Где зимуют птицы
план-конспект урока (окружающий мир, 1 класс) по теме

 

 

 

Содержание фрагмента урока

 

Продолжительность фрагмента (мин)

 

1

Оргмомент

1 мин

2

Проверка домашнего задания по теме: «Где живут Слоны?» ученик читает сообщение.

5 мин

3

Проверка домашнего задания  по теме: «Где живут Слоны?». Задание по карточкам.

5 мин

4

Вводное слово учителя. Объявление темы урока.

 

3 мин

5

Отгадывание загадок.

 

5 мин

6

Презентация «Оседлые и перелетные птицы»

5 мин

7

Физкультминутка

2 мин

8

Беседа, - «Какие птицы зимуют у нас и немного из истории перелетных птиц».

5 мин

9

Конкурс «Узнай птицу» (по описанию).

5 мин

10

Закрепление (карточки с картинками). Домашнее задание. Итог урока.

5 мин

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon gde_zimuyut_pticy_2003.ppt2.2 МБ
Microsoft Office document icon urok_na_temu.doc346.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Конспект урока по Окружающему миру на тему: « Где зимуют птицы?»

Класс: 1; Комплект: А.А. Плешаков

Тип урока: комбинированный урок

Цель: расширить знания учащихся 1 класса о птицах перелетных и зимующих в наших краях; воспитывать заботливое отношение к ним.

Задачи:

Образовательные:

  1. актуализировать и расширить знания детей о зимующих птицах;
  2. познакомить с перелетными птицами, учить находить взаимосвязи в природе и на этой основе объяснять природные явления;
  3. формировать представление о научном поиске, методах работы ученых;

Развивающие:

  1. развивать познавательную активность, логическое мышление;
  2. продолжить развитие умения устанавливать причинно-следственные связи;
  3. развивать коммуникативные навыки работы в группах, умение следовать заданному алгоритму;

Воспитательные:

  1. осознавать свою роль в отношении с другими людьми и природой;
  2. конструктивно воспринимать иные мнения и предложения,
  3. объективно определять свой вклад в общий результат;

Оборудование: Фотографии птиц, карточки с заданиями, презентации, проектор, экран, компьютер.

Содержание фрагмента урока

Продолжительность фрагмента (мин)

1

Оргмомент

1 мин

2

Проверка домашнего задания по теме: «Где живут Слоны?» ученик читает сообщение.

5 мин

3

Проверка домашнего задания  по теме: «Где живут Слоны?». Задание по карточкам.

5 мин

4

Вводное слово учителя. Объявление темы урока.

3 мин

5

Отгадывание загадок.

5 мин

6

Презентация «Оседлые и перелетные птицы»

5 мин

7

Физкультминутка

2 мин

8

Беседа, - «Какие птицы зимуют у нас и немного из истории перелетных птиц».

5 мин

9

Конкурс «Узнай птицу» (по описанию).

5 мин

10

Закрепление (карточки с картинками). Домашнее задание. Итог урока.

5 мин

Ход урока:

1.Организационный момент.

 - Долгожданный дан звонок,

   Начинается урок.

 - Дети, у вас всё есть на партах? Тогда начнём.

2. Проверка домашнего задания.

- На прошлом уроке мы с вами говорили о том, где живут слоны. Давайте проверим ваше домашнее задание, и как вы усвоили изученный материал.  Сейчас Оля Мишина прочитает нам сообщение «Интересные факты о слонах».

- Интересные факты о слонах.

У индийских слоних нет бивней, а если есть, то снаружи они не видны. У самцов бивни длиной метр-полтора.

Одна третья часть бивня у слона скрыта в теле под черепом. Сейчас не встречается слонов с огромными бивнями, поскольку все особи с такими бивнями были выбиты охотниками столетия назад, а длина бивней – генетически наследуемый признак. Сейчас редко встретишь слона с бивнями. Которые бы были даже вдвое меньше, нежели у его предшественников. Бивни растут у слона всю жизнь и являются показателем его возраста. Слоны бывают «право-» и «леворукими», потому что они приспосабливаются работать правым или левым бивнем. Таким образом, у них они бивень бывает короче другого, поскольку быстрее изнашивается. Бивни у слонов могут быть не только неодинаковой величины, но формы, а также расти вбок – по бивням и форме ушей ученые различают слонов.

Бивни кладут на деревья

Старый африканский слон, когда спит стоя, тяжелые бивни кладет обычно на суки деревьев или термитник. В неволе упирает их в стену или в проемы решетки.

Сколько едят и пьют слоны.

