаются и чистят своё тело. Зачем человек моется. Что случается с грязнулей.  

Тема 2. Забота о глазах. У кого самое острое зрение. Кто лучше всех видит ночью. Почему зайца называют «косым». Как устроен глаз человека. Что может случиться с глазами и зрением. Как беречь глаза.

Тема 3. Уход за ушами. Кто самый ушастый. Как устроено ухо человека. Как беречь уши.

Тема 4. Уход за зубами. Зубы у животных. Молочные и постоянные зубы. Болезни зубов. Что бывает при потере зубов. Чем и как надо питаться, чтобы зубы оставались здоровыми. Как чистить зубы.

Тема 5. Забота о коже. От чего защищает кожа. Как устроена кожа человека. Травмы и заболевания кожи и как следует поступать при травмах и заболеваниях кожи. Правила ухода за кожей.

Тема 6. Как следует питаться.  Чем питаются животные. Устройство системы пищеварения человека. Какие  продукты наиболее полезны растущему организму.

Тема 7. Как сделать сон полезным. Как спят животные. Зачем человеку сон. Как изменяется настроение и поведение человека в зависимости от качества сна. Сколько надо спать. Чего не следует делать перед сном.

Тема 8. Настроение в школе. Какое бывает настроение. От чего оно зависит. Как улучшить настроение в школе.

Тема 9. Поведение в школе. Как улучшить своё поведение в школе.

Тема 10. Вредные привычки. Какие бывают вредные привычки. В чём их опасность. Как от них избавиться.

Уроки Айболита состояли из следующих тем:

- Почему мы болеем. Признаки болезни, причины;

- Кто и как предохраняет нас от болезней. Как организм защищает сам себя. Здоровый образ жизни. Как родители и учителя охраняют здоровье и жизнь детей;

- Кто нас лечит. Какие есть лечебные заведения. Какие есть врачи, и какие болезни они лечат;

-  Прививки от болезней. Защитные функции организма и как их укреплять. Детские болезни. Опасные инфекционные заболевания. Переносчики инфекций. Вакцина и их введение в организм;

- Правила безопасного поведения в доме,  на улице, в транспорте. Не прикасаться мокрыми руками к электрическим приборам и проводам. Не бегай по мокрому полу.  Правила дорожного движения. Не играй на проезжей части дороги, стройке, в местах большого скопления машин и людей;

- Правила обращения с огнём. Не играй со спичками и зажигалками. Не садись близко у горящей печки, костра. Не бросай в костёр патроны, не лей в него бензин, керосин и другие воспламеняющиеся жидкости;

- Как защититься от насекомых. Чем опасны мухи, комары, блохи, другие насекомые. Как бороться с мухами. Как защититься от клещей;

- Предосторожности при обращении с животными. Чем опасны домашние  или одичавшие животные. Животные как переносчики болезней. Укусы животных. Правила обращения с животными;

- Первая помощь при ожогах, отморожениях. Ожоги различной степени. Первая помощь при ожогах. Что такое отморожение. Как избежать отморожений в морозную погоду. Какие меры принимать при отморожении;

- Первая помощь при попадании инородных тел в глаза, уши, нос, горло. Инородные тела: пыль, заноза, осколки стекла, насекомые и другие. Способы извлечения инородных тел из организма.

С большим интересом дети участвовали в игре «Клуб знатоков» и достаточно успешно решают вопросы (с помощью наводящей информации), касающиеся валеологического поведения.

Вопросы участникам игры:

-  Как лечатся животные, если у них болит желудок? (Лось ест мухомор – это вызывает у него рвоту. Так он очищает свой желудок. Волк лечится голодом. Лиса ест ягоды голубики).

-  Зачем умываются и чистят тело животные? ( Кошка вылизывает себя, чтобы не пахнуть. Это помогает ей незаметно подкрасться к мышке. Мышь вылизывает себя после еды, чтобы не пахнуть пищей. Свинья в жаркий день купается в грязи, чтобы убрать сальные выделения с кожи и не обгореть на солнце. Воробей купается в пыли, чтобы на коже не заводились паразиты. Обезьяны чистят друг друга, вытаскивая из шерсти образовавшиеся в результате потоотделения капельки соли).

- Почему зайца называют «косым»?  (У зайца большое поле зрения, так как глаза у него расположены на голове с двух сторон. Такое расположение глаз позволяет видеть зайцу даже то, что находится сзади).

- Почему хорошо слышат олени, лоси, косули? (Олени, лоси, косули и другие животные находятся всё время настороже. Они щиплют траву и прислушиваются – нет ли поблизости хищника. Хорошо развитые (подвижные) ушные раковины помогают им своевременно услышать приближение хищника и избежать опасности).

- Как спят животные? (Акула спит в движении, так как у неё нет плавательного пузыря. Если она перестанет двигаться, то пойдёт ко дну. Волк спит, свернувшись клубком, - так спать теплее. Копытные животные дремлют стоя, чтобы при неожиданной опасности сразу обратиться в бегство).

-  Почему такие толстокожие слоны, носороги, киты и моржи? (Эти животные обитают там, где очень холодно или очень жарко, и у них нет волосяного покрова).

- Как возбудители болезней попадают в организм? (Вместе с пищей. С вдыхаемым воздухом. Через кожу. Через слизистые оболочки. Через рану (кровь).