Конспек по развитию устной речи на тему: Зимующие птицы, подкормка птиц. 1 класс с умеренной умственной отсталостью.
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Русанова Валентина Васильевна

 

Тип урока: обобщающий

Образовательные цели:

Расширить представление о зимующих птицах. Формировать понятие зимующие птицы.  Уточнить и активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопросы.

Коррекционные цели:

Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений на внимание. Коррекция речевого слуха и фонематического восприятия, памяти, тонкой и общей моторики.

Воспитательные цели:

Воспитание мотивации к учению.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Зимующие птицы


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

«Какая птичка улетела?»

Слайд 3

«Какая птичка улетела?»

Слайд 4

«Какая птичка улетела?»

Слайд 5

«Какая птичка улетела?»

Слайд 6

«Какая птичка улетела?»

Слайд 7

Зимующие птицы



Предварительный просмотр:

Урока по предмету «Развитие устной речи»

Класс: 1 (дети с умеренной умственной отсталостью).

Тема:  «Зимующие птицы, кормление птиц»

Тип урока: обобщающий

Образовательные цели: Расширить представление о зимующих птицах. Формировать понятие зимующие птицы.  Уточнить и активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопросы.

Коррекционные цели:

Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений на внимание. Коррекция речевого слуха и фонематического восприятия, памяти, тонкой и общей моторики.

Воспитательные цели:

Воспитание мотивации к учению.

Оборудование: наборное полотно, картинки с изображением  зимующих птиц, мяч, цветные карандаши, тетради, макет дерева, птицы из картона, сюжетная картина «Птицы у кормушки».

Этап урока, время

Деятельность учителя

Деятельность  детей

Необходимый материал

1. Организационный момент

СЛАЙД 1. Звучит грамзапись произведения П.И. Чайковского "Декабрь" из музыкального альбома "Времена года".

На дворе зима. Холодно. В воздухе медленно кружатся снежинки. Одна из них залетела к нам  в открытую форточку. Какое чудо! Она превратилась в принцессу Снежинку. Посмотрите, какая она красивая, как блестит её платьице! Вместе со Снежинкой мы будем путешествовать по зимнему лесу.

В кармашке у принцессы припрятаны маленькие снежинки-жетончики. За правильные ответы и хорошую работу она будет вам давать снежинку. А в конце занятия мы посчитаем, кто больше собрал снежинок.

Дети садятся за парты.

грамзапись произведения П.И. Чайковского "Декабрь" из музыкального альбома "Времена года", кукла Снежинка, жетончики.

2. Введение в тему

Чтобы нам отправиться в путешествие по зимним тропинкам, нужно выполнить задание.

- Рассмотрите внимательно картинки, которые приготовила вам снежинка.  Учитель выставляет на наборное полотно картинки с изображением зимующих птиц: голубь, синица, воробей, ворона, снегирь, сорока.

- Как, одним словом можно назвать эти картинки? Кто это?

- Правильно.

- Как называются птицы, которые остаются зимовать?

- Кто догадался, о чем мы будем говорить на занятии?

- Поговорим мы сегодня о зимующих птицах.

Дети внимательно смотрят на картинки.

Птицы.

Зимующие птицы.

О зимующих птицах.

Картинки с изображением зимующих птиц: голубь, синица, воробей, ворона, снегирь, сорока.

3. Рассматривание картинок

- Вы, конечно, знаете, что с наступлением холодов многие птицы улетают на юг. Как называются птицы, которые улетают в теплые края?

Но не все, есть и такие, что не улетают, а живут у нас круглый год (ворона, голубь, воробей).

Ворона – большая, черная, важная, хитрая.

Голубь – большой, сизокрылый, воркующий.

Воробей – маленький, серенький, шустрый, быстрый.

- А есть и такие, которые прилетают к нам только зимовать (синицы, снегири).

- Снегирей зовут так потому, что они прилетают к нам с первым снегом.

У снегиря красная грудка, голубовато-серая спинка и черная голова и крылья.

- У синичек грудки желтые, а головки и крылья черные.

- Какие это птицы?

- Почему их так называют?

Перелетные.

Показывание и проговаривание детьми названий птиц.

Зимующие птицы.

Потому что они остаются зимовать.

Физ.минутка

Принцесса Снежинка предлагает нам немного отдохнуть  и сделать физ.минутку.

На горе стоит лесок                

Он не низок не высок.            

Удивительная птица подает нам голосок              

По тропинке два туриста       

Шли домой из далека.

Говорят: "Такого свиста,      

мы не слышали пока".  

круговые движения руками 

сесть, встать, руки вверх

глаза и руки вверх, потянуться

ходьба на месте

плечи поднять, опустить.

Игра «Поймай слоги в ладоши»

А сейчас мы с вами сыграем в игру «Поймай слоги в ладошки»

- Давайте все вместе произнесем четко и отхлопаем слова:

Синица, снегирь, ворона, голубь.

- А теперь произнесите эти слова по очереди, прохлопывая его.

Дети по одному выполняют задание, называя слова и отхлопывая слоги в этих  словах.