Ученые подсчитали, что слон кормится не менее 16 часов в сутки и за это время съедает от 45 до 450 кг растительности – травы и листьев. Как правило, ежесуточный рацион может составлять до 300 кг. В условиях содержания они получают 30 кг сена, 10 кг моркови и 5-10 кг хлеба. В некоторых случаях слонам дают зерно, 3-10 кг. Они также получают витамины (A и D), минералы (кальций, соль) и пищевые добавки (селениум). В зависимости от температуры воздуха они пьют 100 - 300 литров в день. Если слон потребляет 250 литров ежедневно. Это свидетельствует о каком-то заболевании. Слон, болеющий туберкулезом, выпивает 600 литров в день.

Как слоны пьют

Хобот способен удержать в себе 7,5 литра воды. Наполнив его водой, слон сворачивает хобот, его конец засовывает в рот и дует. Вода бежит ему прямо в горло.

В случае нехватки пищи стадо рассеивается, и слоны кормятся поодиночке. Стадо может распасться из-за внутрисемейных проблем. После смерти старой слонихи-матриараха другая занимает ее место.

Живут стадами

Живут слоны стадами. В стаде 15-30 слоних со слонятами. Молодые слоны и обычно один старый слон. Вожаки, как правило, старые слонихи. Такое стадо – одна большая семья, в нем все близкие родственники. В Африке стада иногда собираются вместе до нескольких сот и даже тысяч слонов. Старые слоны часто коротают жизнь в одиночестве. А молодые иногда бродят – слонихи со слонихами, а слоны со слонами. Стада молодых слонов обычно путешествует совместно со стадом слоних и их детенышей.

Общественные отношения.

Слоны – общественные животные, которые приветствуют друг друга особым ритуалом. Одним из них является объятие, когда слоны обвивают хоботы друг друга. При виде поскользнувшегося в грязи слоненка взрослый слон непременно протянет ему хобот и поставит его на землю. Точно так же, как люди держат своих детей за руку. Слоненок держится за хобот своей матери. Слоны сохраняют верность своему стаду. Они очень грустят при гибели новорожденных слонят или других членов стада. При других обстоятельствах они способны радоваться, демонстрируя счастье и веселье. Слоны умеют смеяться.

- Молодец Олечка, ставлю тебе пять.

3. Проверка домашнего задания по теме «Где живут слоны?».

- А теперь давайте все вместе повторим изученный материал. Я сейчас раздам вам карточки с заданиями. Вы должны будите поставить «+» там, где написано правильное утверждение, и поставить «-» там, где оно неправильно.

Пример карточки:

Вариант

«+» или «-»

1. Слоны живут в Антарктиде.

2. Слоны умеют плавать.

3. Слон использует уши, как веер, для охлаждения.

4. Слон – очень мелкое животное, для существования ему требуется мало пищи.

5. За день слон способен съесть сотни килограммов пищи

и выпить до 190 литров воды.

- Положите листы с ответами на середину парты, в конце урока я их возьму на проверку.

4. Вступительное слово учителя.

-  Птиц на земле очень много — около девяти тысяч видов. Есть птицы очень большие, есть совсем крошечные, не больше бабочки или стрекозы, и весящие несколько граммов. Есть птицы, которые могут летать выше облаков, а есть и такие, которые не могут летать, например пингвин.

Одни птицы живут в лесу, другие — в степи. Но есть и такие, которые не могут жить ни в лесу, ни в степи. Они живут только в пустыне или горах, а другие только на берегу моря.

Одни птицы питаются рыбой, другие — насекомыми.

Есть хищные птицы, которые питаются животными, а есть «вегетарианцы», которые едят только растительную пищу, в основном ягоды и семена, как, например, щегол, дятел.

Одни птицы селятся в дуплах, другие вьют гнезда на земле или ветвях деревьев и кустов.

   Объявление темы урока.

—  Сегодня мы поговорим о наших пернатых друзьях, узнаем, где они зимуют.

5. Отгадывание загадок.

—  Попробуйте догадаться, о ком идет речь в загадке.

Не дровосек, не плотник,
А первый в лесу работник.

                                (Дятел) 

Спинкою зеленовата,
Брюшком желтовата.
Черненькая шапочка
И полоска шарфика.

                                (Синица) 

Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червяков.
Зимовать не улетаю,
Под карнизом обитаю.

                              (Воробей)

Окраска сероватая,
Повадка вороватая.
Известная персона
Кто она?

                                (Ворона) 

Чернокрылый, красногрудый,
Он везде найдет приют.
Не боится он простуды –
С первым снегом тут как тут.

                                (Снегирь) 

Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит,
Голосом речистым, чистым
Клее-кле-кле кричит со свистом.

                                           (Клест)

Может и свариться,
Может и разбиться.
Если хочешь в птицу
Может превратиться.

                                          (Яйцо) 

Трещала, с самого утра:
Пор-р-ра! Пор-р-ра! А что – пора?
Такая с ней морока,
Когда трещит…

                                         (Сорока) 

И в лесу, заметьте, дети,
Есть ночные сторожа!
Сторожей бояться этих
Мыши прячутся дрожа!
Очень уж суровы филины и …

                                           (Совы)

Ребята, кто догадался, что для этих птиц общее? Ответы детей. (Они не улетают на зиму, а круглый год живут рядом с нами).

