Удивительный мир растений.
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) по теме

Интегрированный урок по окр. миру и ИЗО. 2 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannyy_urok.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Удивительный мир растений.

Тип урока: интегрированный: окружающий мир - изобразительное искусство.

Задачи для окружающего мира:

1. продолжить знакомство с растениями ближайшего природного окружения,

    с растениями дальних стран; закрепить знания о растениях;

2. развивать интерес к  изучению растений;

3. воспитывать бережное отношение к комнатным растениям.

Задачи для изобразительного искусства:

1. формировать умение находить темные и светлые оттенки основных и дополнительных цветов, закрепить приемы работы акварелью;

2. развивать умение сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом и          

    исправлять замеченные в рисунке ошибки;

3. учить детей любоваться красотой форм, яркостью красок различных        

    комнатных растений.

Оборудование: комнатные растения, таблица с растениями, лесными

    ярусами; иллюстрации растений дальних стран, гербарные листы,

    конверты с заданиями;

    методическая таблица» последовательность работы карандашом и

    акварельными красками».

Примерный план:
1. повторение пройденного материала;

2. знакомство с растениями других стран;
3. физ. минутка
4. чтение стихотворений о растениях;
5. объяснение последовательности рисования комнатных растений;
6. самостоятельная работа детей;

7. подведение итогов.

                                            ХОД УРОКА.

1. Повторение пройденного материала.                                                                                                                              

- Сегодня мы поговорим об удивительном мире растений и нарисуем комнатное растение. А что мы знаем о растениях? Давайте вспомним. Для этого поиграем в игру « День и ночь». Закройте глаза. Кого я коснусь , тот встает и отвечает на мой вопрос.

- Что обозначает слово растение?

-Много ли растений на Земле?

- Как называются растения, полезные для здоровья?

- Почему они так называются?

- Молодцы, а теперь выполним такое задание. Нужно на карточках поставить номер яруса напротив названия растения. Для этого вспомним, какие растения относятся к каждому ярусу.

(Дети выполняют задание на карточках)

- Молодцы, ребята, справились с этим заданием.

2.Знакомство с растениями дальних стран.

( Рассказ учителя сопровождается показом иллюстраций.)

-На Земле 500 тысяч видов растений, 2500 видов человек использует для своих потребностей. Я хочу познакомить, вас, с удивительным миром необычных растений дальних стран.

1. Бешеный огурец растет в Крыму и на Кавказе. Плоды этого растения похожи на небольшие огурчики. Подходить к нему следует очень осторожно, потому что даже при слабом прикосновении плод открывается и из него с сильным хлопком и свистом вырывается слизь с семенами. Огурец может « плюнуть» вам в лицо и на одежду. Иногда, даже на расстоянии до 6 метров.

2. Земляничное дерево. Кора этого дерева совершенно гладкая, словно кожа загорелого человека. Это единственное вечнозеленое лиственное дерево Крыма. Плоды его напоминают землянику: маленькие, оранжевые, с бугристой поверхностью. Они сочные, сладковатые. Их едят птицы.

3.Железное дерево. Так называется ТИК за необычайную прочность, поэтому его используют при строительстве кораблей. Тик может быть высотой с 25-этажного дома, толщиной- 1,5 м. Рубят тик так : сначала делает глубокий надрез вокруг ствола, через 2-3 года дерево подсыхает и только тогда его спиливают. Если дерево спилить сразу, то оно при сплаве потонет.

4. Сахарные пальмы. В некоторых странах сахар добывают прямо с пальмы. Человек забирается на вершину дерева, надрезает кончик молодого побега, и оттуда течет сладкий сок. Собирают сок рано утром или на закате.

- В этом мире растений есть и короли:

Первый король – это баобаб.

 Когда в пустыне засуха, на толстых корявых деревьях распускаются белые  цветы. Это как улыбка природы. Листьев нет, а цветы как кружева.

   Ростом он не велик 12-15 метров. Но очень толстый. В некоторых странах внутри баобаба хоронят людей. Если у дерева сверху нет веток и ствола, оно служит колодцем. Внутренность ствола очень мягкая и впитывает в себя много влаги. Баобабы любят слоны, они едят даже кожуру. А обезьяны любят плоды - большие, гладкие огурцы. Внутри они красные, как арбуз. Людям  его листья заменяют все овощи.

  Баобаб не боится пожара. Сердцевина его сгорает, ствол остается. Это дерево не любит соседей, поэтому встречается в одиночестве. Живет- 5000 лет.

 Второй король- секвойя.

 Это вечно-зеленое хвойное дерево. Высота  120 метров. Живет 2000 лет. В дупле упавшего дерева американцы  ездят верхом на лошадях. Человек 60 могут поместиться на таком пне.

 Секвойе для жизни необходимы пожары, т. к. после них растение начинает расти в ширь и ввысь, а листья вырастают вновь. Расчищенная пожаром территория хорошо обогревается солнцем, это очень хорошо для семян секвойи. Они не растут в тени и в большом количестве других растений.

Третий король- эвкалипт.