Составление предложений по картине

Продолжаем наше путешествие. Идём мы с вами, снег хрустит под ногами. Вдруг, видим. На дереве сидит мудрая птица - сова. Чтобы продолжить наш путь дальше, вы ребята, должны рассказать, что нарисовано на картинке.

- Ребята, посмотрите внимательно на картину скажите, что на ней изображено.

- Как называется домик с кормом для птиц?

- Как вы думаете, кто смастерил и повесил кормушку?

- Какие птицы прилетели к кормушке?

- Что едят синички?

- Какие птицы улетают?

- Почему нужно помогать птицам зимой?

Дети рассказывают, что изображено на картинке с помощью вопросов учителя.

Все вместе проговаривают слово кормушка. 

Сюжетная картина «Птицы у кормушки»

игра «Какая птичка улетела?»

Принцесса Снежинка приготовила нам новую интересную игру: «Какая птичка улетела?» 

На доске - четыре – пять картинок с изображением зимующих птиц. Учитель незаметно для детей убирает одну картинку и спрашивает: Какая птичка улетела?

Дети смотрят внимательно и отвечают какая птичка улетела.

Игра " Весёлый шарик"

Наше путешествие по зимнему лесу продолжается. Я предлагаю вам сыграть в игру " Весёлый шарик".

Ты катись весёлый шарик

 Быстро - быстро по рукам,

 У кого весёлый шарик

 Называет птицу нам. -

Дети передают по кругу шарик, на ком останавливается, тот называет птицу.

Шарик

Закрепление пройденного материала

Много интересного вы про птиц знаете. А я вам по-другому загадки хочу загадать. Отгадывайте и поскорее картинку-отгадку

- Красногрудый, толстый, малоподвижный. (Снегирь).

- - Чернохвостая, чернокрылая, горластая разбойница. (Ворона).

- Маленький, серенький, невзрачный, но всё же драчливый, боевой, удалой. (Воробей).

- Маленькая, брюшко желтенькое, юркая, ловкая. (Синица).

- Ловкая, непоседливая, чернохвостая, белобокая. (Сорока).

Дети отгадывают загадки и поднимают картинку отгадку.

Картинки-отгадки: снегирь, ворона, воробей, синица, сорока.

Работа в карточках

Принцесса Снежинка нарисовала для вас картинки. Но мне кажется, чего-то она забыла нарисовать.

Прежде чем раскрасить и дорисовать картинку, приготовим к работе наши пальчики.

Птичка прилетела,

Головкой повертела.

Поклевала крошки

Из моей ладошки.

Пёрышки встряхнула,

Быстро упорхнула.        

Дети выполняют пальчиковую гимнастику.

Машем кистями рук.

Пальцы собраны в щепоть. Выполняем повороты кистями рук.

На одной руке пальцы собраны в щепоть, на другой – ладонь раскрыта. Изображаем, как птичка клюёт зёрна.

Поочерёдно большой  палец соединяется с остальными, начиная с указательного.

Машем кистями рук.

Дети обводят по точкам снегиря и раскрашивают картинку.

Карточки с контуром птиц, цветные карандаши.

Итог занятия

- Вспомните, о чём мы говорили на занятии?

- Что мы делали на занятии?

- Что понравилось?

-Какое задание было интересным?

О зимующих птицах.

Оценка детей.

Снежинка очень рада была с вами познакомиться. За правильные ответы она давала вам жетончики. Посчитаем, сколько каждый из вас заработал жетонов.

                                      


           

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

                                      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по развитию устной речи по теме "Ягоды: малина, земляника" 3 класс

Предлагаю разработку урока развития речи  в коррекционной школе 8 вида для обучающихся 3 класса по теме «Ягоды: малина, земляника». Данный урок могут использовать учителя начальных классов, ...

Программа по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности для учащихся 5 - 6 классов с умеренной умственной отсталостью.

Данная программа разработана на основании нормативно- правовых документов: Закона "Об образовании", Типового Положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспита...

Урок развития устной речи по теме: "Домашние птицы: гусь"

Урок изучения нового материала в 4 классе по теме "Домашние птицы"...

Программа коррекционного курса "Коррекция системного недоразвития речи тяжелой степени у обучающихся 7 класса с умеренной умственной отсталостью".

Программа коррекционного курса составлена на основе программы «Коррекция системного недоразвития речи тяжелой степени у обучающихся специальных классов». Содержание разработано с учётом &l...

Доклад на тему: "Формирование навыков самообслуживания у обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития на урока СБО и предметно - практической деятельности

Для большинства обучающихся  со сложным дефектом развития весьма значимым является овладение навыками самообслуживания, приспособление к ежедневной жизни людей.  Обучение навыкам самообслужи...

Индивидуальная карта развития учащегося 4 класса с умеренной умственной отсталостью в условиях индивидуального обучения на дому.

В начальных классах знания учащихся  с умеренной умственной отсталостью не оцениваются отметкой. Для того, чтобы выявитть индивидуальные достижения ученика, предлагаю карту развития, в которой уч...

Развитие речи на уроках адаптивной физической культуры у детей с умеренной умственной отсталостью посредством подвижных игр и физических упражнений

Для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью характерно стойкое тяжелое недоразвитие речи, проявляющееся в несформированности речевых средств языка, искажением слоговых структур, сопряженных...