- Молодцы дети! Все очень хорошо работают.

6.  Презентация на тему «Где зимуют птицы?».

- Ребята, а сейчас я вам предлагаю посмотреть презентацию, и узнать каких птиц называют перелётными, а каких осёдлыми или зимующими (Учитель по ходу презентации поясняет слайды и отвечает на вопросы детей).

1 слайд – Итак дети, тема нашего урока «Где зимуют птицы?», и сейчас мы с вами об этом поговорим.

2 слайд – Ребята, на картинке изображено много птичек, скажите, а на какие 2 группы вы можете их разделить?

3 слайд – Да, птицы бывают перелетные и зимующие.

4,5,6 слайды – Так, этих птиц мы называем Зимующими, или же осёдлыми. Таких птиц можете часто увидеть в наших краях, если присмотритесь.

7,8,9 слайды – А этих птичек мы называем перелетными, они к нам прилетают весной и летом.

10 слайд – смотрите ребята, это Чечётка, она зимует у нас, прилетая к нам из других северных районов. Чечётка – кочующая птица.

11 слайд – А это очень знакомая вам птица, это – Снегирь. Распространен обыкновенный снегирь в хвойных лесах от западных границ России и до Тихого океана, иногда гнездится и в полосе смешанных лесов. Снегири населяют высокоствольные леса с подростом и подлеском, во время кочевок посещают сады, парки, посевы подсолнечника и конопли.

12 слайд – Тут мы видим главного лекаря леса – дятла. Ребята, а вы знаете почему его так называют?

13 слайд – А эта красивая птица называется Чиж. Нерегулярно-перелетный и кочующий вид с весьма мозаичным распространением в Евразии. Основной европейский ареал не заходит на юг дальше 45° с. ш. Зимует на юге ареала, вплоть до Средиземноморья.

14,15 слайды - Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит?
Голоском речистым, чистым-
Клё! Клё! Клё!-поёт со свистом?

Ребята, вы догадались кто это? Это Клёст!

16 слайд - Птицам трудно приходится зимой. Нередко они голодают. Во время метелей и сильных морозов много птиц погибает от голода . Особенно часто птицы  погибают в конце зимы, когда почти весь корм повсюду съеден.

17 слайд – Птицам зимой, надо помогать. Для этого люди стали строить кормушки. Мы подкармливаем птичек хлебом, зерном, салом.

18 слайд - Сколько  гибнет их - не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Ребята, давайте, и мы с вами, тоже будем им помогать.

***

7. Физкультминутка.

Мы немного отдохнём.
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в сторону, вперёд,
Нас на ветке ворон ждёт.

(Дети выполняют движения.)

Воробей по веткам прыгал,

Приглашая нас к себе.

(Прыгают на одной ножке, потом на другой и на двух сразу.)

Руки вниз, на пояс вверх,
Улетаем мы от всех.

(Машем руками.)

Полетим скорее в класс.
Там послушаем рассказ.

(Садятся за парты.)

8. Беседа.

- Осенью многие птицы покидают свои родные места и летят зимовать на юг. Большинство из них хорошо переносят зимнюю стужу, но зимой под снегом и льдом они не могут найти себе пищу, поэтому не холод, а голод заставляет их отправляться в дальнее путешествие. Не все птицы улетают на зиму в тёплые края. Остаются те, которые могут зимой находить себе пропитание. Ребята, а люди помогают зимой птицам? Как?

- Итак, Зимующие птицы - те, которые зимой не улетают на юг. У них с осени образуются толстый слой подкожного жира, который помогает им переносить голод и холод. Эту группу составляют все оседлые и прикочевавшие в данную местность на зимовку. Дети каких зимующих птиц вы знаете?

( Воробей, ворона, галка, синица, клест, поползень, глухарь, тетерев, чечетки, рябчики) (учитель показывает фотографии названных птиц).

- Оседлые птицы - птицы, которые круглый год живут в одной местности и не улетают на зимовку, так как могут найти корм в холодное время (голуби, воробьи, сороки, галки. Дятлы, тетерева).

- Кочующие птицы - птицы, живущие на далёком севере , и они ежегодно кочуют в пределах определённый области, не улетают в страны с тёплым климатом (белые совы, клесты, снегири, гусь-гуменник).

— А эти птицы летом (учитель еще раз показывает изображения грача, ласточки, соловья, скворца) живут у нас, вьют гнезда, выводят птенцов. С наступлением холодов они улетают в жаркие страны. Главная причина – нехватка и исчезновение корма с наступлением холодов (ласточки, стрижи, кукушки, соловьи, журавли, аисты). А весной, как только оттает снег, возвращаются в родные места. Кто запомнил, как называют таких птиц? (Перелетные.) Куда улетают некоторые птицы на зиму? (В теплые страны.)