  Эвкалипт- житель Австралии, но встречается и в Крыму, Молдавии, на Кавказе. Это - самое высокое растение мира, его высота - достигает 155метров. Это 10 пятиэтажных домов Толщина эвкалипта - почти 30 метров в  обхвате. Эвкалиптовый лес очень светлый, т. к. деревья не дают тени. Они повернуты к солнцу не поверхностью листа, а ребром.  Вместо листьев с дерева опадает кора, и ствол делается гладким, светло-желтым или голубым. Эвкалипты своими глубокими и широкими корнями за 10 лет осушают  самое чудовищное болото. Их называют «зелеными насосами». Используют эвкалипт  в строительстве кораблей. Из смолы делают чернила.

 3. Физ. минутка.

- Устали? Давайте отдохнем. Встали.

Весна, весна, пришла весна!                       Ходьба на месте.

Тепло на крыльях принесла                        Взмахи руками.

И вот на самом солнцепеке                         Подняться на носочки.

С поднятой гордо головой                          Поднять голову.

Расцвел подснежник голубой.                    Наклоны в стороны.

Он весь пушистый, серебристый

На ножке маленькой стоит,                        Ходьба на месте.

Посланец он весны надежной

Он не боится холодов.

За ним придут цветы другие                      Вдох, выдох.

Он первенец среди цветов.                         Вдох, выдох.

4. 1. Актуализация знаний и постановка темы по И.З.О.

- Сейчас в природе идет весна, и мы только что вспомнили первенца  среди цветов - подснежник. Он расцвел, мы этот цветок не можем  увидеть сейчас, но зато мы с вами каждый день любуемся цветочками комнатных растений. А какие комнатные растения вы знаете?

- Отгадайте загадки о комнатных растениях.

      Куст оконный и балконный.

     Лист пушистый и душистый,

     Он сборчатый и каемчатый;

     А цветы на окне – словно шапка в огне. ( Пеларгония- герань)

    Есть зеленые уроды

   Из колючей злой природы,

   На полке выросли иголки

   Да цветки атласные - алые и красные.( Кактус)

    Стоит мокрый Ванек,

    А в кудрях огонек. ( Бальзамин)

    Есть цветочек- первоцвет,

    Он не любит желтый цвет;

    Он зимой и летом

    Только в красном цвете. ( Примула)

    Он зеленый, а не луг;

    Носит платье, а не пастух;

    Он цепко висит, а не крюк,

    На стену влез, а не паук. (Плющ)

- А теперь________ прочитает вам стихотворение Марушкевич « Герань».

Домашний ласковый цветок

С красивыми цветами.

Цветет по несколько раз в год

В нем скрыто жизни пламя…

Он настроение дает,

Поэта – вдохновенье…

Герань прекраснейший цветок

Нам дарит возбужденье.

Природа в нем дарит бальзам

Он в сердце боль снимает…

Пусть на окне цветет герань

И всем нам помогает.

Герань душиста и мила,

Целебны ее листья,

И что природа ей дала

Нам  может пригодиться.

-А теперь послушайте стих об алоэ, его написал Б. Заходер.

Говорят: « Алоэ, алоэ…»

Интересно, что это такое?

Какое оно алоэ?

Алое? Голубое?

Доброе или злое?

Маленькое или большое?

Одного сослуживца папы

Буквально спасло алоэ.

И маминой лучшей подруге

Алоэ помогло…

И вот я увидел алоэ-

На комоде у тети Зои.

Зеленое, небольшое,

Но колючее и кривое.

5.Обьяснение самостоятельной работы ведется с помощью методической таблицы «Последовательность работы карандашом и акварелью». Сначала рассматривается эта таблица, далее идет пояснение учителя основных этапов изображения цветка мелом на классной доске:

- направление стебля;

- форма цветка и листьев;

- центральные прожилки листьев;

- расположение лепестков.

Далее идет объяснение последовательности работы красками. Особое внимание обращается на работу по сырому или вливание цвета в цвет, растягивание цвета, на технику работы с кистью:

- кистью можно широко закрывать поверхность, передавая основной цвет предмета, можно так же, как штрихом, направлением и формой мазка можно подчеркнуть форму предмета.

- А как можно нарисовать прожилки листьев, тычинки цветка, кое-где подчеркнуть зубчики лепестков?

- Правильно, кончиком кисти.

6. Самостоятельная работа детей.

Во время самостоятельной работы детей включается музыка. Правильная последовательность в работе с карандашом, красками ( от общего к деталям) проверяется в ходе работы учителем.

7. Подведение итогов.

- Дайте мне ваши рисунки, составим на доске выставку. Посмотрим правильность ваших работ. Вот комнатное растение – кливия. Давайте сравним с натуральным растением. Правильно ли нарисованы части этого растения?

- Правильно ли подобраны цвета?

( Аналогично ведется работа над другими рисунками).

- Молодцы, ребята, все справились с работой.

Использованная литература:

  1. Обучение в 3 классе. Пособие для учителя начальной школы. Книга 2 под редакцией Б.И. Фоминых- М.: Просвещение, 1988-428 .Сухаревская Е. Ю. Технология интегрированного урока. Издательство « Учитель» 2003.

          Толмазова Л. В. Удивительный мир растений.// Начальная школа.-№6-         2004-с.86-89.

Старотимошкинская средняя школа

Интегрированный урок по окружающему миру.

Тема « Удивительный мир растений».

                                                                                  Учительницы

                                                                                             Бульбовой Т. И.