— Сейчас мы знаем, что перелетные птицы улетают на зиму в теплые края. А всегда ли знали люди об этом? Конечно, они замечали, что зимой некоторые птицы исчезают, а весной вновь возвращаются в насиженные места. Лишь со временем ученые узнали, куда улетают перелетные птицы.

Как же это удалось выяснить? Помогли ученым маленькие кольца, которые они надевали на лапки птицам. На каждом кольце был номер и адрес, где была окольцована птица. Когда в других странах встречали окольцованную птицу, то сообщали об этом по данному адресу. Так ученым удалось узнать, где зимуют наши пернатые.

9. Конкурс «Узнай птицу».

— Я буду читать описание птицы. Ваша задача — определить что это за птица и назвать её.

1)  Обычно эти птицы прилетают весной на старое гнездо и тут же начинают его ремонтировать, поэтому каждый год оно увеличивается и иногда становится таким большим, что в нем вьют гнезда мелкие птички — воробьи, скворцы. Гнездо можно увидеть на деревьях, на столбах и даже на крышах домов. Эта птица считается птицей, приносящей счастье, поэтому люди всегда радуются, если эта крупная белая птица вьет гнездо на крыше их дома.

Каждый год у пары этих птиц появляются птенцы. Больше месяца родители высиживают их: мама сидит обычно ночами, а папа днем. В конце лета птенцы вырастают и улетают одни, без родителей, зимовать в Африку. Взрослые птицы улетают позднее. У этих птиц нет голоса: они не умеют петь и кричать. Разговаривают друг с другом, треща клювом, постукивая нижней половинкой клюва о верхнюю. (Аисты)

2)  Рано весной, едва зазеленеют леса, из березовой рощи слышится знакомый голос этой перелетной птицы. Она зимовала в далекой жаркой Африке, а теперь прилетела сюда, чтобы отложить яйца и продолжить свой род. Но делает она это не так, как все птицы. Она не вьет гнезда и не заботится о своих птенцах. В течение весны она откладывает более 20 яиц и по одному подбрасывает в гнезда других птиц.

Эта птица — труженица. Она поедает мохнатых гусениц, которых не едят другие птицы, и помогает спасать лес от гибели. (Кукушка)

3)  Из соломинок и глины эти птички лепят гнезда на домах, сараях, под балконами и карнизами. Некоторые гнездятся в норах на высоком берегу реки. Норы они выкапывают сами.

Глядя на птиц, резвящихся в небе, мы думаем, что они играют. На самом деле они неустанно ловят мелких мошек, мух и комаров, которые летают в воздухе. Эти птички редко и неохотно опускаются на землю, а для отдыха садятся на тонкие ветки или провода. Даже воду пьют на лету, проносясь над водой и зачерпывая ее клювом. (Ласточка)

4) Птички эти ростом с воробья. С утра до вечера без устали перепархивают они с ветки на ветку, внимательно осматривая каждый уголок и каждую трещинку на дереве, беспрестанно склевывая мушек и притаившихся жучков. Зимой они прилетят к нашим домам за помощью; они будут клевать все, что мы дадим: зерно, крупу, крошки хлеба, кусочки мяса и сала.

У этих птичек белые щечки и грудка, желтое брюшко, на голове черная шапочка, спинка зеленая, а крылья серо-голубые. (Синица) 

- Молодцы, умнички, вы все очень хорошо справились с этим заданием!

10.  Закрепление. Домашнее задание. Итог урока.

Ребята, наш урок подошел к концу. Вы узнали много нового из жизни птиц. Давайте повторим:

1.Где зимуют птицы? (В теплых странах.)

2.Какие птицы зимуют у нас? (Оседлые.)

3.Как называют птиц, улетающих зимой в теплые края? (Перелетные.)

- А сейчас мы проверим ваши знания, в моей презентации птицы спорят, кому улететь в теплые края, а кому остаться. Вы должны им помочь разобраться в этом.

- А теперь ваше домашнее задание. Дома вы все должны будите найти ответы на вопросы, которые я сейчас вам раздам.

Примеры вопросов:

Какая птица выше всех летает?

(орёл)

Какая птица быстрее все летает?

(стриж)

Какая птица самая большая в мире?

(страус)

Какая самая маленькая птица обитает в нашей стране?

(королёк)

Какая птица имеет длинный хвост?

(павлин, сорока)

Какую птицу называют лесным доктором?

(дятел)

- Все сегодня молодцы, очень активно работали. Пять я поставлю Маше, Оле и Серёже, они сегодня на уроке очень старались. Всем спасибо за урок.

- До свидания дети.